Научная статья на тему 'Формирование патриотизма и чувства национальной гордости у учащихся казачьих образовательных организаций Кубани'

Формирование патриотизма и чувства национальной гордости у учащихся казачьих образовательных организаций Кубани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная гордость / патриотизм / традиции казачества / нравственность / воспитание / формирование / образование / national pride / patriotism / traditions of Cossacks / morality / upbringing / formation / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Н. Пацева

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма и чувства национальной гордости у учащихся казачьих образовательных организаций в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы одним из актуальных направлений учебной и воспитательной работы является введение регионального компонента. В связи с этим авторами обозна чена проблема регионализации образования, в условиях которой центральное место занимает учебно-воспитательная работа с ориентаций на этнокультур ные ценности общества. Теоретически обоснована значимость традиционной культуры региона в процессе формирования нравственных и патриотических установок обучающихся. Описаны направления деятельности кубанских казачьих образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM AND SENSE OF NATIONAL PRIDE IN PUPILS OF COSSACK EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF KUBAN

The article discusses forming patriotism and feelings of national pride among students of Cossack educational organizations in the process of familiarizing themselves with the traditional culture of the Kuban Cossacks. In the framework of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020, one of the urgent areas of educational and upbringing work is the introduction of a regional component. In this regard, the author outlines the problem of regionalization of education, in the conditions of which the central place is occupied by educational work with orientations towards the ethnocultural values of society. The significance of traditional culture of the region in the process of developing moral and patriotic attitude of students is theoretically substantiated. The directions of activity of the Kuban Cossack educational organizations are described.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма и чувства национальной гордости у учащихся казачьих образовательных организаций Кубани»

тили, что никак не будут влиять на ЗОЖ своих будущих учеников. Все данные по обработке информации представлены в диаграмме 1.

Цель нашего исследования была достигнута. В процессе исследования мы выявили, что дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту (общая физическая подготовка)» занимает важную позицию в системе образования. На протяжении нескольких лет обучения студент, будущий учитель, понимает значимость преподаваемой дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту (общая физическая подготовка)». Благодаря практическим и теоретическим занятиям по физической культуре в вузе будущий учитель осваи-

Библиографический список

вает приемы и методы обучения здоровому образу жизни, помимо этого он укрепляет свое здоровье.

Таким образом, можно сделать вывод: если мы, преподаватели, будем рассказывать с раннего возраста о том, как нужно заботиться о своём здоровье (заниматься физической культурой, правильно питаться, закаляться, не употреблять алкоголь, не курить) и сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение вырастет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

1. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. Москва 2007.

2. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. Москва 2004.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Москва: АПК и ПРО, 2002.

4. Путин назвал три главные профессии в России. Available at: http://www.aif.ru/society/education/1352428

References

1. Barchukov I.S., Nesterov A.A. Fizicheskaya kultura i sport. Metodologiya, teoriya, praktika. Moskva 2007.

2. Evseev S.P. Fizicheskaya kultura v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya: realii i perspektivy. Moskva 2004.

3. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayuschie obrazovatel'nye tehnologii v sovremennoj shkole. Moskva: APK i PRO, 2002.

4. Putin nazval tri glavnye professii v Rossii. Available at: http://www.aif.ru/society/education/1352428

Статья поступила в редакцию 25.06.20

УДК 371.4

Paceva E.N., lecturer, Department of Defectology and Special Psychology, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: paceva.dsp@yandex.ru

FORMATION OF PATRIOTISM AND SENSE OF NATIONAL PRIDE IN PUPILS OF COSSACK EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF KUBAN. The article discusses forming patriotism and feelings of national pride among students of Cossack educational organizations in the process of familiarizing themselves with the traditional culture of the Kuban Cossacks. In the framework of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020, one of the urgent areas of educational and upbringing work is the introduction of a regional component. In this regard, the author outlines the problem of regionalization of education, in the conditions of which the central place is occupied by educational work with orientations towards the ethnocultural values of society. The significance of traditional culture of the region in the process of developing moral and patriotic attitude of students is theoretically substantiated. The directions of activity of the Kuban Cossack educational organizations are described.

Key words: national pride, patriotism, traditions of Cossacks, morality, upbringing, formation, education.

