УДК 37. 034
И. М. Дугин
Основное содержание концепции нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (системно-антропологическое видение)
В статье раскрыто основное содержание концепции нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Определены базовые категории концепции. Рассмотрено функционирование воспитательного «механизма» системы. Обоснованы функции и этапы нравственного воспитания учащихся.
The article reveals the main content of the concept of moral education teaching students of educational institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation. Defines the basic concept of the category. Reviewed the functioning of the «mechanism» of the system. Substantiated functions and stages of moral education of students.
Ключевые слова: нравственное воспитание, системно-антропологическое видение, нравственное развитие, модусы нравственного развития, система нравственного воспитания, функции нравственного воспитания, этапы нравственного воспитания.
Key words: moral education, system-anthropological vision, moral development, function of moral education, modes of moral development, system of moral education, functions of moral education, stages of moral education.
Изучение современной практики и исторического опыта нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев, научнопедагогических исследований по вопросам их нравственного воспитания позволило прийти к выводу о необходимости разработки концепции (системы) нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].
Методологическим средством для обоснования категориального аппарата и содержания концепции стал системно-антропологический подход, представляющий собой совокупность философских, психологических, собственно педагогических регулятивных идей и понятий, раскрывающих обусловленность содержания всех структурных, процессуальных и функциональных характеристик нравственного воспитания представлением об учащемся как антропологической целостности.
© Дугин И.М., 2015
158
К числу базовых понятий системно-антропологического подхода относятся:
- «нравственно-антропологическая целостность» - понятие, раскрывающее единство природных, социальных, культурологических, субъектных сущностных характеристик учащегося как объекта нравственного воспитания (индивид, личность, индивидуальность, субъект нравственной активности);
- нравственный опыт учащегося - понятие, отражающее целост-
ность нравственного бытия учащегося как индивида, личности, индивидуальности и субъекта нравственной активности. Основными «пластами» нравственного опыта учащихся являются: «элементарная
нравственная природная грунтовка» (индивид); общественная и групповая мораль (личность); нравственность индивидуального культурного пространства (индивидуальность); автономная мораль (субъект нравственной активности).
- нравственное развитие учащегося - целостный по составу своих модусов, обусловленный природными, социальными, культурологическими, субъектными детерминантами процесс расширения, углубления и гармонизации всех компонентов нравственной сферы учащегося. Целостность процесса нравственного развития учащегося составляют эмоционально-природный, социологический, культурологический, деятельный модусы.
Нравственное воспитание учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ как целостное социальное явление - это многоуровневая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность субъектов воспитания различного уровня по обеспечению нравственного развитии учащихся, формированию у них нравственных качеств, необходимых государственному служащему (военнослужащему). Оно осуществляется на социетарном, институциональном, социально-психологическом, межличностном, интраперсональном уровнях [4].
Системообразующим уровнем нравственного воспитания учащихся является институциональный уровень, так как именно в учебновоспитательном процессе общеобразовательного учреждения концентрируются воспитательные усилия субъектов нравственного воспитания всех уровней, создаются условия, обеспечивающие его системный характер.
Система нравственного воспитания учащихся общеобразовательного учреждения МО РФ - это обусловленное системноантропологическим представлением об учащемся как предмете нравственного воспитания единство его целей, задач, направлений, методов, средств, организационных форм, реализуемое в учебно-воспитательном процессе.
Главное в системе нравственного воспитания общеобразовательного учреждения МО РФ - создание условий для нравственного развития
159
учащихся за счет целенаправленной, поэтапной интеграции в целостном учебно-воспитательном процессе компонентов и функций нравственного воспитания, основанием для выделения которых является научноантропологическое представление об учащемся как предмете нравственного воспитания. В этом заключен воспитательный «механизм» системы нравственного воспитания учащихся. Функционирование данного механизма обеспечивает:
А) Интеграцию в целостном учебно-воспитательном процессе компонентов (направлений) и функций нравственного воспитания учащихся. Нравственное воспитание учащихся осуществляется в единстве своих компонентов (направлений). Оно одновременно является: средством создания педагогических условий для развития у учащихся природной склонности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; аспектом педагогически управляемой социализации учащихся; ценностно-смысловым диалогом участников учебно-воспитательного процесса; средством создания условий для актуализации нравственной активности учащихся.
