Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1567
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / JUVENILE OFFENDERS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ФСИН РОССИИ / FEDERAL PENAL CORRECTION SERVICE OF RUSSIA / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / PUNISHMENTS THAT DO NOT REQUIRE REMOVAL FROM SOCIETY / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / EDUCATION FOR INMATES / PROBATION OFFICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилин Е. М., Габараев А. Ш., Давыдова Н. В.

В статье рассматриваются вопросы организации и правового регулирования воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях. Проанализирован положительный опыт организации воспитательной работы, показана специфика воспитательного процесса в уголовно-исполнительных инспекциях для данной категории лиц. Сформированы предложения по оптимизации и совершенствованию воспитательной работы с несовершеннолетними лицами, состоящими на учете УИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education for juvenile inmates in probation offices

The article deals with issues of education for juvenile inmates in probation offices organization and legal regulation. Positive experience of educational work is analysed, specific feature of education in probation offices for this group is pointed out. Suggestions to rationalization and harmonization for educational work with minors, registered by the Penal Enforcement Inspectorate are formed.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ»

Е. М. ДАНИЛИН E. M. DANILIN

ведущий научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

А. Ш. ГАБАРАЕВ A. S. GABARAEV

научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат политических наук, капитан внутренней службы

Н. В. ДАВЫДОВА N. V. DAVIDOVA

старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат медицинских наук

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях

Education for juvenile inmates in probation offices

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации и правового регулирования воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях. Проанализирован положительный опыт организации воспитательной работы, показана специфика воспитательного процесса в уголовно-исполнительных инспекциях для данной категории лиц. Сформированы предложения по оптимизации и совершенствованию воспитательной работы с несовершеннолетними лицами, состоящими на учете УИИ.

Ключевые слова: воспитательная работа с осужденными, несовершеннолетние осужденные, уголовно-исполнительные инспекции, наказания без изоляции от общества, ресоциализация, ФСИН России.

Abstract. The article deals with issues of education for juvenile inmates in probation offices organization and legal regulation. Positive experience of educational work is analysed, specific feature of education in probation offices for this group is pointed out. Suggestions to rationalization and harmonization for educational work with minors, registered by the Penal Enforcement Inspectorate are formed.

Keywords: Education for inmates, juvenile offenders, probation offices, punishments that do not require removal from society, resocialization, Federal Penal Correction Service of Russia.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р [1], наряду с исполнением наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества ставит перед уголовно-исполнительными инспекциями (УИИ, инспекции) задачу оптимизации со-

циальной, психологической и воспитательной работы с осужденными.

Согласно ч. 3 ст. 231 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2], сотрудники филиалов УИИ УФСИН обязаны проводить воспитательную работу с несовершеннолетними, оказывать им помощь в трудоустройстве и учебе.

[email protected] www.orfsin.ru 16

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) [3] воспитательная работа с осужденными включает нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, которое организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Вопросам воспитательной работы с осужденными к лишению свободы посвящена глава 15 УИК РФ. К тому же буквальное толкование ч. 3 ст. 9 УИК РФ свидетельствует о том, что указанные в ней средства исправления, в том числе и воспитательная работа, касаются осужденных, отбывающих уголовное наказание. Это означает, что проведение воспитательной работы должно быть предусмотрено в отношении всех лиц, осужденных к уголовным наказаниям, в том числе не связанным с изоляцией от общества.

В другом документе - постановлении Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» [4] -обязанность организации и проведения воспитательной работы предусмотрена только в отношении осужденных к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам. Подобная диспозиция сохранена и в Особенной части УИК РФ, где, например, необходимость проведения воспитательной работы с условно осужденными и осужденными к обязательным работам странным образом не предусмотрена. Получается, что с осужденными указанных категорий, то есть лицами, преступившими закон и совершившими уголовно наказуемое деяние, не надо проводить работу, направленную на их исправление.

Инспекторы УИИ интуитивно определяют необходимость проведения данной работы, при этом руководствуются преимущественно региональными и местными нормативными правовыми актами, так как федеральная нормативная база, регулирующая данный аспект деятельности УИИ, отсутствует. В качестве примера приведем Закон Иркутской области от 05.03.2007 № 7-ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от фактов, негативно влияющих

на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области» [5].

Создавшееся положение подтверждается результатами исследования проблем организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в УИИ, проведенного сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России во II полугодии 2016 года. Были опрошены начальники всех УИИ (81) территориальных органов ФСИН России.

В качестве основных документов, используемых при организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, почти три четверти практических работников указали на региональные и местные нормативные правовые акты, а четверть - на приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» [6].

Но данные документы не содержат подробных указаний о том, как проводить воспитательную работу. Поэтому большинство руководителей инспекций (75%) отметили необходимость разработки методических рекомендаций, в которых следует определить цели, задачи, формы, методы и приемы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными и их родителями (законными представителями).

