Научная статья на тему 'Проблемы реализации правового статуса осужденных к лишению свободы в свете реформирования УИС'

Проблемы реализации правового статуса осужденных к лишению свободы в свете реформирования УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации правового статуса осужденных к лишению свободы в свете реформирования УИС»

Майор внутренней службы И. В. ПИКИН,

преподаватель Владимирского ЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук

А.Ь

проблемы реализации правового статуса осужденных к лишению свободы в свете реформирования уис

Наша страна переживает период радикальных преобразований практически во всех сферах жизни общества. Сохранение и дальнейшее углубление курса на реформирование общества - объективно необходимое и единственно возможное условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое, богатое и процветающее государство. Эти процессы требуют качественных изменений в системе гарантий прав человека. Существенная гуманизация деятельности уголовно-исполнительной системы в последние годы повлекла за собой значительные изменения законодательства, регулирующего порядок отбытия наказания и правовое положение осужденных к лишению свободы.

Данное обстоятельство обязывает к поискам резервов правового обеспечения процесса обновления законодательства, нового видения правового статуса субъектов юридической ответственности. В частности, имеется в виду и более адекватное использование существующих нормативных средств, влияющих на эффективность деятельности государственных органов, осуществляющих исполнение наказания, а также формирование новых правовых предпосылок, расширяющих возможности правового воздействия на общественные отношения в рассматриваемой сфере. Исследование проблемы реализации гарантий охраны и защиты прав человека, а также гарантий исполнения обязанностей в процессе реализации наказания позволяет более глубоко отразить все многообразие правоот-

ношений и роль юридических гарантий в их обеспечении в условиях изменений, происходящих в российском обществе. В такой ситуации права и свободы приобретают качество своеобразного базиса, на котором основывается вся разветвленная система юридических возможностей, обеспечивающих максимально полную реализацию личностью своих интересов.

Вместе с тем провозглашение прав и свобод может стать пустой формальной декларацией, если их осуществление не будет обеспечено при помощи различных средств, получивших в научной литературе название гарантий, под которыми понимается система действия общих условий и специальных средств, обеспечивающих правомерное осуществление прав и свобод личности.

Эти гарантии представляют собой не простую совокупность разрозненных элементов, а образуют отвечающую требованиям законности слаженную и сбалансированную в своих частях систему, выступающую действующим механизмом осуществления прав и свобод1.

В юриспруденции гарантии традиционно принято воспринимать в качестве триединой системы, включающей в себя: общие; специально-юридические; организационные2.

Общие гарантии, по нашему мнению, представляют собой экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды условий, выступающих по отношению к правам и свободам в качестве благоприятной среды их реализа-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011

[email protected] www.orfsin.ru

V Л9 11 )пНН 5

25 08 2011 14-20-4<9

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ции. Подробно останавливаться на их характеристике мы не будем, потому что они уже в достаточной мере изучены в юридической литературе и, кроме того, не имеют какой-либо специфики, очерченной рамками нашей работы. Отметим только, что сущность общих гарантий заключается в наличии своеобразной среды, создающей лишь возможность реального осуществления прав и свобод личности. Поэтому, выступая в таком качестве, они не могут сами по себе обеспечить их реализацию и защиту прежде всего потому, что такое обеспечение связано с использованием правовых средств3, представляющих собой не что иное, как юридические гарантии.

Юридическим гарантиям правового статуса личности в сфере исполнения наказания в данной системе отводится особая роль, потому что они являются своего рода фактором, определяющим специфику реализации прав и исполнения обязанностей в данной сфере. Именно наличие юридических гарантий позволяет в большинстве случаев лицам, в отношении которых осуществляется исполнение наказания, наиболее результативным образом воспользоваться имеющейся у них правовой возможностью, реализовав то или иное предоставленное правомочие.

Общее понятие юридических гарантий в научной литературе не является столь уж спорным, несмотря на включение в него различных аспектов, характеризующих данную правовую категорию. Большинство авторов трактуют юридические гарантии практически однозначно и склоняются к мнению, что под юридическими гарантиями следует понимать закрепленные законодательством средства и способы, которые непосредственно обеспечивают правомерное осуществление и защиту прав, свобод и законных интересов личности4. В соответствии с этим нам представляется возможным сформулировать следующее определение юридических гарантий обеспечения правового статуса личности в сфере исполнения наказания: это система закрепленных в нормах права условий, средств, приемов и способов, посредством которых обеспечивается реализация прав, свобод, законных интересов и обязанностей личности, испытывающей ограничения или лишения в результате привлечения к юридической ответственности, а в случае их нарушения или необоснованного ограничения -

деятельность управомоченных субъектов по их охране и защите.