Е.Н. Пацееа, преп., Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Е-mail: paceva.dsp@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ У УЧАЩИХСЯ КАЗАЧЬИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУБАНИ

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма и чувства национальной гордости у учащихся казачьих образовательных организаций в процессе приобщения к традиционной культуре кубанского казачества. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы одним из актуальных направлений учебной и воспитательной работы является введение регионального компонента. В связи с этим авторами обозначена проблема регионализации образования, в условиях которой центральное место занимает учебно-воспитательная работа с ориентаций на этнокультурные ценности общества. Теоретически обоснована значимость традиционной культуры региона в процессе формирования нравственных и патриотических установок обучающихся. Описаны направления деятельности кубанских казачьих образовательных организаций.

Ключевые слова: национальная гордость, патриотизм, традиции казачества, нравственность, воспитание, формирование, образование.

Содержание современного российского образования ориентировано на формирование у подрастающего поколения системы базовых идеалов, духовно-нравственных ценностей, чувства национальной гордости и патриотизма. В связи с этим одним из актуальных направлений учебной и воспитательной работы является введение регионального компонента как неотъемлемой части мировой и отечественной культуры. Решение данных задач осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. [1].

Регионы Российской Федерации играют важную роль в развитии политической, социально-экономической и культурной жизни государства. Региональная специфика гражданско-патриотического воспитания приобретает исключительную значимость в современных образовательных процессах, формирование личностных качеств, гражданско-патриотической позиции и национального самосознания каждого человека непосредственно связано с местом его проживания и ценностным отношением к своей малой родине. Этим обусловлена необходимость формирования чувства патриотизма и национальной гордости с ориентацией на этнические ценности как важнейшего фактора самоопределения граждан России.

Проблемы патриотического воспитания в условиях реализации региональной образовательной программы находят отражение в исследованиях большого количества ученых и педагогов. В настоящее время осуществляется поиск и реализация инновационных подходов и эффективных педагогических форм учебно-воспитательной деятельности с введением регионального компонента [2; 3].

В связи с обозначенными проблемами в рамках данной статьи нам представляется целесообразным рассмотреть формирование патриотизма и чувства

национальной гордости у учащихся общеобразовательных организаций Краснодарского края казачьей направленности.

В настоящее время на Кубани функционируют 17 детских садов, 35 школ с региональным статусом «казачья образовательная организация», 7 кадетских корпусов и более 3 500 казачьих классов и групп на базе общеобразовательных организаций.

Основу нормативно-правовой базы, регулирующей учебно-воспитательную деятельность этих учреждений, составляют следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 за № 273-Ф; Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики и департамента по делам казачества и военным вопросам от 2 ноября 2018 года за № 3908/81 «Об утверждении Порядка присвоения муниципальным и государственным образовательным организациям Краснодарского края регионального статуса «казачья образовательная организация»; Приказ Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края и департамента по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края от 01.09.2016 за № 4177/76 «Об утверждении Положения о классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края».

Ключевым критерием в деятельности образовательных учреждений казачьей направленности является ориентация на проверенные временем традиции и общечеловеческие ценности, сформированные на протяжении вековой истории и культуры казачества [4]. В частности, большую значимость представляют традиционные, исторически сложившиеся принципы и подходы к воспитанию детей в казачьей общине, которые основываются на специфике региона,

а также учитывают современные индивидуальные потребности и интересы учащихся.

В исследованиях российских ученых отмечается, что современные условия, связанные с ростом национального и этнического самосознания, требуют обращения общества к культурно-историческим традициям, в частности традициям казачества, памятникам искусства, литературы и живописи как к эффективным средствам воспитания детей [5; 7; 8; 9]. По их мнению, комплексное применение в педагогическом процессе самобытной культуры казачества, основанной на любви к своей Родине и близким, будет способствовать усвоению обучающимися духовно-нравственных ценностей и формированию таких качеств характера, как заботливое отношение к семье и окружающим людям, гордость за свое Отечество, деятельностный подход к жизни и трудолюбие, а также становлению активной гражданской позиции [6].

Таким образом, являясь значимой частью общенационального педагогического опыта, региональная казачья система обучения и воспитания воплощает в себе принцип народности образования, обоснованный К.Д. Ушинским.

Обращаясь к деятельности казачьих образовательных организаций, классов и групп, функционирующих на территории Краснодарского края, следует отметить, что в их педагогической практике сформировались приоритетные направления, подходы и модели учебно-воспитательной работы.

Основополагающим среди них является межсистемный подход, обеспечивающий тесную взаимосвязь предметных областей с дополнительным образованием и воспитательной работой.

