УДК 378.147.227 М. Б. Гуд
соискатель кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается понятие «правовое информирование несовершеннолетних», педагогический процесс формирования правового сознания у подростков в условиях отбывания уголовных наказаний при постановке на учет в уголовно-исполнительную инспекцию Москвы. Анализируются основные особенности правового информирования осужденных несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции.
Ключевые слова: правовое сознание; формирование правового сознания; особенности правового информирования; несовершеннолетние, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции; педагогический процесс.
Gud M. B.
Postgraduate Student, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; e-mail: [email protected]
THE ANALYSIS OF PRACTICE OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS THE PROBATION AND PAROLE ADOLESCENTS
The article discusses the concept of legal information for minors, the pedagogical process of formation of legal consciousness of teenagers in conditions of serving criminal punishment when registration with the correctional Inspectorate of the city of Moscow. Analyzes the main features of legal information of convicted minors, who are registered in criminal-executive inspection.
Key words: legal consciousness; formation of legal consciousness; special features of legal information; minors consisting on the account in criminally-executive inspection; the pedagogical process.
Тенденцией современной уголовно-исполнительной политики является депенализация (увеличение числа наказаний, не связанныхс лишением свободы). Уголовно-исполнительными инспекциями на сегодняшний день исполняется более 2 / 3 всех наказаний по приговорам суда. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы идея ресоциализации осужденных становится ведущей, в полной мере осуществить которую возможно лишь в условиях исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества [2].
Особое внимание уделяется ресоциализации лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции [1]. Подростковый возраст считается наиболее благоприятным периодом активного целенаправленного формирования правосознания, что является важным фактором успешности в ресоциализации личности и снижает вероятность совершения противоправных действий и преступлений.
Целью данной статьи является анализ практики формирования правового сознания несовершеннолетних в условиях уголовно-исполнительной инспекции, в частности - их правовое информирование, что является важной составляющей процесса ресоциализации и адаптации подростков, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [4]. Инспектора берут на себя важную роль «проводника» оступившегося человека между обществом и правом. Правовое информирование в рамках данных пенитенциарных учреждений представлено следующими видами и формами:
- разъяснение прав и обязанностей несовершеннолетним осужденным, обращений осужденных и порядок их рассмотрения, порядка обращения с ходатайством о помиловании, порядка осуществления контроля за поведением осужденных, об их ответственности, об условном осуждении и отмене условного срока;
- профилактические беседы о недопустимости со стороны несовершеннолетних совершения административных правонарушений, повторных преступлений, нарушений общественного порядка и возложенных обязанностях по приговору суда; о вреде алкоголя и наркотиков; о поведении в быту;
- проведение бесед с родственниками несовершеннолетних по исполнению возложенных на них обязанностей, по воспитанию детей, о недопустимости правонарушений и необходимости нахождения дома в ночное время суток.
При по становке несовершеннолетнего на учет инспектора уголовно-исполнительной инспекции разъясняют приговор (постановление, определение) суда, обязанности и права. Для удобства и наглядности информации используют разного рода памятки, выдержки из законодательных документов, помогающие подростку сориентироваться во всем многообразии юридического знания, напрвляют в выборе правильной стратегии поведения. Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции при ведении первичной беседы разъясняет положения ст. 11, 12 УИК
РФ [6], с ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (об ограничении права осужденного выезда из РФ до окончания испытательного срока). Большое внимание уделяется разъяснению ст. 188, 189 УИК РФ - время вступления приговора суда в законную силу и обязанности осужденных, ст. 74 УК РФ [5] и ст. 180 УИК РФ - о мерах, применяемых к осужденному, в случае неисполнения им обязанностей, возложенных судом.