Мы предлагаем рассматривать гарантии обеспечения правового статуса личности, в том числе и в сфере исполнения наказания, в качестве единой системы, проявляющейся на двух уровнях:

средства национальной юрисдикции, включающие в себя государственные и общественные механизмы обеспечения правового статуса;

средства международно-правовой защиты прав и свобод человека и обеспечения исполнения обязанностей.

К внутригосударственным гарантиям обеспечения правового статуса личности мы предлагаем отнести: парламентский контроль; надзор конституционного суда; ведомственный контроль; контроль государственных органов и органов местного самоуправления; прокурорский надзор; судебную защиту.

Указанный перечень не является исчерпывающим, но в него, по нашему мнению, вошли основные виды государственных гарантий, при помощи которых представляется возможным обеспечить правовой статус личности. В этой связи целесообразно остановиться на средствах юридической защиты прав и свобод лиц, которые определяются особенностями их правового положения в конкретные периоды или в процессе участия в конкретных правоотношениях, проанализировать их сущность и найти пробелы в законодательном регулировании.

Первым и наиболее традиционным, ввиду его широкой распространенности, следует назвать ведомственный контроль, который, в широком смысле, представляет собой деятельность вышестоящих государственных органов по проверке состояния законности в подчиненных государственных учреждениях. Сферы осуществления ведомственного контроля весьма обширны и могут носить достаточно специфичный характер (проверки финансово-хозяйственной деятельности администрации и др.). Однако нас интересует лишь одна, но, пожалуй, самая значимая сторона его содержания - защита прав и свобод человека и обеспечение исполнения обязанностей. В данном случае вышестоящие государственные органы выступают в качестве инстанции, которая не только осуществляет контроль за субъектами правоотношений в сфере, очер-

© Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011 [email protected] www.orfsin.ru

у09_11.1П<И 6

25.08.2011 14:20:49

ченной рамками их компетенции, но и обеспечивает законность в своем ведомстве.

Формы осуществления этой деятельности различны и, как нам представляется, требуют своего рассмотрения. К ним мы отнесли следующие.

1. Непосредственное выявление нарушений прав и свобод человека или фактов неисполнения обязанностей. В качестве способов осуществления такой деятельности могут выступать осмотры, опросы, принятие жалоб от граждан на ущемление своих прав.

2. Изучение на соответствие действующему законодательству локальных нормативных актов и актов правоприменения, затрагивающих сферу реализации человеком своих субъективных прав и свобод и возложения на него обязанностей. В случае обнаружения несоответствия данных актов требованиям норм вышестоящего законодательства, связанного с регулированием правового положения человека5, они подлежат немедленной отмене.

Следующим видом юридических гарантий обеспечения правового статуса человека выступает контроль государственных органов и органов местного самоуправления, специфика которого заключается в том, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях государственных и негосударственных учреждений и органов. Порядок осуществления такого контроля регулируется законодательством РФ. Однако каких-либо конкретных норм или даже ссылок, относящихся к данному виду юридических гарантий прав и свобод лиц, в нормативных правовых актах в настоящее время не содержится. Следует отметить, что данная ситуация требует незамедлительного устранения этого пробела путем внесения дополнений в действующее законодательство. На наш взгляд, указанный вид контроля целесообразно закрепить в виде аналога ведомственному, но с одной лишь разницей: в случае установления фактов нарушения прав и свобод человека по результатам проверок в соответствующие инстанции (вышестоящие органы, прокуратуру и т. д.) должны направляться все полученные в их ходе материалы. Это позволит значительно повысить качество

нормативного регулирования компетенции государственных органов в этой сфере деятельности, создаст основу механизма эффективной реализации их полномочий по охране прав и свобод, позволит усилить их правозащитные функции6.

