Научная статья на тему 'Обеспечение прав осужденных в части оформления паспорта гражданина Российской Федерации'

Обеспечение прав осужденных в части оформления паспорта гражданина Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав осужденных в части оформления паспорта гражданина Российской Федерации»

#

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Майор внутренней службы

и. г. ларкузова,

старший инспектор по оП УИПСУ ФСИН России

обеспечение прав осужденных в части оформления паспорта гражданина российской федерации

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим его личность в нашей стране. Его обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории.

Наличие у осужденного паспорта дает ему возможность использовать все права и свободы, предусмотренные действующим законодательством. Необходимость принятия мер по документированию лиц, отбывающих наказание, рассматривается законодателем в качестве обязанности исправительных учреждений ФСИН России (далее - ИУ), а не как право осужденного.

В соответствии с ч. 4 ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация ИУ заблаговременно принимает меры по оформлению паспортов осужденным гражданам Российской Федерации, у которых они отсутствуют или подлежат замене. По вопросам паспортизации осужденных налажено взаимодействие с Федеральной миграционной службой и ее территориальными подразделениями.

Данное направление деятельности находится на постоянном контроле в Федеральной службе исполнения наказаний. Для координации действий различных ведомств в феврале 2009 года проведено совместное совещание с руководством ФМС России, на котором обсуждались проблемные вопросы, касающиеся оформления паспортов осужденным. По итогам совещания выработаны предложения, которые были учтены в прика-

зе ФМС России от 07.12.2009 № 339 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».

В соответствии с положениями Административного регламента, регулирующими порядок первичной выдачи паспорта по месту обращения, в случае отсутствия необходимых документов, структурные подразделения ФМС России осуществляют сбор всех нужных сведений с направлением соответствующих запросов.

При отсутствии у осужденного документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, возникновении сомнений в его подлинности или обоснованности выдачи, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать, что это лицо не имеет российского гражданства, структурными подразделениями ФМС России по инициативе ИУ осуществляется (без требования об уплате государственной пошлины) соответствующая проверка с вынесением мотивированного заключения о ее результатах.

При вынесении органами ФМС России заключения об отсутствии у осужденного гражданства Российской Федерации данный документ объявляется ему под роспись, при этом разъясняется право обжалования принятого решения в вышестоящий орган

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

#

СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕТ

ФМС России или в суд в установленном законом порядке.

В целях сокращения неоправданных материальных затрат, а также исключения случаев повторного оформления паспортов осужденным осуществляется взаимодействие с ФМС России, МВД России, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, Верховным Судом Российской Федерации. В эти ведомства направляются обращения об оказании содействия и о принятии необходимых мер, обеспечивающих обязательную передачу правоохранительными органами паспортов, изъятых у подозреваемых, обвиняемых и осужденных, для приобщения их к личным делам.

В результате за последнее время более чем на 50 % увеличилось количество ответов, которые поступили из органов, проводивших задержание и арест, о том, что паспорт изъят или он отсутствовал.

В случае если осужденным заявлено, что его паспорт находится у родственников или знакомых, в их адрес направляется запрос (письмо) с просьбой выслать (привезти) его в ИУ для приобщения к личному делу. Проводится разъяснительная беседа с осужденными, а также с их родственниками о необходимости приобщения паспорта, который нужен для решения таких вопросов, как оформление пенсии, установление группы инвалидности, регистрации брака, оформление доверенностей и т. д. Наличие этого документа в личном деле является одним из условий для положительного решения вопроса об условно-досрочном освобождении. Кроме того, лицу, отбывающему наказание, разъясняется, что паспорт хранится в его личном деле и выдается на руки при освобождении. Что самое важное, в паспорте не ставят отметки об отбывании наказания.

При необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у него названные средства отсутствуют, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства. Из федерального бюджета ежегодно выделяются значительные денежные средства для оплаты госпошлины на оформление или замену паспортов таким осужденным.

В результате проделанной работы наметилась положительная динамика организа-

ции работы по паспортизации осужденных. В 2010 году оформлено 86 320 паспортов, на что израсходовано 35 754,96 тыс. рублей. В сравнении с 2009 годом на 22 % (с 38 411 до 30 328) уменьшилось количество осужденных граждан Российской Федерации, освободившихся из мест лишения свободы без паспортов, из которых:

2634 в связи с тем, что срок наказания составлял менее двух месяцев;

20 132 отказались от оформления паспортов, о чем в личных делах имеются соответствующие заявления;

в отношении 4248 осужденных не поступили заключения о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Наилучших результатов в работе по своевременному оформлению паспортов добились подразделения ГУФСИН, УФСИн России по

республикам: Мордовия (из 1460 осужденных, подлежащих документированию, без паспортов было освобождено всего 93 человека), Саха (Якутия) (из 1176 - 96), Татарстан (из 2254 - 171), Чувашия (из 1947 - 247), по кра-ям:Алтайскому (из 1461-143), Забайкальскому (из 2118 - 182), Красноярскому (из 2960 - 220), по областям: Брянской (из 927 - 93), Иркутской (из 3583 - 140), Новосибирской (из 5098 - 248), Саратовской (из 1833 - 86).

Вместе с тем, несмотря на проводимую работу, одной из приоритетных задач, решаемых администрацией ИУ, остается недопущение случаев освобождения граждан Российской Федерации из исправительных учреждений без паспортов.

В целях неукоснительного исполнения действующего законодательства осуществляется постоянный контроль за деятельностью подразделений, отвечающих за данную работу. Вопросы организации обеспечения паспортами осужденных включаются в план служебной подготовки сотрудников, на оперативных совещаниях заслушиваются отчеты ответственных лиц о результатах проделанной работы и мерах, принимаемых администрацией ИУ, по недопущению необоснованного освобождения осужденных без документов, удостоверяющих личность, при выездах в служебные командировки, проверяется организация работы администрации ИУ по паспортизации осужденных, а также достоверность предоставляемых руководству сведений. ф

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

Е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.