Являясь средством создание педагогических условий для развития у учащихся природной склонности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию другому человеку, нравственное воспитание реализует функцию нравственно-психологической адаптации. Деятельность педагогов в данном направлении направлена на развитие эмотивного, когнитивного и конативного компонентов эмпатии, формирование некоторых нравственно-коммуникативных качеств. Предполагается, что эмпатия является эмоциональным фундаментом для развития у государственного служащего (военнослужащего) такого нравственного качества как гуманность, формирует у него способность сопереживать, сочувствовать другому человеку.
Будучи аспектом педагогически управляемой социализации учащихся нравственное воспитание реализует функцию их нравственной социализации. Организуемое в данном направлении нравственное воспитание обеспечивает усвоение учащимися социальных норм и моделей поведения, позволяющих им успешно интегрироваться в современный социум, осуществлять эффективное социальное взаимодействие, исполнять роль государственного служащего (военнослужащего). Значительное внимание при этом уделяется «смягчению» деструктивного влияния на нравственную сферу учащихся стихийной и отклоняющейся социализации, профилактике дивиантного и асоциального поведения. Эффективность нравственной социализации предполагает повышение роли первичного коллектива как совокупного агента социализации учащихся; усиление ее военно-профессионального контекста; гуманизацию взаимоотношений учащихся и расширение зоны их социального взаимодействия.
Нравственное воспитание как ценностно-смысловой диалог участников учебно-воспитательного процесса реализует функцию нравствен-
160
но-культурной идентификации учащихся. Нравственное воспитание, организуемое в данном направлении, способствует освоению учащимися как будущими государственными служащими (военнослужащими) совокупности базовых моральных ценностей. К таким ценностям относятся -«Кадетская честь», «Кадетское братство», «Кадетские традиции», «Отечество», «Гражданственность», «Труд», «Служение Отечеству», «Долг», «Ответственность», «Достоинство». Действенность нравственнокультурной идентификации учащихся предполагает: формирование и развитие в образовательном учреждении целостного культурного пространства, в котором создаются условия, способствующие освоению учащимися базовых моральных ценностей; обеспечивается обогащение содержания, усиление эмоционально-ценностной, дискуссионной составляющей нравственного просвещения учащихся.
Являясь средством создания условий для актуализации нравственной активности учащихся, нравственное воспитание реализует функцию нравственной субъективация учащихся. Организация нравственного воспитания в данном направлении предполагает создание условий для нравственного развития учащихся в процессе разнообразных форм их совместной деятельности и самовоспитания. Эффективность нравственной субъективации учащихся достигается за счет: более полной реализации нравственно формирующего потенциала учебной деятельности; расширения репертуара, обогащения содержания и организационных форм неурочной деятельности; развития у учащихся потребности и способности к нравственному самовоспитанию.
Б) Этапно-поступательный характер нравственного воспитания, который обеспечивается выделением в его развернутом во времени содержании трех интеграционных воспитательных модулей. Внутри каждого модуля определяются основные воспитательные задачи для учащихся младшего подросткового, старшего подросткового, младшего юношеского возрастов. Основные воспитательные задачи определяются с учетом обусловленных возрастом учащихся особенностей развития интеллектуального, эмоционального, волевого, поведенческого, коммуникативного, мотивационного компонентов их нравственной сферы. Основные воспитательные задачи для модуля дифференцируются по модусам нравственного развития учащихся - эмоционально-природному, социологическому, культурологическому, деятельному. Последовательная реализация в учебно-воспитательном процессе интеграционных воспитательных модулей обеспечивает нравственное становление, нравственное утверждение, нравственное самоопределение учащихся, являющихся этапами процесса их нравственного развития.
Первый этап (интеграционный воспитательный модуль) - «Нравственное становление» - младший подростковый возраст, учащиеся 11-13 лет, обучающиеся в 5-7 классах.
161
Основные воспитательные задачи этапа, дифференцированные по модусам нравственного развития учащихся:
а) эмоционально-природный модус: обогащение эмоционального опыта учащихся; развитие эмотивного компонента эмпатии, способности сопереживать и сочувствовать другому человеку.
