Научная статья на тему 'Должностные лица уголовно исполнительной системы как субъекты коррупционных преступлений'

Должностные лица уголовно исполнительной системы как субъекты коррупционных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2053
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СУБЪЕКТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНО ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / OFFICER / PENAL EXECUTIVE SYSTEM / THE SUBJECT OF CORRUPTION CRIMES / THE REPRESENTATIVE OF THE AUTHORITIES / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL FUNCTIONS / ADMINISTRATIVE ECONOMIC FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бугаевская Н. В.

В статье рассматриваются признаки должностного лица, такие как исполнение ими полномочий представителя власти, организационно распорядительных и административно хозяйственных функций в государственных органах и учреждениях относительно сотрудников уголовно исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бугаевская Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFICIALS OF THE PENAL EXECUTIVE SYSTEM AS SUBJECTS OF CORRUPTION OFFENCES

The article considers the signs of an official, such as the execution of their powers of representative authorities, organizational administrative or administrative economic functions in state bodies and institutions concerning the employees of the penal executive system.

Текст научной работы на тему «Должностные лица уголовно исполнительной системы как субъекты коррупционных преступлений»

УДК 343.3

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Н.В. Бугаевская

В статье рассматриваются признаки должностного лица, такие как исполнение ими полномочий представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах и учреждениях относительно сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: должностное лицо, уголовно-исполнительная система, субъект коррупционных преступлений, представитель власти, организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции.

«Представитель администрации», «руководящий состав», «начальствующий состав», «сотрудник органа или учреждения, исполняющего наказание» - такими терминами оперирует закон (УК РФ, УИК РФ и др.), когда речь идет о должностных лицах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

В уголовном законодательстве РФ нет специальной группы составов коррупционных преступлений, совершаемых только должностными лицами пенитенциарных органов и учреждений. Те из них, к кому применимы критерии понятия «должностное лицо», должны привлекаться к ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и другие коррупционные деяния, если таковые имеют место, и их роль как субъектов уголовно-правовых отношений доказана и неоспорима.

Деятельность многих работников уголовно-исполнительной системы имеет признаки служебной, но далеко не все из них являются должностными лицами. К таковым относятся лишь те пенитенциарные работники, которые в силу закона наделены соответствующими полномочиями, обеспечивающими решение задач, стоящих перед конкретным исправительным учреждением или органом. Их уголовно-правовая характеристика как должностных лиц складывается из трех основных признаков:

1) признаки, указывающие на характер выполняемых функций;

2) признаки, указывающие место осуществления указанных функций;

3) признаки, характеризующие временные рамки правомочности осуществления определенной деятельности.

Правовую основу деятельности УИС Минюста России составляют: Конституция РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 54734 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [1], Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2], Уголовно-

исполнительный кодекс РФ и нормативно-правовые акты Минюста и ФСИН России.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 УИК РФ в состав уголовно-исполнительной системы включены учреждения и органы, исполняющие такие виды наказания как обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы и смертная казнь. Кроме того, контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания, призваны организовывать также органы УИС (уголовно-исполнительные инспекции [3]). Уголовно-правовое воздействие наказания связано с ограничением прав и свобод осужденных, поэтому деятельность учреждений и органов УИС должна строиться на строжайшем соблюдении законности, а сотрудники УИС должны отличаться повышенной требовательностью, осознанием верховенства закона и недопустимости противоправного поведения, в том числе нарушения уголовно-правовых норм.

В целом, виды учреждений, исполняющих вышеперечисленные наказания, определены в УИК РФ следующим образом: уголовно-

исполнительные инспекции (ст.25, 33, 39); исправительные центры (ст. 47); арестные дома (ст. 68); исправительные учреждения (места отбывания лишения свободы - ст. 73 УИК), к которым относятся исправительные колонии общего, строгого и особого режимов; колонии-поселения; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения.

Таким образом, организационно-правовая форма структурных единиц уголовно-исполнительной системы - государственные органы и государственные учреждения - соответствует требованиям примечания 1 к статье 285 УК РФ, содержащего определение должностного лица.

В целом, все учреждения и органы УИС России призваны осуществлять задачи, ради которых они созданы:

1) исполнение уголовных наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни;

2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;

3) привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;

4) обеспечение охраны здоровья осужденных;

5) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Реализуют данные задачи работники уголовно-исполнительной системы, к которым относятся:

- лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС;

- рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений лесных исправительных учреждений, предприятий учреждений, исполняющих наказания, центрального и территориальных органов уголовноисполнительной системы, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС [4].

К категории должностных лиц из них принадлежат те, кто наделен полномочиями представителей власти, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, а также те, кто наряду со своими профессиональными обязанностями совершает юридически значимые действия. Для осуществления данных обязанностей должностные лица наделяются государством необходимым объемом юридически властных полномочий, поэтому признание работников исправительных учреждений в качестве должностных лиц по одному лишь признаку занимаемой должности, без учета характера выполняемых обязанностей, представляется ошибочным.

Представителем власти является лицо, наделенное в законодательной, судебной, исполнительной (в том числе правоохранительной, контролирующей, надзорной) сферах деятельности распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.Данное определение распространяется на всех лиц, имеющих специальные звания сотрудников УИС, в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной и общественной безопасности, когда они обязаны принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел РФ (ст. 26 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). В подобных ситуациях их действия как представителей власти могут совершаться как внутри уголовноисполнительной системы, так и вне ее.

Властные полномочия, характеризующие лиц как представителей власти, реализуемые внутри самой уголовно-исполнительной системы, чаще всего имеют место в отношении осужденных. В соответствии со статьями 14, 26, 32 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории РФ имеют право: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений и на территориях, прилегающих к ним, требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, производить досмотры и обыски осужденных, иных лиц и их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждений, а также изымать запрещенные предметы и документы.

