научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат политических наук, старший лейтенант внутренней службы
Совершенствование организации деятельности УИИ ФСИН России по привлечению осужденных к исправительным работам
Improvement of the operation organization of FPS Corrective Services of Russia in involvement of convicts to corrective works
А. Ш. ГАБАРАЕВ A. SH. GABARAYEV
#
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации и правового совершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к исправительным работам. Показаны основные причины, не позволяющие своевременно привлечь осужденных к отбыванию наказаний в виде исправительных работ. Даны рекомендации, позволяющие оптимизировать практику исполнения наказания в виде исправительных работ.
Ключевые слова: наказание, пожизненное лишение свободы, смертная казнь, уголовный закон, условно-досрочное освобождение.
Abstract. In the article problems of the organization and legal improvement of activity of the penal inspectorates in involvement of convicts to corrective works are considered. The author also shows the main reasons which do not allow involvement of convicts serving their punishments in the form of corrective works in due time. He as well offers some recommendations allowing optimization the practice of an execution of the punishment in the form of the corrective works.
Key words: corrective works, penal inspections, problems of involvement of convicts to corrective works, FPS of Russia.
#
В современных условиях развития нашего общества все очевидней становится понимание того, что эффективность борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами зависит от организации деятельности по применению законодательства, а также от того, насколько совершенным является применяемый закон. Поэтому актуальным является вопрос совершенствования и оптимизации организации исполнения наказаний, в том числе не связанных с лишением свободы.
Действующая система уголовно-правовых мер включает в себя ряд видов наказания, не связанных с лишением свободы, обладающих повышенной процессуальной сложностью и
особенностью организации исполнения. Одним из них являются исправительные работы.
Определяя в ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК РФ) порядок исполнения наказания в виде исправительных работ [1], законодатель отмечает, что исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, - в местах, определяемых органами местного самоуправления (ОМС) по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (УИИ), но в районе места жительства осужденного. Конкретные места работ определяются органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
13 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2016
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
В соответствии с п. 70 приказа Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» [2] по окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному, не имеющему основного места работы, предписание о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо критерии, в соответствии с которыми орган местного самоуправления определяет объекты и места, на которых отбываются исправительные работы [3]. Список (перечень) подобных организаций и предприятий (мест и объектов) регулярно запрашивается у ОМС для дальнейшего согласования с уголовно-исполнительной инспекцией. Более того, отсутствие подобного согласованного перечня в УИИ нередко расценивается органами прокуратуры как бездействие со стороны последних.
Несмотря на то что перечень видов и объектов отбывания исправительных работ ежегодно согласуется с органами местного самоуправления, данные правовые акты абсолютно не гарантируют трудоустройства осужденных по причине того, что механизм определения подобных мест и объектов (предприятий) законодательно нигде не прописан, действенных рычагов воздействия на руководство предприятий у местных властей практически нет1.
Кроме того, изучение практики работы УИИ позволило установить и ряд фактов недопонимания и неправильного применения некоторыми сотрудниками УИИ отдельных нормативных предписаний, что снижает эффективность исполнения наказания, а иногда приводит и к нарушениям законности.
Так, российское законодательство не предусматривает для работодателя обязанности заключать трудовой договор с каждым обратившимся кандидатом на должность. Стоит также отметить, что нередки случаи, когда органы местного самоуправления довольно формаль-
1 Также не регламентирована процедура согласования перечня предприятий для отбывания исправительных и обязательных работ. В связи с этим предлагается руководствоваться ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», где установлен состав реквизитов документов, требования к их оформлению, требования к бланкам документов и др.
но подходят к составлению перечня видов и объектов отбывания исправительных работ, что в свою очередь приводит к парадоксальным ситуациям, когда администрации организаций и предприятий не знают о том, что они включены в упомянутый список.
Более того, по смыслу действующего законодательства органы местного самоуправления абсолютно не обязаны предоставлять УИИ какой-либо перечень (список) предприятий для отбывания исправительных и обязательных работ. В соответствии со ст. 25, ч. 1 ст. 39 УИК РФ на ОМС возложена лишь обязанность определять и согласовывать места для отбывания исправительных работ, вид и объекты для отбывания обязательных работ.
Законодатель предполагает необходимость направлять в ОМС соответствующее уведомление (извещение) при каждом поступлении на исполнение в УИИ приговора по исправительным работам. Образец уведомления разработан ФКУ НИИ ФСИН России.
Проведенное ФКУ НИИ ФСИН России исследование и изучение на практике проблем исполнения исправительных и обязательных работ показало, что основной причиной, не позволяющей своевременно привлечь осужденных к отбыванию наказаний в виде исправительных работ, является отсутствие на предприятиях определенных органами местного самоуправления вакантных рабочих мест (82,72 %). Причем половина опрошенных респондентов (50,62 %) считает, что администрации организаций и предприятий не желают (не заинтересованы) принимать на работу указанную категорию граждан. Следующими по значимости серьезными факторами, препятствующими привлечению осужденных к труду, практические работники отметили уклонение самих осужденных от исполнения наказаний (65,43 %) и отсутствие у некоторых осужденных документов, необходимых для заключения трудового договора в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации (61,73 %). Серьезной проблемой, препятствующей своевременному исполнению приговора суда, является также наличие у осужденных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез легких, болезни органов кровообращения, эндокринной системы, психические заболевания и т. д.). Указанный фактор актуален для каждого третьего опрошенного респондента.