Инспектора в ходе первоначальной беседы с подростком стараются узнать как можно больше о его семье, родителях, сильных и слабых сторонах личности. Для этого совместно с подростком составляют «Анкету осужденного», в которой отражаются данные самого осужденного (фамилия, имя, отчество, дата рождения, национальность, образование, документы, удостоверяющие личность, состояние здоровья, сведения о родственниках). Также при первичном приеме заполняется «Анкета социально-бытового обеспечения осужденного без лишения свободы», в которой осужденный описывает свои увлечения, хобби, указывает потребности в необходимой социальной помощи. Результаты данной работы инспекторов показывают важность и необходимость проведения подобного рода мероприятий, потому что это позволяет не только получить достаточно обширные сведения о ребенке, но и определить дальнейшую стратегию построения воспитательной работы с ним, учитывая все его актуальные потребности и возможности.
Можно отметить положительный опыт работы с несовершеннолетними подростками в филиалах №№ 4, 5, 6, 7 уголовно-исполнительной инспекции г. Москвы, а также в отделе исполнения наказаний уголовно-исполнительной инспекции. Так, психологом отделения психологического обеспечения лейтенантом внутренней службы Н. В. Боковой совместно с заместителем начальника филиала № 5 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве майором внутренней службы Е. А. Шибановой в 2012 г. была разработана анкета «Первичный входной контроль», состоящая из следующих блоков.
1. Исходные социальные данные (имя, возраст, национальность).
2. Семья (полная / неполная; взаимоотношения с родителями и другими родственниками; место конфликтов в семье; имели ли место правонарушения в семье).
3. Образование (отношение к учебе, успешность, взаимоотношения с учителями и сверстниками).
4. Факты асоциального поведения (сведения о приводах в полицию, бродяжничестве, состоял ли ранее на учете в полиции до судимости).
5. Психическое здоровье (факты наличия психических отклонения, диагноз, сведения о попытках аутоагрессии).
Данная анкета позволила более точно описать ту жизненную ситуацию, в которой находится подросток, понять причины совершенного преступления и проанализировать ресурсы, чтобы в дальнейшем выстроить индивидуальный план работы с ним.
Анализ показал, что в работе по правовому информированию подростков используются справки-беседы, в которых он при встрече с инспектором многократно прописывает обязанности, возложенные на него судом, письменно отчитывается о своем поведении, а также исключает случаи совершения административных нарушений и повторных преступлений. Особо интересен подход инспектора филиала № 25 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве капитана внутренней службы О. Н. Бабиной, которая во время регистрации осужденного (отметка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию) проводит беседы на тему «Правопослушное поведение», рассказывает о механизме манипуляций и вовлечения в криминальные связи, в качестве наглядного материала выдает на руки памятку о данной лекции.
При нарушении условий испытательного срока несовершеннолетним инспектор использует административный ресурс и выходит с представлением в суд о возложении дополнительных обязанностей, продлении испытательного срока или замене его на реальный срок. Выбор инспектора определяется правопослушным образом жизни подростка и его личностными особенностями. За 9 мес. 2015 г. в Москве (по данным статистической отчетности отдела контроля) возложено дополнительных обязанностей - 40 несовершеннолетним, продлен испытательный срок - 49, совершено повторных преступлений - 5. Однако анализ правоприменительной практики на примере Москвы и Рязани свидетельствует, что суды не используют всего арсенала предусмотренных законом обязанностей, которые можно возложить на условно осужденного несовершеннолетнего. В основном применяются обязанности: являться на регистрацию в специализированный государственный орган, не менять без уведомления данного
органа места жительства, работы или учебы. Возложение судом всего арсенала обязанностей способствовало бы не только достижению целей наказания, но и отвечало интересам обеспечения здорового развития несовершеннолетних, формирования правового сознания и могло обеспечить успешную ресоциализацию.