Особая роль в деле обеспечения правового статуса личности отводится органам прокуратуры. Несмотря на достаточно высокую противоречивость мнений юристов, высказывающих претензии по организации прокурорского надзора, вплоть до его отмены и передачи этих функций в руки судебных органов, до тех пор, пока существуют единые требования Закона РФ «О прокуратуре», следует устанавливать эффективное осуществление этой деятельности в его рамках.

Учитывая весьма многогранную специфику данной области прокурорского надзора, мы попытались вычленить ее основные стороны, непосредственно относящиеся к защите прав и свобод человека и обеспечению исполнения обязанностей. На наш взгляд, данный вид деятельности должен осуществляться по следующим направлениям:

инициативный надзор за исполнением действующих нормативных правовых актов, а также за нормотворчеством со стороны субъектов правоприменительной деятельности, прямо затрагивающей вопросы обеспечения правового статуса личности;

рассмотрение обращений граждан по поводу нарушения их прав (различных писем, жалоб и т. д.).

В ряду юридических гарантий обеспечения правового статуса личности реализация ими права на судебную защиту занимает особое место. Так, при изучении ее влияния и значимости для защиты прав и свобод абсолютное большинство опрашиваемых (92,8 %) поставили судебную защиту в системе юридических гарантий на первое место7. Такое положение вещей, на наш взгляд, объясняется желанием людей видеть судебную власть не только эффективной и независимой, но и обеспечивающей равный доступ к правосудию для каждого человека, в каких бы условиях он ни находился.

Значение юридической гарантии обеспечения правового статуса личности в виде права на судебную защиту состоит в следующем:

выступая в качестве основного юридического средства защиты при отстаивании частных

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 20111 [email protected] www.orfsin.ru ^

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

интересов субъектов правоотношений, она, в конечном счете, содействует обеспечению режима законности и правопорядка во всем обществе;

служит эффективной формой контроля за деятельностью государственных органов, средством борьбы со злоупотреблениями властью.

На основании вышеизложенного под юридическими гарантиями обеспечения правового статуса личности в форме осуществления их судебной защиты следует понимать предусмотренную международными нормами, Конституцией и законодательством РФ юридическую гарантию в виде возможности обращения граждан к органам правосудия в случаях, когда они считают, что их права и свободы были нарушены или ущемлены в любой сфере жизнедеятельности.

Думается, что под содержанием указанного механизма юридической защиты понимаются три вида правомочий:

возможность требования восстановить нарушенное право (например, путем устранения препятствий к его осуществлению, отмены незаконного правового акта и др.);

возможность возмещения причиненного ущерба (морального, имущественного и др.);

право требования о привлечении виновных к ответственности (например, должностного лица).

На наш взгляд, являются ошибочными мнения некоторых исследователей, высказывающих суждения о том, что, предоставляя человеку возможность обращаться в суд за защитой своих субъективных прав и законных интересов, необходимо сделать оговорку, что они могут обжаловать действия должностных лиц в суде лишь после обжалования этих действий в вышестоящих органах и в прокурату-ре8. Такое положение вещей ведет к прямому противоречию не только с действующим законодательством, но и с основным законом государства - Конституцией РФ. Содержащиеся в них правовые нормы предоставляют любому гражданину не обусловленную обязательным предварительным рассмотрением в других инстанциях возможность обращения за судебной защитой.

Учитывая многочисленные нарушения в сфере функционирования государственных органов различных уровней, в том числе и осуществляющих исполнение наказания,

мы склонны присоединиться к точке зрения В. И. Селиверстова. Он считает, что для более действенного контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, в отношении которых осуществляется исполнение наказания, а также исполнением ими своих обязанностей, необходимо учреждение специальных пенитенциарных судов как особого вида юридических гарантий прав лиц, отбывающих наказание, целесообразность создания которых диктуется неэффективностью защиты прав и законных интересов личности с помощью иных средств9. Одновременно следует уточнить, что такие суды, на наш взгляд, с целью уменьшения материальных затрат должны функционировать в системе судов общей юрисдикции в виде пенитенциарных палат либо отдельных специализированных судей, наделенных соответствующей компетенцией.

