Научная статья на тему 'Учебные заведения кадетского типа: проблемы и программа развития'

Учебные заведения кадетского типа: проблемы и программа развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абзалов А. Ф., Костоусов Н. С., Урасов М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебные заведения кадетского типа: проблемы и программа развития»

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ КАДЕТСКОГО ТИПА: ПРОБЛЕМЫ И ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Абзалов А.Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, Костоусов Н.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, Урасов М.И., генерал-майор, заместитель командующего Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России по чрезвычайным ситуациям

Обоснование проблемы, характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в кадетском образовании. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в ценностных ориентациях современного российского общества происходят существенные изменения. С одной стороны, нравственные основы, возвышаемые во все времена в общественном сознании российского народа: патриотизм, верность военной присяге, священное отношение к защите Отечества - стали подвергаться сомнению, даже оспариваться, а с другой стороны, Российскому государству жизненно необходимы государственные служащие с высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. Нравственная воспитанность государственного служащего, как офицера, так и гражданского специалиста должна стать основой его профессиональной деятельности и условием его служебного роста. Поэтому педагогическое наследие кадетских корпусов дореволюционной России и передовой педагогический опыт нравственного воспитания, накопленный в суворовских военных училищах советского периода, основу которого составляли традиции служения Отечеству, в эпоху современных государственных социально-экономических преобразований и реформирования Российской армии приобретает особую актуальность. М.М. Рубинштейн еще в начале XX в. сформулировал мысль, которая должна стать аксиомой и генеральным направлением для современных историко-педагогических исследований: «Нам жизненно необходимо освободиться от предрассудка, что позади нас только отжившее, умершее, то, что было и исчезло бесследно... На самом деле... история, верно понятая, это не могила, она занимается не похоронами, а главная ее задача -

говорить о жизни и живом. История учит - вот та основная мысль, с которой следует подходить к ней»1.

На социально-педагогическом уровне актуальность определяется объективно возросшей потребностью государства и общества в высокообразованных, обладающих нравственным стержнем офицерах армии и силовых министерств, способных обеспечить национальную безопасность, законность, правопорядок, и реальным недоверием граждан к морально-нравственной атмосфере в армии и государственных структурах. Актуальность на научно-теоретическом уровне вызвана расхождениями в осмыслении педагогического наследия кадетского образования с начала XVIII в. по настоящее время. В данный исторический период происходили многократные инверсионные колебания государственной политики в области социально-политических и общественно-экономических отношений от одного «полюса» к противоположному. Если в экономике возможна «шоковая терапия», то в сознании граждан, особенно военных и государственных служащих мгновенное изменение направленности сознания и веры невозможно. Общественная потребность в совершенствовании нравственного воспитания офицеров востребовала историко-педагогические исследования кадетского образования, под которым мы понимаем специально организованный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и формирования нравственного высокообразованного государственного служащего - элиты государственной службы. В Российской Федерации с 1991 г. было создано более 80 кадетских корпусов и кадетских школ (школ-интернатов), без учета кадетских классов в общеобразовательных школах. Данная тенденция выявила особую актуальность преодоления недостатков в педагогической подготовленности воспитателей и учителей. С одной стороны, налицо благородный порыв души в воспитании молодого поколения, с другой - к подросткам пришли люди, которые не имеют ни педагогического образования, ни достаточного опыта воспитательной работы в данной области.

Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации.

1 Рубинштейн, М.М. Общественное или семейное воспитание / М.М. Рубинштейн. М., 1916. С. 1.

Цель и задачи: формирование элиты; забота о духовно-нравственном, патриотическом, трудовом и физическом воспитании и качественном общем среднем полном образовании детей-сирот, детей их неполных и малоимущих семей.

Поэтапная разработка, эксперимент и введение ранжирования учебных заведений кадетского типа по примеру кадетских корпусов дореволюционной России. В соответствии с разработанным Уставом учебных заведений кадетские типа разделить на три класса:

1 класс. Суворовские военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны и других федеральных силовых министерств. В них разработан и введен компонент начального профессионального образования государственной службы (9,10,11 кл.), учреждаются специальные классы, по окончании которых кадеты производились в сержанты: МО РФ - общевойсковые; МВД - правоохранительная деятельность и так далее по направлениям.