Делая вывод, можно отметить, что анализ практики формирования правового сознания у подростков диктует необходимость организации целенаправленного педагогического процесса в период отбывания наказания. К сожалению, многие подростки не понимают и не осознают сущность назначенного наказания, большинство из них считают, что «на этот раз их пронесло». Поэтому на самом первом этапе важнее всего - качественно объяснить сущность альтернативного наказания. Для формирования правового сознания несовершеннолетнего необходимо при постановке на учет в уголовно-исполнительную инспекцию разъяснять порядок и условия отбывания наказания; обязанности, которые возложил на него суд, а также его права. Это и есть основная часть правового информирования. Как показывает практика, в уголовно-исполнительную инспекцию встают на учет подростки, плохо ориентирующиеся в правовом поле или ориентировка которых весьма искажена.
К сожалению, данное направление в работе инспектора лишь формально можно обозначить как правовое информирование, поэтому особенно важно повысить эффективность проводимой работы. Необходимо отметить, что первоначальная беседа складывается весьма единообразно (формально), не учитывая особенностей подросткового возраста, состава преступления и степени осознания виновности подростка, за исключением единичных инноваций самих инспекторов. Только в филиалах уголовно-исполнительной инспекции, где выделен отдельный инспектор для ведения дел несовершеннолетних, организуется индивидуальный подход. В качестве примера можно привести филиалы №№ 5, 6, 12 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве. На наш взгляд, первая встреча осужденного с инспектором уголовно-исполнительной инспекции имеет особое значение в формировании правового сознания, а также, как следствие, предупреждает совершение нового преступления. Поэтому, необходимо выработать алгоритм не только беседы, но и установления педагогического контакта для осуществления задач воспитания и перевоспитания.
Положительным опытом в рамках правового информирования получило направление, связанное с просвещением подростков, формированием патриотического и нравственного самосознания. Так, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции организуют лекции, семинарские занятия, выездные профилактические мероприятия. Сотрудниками филиалов №№ 19, 20 и 21 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве была организована поездка в музей бронетанковых войск «Кубинка», музей обороны Москвы. Филиалы №№ 23, 24, 25 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве в рамках профилактики выезжали в следственный изолятор № 5 г. Москвы, где содержатся подозреваемые, обвиняемые и осужденные подростки, и в Можайскую воспитательную колонию в целях воспитательного воздействия и недопущения совершения новых правонарушений и преступлений.
Силами филиалов №№ 12, 13, 14, 15, 16 уголовно-исполнительной инспекции г. Москвы были организованы экскурсии в рамках патриотического воспитания подростков (выставки, музеи).
Необходимо отметить, что большую роль в правовом информировании играют средства массовой информации, которые ориентируют общество на содействие решению воспитательных задач, социальной адаптации несовершеннолетних, позволяют рассматривать актуальные вопросы, проблемы преступлений среди несовершеннолетних, вопросы зависимостей от психоактивных веществ и иные. Изучение практики деятельности уголовно-исполнительной инспекции Москвы показывает, что данный ресурс в работе с подростками не получил широкого распространения.
Важным шагом в правовом информировании несовершеннолетних является применение активных и интерактивных методов воспитательной работы с подростками, которые не всегда используются в силу высокой загруженности, бюрократии, отчасти - незнания и неумения их применять. Вместо занятий, лекций, собраний необходимо внедрять групповые и массовые формы воспитательной работы: конкурсы, диспуты, вечера, смотры художественной самодеятельности, конференции, спортивно-зрелищные мероприятия, спартакиады, кружковую работу, участие в деятельности самодеятельных организаций. Это позволит всестороннее задействовать подростков, развивать их кругозор и формировать сознание, в том числе правовое.
Учитывая низкую заинтересованность подростков, их негативное отношение к системе и органам исполнительной власти в целом, обеспечить всестороннее сопровождение несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, достаточно сложно. Поэтому в работе с подростками особое внимание необходимо уделять мотивации, развитию интереса и желания, что поможет сформировать положительную социальную направленность, закрепить у подростков социально приемлемые формы поведения.
