Научная статья на тему 'Интегративно-функциональный подход как теоретико-методологическая основа концепции нравственного воспитания в общеобразовательных организациях МО РФ'

Интегративно-функциональный подход как теоретико-методологическая основа концепции нравственного воспитания в общеобразовательных организациях МО РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФУНКЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / НРАВСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / НРАВСТВЕННО-ИНТЕГРАТИВНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугин Игорь Михайлович

В статье раскрыта сущность интегративно-функционального подхода как теоретико-методологической основы для разработки концепции нравственного воспитания в общеобразовательных организациях Министерства обороны. Охарактеризованы функции нравственного воспитания обучающихся: нравственно психологическая адаптация, нравственная социализация, нравственная субъективация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дугин Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated-functional approach as a theoretical methodological basis of the concept of normal education in the general organizations of the Ministry of Defense of Russia

The essence of the integrative-functional approach as a theoretical and methodological basis for developing the concept of moral education in general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation has been revealed. The functions of moral education of students are characterized as following: the moral and psychological adaptation, moral socialization, moral and cultural identification, moral subjectivities.

Текст научной работы на тему «Интегративно-функциональный подход как теоретико-методологическая основа концепции нравственного воспитания в общеобразовательных организациях МО РФ»

УДК 37.034

ИНТЕГРАТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИКО-

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МО РФ

Игорь Михайлович Дугин, кандидат философских наук, доцент,

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрыта сущность интегративно-функционального подхода как теоретико-методологической основы для разработки концепции нравственного воспитания в общеобразовательных организациях Министерства обороны. Охарактеризованы функции нравственного воспитания обучающихся: нравственно - психологическая адаптация, нравственная социализация, нравственная субъективация.

Ключевые слова: интегративно-функциональный подход, нравственное воспитание, функции нравственного воспитания, нравственно-психологическая адаптация, нравственная социализация, нравственно-культурная идентификация, нравственно-интегративная целостность.

INTEGRATED-FUNCTIONAL APPROACH AS A THEORETICAL METHODOLOGICAL BASIS OF THE CONCEPT OF NORMAL EDUCATION IN THE GENERAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF RUSSIA

Igor Mikhailovich Dugin, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Military Space Academy, St. Petersburg

Annotation

The essence of the integrative-functional approach as a theoretical and methodological basis for developing the concept of moral education in general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation has been revealed. The functions of moral education of students are characterized as following: the moral and psychological adaptation, moral socialization, moral and cultural identification, moral subjectivities.

Keywords: integrative-functional approach, moral education, functions of moral education, moral and psychological adaptation, moral socialization, moral cultural identification, moral integrative integrity.

ВВЕДЕНИЕ

Обновление содержания воспитания и повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования с учетом достижений современной науки и передового педагогического опыта рассматривается сегодня как одно из стратегических направлений развития воспитания в Российской Федерации. В полной мере это относится к процессу нравственного воспитания в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.

МЕТОДОЛОГИЯ

Был сделан вывод, что обновление содержания и повышение эффективности нравственного воспитания в училищах возможно, если оно спроектировано и организуется на основе объемного, многомерного видения обучающегося как носителя нравственности и участника процесса нравственного воспитания. Сделанный вывод обусловил необходимость обоснования интегративно-функционального подхода как теоретико-методологической основы для разработки концепции нравственного воспитания кадет, суворовцев, нахимовцев.

Структура интегративно-функционального подхода содержит ведущую идею, лежащую в его основе, категориально-понятийный аппарат, образующий в рамках подхода особый контекст описания «пространства» нравственного воспитания, особую методическую систему, характерную именно для этого подхода.

Ведущей идеей подхода является идея проектирования и организации процесса нравственного воспитания в общеобразовательной организации МО РФ, исходя из конгруэнтности его функционально-структурной целостности и нравственно - интегративной целостности обучающегося как носителя нравственности и участника процесса нравственного воспитания. Обучающийся как носитель нравственности и участник педагогического взаимодействия представляется интегративным единством природных (индивид), социальных (личность), культурных (индивидуальность) и деятельных (субъект нравственного действия) сущностных антропологических характеристик.