Властные полномочия сотрудников УИС, характеризующие их как представителей власти, могут быть реализованы и в правоприменительной

деятельности. Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица УИС уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 («Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы»), ч. 1 ст. 19.5 («Невыполнение в срок законного предписания органа, должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль)») и др. статей Кодекса. Перечень данных статей КоАП РФ и должностных лиц - представителей власти конкретно определен и является исчерпывающим [5]. К ним, например, относятся: начальники оперативно-розыскных бюро, их заместители; начальники отделов (отделений) оперативно-розыскных бюро; начальники следственных изоляторов; оперативные дежурные; дежурные помощники начальников следственных изоляторов и др.

С другой стороны, если преступное посягательство, имеющее характер должностного преступления, имеет место внутри уголовно-исполнительной системы в отношении работающих в ней лиц, то для подтверждения статуса должностного лица необходимо, чтобы обязанности его носили характер организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Такими полномочиями обладают, несомненно, руководящие работники, начальники отделов, отделений, служб начальники исправительных учреждений всех видов, их заместители, а также начальники их подразделений, частей, служб или отделов. Их обязанности подчас составляют совокупность функций управления и людьми, и имуществом путем совершения юридически значимых действий и могут иметь распространение как на других сотрудников, так и на осужденных. Так, например, начальник УФСИН Минюста России по субъекту РФ, являющийся высшим должностным лицом данного государственного органа, имеет права и обязанности, которые характеризуют его и как представителя власти, и как лицо, совершающее юридически значимые действия в сфере управления и людьми, и имуществом.

Некоторые сотрудники УИС организуют непосредственную деятельность подчиненных и их обязанности являются непосредственным управлением людьми посредством совершения юридически значимых действий. Так, заместитель начальника какого-либо из подразделений УИС, отвечающий за состояние дисциплины, профессиональной подготовки личного состава, состояние воспитательной работы с личным составом (и спецконтингентом), кадровой работы, обязан ставить задачи перед подчиненным ему коллективом, доводить до подчиненных приказы, указания и организовывать их выполнение; контролировать деятельность подчиненных и работу по социально-правовой защищенности сотрудников в период прохождения службы и т.п.

Другие сотрудники могут иметь преимущественно административнохозяйственные полномочия. Так, главный бухгалтер осуществляет контроль за

соблюдением сметной и финансовой дисциплины по всем источникам финансирования; организует полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением; контролирует правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, надбавок и других выплат, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины и т.п.

Объем полномочий сотрудников УИС разновелик в зависимости от уровня занимаемой должности, однако, для признания лица должностным количество его должностных обязанностей роли не играет. Значение имеет их истинная относимость к должностным функциям. Граждане, принимаемые на службу в УИС, а также сотрудники при перемещении по службе знакомятся под расписку со служебными обязанностями по должности, на которую они назначаются, а сотрудники, состоящие на должностях, - с вносимыми в служебные обязанности изменениями. Обязанность по своевременному и полному доведению до сотрудников их прав и обязанностей возлагается на непосредственных начальников.

Работники исправительных учреждений, выполняющие чисто технические или производственные обязанности, должностными лицами не являются.

Таким образом, должностными лицами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации следует признавать лиц, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также совершают юридически значимых действия в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Список литературы

1. Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст.1316.

2. Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст. 2759.

3. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729) // Собрание законодательства РФ. 1997. №25. Ст. 2947.

4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст. 1316.

5. Приказ Министерства юстиции РФ от 28 июня 2002 г. №182 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства юстиции РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» // Российская газета. 2002. 11 июля. № 125 (2993).

Н.В. Бугаевская, канд. юрид. наук, доцент, докторант, тел. + 7(910)941-59-01, E-mail: [email protected] (Россия, Рязань, Академии ФСИНРоссии)

OFFICIALS OF THE PENAL-EXECUTIVE SYSTEM AS SUBJECTS OF CORRUPTION

OFFENCES N. Bugaevskaya

The article considers the signs of an official, such as the execution of their powers of representative authorities, organizational-administrative or administrative-economic functions in state bodies and institutions concerning the employees of the penal-Executive system.

Keywords: officer, penal-Executive system, the subject of corruption crimes, the representative of the authorities, organizational and managerial functions, administrative-economic functions.

N.V. Bugaevskaya, PhD. jurid. , Associate Professor, Ph.D., tel. +7 (910) 941-59-01, Email: bugaevskaja.natalia @ yandex.ru (Russia, Ryazan, Russian Academy FSIN)

УДК 343.3; 343.9

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЦЕЛЕВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Г.А. Буякова

В статье рассматриваются особенности выявления преступлений в сфере нецелевого распределения и расходования бюджетных средств. Рост числа преступлений в сфере нецелевого расходования и распределения бюджетных средств, их латентный характер, юридическая сложность составов преступлений обусловливает необходимость разработки методики выявления и расследования преступлений данной категории.

Ключевые слова: нецелевое расходование бюджетных средств, акт ревизии, инвентаризация, бюджет, должностное лицо, органы финансового контроля, прокурорский надзор.

Уголовным законодательством в настоящее время предусмотрена ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, (ч.2 ст. 176 УК РФ) (ст.285.1 УК РФ) и нецелевое расходование бюджетных средств. Анализ правоприменительной практики в бюджетной сфере показывает, что довольно устойчива тенденция роста данного вида преступлений, однако уголовных дел, связанных с нарушением бюджетного законодательства возбуждается очень мало, что свидетельствует о высоком уровне их латентности.

Показательны в этом отношении данные ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю: в 2004 году было выявлено 1 преступление, в возбуждении которого было отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации; в 2005 году, соответственно, 2 и 1; в 2006 году - 6 и 0;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.