Педагогика
УДК 37. 034 И. М. Дугин*
О целостной системе методов нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации
В статье обосновывается система методов нравственного воспитания, которая позволяет влиять на все компоненты нравственной сферы учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Ключевые слова: нравственное воспитание, система методов нравственного воспитания, нравственная сфера учащихся, компоненты нравственной сферы.
I.M. Dugin*. About an integrated system of methods of moral education of students of educational institutions of the Ministry of Defense of Russia. The article describes a system of moral education methods, which allow to influence all components of the moral sphere students of education institutions of the Ministry of Defense of Russia.
Keywords: moral education, system of moral education methods, moral sphere of students, components of the moral sphere.
Нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается в современных условиях как одна из приоритетных задач общеобразовательных учреждений Российской Федерации, которые представлены учебными заведениями различного типа [5; 8; 11]. Среди них особую группу составляют находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательные учреждения с дополнительными образовательными программами, имеющие целью подготовку всесторонне образованных и патриотично настроенных граждан, ориентированных на государственную (преимущественно военную) службу. В состав таких общеобразовательных учреждений входят кадетские корпуса, президентские кадетские училища, суворовские военные и нахимовское военно-морское училище. Достижение высокого уровня нравственной воспитанности кадетов, суворовцев и нахимовцев предполагает использование в этих общеобразовательных учреждениях адекватной решаемым ими педагогическим задачам системы методов нравственного воспитания. Анализ исследований по вопросам нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях МО РФ показывает, что такая система пока не разработана [1; 9; 12; 15; 17; 19]. Ее разработка осложняется и тем, что для современной теории нравственного воспитания в целом проблема методов нравственного воспитания подростков и юношей остается дискуссионной. У специалистов нет единого понимания их педагогической сущности, состава, классификации [18]. Воспользуемся для разработки системы нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев моделью нравственной сферы личности, разработанной И. А. Колесниковой и Н. В. Элиасберг [6]. Авторы модели выделяют в структуре нравственной сферы личности интеллектуальный, эмоциональный, волевой, поведенческий, коммуникативный и мотивационный компоненты. Представляется, что система методов нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ для того, чтобы быть эффективной, должна обеспечивать развитие всех компонентов нравственной сферы учащихся. Выполнением этого условия обеспечивает целостность системы методов нравственного воспитания. При этом доминирующее влияние на развитие каждого из компонентов может оказывать один или несколько методов, являющихся для данного компонента ведущими. В зависимости от решаемых воспитательных задач педагогами могут быть использованы также модификации того или
* Дугин, Игорь Михайлович, доцент кафедры социальных и экономических дисциплин, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, кандидат философских наук, доцент. Адрес: Россия, 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 13 . Тел.: 8-911237-24-75, E-mail: [email protected].
* Dugin, Igor Mikhailovich, assistant professor of social and economic disciplines Military Space Academy named Mozhaiskii, Ph.D., associate professor. Address: Russia, 197198, St. Petersburg, Zhdanovskaya str.,, 13. Tel .: 8-911- 237-24-75, E-mail: [email protected].
© Дугин И.М., 2015
Педагогика
иного метода. Исходя из названного условия, раскроем систему методов нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ.
Методы развития интеллектуального компонента нравственной сферы. Интеллектуальное, умственное развитие не гарантирует, но создает благоприятные условия для нравственного воспитания. Развитие интеллектуального компонента нравственной сферы учащихся обеспечивается прежде всего методом убеждения. Убеждение построено на аргументированном обосновании какого-либо нравственного понятия, нравственного требования, нравственной позиции и др. В результате убеждения у учащегося формируется своя этически обоснованная система взглядов на мир, общество, высокую социальную значимость добросовестного служения Отечеству. В зависимости от педагогических обстоятельств метод убеждения может быть реализован в следующих модификациях: информирование, разъяснение, доказательство, опровержение. Благоприятные условия для развития интеллектуального компонента нравственной сферы учащихся создаются и при реализации метода анализа жизненных ситуаций с нравственным содержанием (метод моральных дилемм). Сущность метода заключается в создании ситуации морального выбора между двумя альтернативными решениями, прямо или косвенно предложенными педагогами, на основе анализа которых активизируется нравственное развитие и саморазвитие учащихся [4; 16]. Метод моральных дилемм способствует развитию у учащихся порядочности, честности, ответственности, патриотизма и других нравственных качеств, необходимых будущим офицерам.
