Научная статья на тему 'Роль и значение общественных организаций в ресоциализации осужденных'

Роль и значение общественных организаций в ресоциализации осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1037
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение общественных организаций в ресоциализации осужденных»

шении показательным является пример, развернувшейся в последнее время, в прессе критики PR компаний муниципальных образований (преимущественно г. Москвы), в которых расхваливались результаты их деятельности.

Осуществление PR во ФСИН должно быть представлено, прежде всего, контр-пиаром, т. е. разоблачением недостоверной информации, с публикацией опровержений. Следует также поддерживать постоянный контакт с представителями СМИ, предоставляя им в случае происшествий и провокационных акций со стороны осужденных официальную версию событий раньше, чем по этому поводу появятся различные домыслы. Много ценных идей об особенностях взаимодействия с представителями СМИ удалось выработать на круглом столе «Отражение деятельности УИС в СМИ и общественном сознании», прошедшем 17 марта 2010 года в Вологодском институте права и экономики ФСИН России.

В некоторых случаях репутацию организации нужно отстаивать и в судебном порядке. К сожалению, отечественное законодательство предоставляет весьма ограниченные возможности отстаивать свою репутацию именно государственным структурам8. Пункт 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет юридическому лицу право требовать по суду опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию, если эти сведения не соответствуют действительности. К содержанию деловой репутации юридического лица относится любая информацию о нем как об элементе общественной системы. Помимо обязанности опубликовать опровержения ранее размещенной недостоверной информации, суд может в соответствии со ст. 152 ГК присудить редакцию и авторов материалов к возмещению убытков и морального вреда. Компенсация морального вреда определяется судом в денежном выражении. Сумма компенсации должна быть соразмерна причиненному вреду. Последовательное применение данных мер позволит нормализовать информационное освещение в СМИ деятельности ФСИН.

1 Василенко И.А. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4. С. 39-44.

2 Горшенков Г.Н. Массовая коммуникация в системе детерминации преступности. Сыктывкар, 1998. С. 7.

3 http://www.sokamerniki.net

4 http://www.zeki.su/

5 Бойков А.Д. Проблемы государственно-правовой политики // Преступность: стратегия борьбы. М., 1997. С. 42

6 Конституция Российской Федерации (1993г). Постатейный комментарий авторского коллектива под руководством Л.А.Окунькова. Изд. 2-е доп. и перер. М., 1996. Статья 29.

7 Конституции Российской Федерации. http://www.constitution.ru

8 Черников О.Ю. Защита доброго имени: проблемы терминологии // Право: теория и практика. 2003. № 8. С. 33-40.

©Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8 - 2010 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными содержат рекомендации привлекать общественные организации «всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом пенитенциарных заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе». В настоящее время, как никогда прежде, пенитенциарные учреждения открыты для представителей официально зарегистрированных общественных организаций, которые называют еще «третьим сектором». Этот термин является в мировой практике общепринятым обозначением некоммерческих, благотворительных инициатив; при этом первый сектор - государственный, а второй - частный.

Взаимодействие уголовно-исполнительной системы России (далее - УИС) с общественными некоммерческими организациями является важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными и способствует возвращению в общество законопослушных и социализированных граждан. Это взаимодействие:

а) представляет общественно-государственные отношения;

б) оказывает общегуманное воздействие на уголовно-исполнительную систему;

в) помогает эффективно проводить пенитенциарные реформы,

г) кооперирует усилия по формированию здорового морально-психологического климата в среде осужденных;

д) способствует реализации конституционных прав осужденных и их ресоциализации;

е) положительно влияет на сокращение рецидивной преступности и социальную стабильность общества. Взаимодействие с общественными организациями свидетельствует о реальном воплощении принципа демократизма в пра-

Т. и. помыткина,

доцент кафедры социальной работы пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии кузбасского института ФСИН России, кандидат педагогических наук

роль и значение общественных организаций в ресоциализации осужденных

воприменительную деятельность учреждении и органов, исполняющих наказания.

У многих осужденных разрушена связь с близкими ввиду длительного периода лишения свободы, но они нуждаются в общении с внешним миром, в психологической поддержке и помощи. Представители общественных организаций отмечают у них необычайную жажду общения, тягу к нормальным человеческим отношениям, построенным иначе по сравнению с теми, что существуют в криминальном сообществе.

Для большей части лиц, отбывающих наказание, характерна неадекватная самооценка, отрицание своих перспектив и возможностей. Криминальность становится для такого человека извращенным средством самоутверждения и поиска справедливости. Представители общественных организаций утверждают, что исправлению личности осужденного способствуют ценностная переориентация и новое устойчивое мировоззрение.

