УДК 37. 034
И. М. Дугин
К вопросу о педагогической сущности нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (системно-антропологический подход)
В статье показаны методологические возможности системноантропологического подхода. Определены его ключевые категории. На базе системно-антропологического подхода обоснована педагогическая сущность нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Нравственное воспитание раскрыто как целостное педагогическое явление. Рассмотрены его качественные характеристики, компоненты и функции.
The article shows the methodological possibilities of system-anthropological approach. Identified its key categories. On the basis of system-anthropological approach justified pedagogical essence of moral education students of educational institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation. Moral education is disclosed as a holistic pedagogical phenomenon. Considered its qualitative characteristics, components and function.
Ключевые слова: нравственное воспитание, системно-антропологический подход, нравственный опыт, нравственное развитие, детерминанты нравственного развития, компоненты нравственного воспитания, функция нравственного воспитания, нравственно-антропологическая целостность, качественные характеристики нравственного воспитания.
Key words: moral education, system-anthropological approach, moral experience, moral development, determinants of moral development, components of moral education, function of moral education, moral end anthropological integrity, qualitative characteristics of moral education.
На современном этапе развития Российского государства и его Вооруженных Сил возросла потребность в высокопрофессиональных управленческих кадрах, способных принимать ответственные решения с учетом моральных критериев, с достоинством и честью служить Отечеству. Особая роль в ее удовлетворении отводится сегодня общеобразовательным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации - президентским кадетским училищам, суворовским военным, нахимов-
© Дугин И.М., 2015
132
ские военно-морским училищам, кадетским (морским кадетским) корпусам. Об этом свидетельствует то, что в настоящее время в Российской Федерации активно реализуется Президентская программа создания и развития президентских кадетских училищ. Перечисленные обстоятельства актуализирует необходимость исследования проблемы нравственного воспитания учащихся этих общеобразовательных учреждений, в которых одновременно обучается более 9 тысяч учащихся.
Изучение работ по вопросам нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений различных типов показывает, что для обоснования его педагогической сущности их авторы используются разные методологические подходы: деятельностный, коммуникативный, аксиологический, личностно-ориентированный, информационный, эмоционально-ценностный [2]. Используя в качестве ключевых объяснительных категорий понятия «деятельность», «социальное отношение», «личность», «ценность», «информация», «общение», «эмоция», они в конечном итоге редуцируют целостный нравственный опыт учащегося к одной из его проекций. Такая редукция в свою очередь ведет к частичному представлению об учащемся как предмете нравственного воспитания, и по этой причине, ограничивает возможность обоснования целостного представления о педагогической сущности нравственного воспитания.
Представляется, что преодолению этой ограниченности может способствовать использование в качестве методологической основы исследования проблем нравственного воспитания системноантропологического подхода, ключевой объяснительной категорией которого является понятие «человек». Его теоретическую основу составляют:
- во-первых, научные положения социальной антропологии, разработанные в контексте концепции современного человекознания [1; 3];
- во-вторых, научные положения о системном характере нравственного воспитания [5].
Опираясь на данные широкого круга наук о человеке, системноантропологический подход:
а) позволяет осмыслить нравственный опыт учащегося как феномен онтологически многомерный, укорененный в человеческом бытии, связанный с его природными, социальными, культурологическими, субъектными основаниями;
б) обеспечивает формирование целостного представления об учащемся как предмете нравственного воспитания, о «пластах» его нравственного опыта, модусах и детерминантах нравственного развития;
г) позволяет на основе представлений об учащемся как предмете нравственного воспитания обосновать представление о педагогической сущности нравственного воспитания, его компонентах, функциях, качественных характеристиках.
133
Целостное представление об учащемся как предмете нравственного воспитания, «пластах» его нравственного опыта, модусах и детерминантах нравственного развития, компонентах и функциях нравственного воспитания отражено в методологической матрице системно - антропологического подхода.
Методологическая матрица системно-антропологического подхода
Сущностная антропологи- ческая характери- стика учащегося «Пласт» нравственного опыта учащегося Модус нравственного развития учащегося Детерми- нанты нрав- ственного развития учащегося Компонент нравствен- ного воспитания учащегося Функция нравствен- ного воспитания учащегося
Индивид Элементарная нравственная природная грунтовка Эмоциональ- но-природный Природные свойства учащихся Средство создания педагогических условий для развития у учащихся способности к эмпатии, сочувствию, со-переживанию Нравствен- но- психологи- ческая адаптация
Личность Общественная и групповая мораль Социологиче- ский Социальные нормы Аспект пе-дагогиче-ски управляемой социализации Нравственная социализация
Индивиду- альность Нравственность индивидуального культурного пространства Культурологи- ческий Духовные ценности Ценностно- смысловой диалог Нравствен- но- культурная идентифи- кация
Субъект нравственной активности Автономная мораль Деятельный Нрав- ственная актив- ность учащегося Средство создания педагогических условий актуализации нравственной активности учащихся Нравственная субъек-тивация
134
В содержании матрицы отражено, что учащийся как предмет нравственного воспитания представляет собой целостное единство своих сущностных антропологических характеристик - индивида, личности, индивидуальности, субъекта нравственной активности. Каждая из сущностных антропологических характеристик учащегося специфична с точки зрения того «пласта» нравственного опыта, в границах которого он осуществляет свое поведение, модусов и детерминант его нравственного развития, а также соответствующих им компонентов и функций нравственного воспитания. Подчеркнем, что такая «нравственно-
педагогическая» спецификация сущностных антропологических характеристик учащегося условна и допустима лишь в абстракции. Она осуществляется в целях более полного и четкого теоретического представления об учащемся как предмете нравственного воспитания. Раскроем содержание исходной методологической матрицы системно-
антропологического подхода более конкретно.
