УДК 343.845.5
ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА КАРХАНИНА,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ИСПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ,
СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ, И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Для цитирования
Карханина, Л. В. Роль общественных объединений в исправлении несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и предупреждении повторной преступности / Л. В. Карханина // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 13(1-4), № 4. - С. 388-392.
Аннотация. В статье рассмотрено взаимодействие общественных объединений с уголовно-исполнительными инспекциями при исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных. Определены значение общественных объединений при исправлении несовершеннолетних, их роль в предупреждении повторной преступности. Проанализирована перспектива создания родительских комитетов при уголовно-исполнительных инспекциях и закрепления правового статуса родителей несовершеннолетних осужденных на законодательном уровне.
Ключевые слова: общественные объединения, уголовно-исполнительная инспекция, несовершеннолетний, родительский комитет, исправление, предупреждение повторной преступности.
Международное и национальное законодательство в сфере борьбы с преступностью устанавливают одной из приоритетных задач снижение уровня повторной преступности. Так, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ).
Предупреждение преступности можно обозначить как один из уровней профилактики криминального поведения, ведь именно это направление представляется весьма важным и приоритетным в деятельности правоохранительных органов.
В. И. Зубкова считает, что общество и государство пришли к выводу о том, что усиление карательных начал в противодействии преступности усугубляет криминогенную обстановку в стране, ведет к социальной напряженности в обществе [2, с. 295].
Совершение повторного преступления лицом возможно на досудебном этапе, в момент отбывания наказания и после его отбытия. Остановимся на рассмотрении по-
© Карханина Л. В., 2018
вторной преступности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в период отбывания наказания.
Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2017 г. к наказанию в виде лишения свободы из числа несовершеннолетних был осужден 3601 человек, а к наказаниям без изоляции от общества, в том числе к штрафу, - 7739 несовершеннолетних (официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL : http://www.cdep.ru).
Приведенные статистические данные показывают, что назначение судами наказаний без изоляции несовершеннолетнего от общества превышает в 4,5 раза назначение наказаний, связанных с лишением свободы.
Согласно данным ФСИН России, по учетам уголовно-исполнительных инспекций за I полугодие 2018 г. прошло 11 519 несовершеннолетних. По состоянию на 1 июля 2018 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 5699 несовершеннолетних. В I полугодии в отношении 197 несовершеннолетних были возбуждены уголовные дела после постановки на учет (официальный сайт ФСИН России. URL : http://fsin.su).
Таким образом, повторная преступность несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, остается на высоком уровне.
Предупреждение совершения повторных преступлений невозможно реализовать без тесного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с институтами гражданского общества. Поиск новых мер и способов воздействия на несовершеннолетних обусловливает необходимость совершенствования действующего законодательства.
В 1990 г. были разработаны Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), которые устанавливают необходимость привлечения всех общественных институтов с целью эффективного воздействия на профилактику преступности несовершеннолетних.
По мнению Ю. В. Баранова, в рамках расширяющихся в последнее десятилетие международных пенитенциарных контактов стало очевидным, что если за рубежом для выполнения требований международных правовых актов целенаправленно внедрялись разнообразные формы и технологии общественного воздействия на несовершеннолетних осужденных, то в современной российской практике сохранились лишь отдельные элементы из ранее имевших место [1].
Повышение эффективности общественного воздействия на осужденных - объективная необходимость функционирования как данного, так и любого другого средства исправления [3, с. 881].
В свою очередь, ст. 9 УИК РФ устанавливает, что одним из средств исправления осужденных является общественное воздействие, которое возможно осуществлять посредством привлечения общественных объединений в процесс исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Статья 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В отдельных регионах имеется свой практический опыт по взаимодействию уголовно-исполнительных инспекций с общественными объединениями и организациями при исполнении наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних.
Одним из примеров такого взаимодействия является привлечение несовершеннолетних осужденных к участию в акции, организованной в Саратовской области волонтерским движением «Саратов молодой» и Саратовской региональной общественной организацией трезвости и здоровья. Несовершеннолетние, осужденные к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, приняли участие в высадке деревьев в парке Победы г. Саратова. Кроме того, при содействии Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья в целях патриотического воспитания осужденных подростков, приобщения к культурному наследию на постоянной основе организуются походы в музеи. С несовершеннолетними также работают психологи данной организации (официальный сайт УФСИН России по Саратовской области. URL : http://64.fsin.su).
