УДК 343.848 ББК 67.409.11 М85
T.N. MOTORINA
RESOCIALIZATION OF JUVENILE PROBATIONERS: MEANS AND POSITIVE EXAMPLES OF ITS APPLICATION
Annotation: some aspects of application of the means of resocialization of juvenile probationers registered
in penal inspections are dealt with in the article.
Key words: resocialization, penal inspection, sub-units of Internal Affairs agencies on juvenile delinquency, commission on juvenile delinquency and protection of their rights, juvenile convicts, probation.
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА МОТОРИНА, адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права (Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected]
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СРЕДСТВА И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты применения средств ресоциализации несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Ключевые слова: ресоциализация, уголовно-исполнительные инспекции, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, несовершеннолетние осужденные, условное осуждение.
Наиболее трудными социальными проблемами являются проблемы процесса ресоциализации лиц, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества. Ресоциализация имеет принципиальное значение для решения широкого круга вопросов социально-практической деятельности общества по профилактике и искоренению не только уголовной преступности, но и социальных отклонений в целом1 . Положительный результат данного процесса напрямую зависит от средств, с помощью которых осуществляется ресоциализация.
По нашему мнению, исходной точкой при рассмотрении и использовании средств ресоциализации условно осужденного подростка должно стать понимание психологической неравнозначности осознания условного осуждения несовершеннолетними и взрослыми. Ни оказанное доверие, ни угроза приведения приговора в исполнение, создающие в течение испытательного срока устойчивый мотив поведения у взрослого, не могут оказать такого же влияния на подростка в силу его несравнимо большей эмоциональности, неустойчивости воли. Напрасно полагать, что условно осужденный подросток в
течение 2-3-летнего испытательного срока будет в состоянии самостоятельно противопоставить негативному искушению свое осознанное позитивное волевое поведение.
На наш взгляд, после назначения условного осуждения подросткам необходимы дополнительные стимулы поведения, особые средства воздействия на их поведение в период всего испытательного срока. Реагирование государства на преступность несовершеннолетнихдолж-но идти в двух основных направлениях: поиск альтернативных наказаний и поиск альтернативы наказанию с одновременным созданием развитой инфраструктуры реализации всех средств такого реагирования2.
Говоря о ресоциализации подростков, формировании у них новых положительных личностных черт, необходимо в первую очередь сосредоточиться на усилении и доминировании социального начала в воздействии на условно осужденного несовершеннолетнего.
За подростком, который совершил преступление, часто никто не стоит: родителей либо нет, либо они не интересуются судьбой ребенка, ни одна общественная организация не выражает в
нем заинтересованности. В такой ситуации необходимы реальные механизмы, технологии, социальные подходы, чтобы условное осуждение не назначалось подростку формально, а предполагало под этим большую социальную и организационную работу. Именно поэтому процесс по ресоциализации личности надо начинать одновременно и с воспитательного воздействия на условно осужденного подростка, и с решения его проблем в семье, и с организации его быта3.
Эр-Риядские руководящие принципы по предупреждению преступности среди несовершеннолетних особо подчеркивают; что «следует уделять особое внимание политике предупреждения через семью, общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации»4.
Какую реальную помощь в решении семейно-бытовых проблем условно осужденного несовершеннолетнего могут оказать уголовноисполнительные инспекции (УИИ) и подразделения по делам несовершеннолетних? Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел5 (далее - Инструкция) не содержит каких-либо четких указаний о проведении мероприятий инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних по решению семейно-бытовых проблем условно осужденных несовершеннолетних. В п. 50.3 Инструкции предписывается, что подразделения по делам несовершеннолетних, выявив причины и условия совершения несовершеннолетним правонарушений, в пределах своей компетенции принимают меры по их устранению. Например, в п. 52.2.6 Инструкции указано: когда становится известно о фактах нахождения условно осужденных несовершеннолетних в социально опасном положении и (или) необходимостиоказания им социальной помощи, инспекторы подразделения по делам несовершеннолетних сообщают об этих фактах в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства осужденных несовершеннолетних.
Однако ни уголовно-исполнительные инспекции, ни подразделения по делам несовершеннолетних сами не могут обеспечить альтернативным жильем условно осужденного несовершеннолетнего, у которого нет условий и возможности жить в семье с родителями, отрицательно влияющими на подростка, например временным проживанием в специализированном общежитии. Комиссии по делам несовершеннолетних,
которые создаются при администрации муниципалитета , должны решить проблему временного проживания несовершеннолетних в общежитии6. Проживание в нем, по нашему мнению, было бы для безнадзорного условно осужденного несовершеннолетнего предпочтительнее, так как в общежитии есть воспитатель, который присмотрит за подростком, поможет решить вопросы бытового характера, привьет навыки по самообслуживанию.
