Научная статья на тему 'Совершенствование организации деятельности уголовноисполнительных инспекций по привлечению осужденных к исправительным работам'

Совершенствование организации деятельности уголовноисполнительных инспекций по привлечению осужденных к исправительным работам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATION OF OPERATION / ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ОТБЫВАНИЮ НАКАЗАНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / CORRECTIVE WORKS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / IMPOSITION OF SERVING SENTENCE / PENAL INSPECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косолапова Д.В.

В статье рассмотрены проблемы в организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ. Даны конкретные предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Косолапова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement the penal inspectorate operation for involvement of convicts to corrective works

In the article the author considers some problems in the organization of the penal inspectorate operation for involvement of convicts to serving the sentence in the form of corrective works. Some specific proposals on its improvement are given.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации деятельности уголовноисполнительных инспекций по привлечению осужденных к исправительным работам»

Д. В. КОСОЛАПОВА старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

D. V. KOSOLAPOVA кандидат юРидических наук

Совершенствование организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к исправительным работам

Improvement the penal inspectorate operation for involvement of convicts to corrective works

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы в организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по привлечению осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ. Даны конкретные предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова: организация деятельности, привлечение к отбыванию наказания, исправительные работы, уголовно-исполнительные инспекции.

Abstract. In the article the author considers some problems in the organization of the penal inspectorate operation for involvement of convicts to serving the sentence in the form of corrective works. Some specific proposals on its improvement are given.

Key words: organization of operation, imposition of serving sentence, corrective works, penal inspections.

Эффективность исполнения исправительных работ и, в целом, достижение цели наказания во многом зависит от содержания и качества организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ). При этом в настоящее время действует весьма устоявшийся организационный механизм, алгоритм реализации которого закреплен в шестой главе Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2009 года № 142 [1]. Однако этот механизм не обеспечивает полного и своевременного привлечения осужденных к отбыванию исправительных работ. Подтверждением сказанному являются официальные

данные Федеральной службы исполнения наказаний. Так, в 2006 году уровень привлечения к отбыванию исправительных работ составил 99,1 % от общего числа лиц, подлежащих к отбыванию наказания. В последующие годы поэтапное сокращение муниципальной собственности, а также отсутствие заинтересованности предприятий частной формы собственности в приеме на работу осужденных привели к резкому снижению важного показателя деятельности УИИ: в 2007 году до 87,8 %; 2008 - 91,5; 2009 - 93,3; 2010 - 93,2; 2011 - 95,0 %. После внесения Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ существенных изменений в редакцию ст. 50 УК РФ и ст. 39 УИК РФ [2] наблюдается повышение в 2012 году уровня привлечения осужденных к отбыванию наказания

в виде исправительных работ до 97,8 %, что на 2,8 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2013 году данный показатель составил 97,5 %, в 2014 - 99,2 %, а к 1 января 2016 года он вырос до 99,8 %. Вместе с тем показатель привлечения осужденных к отбыванию исправительных работ значительно ниже средней отметки по России - в Республике Дагестан (79,11 %), Республике Крым и городе Севастополе (97 %), Белгородской области (98,93 %) [2].

Что касается доли осужденных, не привлеченных к отбыванию исправительных работ в установленные законом сроки, то по итогам 2015 года она, в целом по России, составила 0,34 % [3].

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что ежегодно часть приговоров к исправительным работам фактически остается неисполненными либо исполненными с нарушением установленных законом сроков. Причинами сложившейся ситуации, в том числе, являются: отсутствие на предприятиях вакантных рабочих мест, а у не имеющих основного места работы осужденных - документов, необходимых для заключения трудового договора. Основной из документов - паспорт гражданина Российской Федерации (в соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828), который должны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории России [4].

Согласно ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ) документами, предъявляемыми при заключении трудового договора, являются:

- паспорт или иной документ, удостоверяющие личность;

- трудовая книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства);

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);

- справка1 о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел [5].

Как показывает практика, при самостоятельном обращении лиц, осужденных к исправительным работам, в структурные подразделения Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) по вопросу оформления паспорта или временного удостоверения гражданина Российской Федерации2, они, как правило, получают отказ по следующим причинам:

- непредоставление реквизитов квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины;

- полное отсутствие или необходимого количества личных фотографий, а также несоответствие их установленным требованиям;

- получение паспорта не по месту жительства и другое.

