Научная статья на тему 'Расширяем альтернативы лишению свободы'

Расширяем альтернативы лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширяем альтернативы лишению свободы»

Психологическая служба располагает новыми подходами и технологиями работы с людьми и способна облегчить участь лиц, содержащихся под стражей. Вместе с тем пенитенциарные психологи испытывают недостаток в научно-методической литературе и обучении новым технологиям, позволяющим эффективно и быстро достигать желаемых результатов. Порядок оказания психологической помощи подозреваемым и обвиняемым на федеральном законодательном уровне не урегулирован. Существующие программы психокоррекционной работы ориентированы на осужденных и предполагают исправительную коррекцию. Поэтому прямой перенос и копирование психологами СИЗО методических средств психологического коррекционного воздействия, применяемых в исправительных учреждениях УИС, не всегда оправдан. Большинство таких программ нельзя применять в условиях СИЗО к лицам, ожидающим судебного решения.

В настоящее время в следственных изоляторах г. Москвы возросло внимание к психологической работе. Психологи активно участвуют в отборе осужденных в отряд хозяйственного обслуживания учреждений, участвуют в работе административных комиссий по вопросам УДО, бесконвойного передвижения, зачисления в отряд хозяйственного обслуживания, постановки на профилактический учет по учреждению и др. Распределение вновь прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных из карантина по камерам осуществляется также с учетом рекомендаций психологов. Создаются специальные реабилитационные камеры для несовершеннолетних (ФБУ ИЗ 77/5, 77/6). Внедряются формы и методы психокоррекционной работы в пределах одной камеры (групповое консультирование и групповая релаксация).

Психологическая помощь подозреваемым и обвиняемым в период пребывания в следственных изоляторах в настоящее время остается одним из узловых направлений деятельности пенитенциарных психологов, гарантируя высокий уровень индивидуализации воздействия. Располагая новыми подходами, методами и технологиями работы с людьми, психологи формируют психологический барьер на последующее совершение противоправных действий. Сегодня психологизация деятельности учреждений УИС - это еще и показатель готовности руководителей к реформированию учреждений УИС.

1 По мере возможности, в состав сотрудников должно входить достаточное число таких специалистов, как психологи, психиатры, социальные работники, учителя и преподаватели профессиональной подготовки.

2 Плигин А., Герасимов А. Руководство к курсу НЛП-Практик. -М.: КСП+, 2000. С.44.

©Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11 - 2010

vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

С1 января 2010 года в России введен в действие механизм применения нового вида наказания - ограничение свободы. Как и все виды уголовных наказаний, ограничение свободы должно дифференцировать ответственность осужденных за совершенное преступление и обеспечивать достижение целей наказания. Оно также представляет собой альтернативу лишению свободы и тем самым призвано содействовать снижению масштабов его применения.

Первоначально предполагалось, что ограничение свободы будет заключаться в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. В качестве специальных учреждений для исполнения этого вида наказания должны были выступить исправительные центры. Однако многими юристами-практиками такая интерпретация ограничения свободы как вида наказания оценивалась крайне отрицательно в связи с их практической несостоятельностью. По сути, ограничение свободы фактически представляло собой ранее ликвидированное условное осуждение с обязательным привлечением к труду, а исправительные центры, в которые должны направляться осужденные, -те же спецкомендатуры, только под другой вывеской. Не способствовало применению ограничения свободы и крайне неблагоприятная социально-экономическая ситуация в стране.

В результате проведения реформы уголовно-исполнительной системы и существенного обновления правовой базы исполнения наказаний в Российской Федерации заинтересованными государственными структурами в 2009 году был подготовлен и позднее успешно

Майор внутренней службы Э. С. РАХМАЕВ, заместитель начальника научного центра Академии ФСИН России, кандидат юридических наук

РАСШИРЯЕМ АЛЬТЕРНАТИВЫ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

принят закон о введении в действие с 1 января 2010 года ограничения свободы как вида наказания с одновременным существенным изменением его правовой регламентации.

В соответствии с внесенными в уголовное и уголовноисполнительное законодательство изменениями ограничение свободы заключается в ограничении судом отдельных прав и свобод осужденного и назначается как в качестве основного вида наказания - на срок от 2 месяцев до 4 лет за преступления небольшой степени тяжести, так и в качестве дополнительного наказания к лишению свободы - на срок от 6 месяцев до 2 лет по отношению к лицам, осуждаемым за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления: посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасность государства (в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ).