2 класс. Кадетские корпуса Министерства образования и науки, субъектов федерации, кадетские школы, кадетские школы-интернаты субъектов федерации. В них осуществляется профильное образование. Кадеты этих корпусов после 3-6 лет учебы поступают либо в соответствии с договорами, либо по собственному желанию в высшие, средние специальные учебные заведения. Воспитанникам данных заведениях, имеющим отличные и хорошие оценки и примерное поведение, предоставляется право на перевод учебные заведения 1-го класса для получения начального профессионального образования.

3 класс. Муниципальные кадетские школы, кадетские классы муниципальных общеобразовательных учебных заведений, кадетские клубы. Данные образовательные заведения и общественные детские объединения осуществляют деятельность в соответствии с законодательством РФ, имея основной целью профориентационную работу.

В Уставах учебных заведений кадетского типа 1 и 2 класса обязательно внести в правила приема следующие положения:

- без экзаменов принимаются дети погибших на государственной службе родителей, соответствующие по здоровью (Россия обязана воспитать и обучить их за свой счет);

- вне конкурса принимаются дети, не имеющие родителей, из неполных и малообеспеченных семей, соответствующие по здоровью (Дети не виноваты в том, что взрослые проводят социально-экономические реформы, которые имеют тяжёлые последствия);

- перевод из учебных заведений 2 класса в 1 класс после 8 класса по оценкам и результатам собеседования для получения начального профессионального образования.

Разработку государственного стандарта начального профессионального образования по видам государственной службы и его утверждение в ФС по надзору в сфере образования и науки (ориентировочно: в течение 2008-2009 годов) необходимо поручить федеральным ведомствам, имеющим учебные заведения кадетского типа, так как это их непосредственный заказ.

Проведение эксперимента на базе учебных заведений 1 класса: 2-4 СВУ, КК Минобороны РФ и других силовых министерств, 1- 2 КК Минобрнауки РФ, 4-6 КК, кадетских школ, кадетских школ-интернатов в субъектах РФ, с началом его государственного финансирования в 2009-2010 гг., первоначально из статей бюджета Минобороны, Минобранауки РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование учебных заведений 1 класса - 100% федеральный бюджет; 2 класса - 50% федеральный бюджет, 50% бюджет субъекта федерации; 3 класса - 50% бюджет субъекта федерации, 50% муниципальный бюджет. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы. Финансирование программы включает в себя: научно-педагогическое и методическое обеспечение, включающее в себя педагогический мониторинг; переподготовка и повышение квалификации преподавателей т офицеров-воспитателей СВУ, КК, кадетских школ и кадетских школ-интернатов; усовершенствование учебноматериальной базы учебных заведений кадетского типа в рамках национального проекта «Образование». При Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург) действует региональный центр и научная лаборатория по вопросам безопасности жизнедеятельности, которая способна осуществить разработку и научно-методическое обеспечение системы повышения квали-

фикации офицеров-воспитателей. В качестве эксперимента планируется повышение квалификации офицеров-воспитателей Серовской кадетской школы-интерната. Финансирование данных мероприятий должно осуществляться 50% федеральный бюджет, 50% бюджет субъекта федерации. Для осуществления расчета финансирования необходимо осуществить мониторинг всех действующих учебных заведений кадетского типа Российской Федерации. Данную работу должно осуществить совместно Комитет по социальной политике Г осударствен-ной Думы, Министерство социального развития, Министерство образования и науки, общественная организация Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России».

Предложения по взаимодействию. При Комитете по социальной политике Государственной Думы РФ создать координационную комиссию по разработке Федеральной программы «Кадетское образование», в которую бы вошли представители Министерство социального развития, Министерство образования и науки, Министерство обороны, общественная организация Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», научные работники Российской академии образования и педагогических вузов из субъектов федерации, руководители учебных заведений кадетского типа. Государственные заказчики: Комитет по социальной политике Государственной Думы РФ, Министерство социального развития, Министерство образования и науки, Министерство обороны и другие силовые министерства, заинтересованные субъекты федерации. На разработку Программы должны быть гранты федерального и региональных уровней, на которые объявлен конкурс.