Целесообразность такого проектирования и организации процесса нравственного воспитания состоит в том, что при создании необходимых педагогических условий оно может обеспечить:

- наиболее полную реализацию природного, социального, культурного, духовного факторов нравственного развития обучающихся, целостность нравственного развития обучающихся по эмоционально-мотивационному, социологическому, культурологическому, деятельному модусам;

- полноту формирования основных структур опыта нравственного отношения обучающихся к миру - нравственности сопереживания другому человеку, конвенциональной морали, нравственности индивидуального культурно-смыслового пространства, автономной морали, системный и гуманистический характер процесса нравственного воспитания.

Понятийно-категориальный аппарат позволяет сформировать теоретическое представление о нравственном воспитании как о процессе, в ходе которого осуществляется интеграция в учебно-воспитательном процессе училища функций нравственного воспитания, состав которых конгруэнтен нравственно - интегративной структуре обучающегося как носителя нравственности и участника педагогического взаимодействия. В исследовании дано описание функций, которые интегрируются в процессе нравственного воспитания.

Функция нравственно-психологической адаптации обеспечивает эмоционально-мо-тивационный модус нравственного развития обучающегося, детерминантами которого являются психофизиологические особенности его нервной системы. Она способствует формированию особого «пласта» в структуре опыта нравственного отношения обучающегося к миру - нравственности эмоционально-чувственного сопереживания другому человеку. Эмпатия составляет эмоционально-психологическую основу для воспитания у будущего военнослужащего (государственного служащего) гуманного отношения к людям. Она позволяет обучающемуся бесконфликтно «входить» в социальную группу, выстраивать участливые дружелюбные отношения с товарищами. Возможные «деформации» в структуре нравственности эмпатического сопереживания другому человеку могут быть причинами конфликтности, агрессивности, некоторых форм отклоняющегося поведения обучающегося и других антиподов нравственности.

Функция нравственной социализации обеспечивает нравственное развитие обучающегося в социологическом модусе, детерминантами которого являются групповые моральные нормы. Она нацелена на формирование специфического «пласта» в структуре опыта нравственного отношения обучающегося к миру - конвенциональной морали. Нравственная социализация способствует: успешной интеграции будущего военнослужащего (государственного служащего) в современный дифференцированный социум; его успешной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; развитию способности к осуществлению социальных действий, которые по своему этическому содержанию соотносятся с действиями других людей; смягчению деструктивного влияния на нравственную сферу обучающихся стихийной и отклоняющейся социализации.

Функция нравственно-культурной идентификации обеспечивает нравственное развитие обучающегося в культурологическом модусе, детерминантами являются корпоративные, общероссийские, военно-профессиональные базовые моральные ценности.

Функция способствует формированию самостоятельного «пласта» опыта нравственного отношения обучающегося к миру - нравственности индивидуального культурно-смыслового пространства. Нравственно-культурная идентификация создает условия для приобщения будущего военнослужащего (государственного служащего) к миру высокой культуры, формирует его как духовно богатого человека.

Функция нравственной субъективации обеспечивает нравственное развитие обучающихся в деятельном модусе, которое осуществляется на основе механизмов нравственной самодетерминации - совести, нравственного принципа, нравственной позиции и других. Она способствует формированию особого «пласта» опыта нравственного отношения обучающегося к миру - автономной морали. Нравственная субъективация развивает у будущего военнослужащего (государственного служащего) способность к нравственному выбору, ответственному поступку, социально полезной деятельности, нравственному самовоспитанию и другим проявлениям нравственной деятельной активности.

