Научная статья на тему 'Роль общественных объединений в исправлении несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и предупреждении повторной преступности'

Роль общественных объединений в исправлении несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и предупреждении повторной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ / ИСПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / PUBLIC ASSOCIATIONS / PENAL INSPECTION / JUVENILE / PARENTS’ COMMITTEE / CORRECTION / PREVENTION OF RECIDIVISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карханина Людмила Владимировна

В статье рассмотрено взаимодействие общественных объединений с уголовно-исполнительными инспекциями при исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных. Определены значение общественных объединений при исправлении несовершеннолетних, их роль в предупреждении повторной преступности. Проанализирована перспектива создания родительских комитетов при уголовно-исполнительных инспекциях и закрепления правового статуса родителей несовершеннолетних осужденных на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карханина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC ASSOCIATIONS IN CORRECTION OF JUVENILE CONVICTS, REGISTERED IN PENAL INSPECTIONS, AND PREVENTION OF RECIDIVISM

The article deals with the interaction of public associations with penal inspections in the execution of sentences against juvenile convicts. The value of public associations in the correction of juvenile, their role in prevention of recidivism. The perspective of creation of parent committees at penal inspections and fixing of parents’ legal status of juvenile convicts on legislative level is analyzed.

Текст научной работы на тему «Роль общественных объединений в исправлении несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и предупреждении повторной преступности»

УДК 343.845.5

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА КАРХАНИНА,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: ludakarhanina@mail.ru

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ИСПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ,

СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ, И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Для цитирования

Карханина, Л. В. Роль общественных объединений в исправлении несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и предупреждении повторной преступности / Л. В. Карханина // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 13(1-4), № 4. - С. 388-392.

Аннотация. В статье рассмотрено взаимодействие общественных объединений с уголовно-исполнительными инспекциями при исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных. Определены значение общественных объединений при исправлении несовершеннолетних, их роль в предупреждении повторной преступности. Проанализирована перспектива создания родительских комитетов при уголовно-исполнительных инспекциях и закрепления правового статуса родителей несовершеннолетних осужденных на законодательном уровне.

Ключевые слова: общественные объединения, уголовно-исполнительная инспекция, несовершеннолетний, родительский комитет, исправление, предупреждение повторной преступности.

Международное и национальное законодательство в сфере борьбы с преступностью устанавливают одной из приоритетных задач снижение уровня повторной преступности. Так, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ).

Предупреждение преступности можно обозначить как один из уровней профилактики криминального поведения, ведь именно это направление представляется весьма важным и приоритетным в деятельности правоохранительных органов.

В. И. Зубкова считает, что общество и государство пришли к выводу о том, что усиление карательных начал в противодействии преступности усугубляет криминогенную обстановку в стране, ведет к социальной напряженности в обществе [2, с. 295].

Совершение повторного преступления лицом возможно на досудебном этапе, в момент отбывания наказания и после его отбытия. Остановимся на рассмотрении по-

© Карханина Л. В., 2018

вторной преступности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в период отбывания наказания.

Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2017 г. к наказанию в виде лишения свободы из числа несовершеннолетних был осужден 3601 человек, а к наказаниям без изоляции от общества, в том числе к штрафу, - 7739 несовершеннолетних (официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL : http://www.cdep.ru).

Приведенные статистические данные показывают, что назначение судами наказаний без изоляции несовершеннолетнего от общества превышает в 4,5 раза назначение наказаний, связанных с лишением свободы.

Согласно данным ФСИН России, по учетам уголовно-исполнительных инспекций за I полугодие 2018 г. прошло 11 519 несовершеннолетних. По состоянию на 1 июля 2018 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 5699 несовершеннолетних. В I полугодии в отношении 197 несовершеннолетних были возбуждены уголовные дела после постановки на учет (официальный сайт ФСИН России. URL : http://fsin.su).

Таким образом, повторная преступность несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, остается на высоком уровне.

Предупреждение совершения повторных преступлений невозможно реализовать без тесного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с институтами гражданского общества. Поиск новых мер и способов воздействия на несовершеннолетних обусловливает необходимость совершенствования действующего законодательства.

В 1990 г. были разработаны Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), которые устанавливают необходимость привлечения всех общественных институтов с целью эффективного воздействия на профилактику преступности несовершеннолетних.

По мнению Ю. В. Баранова, в рамках расширяющихся в последнее десятилетие международных пенитенциарных контактов стало очевидным, что если за рубежом для выполнения требований международных правовых актов целенаправленно внедрялись разнообразные формы и технологии общественного воздействия на несовершеннолетних осужденных, то в современной российской практике сохранились лишь отдельные элементы из ранее имевших место [1].

Повышение эффективности общественного воздействия на осужденных - объективная необходимость функционирования как данного, так и любого другого средства исправления [3, с. 881].

В свою очередь, ст. 9 УИК РФ устанавливает, что одним из средств исправления осужденных является общественное воздействие, которое возможно осуществлять посредством привлечения общественных объединений в процесс исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Статья 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В отдельных регионах имеется свой практический опыт по взаимодействию уголовно-исполнительных инспекций с общественными объединениями и организациями при исполнении наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних.