На современном этапе участие общественности в деятельности пенитенциарной системы определяется следующими основными направлениями:

содействие в работе учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание;

осуществление контроля за их деятельностью; участие в исправлении осужденных; привлечение общественных организаций к воспитательной работе с ними;

привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;

содействие в постпенитенциарном бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказание им социальной и иной помощи;

развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства;

обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных;

формирование у них законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду, к учебе;

помощь в профессиональной подготовке, в получении общего и начального профессионального образования;

повышение образовательного и культурного уровня лиц, отбывающих наказание;

обеспечение их трудовой занятости;

создание необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарного обеспечения осужденных;

изыскание дополнительных возможностей для улучшения организации их питания, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости;

организация шефства над осужденными-сиротами и утратившими родственные связи, оказание им финансовой помощи при освобождении;

трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест отбывания наказания.

Правовые основы деятельности общественных организаций

Международный пакт о гражданских и политических правах утверждает, что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими людьми. Конституция РФ в ст. 30 закрепляет не только право каждого гражданина на объединение, но и основополагающие принципы деятельности общественных объединений.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное

и о

ш 1=1

56 и

га

по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5). Основным признаком общественной организации является отсутствие у нее целей извлечения и распределения прибыли. Созданные в установленном законом порядке общественные организации обладают правом юридического лица. В соответствии с законом государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот и иных преимуществ.

В Российской Федерации законодательство о некоммерческих организациях начало формироваться в 90-х годах XX века, хотя в нормативных актах и ранее признавался специальный статус организаций, действующих в общественных интересах (for public good). Наиболее плодотворным в решении вопросов правового обеспечения статуса и сфер деятельности некоммерческих организаций стал 1995 год. С 1 января 1995 года вступила в действие часть первая Гражданского Кодекса Российской Федерации, закрепившая в специальном разделе практически все нормы, касающиеся некоммерческих организаций (ст. ст. 116-123, § 5, гл. 4). Кроме того, Государственная Дума принимает сразу пять базовых федеральных законов, определяющих правовой статус основных видов некоммерческих организаций: «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Формы, виды общественных организаций и источники финансирования

В законодательных актах дано основное понятие и представлены организационно-правовые формы некоммерческих организаций: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

В России действуют различные виды общественных объединений: правозащитные ор-

ганизации, политические партии, религиозные организации, профессиональные союзы, культурно-просветительные и научные фонды, спортивные общества, благотворительные организации и т. д. Часть из них оказывают содействие УИС в ресоциализации и постпенитенциарной социальной адаптации осужденных. Статья 23 УИК РФ предусматривает три основных направления участия общественных объединений в деятельности учреждений исполнения наказаний:

1) содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания;

2) участие в исправлении осужденных;

3) контроль деятельности указанных учреждений.

Закон определяет источники формирования имущества и финансовых средств общественных организаций. Это могут быть вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности, поступления от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, аукционов и иных мероприятий, а также другие, не запрещенные законом поступления.

В финансировании третьего, некоммерческого, сектора прочно укрепилось понятие «грант». Грантовая поддержка может быть предоставлена государственными или частными российскими либо иностранными грантодателями. В ст. 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» указано, что государственный грант - это форма государственного целевого финансирования общественно полезных программ общественных объединений.

Российская уголовно-исполнительная система и религиозные организации

Международные правовые акты утверждают право каждого человека «...на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» (ст. 1 и ст. 18 Всеобщей декларации прав человека). Статьи 17 и 28 Конституции Российской Федерации подтверждают эти права. В Минимальных стандартных правилах обращения с заклю-

31% Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8 - 2010 'J vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

ченными говорится, что лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, пользуются всеми правами человека и гражданина, а «в пределах осуществимого каждый заключенный должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные потребности, участвуя в религиозных обрядах в стенах его заведения...» (ст. 42).

Учреждения, исполняющие наказания, сотрудничают с различными религиозными конфессиями, реализуя право осужденных на свободу вероисповедания в рамках законодательного поля. «Если в месте лишения свободы находится достаточное количество заключенных, принадлежащих к одной и той же религии, должен быть назначен или утвержден официальный представитель этой религии. В том случае, если это оправдано большой численностью таких заключенных и обстоятельства позволяют это, достигается соответствующая договоренность о его работе на постоянной основе» (ст. 47.1 Приложения к Рекомендации NR (87)3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил). Те же положения закреплены в ст. 41 Приложения к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Применительно к России речь идет о сотрудничестве УИС с традиционными конфессиями: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Наиболее активно взаимодействие осуществляется с Русской Православной Церковью, так как в России это самое многочисленное религиозное объединение, а особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры закреплена в преамбуле Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Воздействие религии на осужденных в местах лишения свободы, особенно на женщин и несовершеннолетних, значимо в силу способности религии утешать, смягчать стрессовое состояние и нравственно преобразовывать личность. Если будет восстановлено нравственное начало в человеке, то будет разрешена проблема рецидивной преступности. Религия с приоритетами духовных и нравственных ценностей располагает колоссальными возможностями в деле ресоциализации осужденных. Она помогает переосмыслить жизненный опыт и осознать цену человече-