Индивид - это сущностная антропологическая характеристика учащегося как природного существа. Наличие природных оснований социального, в том числе и нравственного, поведения обосновывается в работах зарубежных и отечественных ученых [4]. В контексте системноантропологического подхода с индивидными свойствами учащегося соотносится особый «пласт» его нравственного опыта - «элементарная нравственная природная грунтовка». Этому «пласту» соответствует эмоционально-природный модус нравственного развития учащихся, детерминантами которого являются некоторые генетические, физиологические, нейропсихологические и другие индивидные характеристики учащегося. Его содержанием является поведение учащихся, обусловленное природной склонностью к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Данный «пласт» нравственного опыта учащихся обеспечивает их первичное нравственно-психологическое вхождение в социум. Деформации в структуре «элементарной нравственной природной грунтовки» учащихся могут быть причинами их конфликтности, агрессивности, эгоизма, дивиантного поведения и других антиподов нравственности. Нравственное воспитание в границах элементарной нравственной природной грунтовки является средством создания педагогических условий развития способности к эмпатии, которая является эмоциональной основой формирования у будущих государственных служащих (военнослужащих) гуманного отношения к людям, некоторых нравственно-коммуникативных качеств и выполняет функцию их первичной нравственнопсихологической адаптации в социуме.
Личность - это сущностная антропологическая характеристика учащегося как социального существа, способного осуществлять нормативно заданное социальное взаимодействие с другими людьми. «Пласт» нравственного опыта учащегося как личности обусловлен общественной и групповой моралью. В его пределах нравственное развитие учащихся
135
представлено социологическим модусом. Его детерминантами являются моральные нормы, регулирующие социальное взаимодействие учащихся с другими людьми как членами общества в целом или отдельных социальных групп. Нравственное воспитание учащегося как личности является одним из аспектов педагогически управляемой социализации и реализует функцию его нравственной социализации. Нравственная социализация учащихся должна обеспечить: освоение учащимися определенного репертуара социальных ролей, моделей и образцов поведения, необходимых государственному служащему (военнослужащему) для исполнения профессиональных обязанностей, интеграции в современный дифференцированный социум, успешной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; развитие у учащихся, как будущих государственных служащих (военнослужащих), способности к осуществлению социальных действий, которые по своему этическому содержанию соотносятся с действиями других людей или ориентируются на них; смягчение деструктивного влияния на нравственную сферу учащихся стихийной и отклоняющейся социализации.
Индивидуальность - это сущностная антропологическая характеристика учащегося как культурного существа, осваивающего содержание разнообразных форм духовной культуры. «Пласт» нравственного опыта учащегося как индивидуальности образует его индивидуальное нравственное культурно-смысловое пространство. В границах этого «пласта» нравственное развитие учащегося осуществляется в культурологическом модусе, а его детерминантами являются духовные ценности. Нравственное воспитание учащегося как индивидуальности приобретает форму педагогически организованного ценностно-смыслового диалога, в ходе которого учащиеся осваивают духовные ценности. Основной функцией этого компонента нравственного воспитания является нравственно-культурная идентификация учащихся. Подготовка учащихся к государственной (военной) службе предполагает, что в процессе нравственно-культурной идентификации они осваивают корпоративные, общечеловеческие, национальные и профессиональные базовые моральные ценности.