Так, например, на уроках литературы учащихся знакомят с фольклорными и современными произведениями кубанских авторов. В тематические планы основных дисциплин вводятся материалы по истории, особенностям кубанских говоров, быта, нравов казачества, а также осуществляются тематические экскурсии и встречи с представителями казачьего движения на Кубани.

В рамках предметно-тематического подхода вводятся факультативные курсы, на которых учащиеся осваивают прикладное творчество, знакомятся с воинскими обычаями и подвигами казаков со времён основания Запорожской Сечи до Великой Отечественной войны, изучают казачьи традиции, праздники и обряды. Подобные мероприятия формируют у подрастающего поколения чувство национальной гордости и патриотизма, укрепляют любовь к малой родине и России.

Этнокультурные традиции кубанских казаков используются и при организации модели ученического самоуправления, которая является основой самореализации личности обучающихся и необходимым условием для их социальной адаптации и формирования активной гражданской позиции. В рамках реализации данной модели на базе образовательных учреждений создаются органы детского самоуправления.

Являясь активными участниками подобных объединений, ученики осваивают следующие умения: руководство коллективом, ораторское искусство, развивают творческое мышление и инициативное отношение к окружающей действительности. Пробуют себя в различных социальных ролях, приобретают навыки самостоятельного планирования и организации индивидуальной и коллективной деятельности.

Функционирование органов детского самоуправления базируется на локальных нормативно-правовых актах («Книга атамана», «Положение о казачьем круге» и др.), что создает благоприятные условия для понимания учащимися закономерностей социально-политического устройства общества.

В контексте реализации ФГОС ОО особое значение приобретает такое нововведение в учебно-воспитательный процесс, как проектная деятельность, которая основана на разработке и реализации различных проектов научной, общественно-политической, патриотической направленности. В практике казачьих образовательных организаций данная модель функционирует с учетом региональных особенностей. Участвуя в проектировании, дети, с одной стороны, осваивают новые учебно-познавательные действия по постановке и решению конкретных исследовательских задач. С другой, благодаря введению регионального компонента углубляют свои знания в области истории и культуры казачества.

В русле патриотической направленности проектной деятельности среди учащихся казачьих классов и школ проводятся внутришкольные, районные и краевые конкурсы, викторины, олимпиады («Кубань - казачий край», «Летопись мужества», «Верой и славой венчанные воины благочестивые», «Моя малая родина» и др.). Организуются экскурсии по памятным местам города и края, посещения выставок, театров и культурно-массовых мероприятий, общественные акции с участием представителей казачьей организации Краснодарского края. Тем самым реализуется задача по формированию у учащихся нравственных качеств, гражданственных установок, чувства гордости за достижения и подвиги своего народа, желания стать продолжателями его традиций и защитниками идеалов и ценностей.

Важной особенностью гражданско-патриотического направления в воспитании является ориентация на включение учащихся в различные социально

Библиографический список

значимые виды деятельности, среди которых можно назвать волонтерские движения, оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, активное участие в музейной работе и общественных акциях, а также проведение дополнительных занятий по этике, психологии экономике и праву. Данные виды работы с учащимися способствуют формированию активной гражданской позиции подрастающего поколения, мотивирует его на социально полезную деятельность, результатом чего является осознание приоритетности государственных и общественных интересов над личными.

Система военно-патриотического воспитания в казачьих образовательных учреждениях основана на формировании в сознании обучающихся чувства национальной гордости и долга, готовности к военной службе и защите Отечества, воспитании уважения к боевому прошлому России. В рамках курса в школах проводятся различные мероприятия по подготовке к службе в российской армии в духе военных традиций кубанского казачества («Казачий строй», «Основы военной подготовки» и т.д.). Разрабатываются программы по работе с допризывной молодежью («Достойные сыны России»). По достижении воспитанниками 14-летнего возраста им вручается удостоверение казака-призывника. А юноши и девушки старшего школьного возраста проходят военно-полевые сборы. Во время внеурочной деятельности проводятся внутришкольные, краевые и зональные соревнования и спартакиады, организуются туристические походы и экспедиции, преподаются военно-спортивные дисциплины (конная подготовка: джигитовка, рубка лозы; единоборства: «в грудки», «кулачные бои»; работа» с холодным оружием: шашкой, кинжалом, пикой, боевой косой, нагайкой; стрельба, плавание, гребля, легкоатлетические виды спорта: «казачья верста»), которые пронизаны духом кубанского казачества как носителя, хранителя и защитника народных знаний и ценностей.