В п. 128 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера указано, что «при уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит предупреждение в письменной форме о возможности отмены условного осуждения»7. ИнспекторуУИИ не вменяется в обязанность вдаваться в выяснение причин, побудивших несовершеннолетнего уклониться от исполнения требований условного осуждения. Если инспектор предполагает, что семейно-бытовые условия препятствуют нормальной жизни условно осужденного подростка, то никаких действий для их устранения он предпринимать не должен. В этом случае УИИ могут обратиться в суд с ходатайством об изменении требований условного осуждения или отмене условного осуждения. Таким образом, законодательно не определен вопрос об оказании помощи в решении семейно-бытовых проблем или контроле над возможностью их разрешения со стороны уголовно-исполнительных инспекций и подразделений по делам несовершеннолетних.
По сути, контроль - это система запретов для сдерживания негативных моментов в пове-дении8. Полагаем, что одними запретами исправить личность нельзя, можно на время подавить, «законсервировать» негативные реакции, проявление отрицательных качества личности. Позитивное развитие личности на одном контроле не построить, так как контроль - это торможение. Для созидательного развития личности нужны иные подходы к несовершеннолетним. Необходимо не контролировать условно осужденного несовершеннолетнего, а сопровождать, помогать ему исполнять все требования условного осуждения, социально адаптироваться, най-
ти свое достойное позитивное место в жизни. Подросток еще не может полностью самостоятельно решать многие вопросы, связанные с его бытовой обустроенностью, учебной и трудовой деятельностью, решением проблемы позитивного проведения досуга, прохождения необходимого медицинского лечения и др. Несовершеннолетний нуждается в поддержке старшего наставника, товарища. Несформиро-ванность волевой сферы может привести к тому, что без посторонней помощи, частого напоминания сопровождающего о том, что можно сделать и как это сделать, подростку просто не обойтись.
Несовершеннолетний осужденный вследствие ограниченного жизненного опыта, социально-психической незрелости нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых для обеспечения своей безопасности. В связи с этим очень важно обеспечение уважительного отношения к личности подростка, к его мнению и потребностям. Если несовершеннолетний не получает указанного в должном объеме, то, как правило, это является одной из основных причин дальнейшего противоправного поведения. В таких случаях в первую очередь необходимо восстановить его нарушенные права и обеспечить его нахождение в условиях позитивного эмоционального комфорта и развития. Если семья не может этого гарантировать условно осужденному несовершеннолетнему, то взрослым (в лице общественных организаций) необходимо как можно в большем объеме такие условия создать. Реальные шаги в направлении решения рассматриваемых проблем в нашей стране уже делаются. Во время эксперимента, проходившего в Кировском районе Ленинградской области, уголовно-исполнительная инспекция в совместной работе с социально-реабилитацион -ным центром осуществляла патронат над неблагополучными семьями, в которых были условно осужденные подростки.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (далее - Центр) - это учреждение, в котором организована комплексная социально-психологическая реабилитация, проводится социальный патронат семей, организованы трудовые мастерские, занятия по развитию творческих способностей подростков. В Центре создан банк данных на семьи, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, на детей и подростков, требующих особого внимания со стороны государства, отработан меха-
низм по выявлению экстренной помощи безнадзорным детям. Работа с семьями условно осужденных подростков стала новым направлением в работе Центра9. Опираясь на такой опыт работы с условно осужденными несовершеннолетними, можно добиться высоких результатов в деятельности по ресоциализации личности.
Представляет интерес инновационная форма социального обслуживания дезадаптированных подростков «Транзитная квартира» в Дубровском районе Брянской области. В течение 2-3 месяцев 2 или 3 подростка, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (трудноразрешимый семейный конфликт, беспризорность, жертвы насилия и т. п.), проживали в однокомнатной благоустроенной квартире. Ежедневно их посещали работники реабилитационного центра помощи семье и детям. С подростками велась работа по обучению бытовому самообслуживанию, решению конфликтных ситуаций, возвращению в школу, трудоустройству. Оказывалась помощь в проведении досуга. Продукты питания и частично одежда предоставлялись бесплатно. Этот опыт можно использовать, адаптировав его для применения к условно осужденным подросткам11.
Как было отмечено, процесс формирования общественно полезных качеств личности невозможен без определенного внешнего принуждения. Через первоначальное принуждение условно осужденного подростка трудиться у него постепенно формируется привычка заставлять себя поступать определенным образом, даже тогда, когда этого делать не хочется, то есть привычка самоконтроля, что в конечном итоге приспосабливает его к жизни в обществе. Самоконтроль, по сути, основывается на принуждении себя поступать определенным образом или воздерживаться от определенного, например общественно вредного, поведения. Постепенно привычка трудиться, а следовательно, и контролировать свое поведение у несовершеннолетнего превращается в его образ жизни, обыденность, норму жизни и морали. Вот почему так важно решать вопросы трудоустройства условно осужденных подростков, уже успевших вступить в конфликт с законом.