В случае создания указанных структур, как представляется, к их компетенции должны быть отнесены три блока вопросов:

обжалование нормативных актов и действий должностных лиц администрации государственных учреждений, исполняющих наказание, нарушивших права и свободы личности (например, обжалование незаконно наложенного дисциплинарного взыскания);

рассмотрение исков, вытекающих непосредственно из правоотношений, возникших в период нахождения лица в учреждении, исполняющем наказание (например, вынесение решений по гражданско-правовым спорам между администрацией соответствующего учреждения и конкретным человеком);

решение вопросов, которые традиционно относятся к процессуальной сфере исполнения наказания (об изменении вида наказания после исполнения его части и т. д.).

В прочих ситуациях лица, в отношении которых осуществляется исполнение наказания, на наш взгляд, вправе обращаться в суды общей юрисдикции. В этом случае они обладают данным правом, как и законопослушные граждане, не имеющие каких-либо особенностей правового положения.

Еще одним из видов юридических гарантий обеспечения правового статуса личности, входящих в национальную систему защиты прав и свобод, мы также назвали общественный контроль. До недавнего времени вести речь о контроле общественности за деятельностью

©Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011 [email protected] www.orfsin.ru

У09_11.1п<1<1 8

25.08.2011 14:20:50

каких-либо властных структур, а тем более за соблюдением прав и свобод человека, не было никакой возможности. В условиях же современного общества, когда Россия стремится к построению правового государства, деятельность различных общественных объединений, ставящих в качестве своих целей контроль за соблюдением прав человека, обретает достойное место в системе их гарантированно-сти10.

Что же касается непосредственно механизма реализации юридических гарантий правового статуса личности в сфере исполнения наказания, то и в нем огромное значение приобрели международные органы и организации, деятельность которых прямо направлена на контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств в гуманитарной сфере.

Несмотря на то, что роль международных средств обеспечения правового статуса личности в современных условиях постоянно воз-растает11, до недавнего времени их реализация международным сообществом происходила лишь в форме взаимного контроля, через регулярные доклады государств - участников интернациональных соглашений о выполнении принятых на себя обязательств в области прав и обязанностей человека и др.

Наибольшее их число действует в рамках или под эгидой системы Организации Объединенных Наций. К ним, в частности, относятся: Верховный комиссар по правам человека, основным направлением деятельности которого является защита любых прав человека; Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней, представляющий собой орган по рассмотрению реализации Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; органы ООН, занимающиеся проблемами прав человека, включая Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и рассматривающий жалобы о нарушениях данного Пакта, и др. Основным значением, которое имеет факт существования данных структур, является учет информации об их деятельности, используемой Генеральным секретарем ООН при подготовке своего отдельно-

го ежегодного доклада о ходе осуществления Минимальных стандартных правил на территории государств-членов ООН.

На основе анализа существующего правового массива и научных публикаций, относящихся к рассматриваемой проблеме, нами была предложена их классификация, включающая отдельные виды гарантий, исследована их правовая природа, на базе полученных результатов предложено внести соответствующие изменения в текущее законодательство, обоснованные необходимостью совершенствования правового регулирования процесса реализации осужденными к лишению свободы своих субъективных прав.

1 Колташов А. И. Гарантии реализации и защиты прав и свобод молодежи в РФ // Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина: реальные проблемы / Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции. Хабаровск, 1998. С. 21.

2 Шубина Т. Б. Теоретические проблемы защиты права: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 10.

3 Раздымалина Н. И. Механизм реализации гарантий прав и свобод граждан в сфере охраны общественного порядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 13.

4 Снежко О. А. Конституционный принцип государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ // Вестник Саратовской академии права. 1998. № 3. С. 13.

5 Бутылин В. Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: дис. ... док. юрид. наук. М., 2001. С. 25.

6 Гущин В. В. Конституция РФ и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека: круглый стол // Государство и право. 1994. № 10. С. 24.

7 Михайловская И. Б. Права человека в массовом сознании. М., 1995. С. 28.

8 Магомедов С. К. Унификация нормативной правовой терминологии и единое правовое пространство России // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 23-31.

9 Селиверстов В. И. Правовое положение лиц, отбывающих наказание: проблемы развития в свете решений Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности ОВД. М., 1994. С. 29.

10 Дмитриев Ю. А. Защита конституционных прав граждан в уголовной и конституционной юстиции // Государство и право. 1999. № 6. С. 44.

11 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 1999 г. // Росс. газ. от 11 апреля 2000 г. ^

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9 - 2011 [email protected] www.orfsin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.