Мало разработано и применяется в практике уголовно-исполнительных инспекций оказание содействия в предоставлении социальной помощи осужденным. В штатном расписании уголовно-исполнительных инспекций в настоящее время нет таких специалистов, а на инспекторов эти задачи не возлагаются. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций играют определенную роль в оказании социально-правовой поддержки и защите осужденных без изоляции от общества. Однако ставить перед уголовно-исполнительными инспекциями задачу ресоциализации осужденных без изоляции от общества и рассматривать во всех перечисленных обязанностях инспекций элементы социальной работы не является оправданным. Механизм оказания социальной помощи должен включать как государственные органы, так и органы местного самоуправления, а также предполагать привлечение сил общества (общественных организаций, добровольцев, общественных наблюдательных комиссий, общественных советов при территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы и т. д.). Общественные объединения, советы, наблюдательные комиссии могли бы участвовать в разработке региональных нормативно-правовых актов о социальной поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите; формировании группы социальных работников по социальному сопровождению и ресоциализации отдельных («уязвимых») категорий осужденных (несовершеннолетних, лиц без определенного места жительства, больных наркоманией и алкоголизмом и др.); освещении проблем оказания социальной помощи осужденным в целях формирования толерантного отношения к ним населения; проведении семинаров, анализе состояния профилактической работы
с осужденными и доведении результатов до сведения заинтересованных ведомств.
Несмотря на весь комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции, в современном динамически развивающемся обществе сохраняется проблема роста преступности среди несовершеннолетних, их низкого уровня личностного развития, а также несколько скептичного отношения к уголовно-исполнительной системе. Практика показывает, что сама по себе форма условного наказания не для всех оказывается эффективной, для многих остается не до конца осознанной. Именно работа в рамках правового информирования несовершеннолетних призвана повысить уровень самосознания правонарушителей, сформировать ответственность за свои поступки, скорректировать систему нравственных ценностей и научить самообладанию в критических ситуациях. Качественно сделать это будет возможно только при условии оказания адресной помощи каждому, состоящему на учете в инспекции.
Анализ проводимых инспекторами бесед показал, что формирование правового сознания подростков, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, не имеет четко выстроенной педагогической структуры, последовательности и преемственности [3]. Можно отметить использование инспекторами и психологами уголовно-исполнительных инспекций разъяснительных бесед и воспитательных мероприятий (лекций, тренингов), чаще инспектора используют административный ресурс, который, по мнению специалистов, и служит рычагом управления подростком, формированием его правового сознания - это предупреждение, выходы в суд, продление испытательного срока.
Специфика деятельности уголовно-исполнительной инспекции, ограниченное время явок осужденных заставляет инспекторов делать ставку на заформализованные беседы, которые не позволяют учитывать все особенности личности осужденного.
В настоящее время, как никогда прежде, важна разработка механизма правовой социализации и ресоциализации несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях; важнейшим аспектом деятельности инспектора является формирование правового сознания подростков.
Таким образом, анализ практики свидетельствует о необходимости разработки новых подходов к организации правовоспитательной деятельности и формированию правового сознания осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, подготовка и апробация новых и модернизация традиционных форм и средств правового воспитания данной категории несовершеннолетних в условиях пенитенциарного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой юридический словарь // под ред. А. В. Малько. - М. : Проспект, 2009. - 505 с.
2. Концепция развития Уголовно-исполнительной системы до 2020 года. -Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010. № 1772-р.
3. Лямзин М. А. Актуальные проблемы психологии и педагогики высшей школы: пособие для преподавателей: учеб.-метод. пособие. - Саарбрюк-кен: LAP, 2011. - 82 с.
4. Лямзин М. А., Гуд М. Б. Особенности формирования правового сознания несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции // Психолого-педагогические проблемы развития образования. - М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2014. - С. 151-157. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 16(702). Сер. Педагогические науки).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. - Официальный сайт кампании «Консультант Плюс»: [email protected].
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ ст. 9. - Официальный сайт кампании «Консультант Плюс»: [email protected].