Особая роль в воспитании юных последователей казаков принадлежит религиозному направлению. В структуру учебно-воспитательного процесса включатся дисциплины православной тематики («Основы православной культуры» и др.), на которых учащиеся знакомятся с библейской литературой, историей возникновения церквей и храмов, церковными обрядами и праздниками. В качестве гостей на таких уроках присутствуют и выступают представители православной церкви. Использование в воспитании потенциала нравственных заповедей православия и приобщение детей к вечным человеческим ценностям (необходимость делать добро, любовь к ближнему) обусловливает становление и развитие духовно-нравственных качеств личности.

Анализ учебно-воспитательной деятельности образовательных организаций казачьей направленности показал, что ознакомление детей с традиционной культурой кубанского казачества напрямую связано и с воспитанием добросовестного отношения к труду. На уроках трудового обучения и в процессе внеурочной трудовой деятельности учащиеся знакомятся с традиционными казачьими ремеслами, трудовые бригады учеников оказывают посильную помощь внешкольным производственным организациям, осуществляют работы по ремонту школьного здания и т.д.

Любовь к труду на благо своей страны, будучи одним из проявлений патриотизма, порождает потребность к трудовой деятельности. В свою очередь, результаты труда доставляют учащимся удовлетворение и мотивируют их к дальнейшей эффективной работе. В то же время в детском сознании формируется чувство гордости и одновременно созидательное отношение к окружающей действительности.

Немаловажным для организации эффективного процесса обучения и воспитания в казачьих образовательных учреждениях является использование так называемого диссеминационного направления, которое основывается на обмене опытом, идеями и достижениями в сфере инновационной образовательной деятельности между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. В структуре воспитательной работы данное направление предполагает использование готовых разработок, обеспечивающих результативность различных мероприятий. С этой целью регулярно проводятся семинары, конференции, встречи за круглым столом по обмену опытом между образовательными учреждениями казачьей направленности. В периодической литературе издаются научные и практико-ориентированные статьи, примеры авторских учебно-воспитательных программ, в сети Интернет функционируют информационные ресурсы. Ведут активную деятельность краевые координационные советы.

Таким образом, практика показывает, что введение регионального компонента в форме приобщения детей к традиционной культуре казачества является эффективным средством формирования патриотизма, гражданского самосознания и чувства национальной гордости за достижения своей Родины. В результате этого выпускники казачьих образовательных учреждений ощущают себя полноправными и ответственными гражданами России и патриотами Кубани, способными принимать самостоятельные решения и готовыми к верному служению Отечеству.

1. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития. Москва: Просвещение, 1993.

2. Наумов С.В. Регионализация образования и стратегия управления его развитием. Интеграция образования. 2004; № 4: 11 - 19.

3. Борисова Т. Вековые традиции казачества - основа воспитания социальной ответственности молодого поколения. Социальная педагогика в России. 2010; № 2: 33 - 39.

4. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007; № 3: 176 - 183.

5. Гончарова О.В., Забровская О.В. Традиции воспитания детей в казачьей семье и общине как основа для создания духовно-нравственной развивающей среды воспитания подрастающего поколения. Концепт. 2018; № 9: 751 - 768.

6. Лукаш С.Н. Воспитательное пространство культуры казачества: реалии XXI века: учебно-методическое пособие. Армавир, 2007.

7. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017; № 4 (208): 103 - 108.

8. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; № 1: 93 - 97.

9. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ. и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Москва, 2020.

References

1. Volkov G.N. Nacional'naya shkola: koncepciya i tehnologiya razvitiya. Moskva: Prosveschenie, 1993.

2. Naumov S.V. Regionalizaciya obrazovaniya i strategiya upravleniya ego razvitiem. Integraciya obrazovaniya. 2004; № 4: 11 - 19.

3. Borisova T. Vekovye tradicii kazachestva - osnova vospitaniya social'noj otvetstvennosti molodogo pokoleniya. Social'naya pedagogika v Rossii. 2010; № 2: 33 - 39.

4. Kotruca L.N. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya uchaschihsya v usloviyah sovremennoj shkoly. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2007; № 3: 176 - 183.

