Формирование патриотических чувств у младших школьников в процессе обучения
Михайлова Елена Николаевна
аспирант Карачаево-Черкесского Государственного университета имени У.Д. Алиева, [email protected]
В статье рассматривается возможность формирования патриотических чувств в процессе обучения на первой ступени образования. Представлено описание опыта работы по формированию патриотизма у младших школьников, обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания школьников в процессе освоения учебных дисциплин.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, младший школьник, образовательный процесс, воспитательная деятельность.
В современных условиях развития российского общества актуализируется проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим обращение к формированию патриотических чувств младших школьников - не только закономерный шаг, но и своевременный. Следует отметить, что современная система образования, наряду с формированием метапредметных, предметных компетенций, ориентирована а развитие духовно-нравственной стороны личности обучающегося, воспитание у него патриотических чувств и качеств. Поэтому осуществляется поиск новых подходов к реализации программ патриотического воспитания личности на разных возрастных этапах в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях.
Проведенный нами теоретический анализ состояния гражданско-патриотического воспитания школьников позволил обозначить ряд противоречий, имеющих место в образовательной практике. Среди них отметим некоторые: необходимость формирования гражданина-патриота и отсутствие этого представления у детей; ситуативный характер и стихийность проявления у школьников патриотических качеств и отсутствие целенаправленной, систематической работы по гражданско-патриотическому воспитанию; необходимость повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников как одного из направлений деятельности классного руководителя и недостаточная разработанность научного и методического обеспечения этого процесса в школе первой ступени.
Таким образом, проявляющийся повышенный интерес исследователей и педагогов-практиков к проблеме патриотического воспитания вполне обоснован и выражается как в методологическом и теоретическом осмыслении патриотизма как свойства, качества личности, ценностной ориентации, так и в поиске способов, средств, технологий его воспитания у младших школьников. В этом ключе актуализируется и роль образовательных и воспитательных организаций и учреждений.
Следует отметить, что патриотизм, прежде всего, проявляется в духовно-нравственной сфере жизни общества. Как морально-
со ^
0
сч
ю
01
психологическое чувство патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании неудач, в готовности к защите родной земли, подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее [1; 2]. Как социально-нравственный принцип, патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества, его конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды.
Представители отечественной педагогики (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) уделяли значительное внимание проблеме воспитания патриотов своей страны, подчеркивали важность формирования патриотизма как качества личности [3].
В нашем понимании патриотизм есть интегра-тивное качество личности, наделенной патриотическим сознанием, обладающей развитыми чувствами сопричастности судьбам Отечества, гордости за свою страну, преданности своему народу и ответственности перед ним, уважающей права и свободы человека, свой народ, его этнокультурные традиции.
Младший школьный возраст является сенситивным для формирования чувств патриотизма. В этом возрасте у детей совершенствуются индивидуальные способности, эмоциональные и моральные качества, влияющие на остроту их переживаний и восприятия мира, в том числе и формирование патриотических чувств; формируются чувство долга, ответственности и привязанности к родному дому, родным местам, стремление сохранить и защитить свою Родину.
В ходе изучения проблемы патриотического воспитания младших школьников было выявлено, что огромным воспитательным потенциалом обладают как изучаемые в школе учебные предметы, так и внеурочная деятельность обучающихся.
Для повышения эффективности процесса патриотического воспитания младших школьников в образовательных организациях следует обратить внимание на реализуемые в них педагогические условия. В качестве таковых могут быть рассмотрены: создание развивающей образовательной среды, направленной на воспитание патриотических чувств младшего школьника; обогащение содержания изучаемых дисциплин информацией патриотической направленности; использование педагогами в работе разнообразных форм и методов патриотического воспитания; целенаправленная и систематическая работа по патриотическому воспитанию младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности; насыщение образовательного пространства школы информацией о деятельности обучающихся патриотической направленности. При этом под условием мы понимаем обстоятельство, от которого зависит развитие патриотизма у младшего школьника и обстановку, в которой происходит, осуществляется этот процесс. В качестве педагогических условий патриотического воспитания младших школьников также рассматриваются методы, средства, формы воспитания.
Наиболее действенными методами патриотического воспитания являются методы формирования сознания (убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера), методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения (требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов, патриотические акции) и методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха).
Рассмотрим более подробно некоторые формы, методы и средства патриотического воспитания, апробированные нами в ходе исследовательской работы.
Так, в последние годы в Краснодарском крае стало традиционным проведение Единых Всеку-банских классных часов. Основная цель проведенных нами классных часов по этому направлению - воспитание чувств патриоитизма у младших школьников на примерах исторических событий и персоналий Кубани, героев современной жизни Краснодарского края и г. Горячий Ключ. При этом сам процесс патриотического воспитания строился на принципах учета возрастных особенностей детей и доступности при выборе информации, показывающей взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани. В качестве педагогического метода чаще всего использовался пример, с помощью которого формировали у детей чувство гражданского долга.