В сложившейся в нашей стране ситуации вопросы трудоустройства и обучения условно осужденных несовершеннолетних необходимо решать силами не только уголовно-исполнительных инспекций и подразделений по делам несо-
вершеннолетних, но и комиссий по делам несовершеннолетних, которые являются государственным органом, работающим на муниципальном уровне. Однако в большинстве своем комиссии по делам несовершеннолетних даже не владеют данными о количестве необучаю-щихся и неработающих условно осужденных несовершеннолетних, не говоря о том, чтобы они проводили работу по ресоциализации указанной категории подростков.
Досуговая сфера условно осужденных подростков менее всего регламентирована и фактически не контролируема уголовно-исполнительными инспекциями и подразделениями по делам несовершеннолетних. Суды при назначении условного осуждения несовершеннолетним редко выносят предписания по регламентации досуга этих подростков. Среди предписаний, возлагаемых судом на условно осужденных подростков, как правило, фигурируют запреты находиться в общественных местах в ночное время суток, в редких случаях - посещать места массовых гуляний, залы игровых автоматов, а также игры на них.
Психологи отмечают, что чем сильнее внешний контроль, тем в меньшей степени в человеке развиваются внутренние силы, не формируется навыка самоконтроля. В такой ситуации появляется желание освободиться от сильной опеки. И наоборот, если контроль полностью отсутствует, то у подростка появляется желание находиться под контролем, почувствовать, что кому-то он нужен. Доходит до того, что через совершение преступления подросток пытается привлечь к себе внимание окружаю-щих12. Следовательно, требуется уловить грань между тотальным контролем и бесконтрольностью. При этом важно воспитание навыка самостоятельного контроля своего поведения. Необходимо создать условия, где подросток смог бы проявить свои позитивные качества, дать ему возможность направить свою энергию на что-то положительное, созидательное. Например, для решения проблем бесцельного, пустого времяпрепровождения необходимо повсеместно открыть доступные подросткам спортивные секции и залы, всевозможные кружки творчества и т. п. В этой деятельности условно осужденные несовершеннолетние смогут проявить свою активность, инициативу, силу, ловкость, творческие, познавательные способности и таланты, почувствовать свою значимость и, главное, осознать, что общество нуждается в них,
активных, деятельных, целеустремленныхна общественно полезную жизнь. Включение подростков в перечисленные формы занятости, постоянное внимание, регулярные беседы руководителя, тренера подтянут их, переключат интересы в позитивную сторону. Важную роль в профилактической деятельности несовершеннолетних играет вовлечение их в военно-патриотическую работу*. Особый интерес она приобретает тогда, когда связана с туризмом и военно-прикладными видами спорта. Благодаря этому будет повышена заниженная самооценка, которая преобладает у большинства условно осужденных несовершеннолетних, возрастет их чувство значимости, необходимости обществу.
Таким образом, меры ресоциализации условно осужденных несовершеннолетних и их семей должны включать в себя:
- улучшение экономическогоположения семей с детьми, в частности, путем повышения размера социальных выплат;
- развитие инфраструктуры учреждений, оказывающих помощь родителям в воспитании детей (увеличение числа школ полного дня, досуговых учреждений);
- развитие сети специализированных учреждений для оказания помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуациию или испытывающим сложности в воспитании детей (учреждения социального обслуживания, психолого-медико-социальные центры и др.);
- обучение подростков приемам выхода из стресса и конфликтных ситуаций.
Данные меры, на наш взгляд, помогут сделать условное осуждение действительно полезным и целесообразным для несовершеннолетних правонарушителей и их семей.
* Эту тягу ребят к некоторой военизированности жизни и быта подметил еще А.С. Макаренко, который и создал подобные отношения среди своих воспитанников-колонис-тов. Старшие ребята брали на себя помощь, некий патронат над младшими подростками, сами, в свою очередь, подчиняясь дисциплине и правилам, установленным в коллективе.
1 См.: Писарев В.Б. Ресоциализация освобождаемых от отбывания наказания // Исполнение наказаний и социальная адаптация освобожденных: сб. науч. тр. М., 1990. С. 3.
2 См.: Забрянский ГИ. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности (статистико-криминологическое исследование). М., 2000. С. 88.
3 См.: Орлова Ю.П. Роль социального контроля в предупреждении преступлений, совершаемых безнадзорными несовершеннолетними // Криминол. журн. 2002. № 2 (3).
4 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы): при-
няты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Ст. 10.
5 См.: Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569.
6 См.: Видмер Т., Колков В. Определение эффективности социальных проектов // Соц. работа. 2005. № 4. С. 35.
7 Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142.
8 См.: Универсальный словарь по русскому языку. СПб., 2009. С. 815.
9 См.: Жданов А.И. Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с другими ведомствами и организациями, занимающимися несовершеннолетними правонарушителями, в рамках регионального проекта // Правовые и социальные аспекты ювенальной юстиции (региональный проект): материалы Междунар. конф. СПб., 2006.
11 См.: Ресоциализация несовершеннолетних проектный опыт: науч.-метод, пособие / под общ. ред. Г.И. Симоновой. М., 2005. С. 89.
12 См.: Беличева С.А. Основы превентивной психологии // http://vurpsv.fatal.ru