ской жизни, выработать толерантность и любовь к ближнему, а соблюдение церковных канонов дисциплинирует и формирует правопо-слушный образ жизни. В целом религиозность способствует отходу от криминального образа мыслей и нравственному преображению осужденных.

Внешнюю деятельность религиозных организаций принято называть миссионерской. Она включает в себя беседы, лекции, диспуты, радиопередачи, просмотр и обсуждение видеофильмов, выпуск стенгазет, благотворительные обеды, материальную помощь осужденным, создание постпенитенциарных реабилитационных центров.

Однако в учреждения УИС стремятся проникнуть и представители организаций, являющихся псевдорелигиозными, тоталитарными или деструктивными; об угрозе, исходящей от таких объединений, организаций и групп, говорится в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» ст.6 глава 2.

Иные общественные организации, взаимодействующие с УИС

Кроме религиозных, в работе УИС конструктивно участвуют различные российские и зарубежные общественные организации. Среди них Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным, Красный крест, международная неправительственная организация «Международная тюремная реформа» - PENAL REFORM INTERNATIONAL, Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний, Международная ассоциация тюремного служения, Попечительский совет уголовно-исполнительной системы, Фонд содействия и укрепления законности и правопорядка, Союз художников, Центр содействия реформе уголовного правосудия, Российский клуб православных меценатов, независимый благотворительный фонд поддержки осужденных «Фатум», попечительские советы и родительские комитеты воспитательных колоний и многие другие.

Деятельность общественных организаций в пенитенциарных учреждениях направлена как на улучшение условий жизни осужденных, так и на помощь им в нравственном исцелении. Представители общественных организаций обеспечивают полезную занятость лиц, отбывающих наказание; оказывают практическую помощь в организации и проведении

и о

ш 1=1

56 и

к

культурно-массовых мероприятий (фестивалей, смотров, турниров, соревнований) среди осужденных и сотрудников УИС; создают творческие вокальные и театральные коллективы осужденных; проводят среди них конкурсы на лучшее изделие художественного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, лучший рассказ о своем родном или любимом городе; осуществляют патриотическое воспитание осужденных; прилагают усилия для сохранения, восстановления семейных отношений посредством переписки с родственниками осужденного и/или посещения членов его семьи; решают вопросы постпенитенциарного трудоустройства и др. Все это способствует успешной ресоциализации осужденных.

Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» регламентирует деятельность общественных наблюдательных комиссий. Приказ ФСИН России от 28 ноября 2008 года № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий» устанавливает порядок посещения при осуществлении общественного контроля членами общественных наблюдательных комиссий следственных изоляторов и учреждений УИС, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Положение об Общественном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста России от 29.01.2007 № 14, призвано обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан нашей страны, общественных объединений и Минюста России в решении наиболее важных вопросов выработки и реализации государственной политики, нор-

мативного правового регулирования в рамках деятельности министерства. Специальных задач, непосредственно направленных на оказание помощи учреждениям и органам, исполняющим наказания, совет не ставит. Однако Общественный совет вправе содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в дальнейшей гуманизации условий отбывания наказания; получении образования осужденными и их воспитании; улучшении материально-бытового и медико-санитарного обеспечения; развитии взаимодействия с государственными органами власти по отстаиванию гражданских прав и законных интересов осужденных и сотрудников УИС.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие УИС с общественными организациями имеет особое значение для развития российской уголовно-исполнительной системы, в части ее соответствия международным стандартам. Построенное на заинтересованности общества в эффективной ресоциализации осужденных, оно существенно дополняет всю систему воспитания в пенитенциарном учреждении.

Изучение отечественного и международного опыта взаимодействия учреждений исполнения наказаний с общественными организациями говорит о необходимости его активизации в целях эффективного исправительного воздействия на осужденных и укрепления общества. Видится необходимым дальнейшее использование потенциала общественных, прежде всего исторически традиционных религиозных, организаций в создании центров постпенитенциарной социальной адаптации для лиц, освобожденных из мест отбывания наказаний и утративших социально полезные связи.

В целом позитивный процесс открытости пенитенциарных учреждений и расширения взаимосвязи с общественными организациями требует научного осмысления и методического сопровождения.

я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.