5. Goncharova O.V., Zabrovskaya O.V. Tradicii vospitaniya detej v kazach'ej sem'e i obschine kak osnova dlya sozdaniya duhovno-nravstvennoj razvivayuschej sredy vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. Koncept. 2018; № 9: 751 - 768.

6. Lukash S.N. Vospitatel'noe prostranstvo kul'tury kazachestva: realii XXI veka: uchebno-metodicheskoe posobie. Armavir, 2007.

7. Saenko L.A., Zateeva T.G. Pedagogicheskij potencial tradicionnoj kul'tury kazachestva v patrioticheskom vospitanii obuchayuschejsya molodezhi. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2017; № 4 (208): 103 - 108.

8. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.

9. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

Статья поступила в редакцию 22.06.20

УДК 378

Potekhina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia), E-mail: ekapotekhina@yandex.ru

SOLUTION OF MATHEMATICAL LOGIC TASKS BY MEANS OF APPLIED PROGRAMS. The article deals with a problem of the use of information technology in the teaching of mathematical disciplines to students of humanitarian specialties. The importance of using applied mathematical packages, namely MatCad, is considered. This instrumental environment has a friendly interface, they implement many standard and special mathematical operations, are equipped with powerful graphical tools and have their own programming languages, which allow to visualize mathematical operations that are difficult for students to understand. Therefore, the author suggests using the MatCad tool environment for solving mathematical logic problems. Computer support of mathematical logic represents opportunities aimed, on the one hand, at the formation of mathematical skills using computer technology, and on the other hand, at students mastering specific skills of applying information technologies in mathematics.

Key words: mathematical disciplines, information technology, professional education, mathematical logic.

Е.В. Потехина, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: ekapotekhina@yandex.ru

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СРЕДСТВАМИ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ

Статья посвящена проблеме применения информационных технологий в преподавании математических дисциплин студентам гуманитарных специальностей. Рассмотрена важность использования прикладных математических пакетов, а именно MatCad. Эта инструментальная среда имеет дружественный интерфейс, реализует множество стандартных и специальных математических операций, снабжена мощными графическими средствами и обладает собственными языками программирования, что позволяет визуализировать сложные для понимания студентов операции математической логики. Поэтому автор предлагает использовать для решения задач математической логики инструментальную среду MatCad. Компьютерная поддержка математической логики представляет собой возможности, направленные, с одной стороны, на формирование математических умений и навыков средствами компьютерной техники, с другой стороны - на овладение студентами конкретными навыками применения информационных технологий в математике.

Ключевые слова: математические дисциплины, информационные технологии, профессиональное образование, математическая логика.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее - ФГОС) - это новое поколение и профессиональный стандарт педагога, предъявляющий к выпускникам педагогических вузов совокупность требований, основанных на овладении универсальными и общепрофессиональными компетенциями, а также трудовыми функциями, которые невозможно развить у обучающихся, используя традиционное (пассивное) обучение. Ведь традиционный подход в образовании базируется на знаниевой парадигме, согласно которой определенная система знаний, умений и навыков передается от преподавателя к студенту. В этом случае педагог является субъектом учебного процесса, а студент фактически рассматривается как целостный объект образовательного воздействия.

С позиции компетентностного подхода основным результатом образования является не только приобретение знаний, но и развитие компетентностей, а именно способностей применять знания и умения, а также успешно действовать на основе полученного опыта, в том числе и в процессе обучения. Очевидно, что традиционная знаниевая парадигма не способна решить проблему формирования компетентностей у студентов, что требует от преподавателей педагогических вузов изменений как в содержательной, так и в методической части дисциплин [1 - 10].

Применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе содействует постоянному динамичному обновлению целей, содержания, средств, форм и методов процесса обучения и воспитания. Процесс информатизации образования - это не только следствие, но и стимул для развития ИКТ, определяющий более быстрое социально-экономическое развитие общества [6].

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста требуемого уровня и профиля, компетентного, ответственного, имеющего конкурентное преимущество на рынке труда, свободно владеющего полученной специальностью и ориентирующегося в смежных сферах деятельности, подготовленного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к непрерывному профессиональному росту, профессиональной и социальной мобильности; удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования.

Использование ИКТ в образовании рассматривается как одна из основных тенденций развития информационного общества. Применение ИКТ в образовательном процессе предоставляет студентам возможность приобрести навыки, которые необходимы в их жизнедеятельности и работе в современном обществе, а также создает предпосылки для изменения технологии полу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.