УДК 37.034
И. М. Дугин
г. Санкт-Петербург, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурная личность, нравственное воспитание, общеобразовательные учреждения Министерства обороны.
АННОТАЦИЯ. В тезисах раскрыта роль нравственного воспитания в формировании поликультурной личности в общеобразовательных учреждениях Министерства обороны.
I. M. Dugin
St. Petersburg, Russia
THE FORMATION OF MULTICULTURAL IDENTITY IN THE PROCESS OF THE MORAL EDUCATIONAL OF PUPILS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE KEY WORDS: multicultural identity, moral educational, educational institutions of the Ministry of Defense.
ABSTRACT. The thesis deals with the role of moral education in the formation of a multicultural identity in educational institutions of the Ministry of Defense.
Целью функционирования общеобразовательных учреждений Министерства обороны - кадетских корпусов, кадетских
президентских училищ, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ является подготовка современных управленческих кадров для государственной (военной) службы. Требования времени таковы, что современный государственный служащий должен быть личностью поликультурной, способной к эффективной профессиональной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющей осуществлять коммуникацию с людьми разных национальностей, конфессий, социальных групп, субкультур.
Рассматривая поликультурность как интегративное качество личности, исследователи этого феномена обращают вни-
мание на комплексный характер педагогических средств ее формирования [1; 2]. В общеобразовательных учреждениях МО РФ действенным средством формирования у учащихся поликультурности является нравственное воспитание. Это объясняется тем, что нравственное отношение к человеку включает в свое содержание поликультурную составляющую, так как суть нравственного отношения в признании ценности, уникальности и неповторимости каждого из людей.
Для уяснения роли нравственного воспитания в формировании у учащихся поликультурных качеств целесообразно представить учащегося как «нравственно-антропологическую целостность». «Нравственно-антропологическая целостность» - это единство сущностных антропологических характеристик учащегося как индивида, личности, индивидуальности и субъ-
49
екта нравственной активности. Каждой из сущностных антропологических характеристик учащегося соответствуют свои «пласты» нравственного опыта, модусы и детерминанты нравственного развития. Раскроем роль нравственного воспитания в формировании поликультурных качеств учащихся относительно каждой сущностной антропологической характеристики.
Индивид - это сущностная антропологическая характеристика учащегося как природного существа. С индивидными свойствами учащегося соотносится особый «пласт» его нравственного опыта - «элементарная нравственная природная грунтовка». Этому «пласту» нравственного опыта соответствует эмоционально-природный модус нравственного развития учащихся, детерминантами которого являются некоторые психофизиологические особенности их нервной системы. Нравственное воспитание учащегося как индивида реализует функцию нравственно-психологической адаптации и направлено на развитие у учащихся способности к эм-патии, которая является эмоционально-психологической основой формирования у будущих государственных служащих гуманного отношения к людям не зависимо от их национальной, расовой, конфессиональной, половой принадлежности.
Личность - это сущностная антропологическая характеристика учащегося как социального существа, способного осуществлять нормативно заданное социальное взаимодействие с другими людьми. «Пласт» нравственного опыта учащегося как личности представлен конвенциональной моралью. В его пределах нравственное развитие учащихся осуществляется в социологическом модусе. Его детерминантами являются моральные нормы, регулирующие социальное взаимодействие учащихся с другими людьми как представителями социальной группы. Нравственное воспитание учащегося как личности реализует функцию нравственной социализации и способствует освоению ими учащимися моральных норм, которые позволят им в
перспективе осуществлять социально одобряемое ролевое поведение, выстаивать деловые отношения с представителями различных социальных групп - этнических, конфессиональных, профессиональных, половозрастных и разных субкультур.
Индивидуальность - это сущностная антропологическая характеристика учащегося как культурного существа, осваивающего содержание разнообразных форм духовной культуры. «Пласт» нравственного опыта учащегося как индивидуальности образует нравственность его индивидуального культурно-смыслового пространства. В границах этого «пласта» нравственное развитие учащегося осуществляется в культурологическом модусе, а его детерминантами выступают духовные ценности. Нравственное воспитание учащегося как индивидуальности реализует функцию нравственно-культурной идентификации учащихся и направлено на освоение ими общечеловеческих, общероссийских, профессиональных, корпоративных базовых моральных ценностей. Гармоничное сочетание таких базовых моральных ценностей важно не только в плане нравственного развития учащихся, но и в плане их поликультурного развития как государственных служащих.
Субъект нравственной активности -это сущностная антропологическая характеристика учащегося как существа, способного самостоятельно, на основании внутренне свободно осуществлять свое нравственное поведение. «Пласт» нравственного опыта учащегося как субъекта нравственной активности заключен в пределах автономной морали. Нравственное развитие учащегося как субъекта нравственной активности осуществляется в деятельном модусе, а его детерминантами выступает их собственная нравственная активность. Нравственное воспитание учащихся как субъектов нравственной активности реализует функцию нравственной субъективации и направлено на развитие у них внутренних «механизмов» нравственной регуляции - совести, долга, нравст-
50
венной рефлексии. Эти «механизмы», если они сформированы, обеспечивают не только признание культурного и этнического равноправия людей, но и его реализацию в поступках, деятельности, поведении государственным служащим.
Таким образом, нравственное воспитание, осуществляемое в общеобразовательных учреждениях Министерства обороны, посредством реализации своих функций оказывает значительное влияние на формирование поликультурных качеств учащихся как государственных служащих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования - Мн.: Лексис, 2003. - 184 с.
2. Письмак Г.А. Современные направления гимназического образования в России. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2008/pismak_24_08_2008.htm (дата обращения 03.02.2016)
51