На уроки гражданственности и патриотизма, ставшими традиционными во всех школах края: «Сирень1945 года», «Земля отцов - моя земля», «Кубань - степная дочь России», «Именем Екатерины наречённый», «Вдохновенный певец России» и т.д., приглашали участников Великой Отечественной войны, боевых действий в мирное время, героев труда г. Горячий Ключ.
Экскурсии по местам боевой славы, праздники, патриотические акции («Бессмертный полк», «Георгиевская лента»), школьный музей, обзорные и тематические информационные часы занимают значительное место в работе учителя начальных классов.
Обучающиеся начальных классов приобретают патриотические знания в процессе изучения дисциплин. Особо следует выделить региональный предмет «Кубановедение» [4]. Основная цель предмета «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительного отношения к жителям края.
Кубановедение включает в себя целый ряд составляющих, без которых эмоциональная и интеллектуальная составляющая общероссийского патриотизма была бы неполной. Для усвоения данного предмета используются разнообразные формы проведения учебных занятий: экскурсии,
викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми. Эти формы занятий являются наиболее эффективными в процессе патриотического воспитания [5].
На современном этапе одним из самых популярных методов обучения стал метод проектов. Изучение каждого раздела «Кубановедения» завершается выполнением проекта. Чаще всего на уроках кубановедения в начальной школе используется групповая форма работы. Групповые проекты сплачивают учащихся, формируют коммуникативные навыки и действия. Реализация таких проектов, как «Мой край в годы войны», «Книга памяти», «Герой в моей семье», направлена на изучение истории своей семьи, малой родины, героических событий Великой Отечественной войны.
В целях распространения исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества в образовательных организациях Краснодарского края открыты классы и группы казачьей направленности. Помимо предмета «Кубановеде-ние», которое изучается во всех классах, в классах казачьей направленности изучаются основы православной культуры, история, культура и традиции кубанского казачества, что также способствует патриотическому воспитанию учащихся.
Следует отметить, что содержание учебников и учебных пособий для учащихся начальной школы в целом ориентированы на формирование патриотических чувств младших школьников. В этом плане велика роль уроков литературного чтения, окружающего мира, русского языка и ку-бановедения. Включённые в них тексты учат детей любить и защищать Родину, раскрывают духовный мир человека, которому присущи гражданская ответственность, трудолюбие, честность, коллективизм. В рамках проведенного нами исследования заметим, что предлагаемое обучающимся содержание образования в целом направлено на 1) усиление связи человека с прошлым, настоящим и будущим своего Отечества, 2) формирование у детей чувств сопереживания за прошлое Отечества, причастности к настоящему. Через патриотизм младший школьник прикасается к будущему, выходящему за пределы его собственной жизни.
Таким образом, проблема патриотического воспитания личности, формирования ее духовности является предметом изучения с давних пор, остается приоритетной и на современном этапе. Однако, несмотря на достаточно большое количество исследований по этой проблеме, остаются вопросы, требующие теоретического осмысления и практической реализации. Формирование патриотизма - базовая национальная ценность в духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России - осуществляется во всех сферах жизнедеятельности учащихся с учетом возрастных особенностей и реальных педагогических условий.
Литература
1. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 23 с.
3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1974. 574 с.
4. Кубановедение: программа курса для 1-4 классов. Краснодар: Перспективы образования, 2014.
5. Михайлова Е.Н. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Краснодар: Кубанское полиграфическое объединение, 2014.
Formation of patriotic feelings in younger schoolboys in the
process of training Mikhailova E.N.
Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev The article considers the possibility of forming patriotic feelings in the learning process at the first stage of education. A description of the experience in the formation of patriotism among younger schoolchildren is presented, the pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the patriotic education of schoolchildren in the process of mastering academic disciplines are substantiated. Key words: patriotism, patriotic education, junior schoolchild,
educational process, educational activity. References
1. Pedagogical encyclopedic dictionary. Ch. ed. B.M. Bim-Bad. M .:
Great Russian Encyclopedia, 2003. 528 p.
2. Danilyuk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia. M .: Enlightenment, 2010. 23 p.
3. Ushinsky KD Selected pedagogical works. M .: Pedagogy. 1974.
574 p.
4. Cuban Studies: course program for grades 1-4. Krasnodar: Perspectives of Education, 2014.
5. Mikhailova E.N. Civil-patriotic education of younger students in
extracurricular activities. Krasnodar: Kuban Polygraphic Association, 2014.