Методы развития эмоционального компонента нравственной сферы. Учащийся может отличаться высоким уровнем развития этических знаний, оставаясь при этом эгоистичным и равнодушным по отношению к людям. У нравственно же воспитанного человека этические знания всегда органично сочетаются с добрыми чувствами отношению к окружающим. В процессе влияния на эмоциональный компонент нравственной сферы необходимо создавать благоприятные условия для накопления учащимися опыта внутренних переживаний нравственного характера, наполнения их духовного мира насыщенными нравственным содержанием образами, впечатлениями, мыслями, идеалами. Такая методическая установка способствует преодолению упрощенного представления о нравственном воспитании как процессе трансляции со стороны педагога учащимся готовых этических знаний. Она помогает педагогу понять, что нравственные ценности должны быть самостоятельно усвоены учащимися посредством глубокого эмоционального переживания и «переведены» тем самым в убеждения и идеалы - устойчивые мировоззренческие структуры их личности. Ведущим методом развития эмоционального компонента нравственной сферы учащихся следует признать метод эмоционального стимулирования. Его содержание составляют внешние эмоционально-ценностные побудители (стимулы), воздействующие, прежде всего, на чувства учащихся и вызывающие у них адекватный эмоциональный отклик, нравственные сопереживания. К эмоциональным стимулам исследователи проблем нравственного воспитания относят: соревнование, драматизацию, игру, проблемно-поисковую ситуацию [21, с. 23]. На наш взгляд, эти эмоциональные стимулы правомерно рассматривать как модификации метода эмоционального стимулирования. Соревнование, организованное педагогически квалифицированно, формирует у учащихся коллективизм, ответственность, взаимопомощь, развивает лидерские качества. Драматизация, основанная на приемах идентификации с другой личностью, позволяет им осуществлять выбор разных социальных ролей, свободно переключаться с одной деятельности на другую, способствует развитию самостоятельности, умения координировать свою позицию с позицией других людей, изменяет отношение к окружающему миру. Игра может быть успешно использована в интересах нравственной социализации учащихся, проявления ими разнообразных форм нравственной активности. Проблемно-поисковые ситуации, смоделированные педагогом в ходе освоения учащимися общественных, исторических учебных дисциплин, помогают развивать у них социальную активность, способность давать этическую оценку общественным явлениям и процессам.
Методы развития волевого компонента нравственной сферы. Опыт нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев показывает, что при ослаблении волевого начала нравственная регуляция их поведения несовершенна. Она проявляется лишь на уровне знания учащимися этических норм, без должного отражения в их поведении. Поэтому нравственное воспитание учащихся должно включать в свое содержание развитие их морально-волевой активности, обеспечивающей единства сознания и поведения. На ключевое место морально-волевой активности в структуре личности военнослужащего особое внимание обращено в работах военных педагогов [2; 3]. Морально-волевая активность проявляется в способности учащихся преодолевать собственную ограниченность, узость духовных интересов, культурную неразвитость, в стремлении к самосовершенствованию. Ведущая роль в развитии волевого компонента нравственной сферы учащихся, на наш взгляд, принадлежит методу упражнения. Этот метод может быть использован командирами и воспитателями в двух модификациях. Одной из его модификаций является приучение учащихся к формам общественно одобряемого поведения. Эту модификацию целесообразно применять в начальный, адаптационный период обучения учащихся, когда их в сжатые сроки необходимо приучить к непривычным нормам общественного поведения, которые обусловлены жизненным укладом общеобразовательного учреждения Министерства обороны. С наибольшей же полнотой нравственно ориентированная
Дугин И.М. О целостной системе методов нравственного воспитания учащихся...
