Научная статья на тему 'Реализация внеурочной деятельности в кадетских классах общеобразовательных учреждений в условиях внедрения ФГОС оо'

Реализация внеурочной деятельности в кадетских классах общеобразовательных учреждений в условиях внедрения ФГОС оо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. FSES / AFTER-HOUR ACTIVITIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES RESULTS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES EDUCATIONAL EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Елена Юрьевна, Масленникова Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся реализации внеурочной деятельности в кадетских классах общеобразовательных учреждений в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта, а также трехуровневые результаты данной деятельности и возможность их достижения с использованием различных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Елена Юрьевна, Масленникова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Extracurricular Activities in the Cadet Classes of Educational Institutions in the Implementation of FSES of GE

The article discusses the implementation of extracurricular activities in the cadet class of educational institutions in the implementation of the Federal state educational standards, as well as three-level results of this activities and ways to achieve them using a variety of forms.

Текст научной работы на тему «Реализация внеурочной деятельности в кадетских классах общеобразовательных учреждений в условиях внедрения ФГОС оо»

Щукрва Е.Ю., Масленникова Н.Л-

Реализация внеурочной деятельности в ^адетс^и^щласса^...

УДК 371

РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО

Жукова Е.Ю., Масленникова Н.А.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся реализации внеурочной деятельности в кадетских классах общеобразовательных учреждений в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта, а также трехуровневые результаты данной деятельности и возможность их достижения с использованием различных форм.

The article discusses the implementation of extracurricular activities in the cadet class of educational institutions in the implementation of the Federal state educational standards, as well as three-level results of this activities and ways to achieve them using a variety of forms.

Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность, результаты внеурочной деятельности.

FSES, after-hour activities, extracurricular activities results, extracurricular activities educational effect.

Одна из самых главных задач, которые стоят сегодня перед всеми общеобразовательными учреждениями Российской Федерации, - подготовка гражданина, способного самостоятель -но мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами, а также с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Немаловажную роль в этом процессе играет внеурочная деятельность школьников, которой в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) уделено особое внимание, определено пространство и время в целостном образовательном процессе.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Внеурочная деятельность в школе позволяет решить ряд очень важных задач:

— обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

— оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

— улучшить условия для развития ребенка;

— учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Решение данных вопросов особенно актуально в кадетских классах общеобразовательных школ, поскольку именно здесь согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России должна быть сосредоточена сегодня не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Как правило, внеурочная деятельность в кадетских классах общеобразовательных школ организуется по направлениям развития личности. К ним относятся:

— спортивно-оздоровительное;

— духовно-нравственное, социальное;

— общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации образовательной программы общего образования определяет обра -зовательное учреждение.

Преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов со -держания программ учебных предметов, курсов очевидны.

СОДЕЙСГв.

^ ч

Лсщрлого-ждагогичесъре сопровождение 0ТОС

ЧИППКРО

Так, например в МОУ СОШ № 45 г. Челябинска и № 7 г. Южноуральска учащимся кадетских классов доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) познавательная деятельность;

2) проблемно-ценностное общение;

3) художественное творчество;

4) спортивно-оздоровительная деятельность;

5) туристско-краеведческая деятельность;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).

В базисном учебном плане данных образовательных учреждений выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Все виды и направления внеурочной деятельности в данных образовательных учреждениях тесно связаны между собой, причем в любом из видов деятельности, учитывая специфику кадетских классов, могут быть реализованы военно-патриотическое направление и проектная деятельность.

Все направления внеурочной деятельности рассматриваются коллективами данных образовательных учреждений как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой рассматривается следующая организационная модель.

Внеурочная деятельность осуществляется через:

— учебный план общеобразовательного учреждения, в частности, через часть, формируемую самими участниками образовательного процесса (спецкурсы, дополнительные образовательные модули, проводимые в формах, отличных от урочных: история создания и развития кадетских корпусов, основы медицины катастроф, подготовка кадета-спасателя);

— внутришкольную систему дополнительного образования (строевая и огневая подготовка , спортивное ориентирование, рукопашный бой, духовой оркестр, техника барабанного боя, фехтование, шахматы, хореография);

— образовательные программы учреждений дополнительного образования (конноспортивная подготовка, плавание, конькобежный спорт, альпинистская подготовка, туризм, подготовка матроса-спасателя).

В соответствии с базовой моделью, учащимся кадетских классов данных школ в качестве организационной модели внеурочной деятельности предложена модель школы полного дня (режим полу-пансиона), в рамках которой учащиеся кадетских классов находятся в образовательном учреждении в течение дня (с 8.00 до 17.00).