Нравственное поведение учащегося как индивида, личности и индивидуальности осуществляется либо под влиянием внешнего регулятора (моральная норма, граница ролевого поведения, культурная традиция, обычай и др.), либо внутреннего природно-эмоционального импульса. Такое обусловленное социальной, культурологической или природной необходимостью поведение учащегося является легальным (И. Кант), а не собственно моральным, осуществляемым на основании внутренне свободной нравственной мотивации. Оно обеспечивает прагматическое, утилитарное, внешне ролевое, конформное поведение учащегося в социуме. Способность осуществлять такое поведение необходима учащемуся, но недостаточна для того, чтобы обеспечивать его нравственное
136
поведение в полном объеме его возможного содержания. Нравственная воспитанность учащегося может достичь своей содержательной полноты, если он в своем нравственном развитии достигает уровня субъекта нравственной активности. Субъект нравственной активности - это сущностная антропологическая характеристика учащегося как существа, способного самостоятельно, на основании внутренне свободной мотивации осуществлять свое нравственное поведение. «Пласт» нравственного опыта учащегося как субъекта нравственной активности заключен в пределах автономной морали. В «зоне» влияния автономной морали нравственное развитие учащегося осуществляется в деятельном модусе, а его детерминантом является его собственная нравственная активность. Реализуясь в ответственном поступке, нравственном выборе, социально полезной деятельности и в других формах, нравственная активность учащегося связана с «работой» внутренних механизмов нравственной регуляции - совестью, моральным долгом, нравственным принципом и другими. Нравственное воспитание, обеспечивающее развитие учащегося в сфере автономной морали, является средством создания условий для актуализации нравственной активности учащихся и выполняет функцию их нравственной субъективации. Педагогическая сущность нравственной субъективации состоит в развитии у учащихся как будущих государственных служащих (военнослужащих) способности совершать нравственные поступки, исходя из убеждения в их нравственной ценности. Функция нравственной субъективация является ведущей среди функций нравственного воспитания учащихся и обеспечивает их интеграцию. В результате такой интеграции учащийся как объект педагогического воздействия обретает интегративное свойство - «нравственно-антропологическую целостность». В психологическом отношении учащийся как «нравственно-антропологическая целостность» отличается развитостью и согласованностью всех компонентов нравственной сферы: интеллектуального, эмоционального, волевого, поведенческого, коммуникативного, мотивационного. Нравственно-антропологическая целостность, если она сформирована у учащегося, многообразно проявляется в его сознании, деятельности, поведении. Например, как единство нравственного сознания и поведения; как ориентация сознания на высшие бытийные ценности - Добро, Истину, Красоту; как соответствие совершаемых поступков нравственной позиции; как согласованность эмоционального и рационального в ответственном поступке; как чувство гармонии с миром, другими людьми, самим собой и в других вариантах.
Отраженное в содержании матрицы представление о сущностных антропологических характеристиках учащихся, их нравственном опыте, модусах и детерминантах нравственного развития, компонентах и функциях нравственного воспитания, учет возрастных особенностей нравственного развития учащихся и особенностей организации учебновоспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях МО РФ
137
позволяют выделить ряд качественных характеристик нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев.
а) Закономерный характер, отражающий объективно существующую зависимость результатов нравственного воспитания учащихся от степени реализации в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения потенциала природных, социальных, культурологических детерминант их нравственного развития. Высокая степень реализации потенциала этих детерминант обеспечивает полноту нравственного развития учащихся в эмоционально-природном, социологическом, культурологическом, деятельном модусах.
б) Антропоморфность - соразмерность структурных и процессуальных характеристик нравственного воспитания системноантропологическим представлениям об учащемся как предмете нравственного воспитания (антропологической целостности). Поскольку целостность является атрибутом любой развитой социальной системы, то в этой качественной характеристике отражена необходимость и возможность системного построения нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ.
в) Гуманистический характер. Так как ключевым «элементом» системы нравственного воспитания общеобразовательного учреждения МО РФ является сам учащийся, то такая педагогическая система является гуманистической. Учащийся в такой системе является целью и объектом ее педагогического влияния, реализуемого через совместную деятельность и общение участников учебно-воспитательного процесса, и одновременно активным участником этого процесса. Он же - и результат функционирования и развития системы, так как под ее влиянием осуществляется его нравственное развитие.
г) Целенаправленность. Целью нравственного воспитания является формирование и развитие у учащихся особого качественного состояния их нравственной сферы - «нравственно-антропологической целостности»
д) Полифункциональность - реализуемость в процессе нравственного воспитания функций нравственно-психологической адаптации, нравственной социализации, нравственно-культурной идентификации, нравственной субъективации учащихся.
е) Многокомпонентность - заключающаяся в том, что нравственное воспитание по своим компонентам (направлениям) одновременно является: средством создания педагогических условий для развития у учащихся природной склонности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; аспектом педагогически управляемой социализации учащихся; ценностно-смысловым диалогом участников учебно-воспитательного процесса; средством создания условий для актуализации нравственной активности учащихся.
138
ж) Модульность - состоящая в том, что в его содержании выделяются интеграционные воспитательные модули для организации воспитательной работы с учащимися младшего подросткового, старшего подросткового и младшего юношеского возрастов.
з) Интерактивность - проявляющаяся в том, что нравственное воспитание реализуется преимущественно в форме диалогичного, субъект - субъектного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, в ходе которого создаются благоприятные условия для нравственного развития учащихся.
Синтез перечисленных характеристик позволяет дать определение педагогической сущности нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ.
Нравственное воспитание учащихся общеобразовательного учреждения МО РФ (институциональный уровень) представляет собой целенаправленное, поэтапное субъект - субъектное взаимодействие педагогов и учащихся, в процессе которого создаются необходимые психологопедагогические и организационные условия для интеграции природной, социологической, культурологической и субъектной детерминант нравственного развития учащихся в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения;
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
2. Воспитание: современные парадигмы. - М., 2006.
3. Очерки социальной антропологии. - СПб., 1995.
4. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние. - Гродно, 2008.
5. Шмерлина И. А. Биологические грани социальности: Очерки о природных предпосылках социального поведения человека. - М., 2013.
139