УДК 343.3
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАК СУБЪЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Н.В. Бугаевская
В статье рассматриваются признаки должностного лица, такие как исполнение ими полномочий представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах и учреждениях относительно сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: должностное лицо, уголовно-исполнительная система, субъект коррупционных преступлений, представитель власти, организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции.
«Представитель администрации», «руководящий состав», «начальствующий состав», «сотрудник органа или учреждения, исполняющего наказание» - такими терминами оперирует закон (УК РФ, УИК РФ и др.), когда речь идет о должностных лицах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В уголовном законодательстве РФ нет специальной группы составов коррупционных преступлений, совершаемых только должностными лицами пенитенциарных органов и учреждений. Те из них, к кому применимы критерии понятия «должностное лицо», должны привлекаться к ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и другие коррупционные деяния, если таковые имеют место, и их роль как субъектов уголовно-правовых отношений доказана и неоспорима.
Деятельность многих работников уголовно-исполнительной системы имеет признаки служебной, но далеко не все из них являются должностными лицами. К таковым относятся лишь те пенитенциарные работники, которые в силу закона наделены соответствующими полномочиями, обеспечивающими решение задач, стоящих перед конкретным исправительным учреждением или органом. Их уголовно-правовая характеристика как должностных лиц складывается из трех основных признаков:
1) признаки, указывающие на характер выполняемых функций;
2) признаки, указывающие место осуществления указанных функций;
3) признаки, характеризующие временные рамки правомочности осуществления определенной деятельности.
Правовую основу деятельности УИС Минюста России составляют: Конституция РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 54734 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [1], Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2], Уголовно-
исполнительный кодекс РФ и нормативно-правовые акты Минюста и ФСИН России.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 УИК РФ в состав уголовно-исполнительной системы включены учреждения и органы, исполняющие такие виды наказания как обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы и смертная казнь. Кроме того, контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания, призваны организовывать также органы УИС (уголовно-исполнительные инспекции [3]). Уголовно-правовое воздействие наказания связано с ограничением прав и свобод осужденных, поэтому деятельность учреждений и органов УИС должна строиться на строжайшем соблюдении законности, а сотрудники УИС должны отличаться повышенной требовательностью, осознанием верховенства закона и недопустимости противоправного поведения, в том числе нарушения уголовно-правовых норм.
В целом, виды учреждений, исполняющих вышеперечисленные наказания, определены в УИК РФ следующим образом: уголовно-
исполнительные инспекции (ст.25, 33, 39); исправительные центры (ст. 47); арестные дома (ст. 68); исправительные учреждения (места отбывания лишения свободы - ст. 73 УИК), к которым относятся исправительные колонии общего, строгого и особого режимов; колонии-поселения; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения.
Таким образом, организационно-правовая форма структурных единиц уголовно-исполнительной системы - государственные органы и государственные учреждения - соответствует требованиям примечания 1 к статье 285 УК РФ, содержащего определение должностного лица.
В целом, все учреждения и органы УИС России призваны осуществлять задачи, ради которых они созданы:
1) исполнение уголовных наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни;
2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;
3) привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;
4) обеспечение охраны здоровья осужденных;
5) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Реализуют данные задачи работники уголовно-исполнительной системы, к которым относятся:
- лица, имеющие специальные звания сотрудников УИС;
- рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений лесных исправительных учреждений, предприятий учреждений, исполняющих наказания, центрального и территориальных органов уголовноисполнительной системы, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС [4].
К категории должностных лиц из них принадлежат те, кто наделен полномочиями представителей власти, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, а также те, кто наряду со своими профессиональными обязанностями совершает юридически значимые действия. Для осуществления данных обязанностей должностные лица наделяются государством необходимым объемом юридически властных полномочий, поэтому признание работников исправительных учреждений в качестве должностных лиц по одному лишь признаку занимаемой должности, без учета характера выполняемых обязанностей, представляется ошибочным.
Представителем власти является лицо, наделенное в законодательной, судебной, исполнительной (в том числе правоохранительной, контролирующей, надзорной) сферах деятельности распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.Данное определение распространяется на всех лиц, имеющих специальные звания сотрудников УИС, в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной и общественной безопасности, когда они обязаны принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел РФ (ст. 26 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). В подобных ситуациях их действия как представителей власти могут совершаться как внутри уголовноисполнительной системы, так и вне ее.
Властные полномочия, характеризующие лиц как представителей власти, реализуемые внутри самой уголовно-исполнительной системы, чаще всего имеют место в отношении осужденных. В соответствии со статьями 14, 26, 32 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории РФ имеют право: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений и на территориях, прилегающих к ним, требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, производить досмотры и обыски осужденных, иных лиц и их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждений, а также изымать запрещенные предметы и документы.
Властные полномочия сотрудников УИС, характеризующие их как представителей власти, могут быть реализованы и в правоприменительной
деятельности. Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица УИС уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 («Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы»), ч. 1 ст. 19.5 («Невыполнение в срок законного предписания органа, должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль)») и др. статей Кодекса. Перечень данных статей КоАП РФ и должностных лиц - представителей власти конкретно определен и является исчерпывающим [5]. К ним, например, относятся: начальники оперативно-розыскных бюро, их заместители; начальники отделов (отделений) оперативно-розыскных бюро; начальники следственных изоляторов; оперативные дежурные; дежурные помощники начальников следственных изоляторов и др.