Ключевыми идеями создания такой модели внеурочной деятельности стали:

— создание условий для полноценного пребывания учащегося кадетского класса в школе в течение дня, в том числе и через поляризацию образовательной среды школы и выделение разноакцентированных пространств;

— опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ;

— содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и образовательной программы в кадетских классах;

— создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации учащихся кадетских классов, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

— построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания учащихся кадетских классов в школе;

— создание здоровьесберегающей среды, включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

При организации внеурочной деятельности в кадетских классах общеобразовательных школ, несомненно, важны результаты и эффекты, полученные в ходе работы с детьми.

Под результатом внеурочной деятельности понимается непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. К таким результатам в кадетских классах могут

выпуск,3(8) • 2011 Новой Ш^оле - Новые Стандарты

Щукдва Е.Ю., Масленникова Н.Л.

Реализация внеурочной деятельности в ^адетс^и^щласса^...

быть отнесены духовно-нравственные приобретения в результате участия учащихся кадетских классов в торжественных парадах, посвященных Дню Победы, Вахтах памяти у Вечного огня, поздравление и чествование ветеранов Великой Отечественной Войны, участие в военизированных соревнованиях «Зарница - Школа безопасности».

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития ребенка, развитие его личности, формирование его социальной компетентности и т.д. В статье «Проблемы подготовки и переподготовки кадров для кадетских образова-тельных учреждений в России», опубликованной в № 3(5) данного журнала за 2010 год нами уже обсуждались проблемы непонимания самими педагогами результатов и эффектов внеуроч-ной деятельности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, многие учителя не могут внятно предъявить их социуму.

Попытаемся классифицировать результаты внеурочной деятельности учащихся, распределив их по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение учащимися кадетских классов социальных знаний (об истории создания и развития кадетских корпусов в России и за рубежом, об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, об основах гуманитарного права и т.д.). Для достижения этого уровня результатов большое значение имеет непосредственное взаимодействие учащегося кадетского класса с педагогами (офицерами-воспитателями, педагогами дополнительного образова -ния, педагогами-тренерами) как носителями позитивного социального знания и опыта. Например, в беседе о выполнении воинского долга и защите Отечества ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и больше доверяет ей, если сам педагог (офицер-воспитатель) многие годы выполнял свой воинский долг в рядах вооруженных сил РФ.

Второй уровень результатов - получение учащимися кадетских классов опыта переживания и положительного отношения к базовым ценностям общества (Отечество, человек, семья, мир, знания, культура, труд, природа).

Для достижения этого уровня результатов главную значимость имеет взаимодействие учащихся кадетских классов друг с другом на уровне класса, школы, кадетского корпуса, т.е. в дружественной, толерантной социальной среде. Именно здесь можно получить первые практические подтверждения приобретенных социальных знаний и навыков.

Третий уровень результатов внеурочной деятельности - получение учащимися кадетских классов опыта самостоятельного общест-венного действия. Только в самостоятельном общественном действии в открытом социуме, за пределами толерантной среды кадетского класса или кадетского корпуса, среди людей, которые не обязательно настроены к нему положительно, учащийся кадетского класса -юный гражданин - действительно становится (а не узнает о том, как им стать) гражданином, социальным деятелем, человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного дейст-вия приобретается то мужество, та готовность к поступку (например, к защите Отечества), без которых невозможно представить существова-ние гражданина и гражданского общества.

Несомненно, для достижения данного уровня результатов для учащихся кадетских классов общеобразовательных школ имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде (взаимодействие с представителями силовых структур, МЧС, ветеранами ВОВ, представителями общественных организаций и т.д.)

Достижение трех вышеназванных уровней результатов внеурочной деятельности учащих -ся кадетских классов увеличивает вероятность появления эффектов воспитания, социализации и адаптации детей. У учащихся кадетских классов могут быть сформированы гражданская, коммуникативная, этическая, социальная компетентности, а также социокультурная идентичность в ее страновом, этническом и тендерном аспектах. Выполнение этих задач полностью соответствует проблемам, поставленным в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образователь-

СОДЕЙСГв.

^ ч

Нси^рлого-педагогичес^ое сопровождение фТОС

ЧИППКРО

ная форма или ряд содержательно и структурно близких форм.