Некоторые УИИ пытаются самостоятельно восполнить существующие в организации воспитательной работы с подучетными лицами методические пробелы. Так, например, в Архангельской области используют собственные рекомендации «Особенности воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества», разработанные сотрудниками ФКУ УИИ УФСИН России по Архангельской области.

Становится очевидным, что в настоящее время существует серьезная проблема, связанная с отсутствием единого документа по организации воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества, в котором учитываются особенности воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, определяемые рядом специфических черт.

Во-первых, воспитательная работа с осужденными осуществляется без их изоляции от

17

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2017

общества. С одной стороны, это оказывает положительное влияние на состоящих на учете УИИ лиц, так как в процессе отбывания наказания сохраняются социально-полезные связи с родителями, родственниками, семьей, позволяющие существенно расширить диапазон форм и методов воспитательной работы. С другой стороны, осужденные подвергаются непрерывному воздействию окружающей среды, которое может быть как положительным, так и отрицательным (негативная атмосфера в семье, влияние знакомых, ведущих антиобщественный образ жизни).

Во-вторых, воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными осуществляется в рамках строгой правовой регламентации их поведения, условий и порядка отбывания наказания, систематическое нарушение которых может повлечь замену неотбытого срока наказания лишением свободы.

В-третьих, воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными во многом обусловлена их социально-демографической, уголовно-правовой и психологической характеристикой. Учет и знание этих особенностей позволяет более успешно организовывать воспитательную работу с данной категорией осужденных.

В-четвертых, многие несовершеннолетние осужденные, состоящие на учете в УИИ, не ощущают кары за содеянное. Одна из задач инспектора - разъяснить им обязанности, возникающие в процессе исполнения приговора. Часть подростков, пройдя через предварительное следствие и судебное заседание, «заражаются» криминальной романтикой, и в УИИ они приходят с чувством гордости за совершенное преступление. Страх перед наказанием у них совершенно отсутствует.

Выяснилось, что, понимая системное единство и методические достоинства применения различных форм (индивидуальной, групповой и массовой) воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, подавляющее большинство сотрудников УИИ (92,6 %) выбирают индивидуальную форму работы с подростками. Объясняют они это тем, что данный метод позволяет глубже раскрыть личность несовершеннолетнего, узнать особенности его характера, интересы, наладить доверительные отношения, оказать большое влияние на формирование и раскрытие положительных качеств, проследить

изменение поведения. Групповая и массовая форма работы, по мнению части респондентов, повышает риск сплочения криминальных групп и совершения повторных преступлений. Тем не менее групповую форму воспитательной работы используют почти 37 % опрошенных работников УИИ, массовую - 11,1 %.

Значительная доля опрошенных сотрудников УИИ территориальных органов ФСИН России (69,1 %) испытывают определенные затруднения в организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Проведенные ранее исследования [7, 8] подтверждают, что трудности в работе сотрудников УИИ обусловлены недостатком знаний в облас-ти пенитенциарной психологии и педагогики. Поэтому, как считают сами сотрудники, воспитательную работу с несовершеннолетними осужденными значительно оптимизировало бы прохождение курсов повышения квалификации персонала УИИ в части психолого-педагогической подготовки и изучения методики проведения работы с категорией несовершеннолетних лиц.

Таким образом, результаты анкетирования руководителей УИИ подтвердили вывод О. Н. Чистотиной о том, что одной из основных причин малой эффективности воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, является отсутствие необходимых психолого-педагогических знаний и отлаженной методики ее проведения [7].

«Указанную проблему актуализирует существующий научный дискурс о том, что УИИ должны лишь исполнять наказание, контролировать осужденных, а их воспитанием, решением социальных проблем и определением степени исправления должны заниматься другие специалисты, например психологи, педагоги и социальные работники» (в настоящее время две последние категории специалистов в штатном расписании УИИ отсутствуют) [9].

Несмотря на то что 43,2 % респондентов указали, что в их практике отсутствует интересный опыт воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, в ряде территориальных органов ФСИН России он есть и заслуживает определенного внимания. Приведем некоторые примеры.

Так, в ФКУ УИИ УФСИН России по Астраханской области постановлением районной

[email protected] www.orfsin.ru

18

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) был создан институт общественных воспитателей несовершеннолетних осужденных (использовался передовой опыт УФСИН России по Удмуртской Республике). Общественные воспитатели оказывают посильную помощь в проведении воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, как правило, путем вовлечения их в культурно-массовые и спортивные мероприятия, осуществления проверок по месту жительства, проведения психологического сопровождения.

В ФКУ УИИ УФСИН России по Мурманской области проводится работа по содействию семье несовершеннолетнего осужденного в разрешении социально-педагогических проблем с использованием метода «Семейная групповая конференция».

В ФКУ УИИ ГУФСИН России по Кемеровской области на базе группы психологического обеспечения создан психологический отряд «Единство», существующий с 2012 года на средства муниципального и областного бюджета. Отряд состоит из студентов социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета, которые на безвозмездной основе под патронажем психолога инспекции проводят разнообразную работу с трудными подростками, в том числе состоящими на учете в инспекции.