Пояснено, что основу методической системы интегративно-функционального подхода составляет целенаправленная поэтапная интеграция в учебно-воспитательном процессе училища функций и соответствующих им направлений нравственного воспитания. Этапы интеграции выделяются посредством разработки и реализации в учебно-воспитательном процессе относительно самостоятельных по целям, задачам, содержанию, методам, средствам, формам нравственного воспитания интеграционных воспитательных модулей. Научным основанием для выделения модулей являются типичные особенности нравственного развития обучающихся младшего подросткового, старшего подросткового, младшего юношеского возрастов, а также типичные социально-психологические особенности коллективов обучающихся этих возрастов.

Сделан вывод, что психолого-педагогическим средством интеграции функций нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе является взаимодействие педагогов и обучающихся, которое носит преимущественно субъект-субъектный характер и осуществляется в форме сотрудничества и диалога [1].

Обосновано, что основной социальной единицей, в «поле» (термин Л.И. Новиковой) которой интегрируются функции нравственного воспитания, является коллектив взвода [2]. Он рассматривается в качестве группового субъекта нравственного воспитания.

Показано, что реализация каждой из функций нравственного воспитания специфично с точки зрения используемого «воспитательного механизма». Для нравственно-психологической адаптации обучающихся создаются педагогических условий для развития у них когнитивного, эмоционального и конативного компонентов эмпатии. В целях нравственной социализации обучающиеся осваивают социальные роли члена кадетского коллектива, юного гражданина России, доступные для освоения компоненты социальной роли военнослужащего (государственного служащего). Средством нравственно-культурной идентификации обучающихся является интерактивный ценностно-смысловой диалог. Для нравственной субъективации обучающихся создаются педагогические условия для проявления ими разнообразных форм деятельной нравственной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / Л.В. Байбородова. - Ярославль : Изд-во Ярославского гос. пед. ин-та, 1991. - 111 с.

2. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова. - М. : Знание, 1988. - 136 с.

REFERENCES

1. Bayborodova, L.V. (1991), Interaction of teachers and students in the school team, Yaroslavl.

2. Novikova, L.I. (1991), Self-management in the school team, Znanie, Moscow.

Контактная информация: duginigor@yandex. ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2017

УДК 796.077

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ - СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ФИТНЕСА

Дмитрий Александрович Желяков, магистрант, Степан Александрович Гониянц, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Рассматривается проблема формирования правовой компетентности специалистов, описывается технология формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг, обосновывается эффективность использования компетентностного подхода в подготовке студентов к правовой деятельности.

Ключевые слова: правовая компетентность, компетентностный подход, специалисты сферы фитнес-услуг, правовая подготовка.

PECULIARITIES OF TECHNOLOGY OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF STAFF-SPECIALISTS IN FITNESS INDUSTRY

Dmitry Alexandrovich Zhelyakov, the undergraduate, Stepan Aleksandrovich Goniyants, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The problem of forming the legal competence of specialists is considered, the technology of forming the legal competence of specialists in the field of fitness services is described, and the effectiveness of using the competence approach in preparing students for legal activity is substantiated.

Keywords: legal competence, competence approach, specialists in the field of fitness services, legal training.

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель современного профессионального образования - это подготовка компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда [2]. Качество профессиональной подготовки специалистов сферы фитнес-услуг связано с формированием у них правовой компетентности, как важной составляющей готовности к успешной профессиональной деятельности за пределами системы образования.

Актуальность и значимость специально организованной, целенаправленной технологии формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время правовая компетентность этих специалистов формируется либо стихийно, либо в традициях фундаментального образования, что не всегда соответствует требованиям рынка труда и профессиональной деятельности специалистов сферы фитнес-услуг. Ситуация осложняется традиционной загрузкой специалистов основными функциями профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - определить технологию формирования правовой компетентности специалистов (менеджеров, инструкторов, методистов, тренеров и др.) сферы фит-нес-услуг.

Методика. Для решения сформулированной цели исследования использовались метод педагогического моделирования и метод экспертного опроса - анкетирование. Метод

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.