С другой стороны, если преступное посягательство, имеющее характер должностного преступления, имеет место внутри уголовно-исполнительной системы в отношении работающих в ней лиц, то для подтверждения статуса должностного лица необходимо, чтобы обязанности его носили характер организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Такими полномочиями обладают, несомненно, руководящие работники, начальники отделов, отделений, служб начальники исправительных учреждений всех видов, их заместители, а также начальники их подразделений, частей, служб или отделов. Их обязанности подчас составляют совокупность функций управления и людьми, и имуществом путем совершения юридически значимых действий и могут иметь распространение как на других сотрудников, так и на осужденных. Так, например, начальник УФСИН Минюста России по субъекту РФ, являющийся высшим должностным лицом данного государственного органа, имеет права и обязанности, которые характеризуют его и как представителя власти, и как лицо, совершающее юридически значимые действия в сфере управления и людьми, и имуществом.
Некоторые сотрудники УИС организуют непосредственную деятельность подчиненных и их обязанности являются непосредственным управлением людьми посредством совершения юридически значимых действий. Так, заместитель начальника какого-либо из подразделений УИС, отвечающий за состояние дисциплины, профессиональной подготовки личного состава, состояние воспитательной работы с личным составом (и спецконтингентом), кадровой работы, обязан ставить задачи перед подчиненным ему коллективом, доводить до подчиненных приказы, указания и организовывать их выполнение; контролировать деятельность подчиненных и работу по социально-правовой защищенности сотрудников в период прохождения службы и т.п.
Другие сотрудники могут иметь преимущественно административнохозяйственные полномочия. Так, главный бухгалтер осуществляет контроль за
соблюдением сметной и финансовой дисциплины по всем источникам финансирования; организует полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением; контролирует правильность расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, надбавок и других выплат, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины и т.п.
Объем полномочий сотрудников УИС разновелик в зависимости от уровня занимаемой должности, однако, для признания лица должностным количество его должностных обязанностей роли не играет. Значение имеет их истинная относимость к должностным функциям. Граждане, принимаемые на службу в УИС, а также сотрудники при перемещении по службе знакомятся под расписку со служебными обязанностями по должности, на которую они назначаются, а сотрудники, состоящие на должностях, - с вносимыми в служебные обязанности изменениями. Обязанность по своевременному и полному доведению до сотрудников их прав и обязанностей возлагается на непосредственных начальников.
Работники исправительных учреждений, выполняющие чисто технические или производственные обязанности, должностными лицами не являются.
Таким образом, должностными лицами уголовно-исполнительной системы Российской Федерации следует признавать лиц, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также совершают юридически значимых действия в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Список литературы
1. Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст.1316.
2. Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст. 2759.
3. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729) // Собрание законодательства РФ. 1997. №25. Ст. 2947.
4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №33. Ст. 1316.
5. Приказ Министерства юстиции РФ от 28 июня 2002 г. №182 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства юстиции РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» // Российская газета. 2002. 11 июля. № 125 (2993).
Н.В. Бугаевская, канд. юрид. наук, доцент, докторант, тел. + 7(910)941-59-01, E-mail: [email protected] (Россия, Рязань, Академии ФСИНРоссии)
OFFICIALS OF THE PENAL-EXECUTIVE SYSTEM AS SUBJECTS OF CORRUPTION
OFFENCES N. Bugaevskaya
The article considers the signs of an official, such as the execution of their powers of representative authorities, organizational-administrative or administrative-economic functions in state bodies and institutions concerning the employees of the penal-Executive system.
Keywords: officer, penal-Executive system, the subject of corruption crimes, the representative of the authorities, organizational and managerial functions, administrative-economic functions.
N.V. Bugaevskaya, PhD. jurid. , Associate Professor, Ph.D., tel. +7 (910) 941-59-01, Email: bugaevskaja.natalia @ yandex.ru (Russia, Ryazan, Russian Academy FSIN)
УДК 343.3; 343.9
ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЦЕЛЕВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Г.А. Буякова
В статье рассматриваются особенности выявления преступлений в сфере нецелевого распределения и расходования бюджетных средств. Рост числа преступлений в сфере нецелевого расходования и распределения бюджетных средств, их латентный характер, юридическая сложность составов преступлений обусловливает необходимость разработки методики выявления и расследования преступлений данной категории.
Ключевые слова: нецелевое расходование бюджетных средств, акт ревизии, инвентаризация, бюджет, должностное лицо, органы финансового контроля, прокурорский надзор.
Уголовным законодательством в настоящее время предусмотрена ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, (ч.2 ст. 176 УК РФ) (ст.285.1 УК РФ) и нецелевое расходование бюджетных средств. Анализ правоприменительной практики в бюджетной сфере показывает, что довольно устойчива тенденция роста данного вида преступлений, однако уголовных дел, связанных с нарушением бюджетного законодательства возбуждается очень мало, что свидетельствует о высоком уровне их латентности.
Показательны в этом отношении данные ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю: в 2004 году было выявлено 1 преступление, в возбуждении которого было отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК Российской Федерации; в 2005 году, соответственно, 2 и 1; в 2006 году - 6 и 0;