С 2012 г. на базе ФКУ УИИ ГУФСИН России по Кемеровской области действует психологический отряд «Единство». Волонтеры-студенты проводят работу с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете инспекции, направленную на профилактику безнадзорности. Основная цель данной работы - снижение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Для реализации проекта сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции было заключено соглашение с факультетом психологии Кемеровского государственного университета, в соответствии с которым студенты в летнее время в качестве волонтеров привлекались для организации и проведения различных мероприятий для подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации (официальный сайт ФСИН России. URL : http://fsin.su).
Приведенные примеры взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и общественных объединений не являются единичными. Положительный опыт взаимодействия общественных объединений с инспекциями необходимо рассматривать и внедрять в практическую деятельность в целом по России.
Вместе с тем естественная среда для развития ребенка - это семья. Данный институт нельзя оставлять без должного внимания, в том числе при исполнении наказаний без изоляции от общества.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяет участие общественных объединений в работе воспитательных колоний посредством создания родительских комитетов. Функциями родительских комитетов являются оказание помощи администрации воспитательных колоний, повышение эффективности воспитательного процесса, участие в оказании помощи сиротам и несовершеннолетним из неблагополучных семей и др. В состав родительских комитетов могут входить родители несовершеннолетних осужденных или законные представители и даже родственники подростка.
Создание родительских комитетов при уголовно-исполнительных инспекциях законодательством не предусмотрено. Однако данный институт необходим в целях совместной работы сотрудников инспекции и комитета по обеспечению прав несовершеннолетних, оказания им необходимой социальной помощи. Родительские комитеты также позволят оказывать воспитательное воздействие на подростка. Функции родительских комитетов относятся в том числе и к профилактике преступного поведения несовершеннолетних. Однако возможны и определенные трудности, обусловленные позицией самих родителей несовершеннолетних осужденных.
Иногда родители несовершеннолетних правонарушителей сами имеют проблемы с законом и ведут антиобщественный образ жизни. В данном случае привлечение их в состав родительского комитета является нецелесообразным и недопустимым.
Следует также отметить, что правовой статус родителей несовершеннолетних осужденных законом также не определен. Единственное упоминание о них есть в приказе Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», который устанавливает, что для постановки несовершеннолетнего осужденного на учет он вызывается в инспекцию с родителями или иными законными представителями. Считаем, что это является существенным недостатком в регулировании процесса исполнения наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних. Необходимо на законодательном уровне определить правовой статус родителей несовершеннолетних осужденных с момента постановки подростка на учет до момента отбытия им наказания.
В связи с изложенным целесообразно внести дополнения в приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142, а именно включить раздел 2.1 «Правовое положение законных представителей несовершеннолетних осужденных», изложив его в следующей редакции:
«Законными представителями несовершеннолетних осужденных являются их родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, органы опеки и попечительства и иные определенные действующим законодательством представители.
Законные представители несовершеннолетнего осужденного должны иметь право:
1) на получение информации о порядке и об условиях отбывания назначенного судом наказания;
2) вежливое обращение со стороны сотрудников уголовно-исполнительной инспекции;
3) обращение с предложениями, заявлениями, жалобами к начальнику уголовно-исполнительной инспекции и в другие органы;
4) получение объяснений по вопросам, связанным с исполнением назначенного наказания несовершеннолетним;
5) психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы уголовно-исполнительных инспекций.
Законные представители несовершеннолетнего осужденного обязаны:
1) надлежащим образом исполнять обязанности по его воспитанию и развитию;
2) вежливо относиться к сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции;
3) принимать участие в судебных разбирательствах при решении вопроса о продлении испытательного срока при условном осуждении, о возложении дополнительных обязанностей или ограничений, о замене неотбытой части наказания более строгим».
Предлагаем включить в раздел 2.2 «Порядок создания и функционирования деятельности родительского комитета» приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 следующее дополнение:
«В целях повышения эффективности воспитательного воздействия, профилактики повторной преступности осужденных и оказания помощи сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций при филиалах могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником уголовно-исполнительной инспекции».
Таким образом, есть основание предполагать, что эффективность профилактической работы по снижению уровня повторной преступности несовершеннолетних возрастет в связи с привлечением общественных объединений при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, во всех регионах России. Законодательное закрепление порядка создания и функционирования родительских комитетов позволит также повы-
сить эффективность проводимой воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Определение правового статуса родителей осужденного даст возможность восполнить существующие пробелы в законодательстве.
Библиографический список
1. Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 37 с.
2. Зубкова В. И. К некоторым вопросам реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13(1-4), № 3. С. 294-298.
3. Матвеенко В. Е., Майоров О. А. Совершенствование правовой базы для реализации общественного воздействия на осужденных // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 24-25 нояб. 2016 г.) : в 2 т. Рязань, 2016. Т. 2. С. 881-883.