Одним из примеров такого взаимодействия является привлечение несовершеннолетних осужденных к участию в акции, организованной в Саратовской области волонтерским движением «Саратов молодой» и Саратовской региональной общественной организацией трезвости и здоровья. Несовершеннолетние, осужденные к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, приняли участие в высадке деревьев в парке Победы г. Саратова. Кроме того, при содействии Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья в целях патриотического воспитания осужденных подростков, приобщения к культурному наследию на постоянной основе организуются походы в музеи. С несовершеннолетними также работают психологи данной организации (официальный сайт УФСИН России по Саратовской области. URL : http://64.fsin.su).

С 2012 г. на базе ФКУ УИИ ГУФСИН России по Кемеровской области действует психологический отряд «Единство». Волонтеры-студенты проводят работу с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете инспекции, направленную на профилактику безнадзорности. Основная цель данной работы - снижение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Для реализации проекта сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции было заключено соглашение с факультетом психологии Кемеровского государственного университета, в соответствии с которым студенты в летнее время в качестве волонтеров привлекались для организации и проведения различных мероприятий для подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации (официальный сайт ФСИН России. URL : http://fsin.su).

Приведенные примеры взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и общественных объединений не являются единичными. Положительный опыт взаимодействия общественных объединений с инспекциями необходимо рассматривать и внедрять в практическую деятельность в целом по России.

Вместе с тем естественная среда для развития ребенка - это семья. Данный институт нельзя оставлять без должного внимания, в том числе при исполнении наказаний без изоляции от общества.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяет участие общественных объединений в работе воспитательных колоний посредством создания родительских комитетов. Функциями родительских комитетов являются оказание помощи администрации воспитательных колоний, повышение эффективности воспитательного процесса, участие в оказании помощи сиротам и несовершеннолетним из неблагополучных семей и др. В состав родительских комитетов могут входить родители несовершеннолетних осужденных или законные представители и даже родственники подростка.

Создание родительских комитетов при уголовно-исполнительных инспекциях законодательством не предусмотрено. Однако данный институт необходим в целях совместной работы сотрудников инспекции и комитета по обеспечению прав несовершеннолетних, оказания им необходимой социальной помощи. Родительские комитеты также позволят оказывать воспитательное воздействие на подростка. Функции родительских комитетов относятся в том числе и к профилактике преступного поведения несовершеннолетних. Однако возможны и определенные трудности, обусловленные позицией самих родителей несовершеннолетних осужденных.

Иногда родители несовершеннолетних правонарушителей сами имеют проблемы с законом и ведут антиобщественный образ жизни. В данном случае привлечение их в состав родительского комитета является нецелесообразным и недопустимым.

Следует также отметить, что правовой статус родителей несовершеннолетних осужденных законом также не определен. Единственное упоминание о них есть в приказе Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», который устанавливает, что для постановки несовершеннолетнего осужденного на учет он вызывается в инспекцию с родителями или иными законными представителями. Считаем, что это является существенным недостатком в регулировании процесса исполнения наказаний без изоляции от общества в отношении несовершеннолетних. Необходимо на законодательном уровне определить правовой статус родителей несовершеннолетних осужденных с момента постановки подростка на учет до момента отбытия им наказания.

В связи с изложенным целесообразно внести дополнения в приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142, а именно включить раздел 2.1 «Правовое положение законных представителей несовершеннолетних осужденных», изложив его в следующей редакции:

«Законными представителями несовершеннолетних осужденных являются их родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, органы опеки и попечительства и иные определенные действующим законодательством представители.

Законные представители несовершеннолетнего осужденного должны иметь право:

1) на получение информации о порядке и об условиях отбывания назначенного судом наказания;

2) вежливое обращение со стороны сотрудников уголовно-исполнительной инспекции;

3) обращение с предложениями, заявлениями, жалобами к начальнику уголовно-исполнительной инспекции и в другие органы;

4) получение объяснений по вопросам, связанным с исполнением назначенного наказания несовершеннолетним;

5) психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы уголовно-исполнительных инспекций.

Законные представители несовершеннолетнего осужденного обязаны:

1) надлежащим образом исполнять обязанности по его воспитанию и развитию;

2) вежливо относиться к сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции;

3) принимать участие в судебных разбирательствах при решении вопроса о продлении испытательного срока при условном осуждении, о возложении дополнительных обязанностей или ограничений, о замене неотбытой части наказания более строгим».

Предлагаем включить в раздел 2.2 «Порядок создания и функционирования деятельности родительского комитета» приказа Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 следующее дополнение:

«В целях повышения эффективности воспитательного воздействия, профилактики повторной преступности осужденных и оказания помощи сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций при филиалах могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником уголовно-исполнительной инспекции».

Таким образом, есть основание предполагать, что эффективность профилактической работы по снижению уровня повторной преступности несовершеннолетних возрастет в связи с привлечением общественных объединений при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, во всех регионах России. Законодательное закрепление порядка создания и функционирования родительских комитетов позволит также повы-

сить эффективность проводимой воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Определение правового статуса родителей осужденного даст возможность восполнить существующие пробелы в законодательстве.

Библиографический список

1. Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 37 с.

2. Зубкова В. И. К некоторым вопросам реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13(1-4), № 3. С. 294-298.

3. Матвеенко В. Е., Майоров О. А. Совершенствование правовой базы для реализации общественного воздействия на осужденных // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 24-25 нояб. 2016 г.) : в 2 т. Рязань, 2016. Т. 2. С. 881-883.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.