б) социологический модус: освоение социальной роли учащегося; уяснение норм и требований общечеловеческой морали, воинского этикета и уставов, регулирующих социальное взаимодействие; обретение первичного опыта самоуправления;
в) культурологический модус: пробуждение и развитие интереса к ценностям духовной культуры, осознание ее многообразия и богатства; преимущественная ориентация на освоение базовых моральных ценностей «Кадетская честь», «Кадетское братство», «Кадетские традиции».
г) в деятельный модус: формирование в процессе различных форм совместной деятельности и общения самостоятельности, ответственности, коллективизма и других нравственных качеств; формирование установки на нравственное самовоспитание и развитие предпосылок к его осуществлению.
Второй этап (интеграционный воспитательный модуль) -«Нравственное утверждение» - старший подростковый возраст, учащиеся 14-15 лет, обучающиеся в 8-9 классах.
Основные воспитательные задачи этапа, дифференцированные по модусам нравственного развития учащихся:
а) эмоционально-природный модус нравственного развития: развитие когнитивного компонента эмпатии; освоение «языка эмоций», развитие эмпатийной зоркости, слушания, рефлексии, понимания;
б) социологический модус нравственного развития: освоение социальной роли гражданина России; развитие коммуникативных навыков делового и межличностного общения в контексте расширения пространства социального взаимодействия;
в) культурологический модус нравственного развития: расширение общекультурного горизонта; акцент на приобщение к национальной культуре, освоение базовых моральных ценностей «Отечество», «Гражданственность», «Труд»;
г) в деятельном модусе нравственного развития: обогащение опыта ответственного поведения, самостоятельности в принятии решений через активное включение в разнообразные формы совместной деятельности, овладение первичными навыками самовоспитания.
Третий этап (интеграционный воспитательный модуль) - «Нравственное самоопределение» - младший юношеский возраст, учащиеся 15-17 лет, обучающиеся в 10-11 классах.
Основные воспитательные задачи этапа, дифференцированные по модусам нравственного развития учащихся:
162
а) эмоционально-природный модус нравственного развития: развитие конативного компонента эмпатии, стремления оказывать другому человеку действенную помощь при вербальном сочувствии и волевом содействии.
б) социологический модус нравственного развития: активизация профессиональной ориентации учащихся, создание условий для освоения социальной роли государственного служащего (военнослужащего).
в) культурологический модус нравственного развития: наращивание культурного потенциала учащихся как будущих государственных служащих; актуализация ориентации на базовые моральные ценности «Служение Отечеству», «Долг», «Ответственность», «Достоинство».
г) в деятельном модусе нравственного развития: формирование готовности к осознанному профессиональному выбору; развитие нравственной смысловой составляющей в структуре мировоззрения учащихся; овладение приемами нравственного самовоспитания.
В тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием осуществляется их нравственное самовоспитание, которое также носит этапнопоступательный характер. Учет особенностей нравственного развития учащихся младшего подросткового, старшего подросткового и младшего юношеского возрастов позволяет выделить следующие этапы их нравственного самовоспитания.
Первый этап - «Формирование предпосылок к нравственному самовоспитанию» - младший подростковый возраст, кадеты 11-13 лет, обучающиеся в 5-7 классах. На этом этапе у учащихся формируются интеллектуальные, волевые, мотивационные предпосылки к нравственному самовоспитанию.
Второй этап - «Нравственной самооценки и овладения первичными навыками нравственного самовоспитания» - старший подростковый возраст, кадеты 14-15 лет, обучающиеся в 8-9 классах. На этом этапе: у учащихся формируется способность к адекватной самооценке; развивается способность к самоанализу; происходит выделение своих личностных качеств как причин совершаемых поступков; вырабатываются отдельные правила работы над собой.
Третий этап - «Актуализации нравственного самовоспитания» -младший юношеский возраст, кадеты 15-17 лет, обучающиеся в 10-11 классах. На этом этапе: учащимися осознается необходимость систематической работы над собой; осваиваются основные приемы нравственного самовоспитания; осуществляется проектирование специальной программы нравственного самовоспитания.