воля учащегося проявляется в ответственном поступке. Поэтому для развития волевого компонента нравственной сферы учащихся целесообразно использовать и другую модификацию метода упражнения - метод создания жизненных ситуаций с нравственным содержанием. Воспитывающая ситуация - это такая совокупность обстоятельств, которая дает возможность педагогу оценить уровень воспитанности учащегося и повлиять на ее развитие. Разновидностью воспитывающих ситуаций являются нравственные или этические ситуации. Естественно возникшие или преднамеренно созданные педагогом жизненные ситуации с нравственным содержанием способствуют освоению учащимися духовных ценностей и их проецированию на их поведение, деятельность, общение, поступки.
Методы развития поведенческого компонента нравственной сферы. Практика нравственного воспитания кадетов, суворовцев, нахимовцев показывает, что педагогам нередко приходится решать двуединую задачу. С одной стороны, развивать у учащихся стремление осуществлять нравственно мотивированное поведение, а с другой - «блокировать» возможность появления в содержании их поведения отклоняющихся форм. По этой причине в систему методов нравственного воспитания учащихся в качестве ведущих методов воздействия на поведенческий компонент нравственной сферы должны быть включены методы поощрения и принуждения. Воспитательная цель поощрения - одобрить нравственно мотивированную линию поведения учащегося, помочь ему утвердится в выборе нравственных поведенческих ориентиров. Воспитательная цель принуждения - затормозить развитие нежелательных личностных качеств учащихся, вызвать сожаление о совершенном проступке и стремление не повторять содеянное. К ведущим методам воздействия на поведенческий компонент нравственной сферы учащихся следует отнести также коллективное и индивидуальное педагогическое требование. Необходимость использования этих методов обусловлена военно-профессиональной направленностью учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях МО РФ. Коллективные педагогические требования содержатся в официальных документах, регламентирующих жизнедеятельность учащихся - общевоинских уставах, инструкциях, обязанностях учащихся, командиров отделений, заместителей командиров взводов и т. д. Индивидуальные педагогические требования используются в процессе воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев в разнообразных формах. Лаконичные, четкие команды, указания, распоряжения начальников подчиненным - традиционные для общеобразовательного учреждения с военно-профессиональной направленностью формы реализации индивидуального педагогического требования. В начальных классах командиры и воспитатели обязательно сопровождают свои указания и распоряжения объяснениями «почему так нужно», в старших классах - по мере необходимости. Помимо прямых педагогических требований могут быть использованы косвенные педагогические требования - совет, просьба, намек и другие. В этом случае учащемуся оставляется возможность самостоятельного выбора и не требуется немедленное подчинение требованию. Косвенное педагогическое требование в контексте нравственного воспитания предпочтительнее и эффективнее прямого, т.к. подразумевает неформальное общение педагогов и учащихся.
Методы развития коммуникативного компонента нравственной сферы. В данном случае понятие «коммуникация» отождествляется нами с понятием «общение». На особую роль общения в нравственном развитии подростков и юношей обращают внимание специалисты по возрастной психологии [7; 10; 13]. Уточним, что нравственно развивающее влияние на учащихся оказывает прежде всего диалогическое общение. Диалогическое общение - это эмоционально-интеллектуальная связь общающихся личностей как суверенных субъектов, каждый из которых видит в другом полноправного, уникального и вместе с тем близкого, дополняющего его и поэтому необходимого ему субъекта. Диалог характеризуется естественностью в выражении чувств и отношений общающихся, их позитивным отношением друг к другу, признанием равноправности, способности к сопереживанию [14, с. 15]. Такое понимание сути диалогического общения позволяет прийти к выводу, что ведущим методом развития коммуникативного компонента нравственной сферы учащихся является метод диалога. Диалог способствует развитию у учащихся способности к децентрации, нравственной рефлексии, формирует у них отзывчивость, открытость, дружелюбие и другие нравственные качества. Модификациями метода диалога являются традиционный этический диалог [20, с. 36]. Традиционный этический диалог может быть использован для нравственного воспитания учащихся всех возрастных категорий. Однако в старших классах предпочтительнее использовать философско-мировоззренческий диалог, организуемый по типу сократической беседы. Такой диалог состоит из нескольких диалектически взаимосвязанных этапов. Его следует начинать с постановки нравственно-мировоззренческой проблемы, как правило, заключающейся в определении содержания какого-либо этического понятия - добро, благо, справедливость и других. Второй этап заключается в разрешении, «снятии» поставленной проблемы на актуальном для участников диалога уровне развития. На третьем, развивающем этапе поставленная проблема воссоздается на новом, более сложном «витке» смысловой спирали. В результате осуществления этих этапов диалога для всех его участников проецируется своя «зона ближайшего развития». Для ее проецирования используются два приема -майевтика и агон. Майевтика - прием приведения участников диалога в замешательство при помощи примеров, доводов, неожиданных ракурсов рассмотрения нравственно-мировоззренческой проблемы. Этот прием демонстрирует участникам диалога неполноту их этических знаний, имеющихся у них представлений, что стимулирует их к дальнейшим размышлениям, поиску истины. Агон - прием,
Педагогика
основанный на противопоставлении нескольких точек зрения на обсуждаемую проблему. Агон обеспечивает партнерскую коммуникацию участников обсуждения нравственной проблемы, учит их согласовывать свои позиции, находить компромиссное решение.