Первый уровень результатов может быть достигнут достаточно простыми формами, второй - более сложными, а третий уровень - самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Например, разговаривая с учащимися кадетских классов о необходимости формирования ценностного отношения к воинскому долгу в такой форме, как этическая беседа, можно выйти на уровень знания и понимания кадетами обсуждаемой проблемы. Однако понимая, что основным каналом общения здесь служит канал «педагог (офицер-воспитатель) - дети», в рамках данной формы выход на ценностное отношение учащихся кадетских классов к рассматриваемой проблеме является трудной задачей. Ведь общение детей друг с другом здесь ограничено, а именно в общении со сверстниками ребенок устанавливает и адекватно воспринимает свои собственные ценности.

Для ценностного самоопределения необходимы другие формы. Например, дебаты, тематический диспут. Участвуя в полемике, учащиеся кадетских классов имеют возможность взглянуть на проблему отношения к воинскому долгу разносторонне, обсудить положительные и отрицательные стороны службы в вооруженных силах, сравнить свое отношение к выполнению воинского долга с отношением других учащихся.

Тем не менее, любые дебаты, любая полемика, развернутая в классе, являются игровой формой коммуникации и не ставят ребенка перед необходимостью отвечать за свои поступки и слова. Следовательно, данная форма внеурочной деятельности не нацелена на выход учащихся кадетских классов в самостоятельное общественное действие и защиту своих собственных взглядов на ту или иную проблему.

Такая необходимость продиктована еще одной формой внеурочной деятельности - проблемно-ценностной дискуссией, в которой необходимо участие внешних экспертов. В рамках такой формы участники не только рассуж-дают о проблеме, но и сталкиваются с жесткой критикой со стороны внешних оппонентов (экспертов), не заинтересованных в искусственной поддержке мнений учащихся. Проблемно-ценностная дискуссия как форма внеуроч-

ной деятельности способна вывести учащихся кадетских классов на тот уровень, когда за словами «Я считаю, что защита Отечества - святая обязанность каждого гражданина Российской Федерации», следуют слова «Я готов служить в армии и защищать свою Родину».

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что практически невозможно достигнуть результата второго или третьего уровня внеурочной деятельности формами, соответствующими первому уровню результатов. И, наоборот, в формах, направленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующих уровней. Необходимо также отметить, что форсирование результатов и форм внеурочной деятельности не обеспечивает повышения качества и эффективности самой внеурочной деятельности.

Понимание этой взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позво -лить педагогам, работающим с учащимися кадетских классов:

- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности для учащихся кадетских классов с четким представлением результатов деятельности;

- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые будут гарантировать достижение результата определенного уровня;

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого, более высокого уровня;

- осуществлять диагностику результативности и эффективности внеурочной деятельности учащихся кадетских классов;

- адекватно оценивать качество программ внеурочной деятельности для учащихся кадетских классов (на основании выбранных форм внеурочной деятельности и достигнутых эф -фектов и результатов).

В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности учащихся кадетских классов МОУ СОШ № 45 г. Челябинска и МОУ СОШ № 7 г. Южноуральска, педагоги и той и другой школ обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов.

1. Все виды внеурочной деятельности, организуемой в рамках ФГОС, предоставляют учащимся кадетских классов возможность уча-

Щукрва <Е.Ю, Масленникова НЛ-

Реализация внеурочной деятельности в ^адетс^и^^цласса^...

стия в широком спектре занятий по различным направлениям и по своему желанию.

2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.

3. При организации внеурочной деятельности для учащихся кадетских классов имеется возможность опираться на имеющийся в образовательных учреждениях положительный опыт социального партнерства и образовательные ресурсы.

4. Внеурочная деятельность позволяет интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, а также ресурсов образовательной среды общеобразовательных учреждений.

Литература

1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И. Агапова, М. Давыдова. -

М.: Айрис-пресс, 2002 - 224 с.

2. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России [Текст] / С. Адаменко // Народное образование - 2005. - № 4. - С. 23.

3. Гасанов, З.Т. Патриотическое воспитание граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Патриотическое воспитание граждан, 2005. - № 6 - С. 59.

4. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г. Ефремова // Воспитание школьников, 2005. - № 8 - С. 17.

5. Жукова, Е.Ю. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для кадетских образо-вательных учреждений в России [Текст] / Е. Ю. Жукова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал. - Челябинск: ИЦ «Образование», 2010. - № 3(5). - С. 44.

5. Кобылянский, В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма [Текст] / В.А. Кобылянский // Педагогика, 1998. - № 5. - С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.