В) Полноту развития нравственной сферы учащихся по всем компонентам. В результате влияния воспитательного «механизма» системы нравственного воспитания к концу обучения компоненты нравственной сферы учащегося должны иметь следующую качественную характеристику:
163
- интеллектуальный компонент: учащийся знает и понимает смысл основных нравственных понятий, базовых моральных ценностей; способен аргументировано обосновать необходимость нравственного отношения к другим людям и свою нравственную позицию; глубоко знает историю Отечества, своей малой Родины, Вооруженных Сил РФ, общеобразовательного учреждения; обладает развитыми представлениями о достижениях человечества, россиян в области духовной и материальной культуры; понимает высокую социальную значимость и необходимость добросовестного служения Отечеству на военном и гражданском поприще; имеет достаточно полное представление об основных требованиях профессиональной этики государственного служащего (военнослужащего);
- эмоциональный компонент: у учащегося сформированы высшие нравственные чувства, выражающие его отношение к другим людям, Отечеству, малой Родине, самому себе, своим обязанностям, социальным институтам, Российскому государству: гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, собственное достоинство и другие; учащийся способен проявлять эмпатию, сочувствие, сопереживание к человеку;
- волевой компонент: учащийся готов к ответственным поступкам и деятельности, совершение которых требует личностных усилий, эмоционально-волевой устойчивости; отстаивая свою нравственную позицию, способен противостоять внешнему давлению; обладает развитыми лидерскими качествами, организаторскими способностями; у него сформированы основные морально-волевые качества, необходимые военнослужащему (государственному служащему) - решительность, инициативность, самообладание, настойчивость, ответственность, дисциплинированность и другие;
- поведенческий компонент: учащийся способен сознательно управлять своим поведением, ориентируясь на моральные нормы и ценности; ответственно относится к учебе, исполнению обязанностей и поручений; активно участвует в разнообразных формах учебной и не учебной деятельности, реализации социально значимых проектов, акций, творческих коллективных кадетских дел и других мероприятий;
- мотивационный компонент: у учащегося сформировано стремление к поступлению в высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для государственной и военной службы; развита мотивация бескорыстного, добросовестного служения Отечеству; он способен к нравственной рефлексии, самоанализу, самовоспитанию; критичен по отношению к своему поведению, поступкам, решениям; ориентирован на сочетание личных, общественных и групповых интересов;
- коммуникативный компонент: учащийся способен осуществлять социальное взаимодействие, исходя из требований общечеловеческой морали; во взаимоотношениях с начальниками и педагогами сознатель-
164
но руководствуется уставными требованиями, нормами воинского этикета; отношения с товарищами выстраивает в соответствии с нормами «кадетского братства», умеет дружить, готов оказать помощь товарищу; благороден и предупредителен по отношению к девушке, женщине; внимателен к пожилым людям, ветеранам; отличается высокой культурой межличностного и делового общения; тактичен и вежлив в общении с окружающими.
Список литературы
1. Абатина И. А. Педагогические основы воспитания представлений о чести и достоинстве в системе довузовской военной подготовки: автореф. ...дис. канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2006. - 38 с.
2. Андрюшин И. В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских корпусах: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Кострома, 2001. - 35 с.
3. Галибина Л. А. Воспитание здорового образа жизни у кадет общеобразовательных военно-учебных заведений России: автореф. дис. .канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 33 с.
4. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. - 214 с.
5. Данченко В. Г., Калашников Г. В. Кадетские корпуса - школа русской военной элиты. - М., 2007. - 341 с.
6. Каменев А. И. История подготовки военных кадров в России. - М., 1999. -215 с.
7. Костоусов Н. С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся лицея милиции: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 34 с.
8. Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. - СПб., 1998. - 421 с.
9. Пашканова Н. А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Кострома, 2006. - 36 с.
10. Ромайкин Ю. В. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса: автореф. дис. .д-р. пед. наук. - М., 2004. - 45 с.
11. Стрюкова Г.А. Гуманистический потенциал воспитательной системы кадетского корпуса: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Ульяновск, 2002. - 34 с.
12. Чураков С. В. Нравственное воспитание суворовцев в процессе общеобразовательной подготовки: автореф. дис. .канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2011. -34 с.
165