Последняя указанная причина отказа в оформлении паспорта или временного удостоверения является нарушением законности со стороны сотрудников ФМС России. Так, в соответствии с приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» выдача (замена) паспорта

1 При поступлении на работу, к которой в соответствии с ТК РФ не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, которые подвергаются или подвергались ранее уголовному преследованию.

2 Документ, удостоверяющий личность до момента получения паспорта гражданина Российской Федерации, дает осужденному право на заключение трудового договора.

проводится ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина [6].

При наличии всех необходимых документов ФМС России оформляет и выдает паспорт по времени в установленном порядке:

- в 10-дневный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался этим подразделением;

- в 2-месячный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным подразделением (очевидно, что этот срок выдачи паспорта гражданина Российской Федерации значительно превышает срок, установленный ч. 2 ст. 39 УИК РФ (30 дней) для привлечения осужденных к отбыванию исправительных работ).

Кроме этого, для получения паспорта гражданину необходимо предоставить в структурное подразделение ФМС России две личные фотографии размером 35x45 мм, а также уплатить государственную пошлину. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за выдачу этого документа составляет 300 рублей; за выдачу паспорта взамен утраченного или пришедшего в негодность - 1500 рублей. Однако в случае утраты паспорта осужденный обязан заплатить не только 1500 рублей, но и административный штраф в размере от 100 до 300 рублей (ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Умышленная порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо утрата документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), по небрежности») [7]. Это относится и к лицам, не имеющим основного места работы, у кото-

рых зачастую отсутствуют финансовые средства для изготовления фотографий, оплаты госпошлины, а также штрафа (в случае утраты паспорта).

Следует отметить, что при организации деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию исправительных работ при постановке на учет нередко помимо паспорта гражданина РФ у них отсутствуют документы воинского учета (для военнообязанных и осужденных, подлежащих призыву на военную службу), утеряно или непригодно к использованию страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Между тем, как уже отмечалось, наличие таких документов необходимо для заключения трудового договора в начале отбывания наказания.

Анализ действующего законодательства свидетельствует, что выдача этих документов, также как и паспорта гражданина Российской Федерации, в установленном общем порядке существенно ограничивает инспекции в своевременной организации деятельности по привлечению осужденных к отбыванию наказания. Так, например, в случае утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования орган Пенсионного фонда Российской Федерации по соответствующему заявлению застрахованного лица выдает ему дубликат указанного страхового свидетельства лишь в месячный срок со дня обращения [6].

Изложенное положение позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования организации деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию исправительных работ путем возложения на УИИ дополнительной функции по оказанию осужденным содействия в оформлении и получении паспорта гражданина Российской Федерации и других документов, необходимых для трудоустройства. Для повышения эффективности данной работы очень важно налаживание должного взаимодействия УИИ и структурных подразделений Министерства обороны, Федеральной миграционной службы, Пенсионного фонда Российской Федерации по выдаче (замене) осужденным указанных документов и принятии межведомственного нормативного правового акта, предусматривающего особый порядок выдачи (замены) документов, необходимых для трудоустрой-

ства. Особый эффект даст также регулярное информирование общественности уголовно-исполнительными инспекциями о своей деятельности в СМИ, участие в пресс-конференциях, круглых столах и др. ^

1. Исполнение наказания в виде исправительных работ // Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Гл. 6: приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 (в ред. от 22.08.2014). Доступ из СПС «Консультант Плюс».

2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 17.12.2011 № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек.

3. Сводный отчет ФСИН России о работе уголовно-исполнительных инспекций за 2006-2015 гг. // Форма статистической отчетности ФСИН России. Доступ из АИС «Статистика УИС».

4. Сводный отчет ФСИН России о работе уголовно-исполнительных инспекций за 2015 год // Форма статистической отчетности ФСИН России. Доступ из АИС «Статистика УИС».

5. Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федера-

ции: пост. Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828: в ред. от 29.02.2016. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

6. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора // Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ: в ред. от 03.07.2016. Ст. 65. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

7. Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации: приказ ФМС России от 30.11.2012 № 391: в ред. от 02.02.2015. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

8. Умышленная порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо утрата документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), по небрежности // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: в ред. от 13.07.2007 с изм. и доп. Ст. 19.16. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

9. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: федер. закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ // Рос. газ. 1996. 10 апр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.