Методы развития мотивационного компонента нравственной сферы. Известно, что внешне один и тот же поступок, в зависимости от мотива его совершения, приобретает различный, а иногда и альтернативный по своему этическому содержанию смысл. Поэтому осуществление педагогического влияния на развитие мотивационного компонента нравственной сферы учащихся требует от воспитателей особой педагогической зоркости. Осуществляя такое влияние, важно учитывать, что в подростковом и юношеском возрасте у учащихся актуализируется потребность в получении доказательств того, что порядочные, честные, благородные люди существуют реально. По этой причине значимым условием нравственного воспитания учащихся является предъявление им образцов высокой духовности и нравственности. В этой связи ведущим методом развития мотивационного компонента нравственной сферы учащихся является метод примера. Пример позволяет обогатить и расширь нравственный опыт учащихся, побудить их к внутреннему диалогу, пробудить в них нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы моральных ценностей. Модификациями метода примера является пример исторической личности, пример литературного героя, пример близкого человека. Осуществляя нравственное воспитание учащихся, необходимо учитывать обусловленную их возрастом склонность к подражанию взрослым. Оно может проявляться в изменении своего внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, сквернословии и других негативных явлениях. Эта возрастная особенность делает особо значимым для нравственного развития учащихся личный пример педагога.
Такова целостная система методов нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев, которая позволяет оказывать влияние на все компоненты нравственной их нравственной сферы.
Список литературы
1. Абатина, И. А. Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве в системе довузовской военной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д., 2006. - 38 с.
2. Военная педагогика / под ред. И. А. Алехина. - М.: ВУ, 2007. - 448 с.
3. Военная педагогика / под. ред. О. Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
4. Голикова, Т. В. Педагогические условия эффективного применения моральных дилемм в нравственном развитии подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 42 с.
5. Колесникова, И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 21-28.
6. Колесникова, И. А., Элиасберг, Н. В. Современные подходы к этическому образованию в школе. - СПб., 1997. - 51 с.
7. Кон, И. С. Психология ранней юности. - М., 1989. - 216 с.
8. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. - 2009. - № 9. - С. 8-19.
9. Костоусов, Н. С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся лицея милиции : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 41 с.
10. Мухина, В. С. Возрастная психология. - М., 2002. - 257 с.
11. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика.
- 2008. - № 9. - С. 6-17.
12. Пашканова, Н. А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2006. - 43 с.
13. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990. - 347 с.
14. Протанская, Е. С. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 1994. - 49 с.
15. Ромайкин, Ю. В. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2004. - 46 с.
16. Сироткин, Л. Ю., Егорова, С. Ф. Нравственный выбор и его воспитание. - Екатеринбург, 1999. - 48 с.
17. Стрюкова, Г. А. Гуманистический потенциал воспитательной системы суворовского военного училища : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2002. - 39 с.
18. Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние.
- Гродно, 2008. - 236 с.
19. Чураков, С. В. Нравственное воспитание суворовцев в процессе общеобразовательной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2011. - 37 с.
20. Шемшурина, А. И. Система воспитания этической культуры школьника : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1988. - 49 с.
21. Яновская, М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. - Киров, 1988. - 86 с.