Вероятные риски при реализации Программы, которые, по все вероятности, будут иметь негативный характер:

1. Внедрения системы профессионального начального образования государственной службы в России - это повторение исторических ошибок. В дореволюционной России отказались от совмещения военного профессионального образования и разделили: кадетские корпуса - среднее общее полное образование и предпрофессиональная военная подготовка; юнкерские училища - военное профессиональное образование. Советский период - эксперимент 1953-1958

гг. на 3 СВУ (в том числе Свердловского суворовского военного училища), когда были суворовские офицерские военные училища, которые сделали 3 выпуска офицеров. Опыт совмещения среднего общего образования и военного профессионального образования был признан неудачным. Не наступим ли мы уже в третий раз на одни и те же грабли? Плановое формирование системы профессионального начального образования государственной службы в России нецелесообразно без анализа практической деятельности в период их адаптации и карьерного роста (ориентировочно - 10-12 лет).

2. Идея Владимирова А.И и др. об обязательном создании в каждом субъекте Российской Федерации системы учреждений кадетского образования, функционирующих в единой системе образования Российской Федерации (среднего, специального, дополнительного) и выполняющих задачи в соответствии со своим предназначением, и в соответствии с заказом Федерального центра и правительств регионов своей дислокации (ориентировочно, в течение 5-10 лет), не имеет под собой достаточной, как законодательной базы в соответствии с разделением полномочий, так и с научно-педагогической точки зрения - отсутствие учебно-материальной базы и педагогических кадров. Реально может возникнуть, что будет мертворожденное дитя, а эксперименты над детьми -это преступление.

3. Введение в приказном порядке в учебные планы учебных заведений религиозного обучения и воспитания кадет создает возможность разделения по религиозным принадлежностям. Как в России обычно бывает в соответствии с поговоркой: заставь дурака богу молиться - лоб расшибет. Данный перегиб может привести к религиозной ненависти, а у подростков это качество будет на подсознании. Если это будет осуществлено, то через определенный период - это будут религиозные фанатики, которые разорвут Россию на части.

Предварительная оценка эффективности Программы.

Необходим педагогический мониторинг отслеживания практической деятельности выпускников учебных заведений кадетского типа: основные критерии: выбор жизненного пути, непосредственно связанного с государственной

службой, адаптация, карьерный рост, формирование семьи, проявление высоких нравственных качеств личности чести, долга, ответственности ит.д.

Социальные эффекты:

1. Элита государственной службы, обладающая высокими нравственными качествами честью, долгом, ответственностью, патриотизмом, гражданственностью, верностью присяге не способна к измене, взяточничеству, халатностью.

2. Кадетское образование позволяет решать проблему по решению жилья у детей-сирот, детей из неполных и малообеспеченных семей в соответствии с законами о РФ о социальных гарантиях военнослужащим: обучение в кадетских учебных заведениях, высших, средних учебных заведениях МО и других силовых министерств - бесплатное жилье; служба по контракту - служебная жилая площадь; по завершению службы - в соответствии с выслугой обеспечение квартирой в собственность.

3. Наиболее актуальным отсроченным социально-экономическим эффектом является взращивание нового поколения высокообразованных, нравственно-воспитанных российских граждан, ведущих здоровый образ жизни. По предварительным подсчетам на образование одного кадета в год государство и субъекты федерации тратят от 20 до 40 тыс. руб. в год, а на лечение наркомана закладывается в бюджетах различного уровня порядка 200 тыс. руб. Акцентируясь на взращивании элиты гражданской государственной службы, тем не менее и экономический эффект очевиден.

Сведения об авторах

Абзалов Альберт Феликсович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета. Р.т. (343) 235 -76 -76, 235 - 76 -20.

Костоусов Николай Степанович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета. Р.т. (343) 235 -76 -76, 235 - 76 -20 Домашний адрес: 620050, г. Екатеринбург, ул. Маневровая д. 25 а, кв. 86 Урасов Михаил Иванович, генерал-майор, заместитель командующего Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России по чрезвычайным ситуациям. Р.т. (343) 373 - 66 - 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.