Воспитательная работа с осужденными носит комплексный характер, поэтому уголовно-исполнительные инспекции должны взаимодействовать со многими государственными, муниципальными, общественными организациями, которые на основании ст. 23 УИК РФ оказывают содействие в работе учреждениям и органам, исполняющим наказания, принимают участие в исправлении осужденных.

Исследование показало, что практически все УИИ привлекают к воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными представителей общественных и религиозных организаций. Так, сотрудники ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Бурятия активно взаимодействуют с религиозными организациями с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете УИИ. В 2016 году для подростков проводились экскурсии в православные храмы, где священнослужители беседова-

ли с ними на духовные и нравственные темы. Несовершеннолетние принимали участие в колокольном перезвоне, специально организованном чаепитии, после которого вручались подарочные наборы. Кроме этого, некоторые подростки под руководством священнослужителя летом приняли участие в сплаве по рекам Бурятии, а зимой - в ледовом празднике с катанием на коньках. Тесное взаимодействие УИИ налажено также с религиозными общинами буддийских дацанов, расположенных в разных районах республики. Большинство указанных мероприятий освещались в СМИ.

Результативность воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными во многом зависит от проводимой параллельно работы с их семьями. Ее осуществляют 93,8 % УИИ территориальных органов ФСИН России. Как правило, она проходит в форме бесед, направленных на выявление и анализ семейных проблем, оказывающих влияние на поведение несовершеннолетних.

К подобным диалогам привлекаются специалисты КДНиЗП, других субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые могут оказать поддержку подростку и его семье в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Как показало исследование, уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов ФСИН России (ФКУ УИИ УФСИН России по Архангельской области, ФКУ УИИ ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ УИИ УФСИН России по Ярославской области, ФКУ УИИ УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу) практикуют проведение родительских собраний, встреч в форме «родительских гостиных» с приглашением представителей общественных организаций, различных специалистов.

В ходе анкетирования подавляющее большинство руководителей УИИ (89 %) указали, что к воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными привлекаются представители региональных органов и учреждений власти, в том числе ФСИН России. Как правило, в ней участвуют сотрудники и представители СИЗО, территориальных КДНиЗП, подразделений по делам несовершеннолетних

19

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2017

территориальных органов МВД России, органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, учреждений системы здравоохранения, центров занятости населения.

Результаты исследования показали, что у инспекторов УИИ существуют определенные затруднения в фиксации, накоплении и демонстрации результатов проводимой воспитательной работы. С целью решения данной проблемы в некоторых регионах (например, в ФКУ УИИ УФСИН России по Курганской области) планируют внедрить в практическую деятельность информационную карту несовершеннолетнего осужденного, которая будет содержать необходимые сведения о нем и его семье. Предполагается ее направление во все органы системы профилактики правонарушений при постановке подростка на учет, что позволит эффективнее организовать индивидуально-профилактическую работу с ним.

Возможен и другой вариант. Так, «по аналогии с практикой сотрудников воспитательных колоний инспектору УИИ целесообразно вести дневник индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетним осужденным, состоящим на учете в инспекции» [10]. Дневник является одним из практических инструментов, обеспечивающих успешное выполнение целей и задач УИИ.

В заключение позволим себе сформулировать некоторые предложения.

1. Следует подготовить методические рекомендации по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в УИИ.

2. Закрепить в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации необходимость проведения и порядок организации воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными к наказанию без изоляции от общества.

3. Ввести в практику деятельности УИИ дневник индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетним осужденным.

4. Предусмотреть включение в учебные программы курсов повышения квалификации и переподготовки персонала УИИ изучение психолого-педагогических вопросов, отражающих специфику воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.

5. Возродить зарекомендовавший себя в недалеком прошлом институт общественных

инспекторов, работающих с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете в УИИ. ^

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015). Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 05.04.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности : пост. Правительства Рос. Федерации от 16.06.1997 № 729 (ред. от 23.04.2012). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области : Закон Иркутской области от 05.03.2010 № 7-ОЗ (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17.02.2010 № 18/5-ЗС). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

6. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества : приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 (ред. от 22.08.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Чистотина О. Н. Воспитательная работа с условно осужденными : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Рязань : Академия ФСИН России, 2005. С. 66-67.

8. Смирнова И. Н. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.11. Рязань, 2013. С. 135-136.

9. Габараев А. Ш. Проблемы совершенствования воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы // Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. ; Защита прав человека и гражданина: взаимодействие государства и общества (опыт Российской Федерации и зарубежных стран) : материалы круглого стола. Рязань : Академия ФСИН России, 2015. С. 67-75.

10. Данилин Е. М., Давыдова Н. В., Жолус Б. И., Дикопольцев Д. Е., Евдокимов И. В. Организация работы с осужденными в условиях преобразования воспитательных колоний в воспитательные центры : сборник методических рекомендаций. М. : ФКУ НИИ ФСИН России, 2013. С. 27.

[email protected] www.orfsin.ru

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.