Ограничение свободы предполагает, что человек остается на свободе по месту жительства, но находится под постоянным надзором и ограничен в ряде прав. Например, осужденный к ограничению свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток без уведомления надзорного органа, изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия. Суд может возложить на осужденного определенные обязанности - ему надо будет от одного до четырех раз в месяц проходить регистрацию в органе, осуществляющем надзор. Перечень запретов и обязанностей не является исчерпывающим. В случае необходимости с учетом личности осужденного и обстоятельств совершенного им преступления суд может назначить иные ограничения прав и свобод осужденного. Чувства безнаказанности у осужденного возникнуть не должно - суд по представлению

специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, может отменить частично или дополнить ранее установленные ограничения.

Таким образом, ограничение свободы по сути является своего рода аналогом «домашнего ареста», используемого в качестве наказания во многих европейских странах.

Необходимость введения указанной меры обусловлена следующими факторами.

Во-первых, это позволит назначать ограничение свободы нетрудоспособным категориям осужденных (инвалидам, пенсионерам, беременным женщинам, к которым до принятия указанного выше закона фактически не применялись наказания, не связанные с лишением свободы. Кроме того, по мнению специалистов, подобное наказание будет особенно эффективным в отношении несовершеннолетних осужденных1.

Во-вторых, появилась возможность отбывания данного наказания без отрыва от привычного социума.

В-третьих, решены проблемы фактической невозможности применения замены неотбытой части лишения свободы в соответствии со ст. 80 УК РФ более мягким видом наказания в виде ограничения свободы в отношении значительного количества осужденных и замены более мягких видов наказаний (штраф, обязательные и исправительные работы) ограничением свободы в случае злостного уклонения от их отбывания.

И, наконец, в-четвертых, такая мера уголовно-правового характера будет обходиться государству значительно дешевле, чем содержание осужденных непосредственно в исправительных колониях в местах лишения свободы. По предварительным подсчетам,

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11 - 2010

vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

к указанному виду наказания ежегодно будет осуждаться более 100 тыс. человек, что, несомненно, позволит разгрузить места лишения свободы. С этой целью законодателем существенно расширен круг преступлений, за которые будет применяться ограничение свободы. Ранее ограничение свободы как основной вид наказания был предусмотрен санкциями 66 статей Уголовного кодекса РФ. Согласно новому закону ограничение свободы как основной вид наказания введен еще в 21 статью УК РФ и как дополнительный вид наказания в 22 статьи УК РФ. В частности, ограничение свободы теперь может быть назначено за клевету, оскорбление, кражу, мошенничество, присвоение или растрату.

При этом ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории России.

Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовноисполнительные инспекции и заключается в наблюдении и проверках поведения осужденного по месту его жительства, работы или учебы с принятием в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для отслеживания осужденных органами, исполняющими данный вид наказания, будут применяться средства электронного мониторинга, так называемые электронные браслеты. Закон разрешает использовать и другие технические средства контроля, например, аудиовизуальные. Конкретный перечень технических средств контроля будет определен отдельным постановлением правительства.

К сожалению, введение нового вида наказания не сопровождается усилением организационных начал в его исполнении. В настоящее время уголовно-исполнительные инспекции помимо ограничения свободы осуществляют: исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной де-

контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» был утвержден норматив штатной численности сотрудников инспекций в размере 0,6% среднегодовой численности осужденных. В тот период такой норматив соответствовал нагрузке - 120 осужденных на одного сотрудника. К сожалению, данный показатель средней нагрузки сотрудника инспекции был определен без какого-либо обоснования нормативов штатной численности. Сложившееся положение нуждается в срочном пересмотре. В основу расчетов штатной численности персонала инспекций должны быть положены социальноэкономические обоснованные нормативы.

Немаловажным для исполнения нового вида наказания является учет региональных особенностей расположения инспекций. Одно дело, когда инспекция работает в условиях крупного города с развитой промышленностью, сетью транспорта и т. д., и другое - в сельском районе, с его разбросанностью и малоразвитой инфраструктурой. Поэтому нельзя оставить без внимания и тот факт, что в уголовноисполнительных инспекциях нет достаточного количества автомобилей или мототехники, необходимых для эффективного осуществления надзора за осужденными.

В связи с этим представляется, что только решение вышеуказанных организационных вопросов позволит ограничению свободы стать в будущем достойной и достаточно эффективной альтернативой лишению свободы.

1 См.: Шарков А.В. Ограничение свободы без направления в исправительные учреждения открытого типа: проблемы реализации в республике Беларусь // Обеспечение процесса реформирования исполнения наказаний в Российской Федерации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. А. Реймера. - Рязань, 2009. С. 280.

ятельностью и в виде исправительных работ;

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11 - 2010

О" vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.