[email protected] www.orfsin.ru
14
По мнению большинства специалистов, одним из ключевых шагов по выходу из сложившейся ситуации является принятие нормативных правовых актов о льготном налогообложении организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам. Решение данной проблемы возможно также путем создания механизма квотирования рабочих мест для таких осужденных. Кроме того, необходимо внести дополнения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предполагающие наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по созданию условий для трудоустройства осужденных к исправительным работам, включая стимулирование организаций, обеспечивающих данных осужденных рабочими местами, путем предоставления налоговых льгот и иных преимуществ1.
Анализ подобной практики показывает, что указанные меры в немалой степени могли бы способствовать существенному расширению перечня видов и объектов для отбывания исправительных и обязательных работ.
Представляется целесообразным использование опыта стран - участников СНГ в трудоустройстве осужденных к наказанию в виде исправительных работ посредством деятельности государственных учреждений и органов занятости населения применительно к современным российским условиям. Например, в ч. 2 ст. 43 Кодекса Азербайджанской Республики об исполнении наказаний [4] предусматривается возможность самостоятельного трудоустройства на работу осужденного к наказанию в виде исправительных работ либо трудоустройства при посредничестве государственных органов занятости населения в течение трех месяцев. Это устранило бы излишнюю репрессивность данного вида наказания (предположительно, таким сроком могут быть две недели или 15 дней). В том случае, если осужденный не трудоустроился в указанный срок, следует предусмотреть занятие его работой
1 В ряде субъектов Российской Федерации указанная экономическая мера реализуется на региональном уровне, например в Чеченской Республике и Республике Мордовии, Мурманской области и Еврейской автономной области, Забайкальском крае и др.
в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, сохранив при этом общий 30-дневный срок. Тем более что подобная возможность самостоятельного трудоустройства осужденного к исправительным работам была предусмотрена законодательством предыдущих лет [5].
В юридической литературе было высказано предложение о том, что определение конкретных объектов для отбывания исправительных и обязательных работ целесообразно возложить на центры занятости населения, поскольку они несут обязанность трудоустройства безработных граждан и именно они владеют информацией о наличии свободных рабочих мест [6].
Действительно, на сегодня остро назрела необходимость подключить к данному вопросу государственный орган занятости, который парадоксальным образом оказался законодательно никак не задействован в механизме решения проблем трудоустройства осужденных к исправительным работам, при этом он осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере труда, содействия занятости населения и охраны труда, а также по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.
С учетом сказанного ч. 3 ст. 39 УИК РФ после слов «контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные» можно было бы дополнить словами «при необходимости направляют их в центры занятости для трудоустройства».
В настоящее время реализации подобной инициативы препятствует также положение п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [7], в соответствии с которым осужденные по решению суда к исправительным работам не могут быть признаны безработными и не регистрируются в качестве ищущих работу.
Хотя и в данном случае возникает вопрос: будет ли органами службы занятости населения принято решение о регистрации в качестве ищущих работу и признании безработными лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы, в случае вынесения судом приговора об условном неприменении
15
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2016
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
наказания к виновным с обязательным определением испытательного срока или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст. 73 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации [8]? ^
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества : приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 (ред. от 22.08.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации : определение Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации от 27.04.2012 № ВАС-5273/12. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний : утв. Законом Азербайджанской Республики от 14.07.2000 № 908-IQ. URL: http:
//www.taxes.gov. az/uploads/qanun/2011/mecelleler /cezalarin_icrasi_mecellesi_rus.pdf.
5. Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания : приказ МВД России от 01.07.1997 № 403 (ред. от 16.09.2002) (утратил силу). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Осадчая Н. Г. Обязательные работы как новый вид наказания в Российском уголовном законодательстве : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Ростов н/Д., 1999. С. 164.
7. О занятости населения в Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
8. О трудоустройстве лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы : Указание ФСЗ России от 03.02.1994 № П-10-8-3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Образец уведомления
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Г. МОСКВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФИЛИАЛ № 10 (ФИЛИАЛ № 10 ФКУ УИИ УФСИН РОССИИ
ПО Г. МОСКВЕ) ул. 3-я Институтская, 5, к 2, г. Москва, 109428
тел. 8 (499) 171-80-58, факс 8 (499) 171-63-13 E-mail: [email protected]
_№ 50/ТО/2/11/10-_
На №_
Главе управы района «_
» г. Москвы
Адрес: _
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уведомляем Вас, что «_»_20_г. в филиал №_УИИ УФСИН России по г. Москве поступил
и принят к исполнению приговор в отношении_
(фамилия, имя, отчество)
осужденного «_»_20_г._
(наименование суда)
по ст._Уголовного кодекса Российской Федерации к_
исправительных работ с удержанием_процентов из заработной платы в доход государства.
[email protected] www.orfsin.ru 16
На основании ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 УИК РФ осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Прошу Вас в установленные федеральным законодательством сроки определить осужденному _место отбывания наказания в виде исправительных работ.
Начальник филиала №_ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве
___ «_»_20_г.
(звание) (подпись) (фамилия, инициалы)
М.П.
ОТРЫВНОЙ ТАЛОН
Филиал № ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве
(наименование территориального органа ФСИН России)
На №_от «_»_20_г. сообщаем, что осужденному к исправительным работам
(фамилия, инициалы осужденного)
определено место для отбытия наказания в _____________________________________________________
(наименование организации, вакансия)
(должность ответственного лица) (подпись) (фамилия, инициалы)
М.П. Тел.
СОГЛАСОВАНО
Начальник филиала №_ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве
20 г.
(роспись) (фамилия, инициалы)
17 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2016
(звание)