Научная статья на тему 'Сотрудники исправительных учреждений как должностные лица уголовно-исполнительной системы Российской Федерации'

Сотрудники исправительных учреждений как должностные лица уголовно-исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6276
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудники исправительных учреждений как должностные лица уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

32 Полянский Н.Н. Правда и ложь в уголовной защите. М., 1927. С. 69 - 71.

33 См.: Киселев Я.С. Этика адвоката. Л., 1974. С. 80 - 93.

34 Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. С. 252.

35 См.: Кан Н.П. Некоторые вопросы адвокатской этики // Вопросы защиты по уголовным делам / Под ред. П. С. Элькинд. Л., 1967. С. 196 - 197.

36 См.: Уголовное право. Особенная часть: Учеб. / Под ред. проф. А.И. Рарога. М., 1996. С. 399.

37 См.: Уголовный процесс: Учеб. для студентов юрид. вузов и факультетов. С. 111.

38 См.: Осипкин В.Н., Рохлин В.И. Доказательства. СПб., 1998. С. 27.

39 См.: Уголовный процесс: Учеб. для вузов / Под ред. проф. П. А. Лупинской. М., 1995. С. 138.

40 См.: Горский Г.Ф., Кокорев Л. Д., Элькинд П.С. Указ. соч. С. 205 - 206.

41 См.: Мосесян Г.С. Оценка доказательств в советском уголовном процессе: Дис.... канд. юрид. наук. Харьков, 1965. С. 21; Каз Ц.М. Субъекты доказывания в советском уголовном процессе. Саратов, 1968. С. 32 - 33; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 1. С. 295, 299.

Ю.В. Андреев

СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлено, что на его основе федеральными законами определяются особенности службы в отдельных государственных органах 1. К их числу относится государственная служба в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Профессиональная деятельность сотрудников этих органов является одним из видов государственной службы и поэтому регулируется не только Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Особая значимость задач, стоящих перед органами, которые находятся на переднем крае борьбы с преступностью, их многоотраслевая структура, специфика форм и методов деятельности обуславливают особенности государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это порождает особые требования к возрасту, состоянию здоровья и морально-психологическим качествам лиц, зачисляемых на столь специфическую государственную службу. Подобные требования в основном проявляются в наличии элементов военизации (принятие присяги, присвоение аттестованному составу специальных званий, ношение ими единой форменной одежды и знаков различия для каждого вида службы, право на постоянное ношение и хранение табельного оружия, строгая дисциплина и субординация, которые регламентируются специальными уставами и положениями 2); в особом порядке приёма на службу и характере прохождения службы; в специфике правового положения сотрудников исправительных учреждений, многие из которых являются должностными лицами. Как сказано в документах Министерства внутренних дел Российской Федерации 3, до принятия закона «О службе в уголовно-

исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста «Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы в полном объёме.

Характеризуя общие методологические основы, присущие в целом всей уголовно-исполнительной системе, необходимо в то же время отметить особенности государственной службы в исправительных учреждениях. Эти особенности заключаются в следующем: во-первых, служба в исправительных учреждениях направлена на выполнение специальных задач, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством; во-вторых, функции, составляющие основание служебной деятельности исправительных учреждений, носят многоплановый характер, что предопределено самой системой средств исправления осуждённых. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка 4

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 5 к работникам исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы относятся:

а) сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, порядок и условия прохождения службы которых регламентируются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации 6 и нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел России 7;

б) рабочие и служащие, состоящие в штатах исправительного учреждения, деятельность которых регламентируется законодательством Российской Федерации о

89

труде и правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения .

Таким образом персонал исправительного учреждения представляет собой штат сотрудников рядового и начальствующего состава, осуществляющего исполнение уголовных наказаний, а также рабочих и служащих, занятых обслуживанием и обеспечением производственно-хозяйственной деятельности исправительного учреждения.

Особенностью исследуемой проблемы в уголовно-правовом и уголовноисполнительном аспектах для нас является вопрос о признании сотрудников исправительного учреждения должностными лицами.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации употребляются такие термины, как «администрация» (ч. 3 ст. 11, ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 15, ч.

5 ст. 15, ст. 22, ст. 24, ст. 28, ч. 4 ст. 33, ст. 34, ст. 43, ч. 3 ст. 48, ч. 4 ст. 52, ст. 54-55, ч. 2 ст. 58, ст. 70, ст. 75, ст. 79, ст. 82-83, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 112, п. «г» ст. 118, ч. 1 ст. 129, ст. 180-181, ч. 3 ст. 184, ч. 4 ст. 86 УИК России); «воспитатели отделений» (ч. 5 ст. 139 УИК России); «должностное лицо» (ч. 2 ст. 13, ч. 6 ст. 15, ст. 21, ст. 24, ст. 61,ст. 119 УИК России); «лица, замещающие начальника учреждения» (ст. 117, ч. 1 ст. 119, ч. 3 ст. 137, ч. 1 ст. 138 УИК России); «начальник учреждения» (ч. 3 ст. 13, ч. 4 ст. 85, ч. 3 ст. 96, ч. 6 ст. 97, ч. 4 ст. 116, ч. 2 ст. 117, ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 127, ч. 1 п. «б» ст. 129, ч. 9 ст. 132, ч. 3 ст. 136, ч. 3 ст. 137, ч. 1 ст. 138 УИК России); «начальник отряда»(ч. 3 ст. 59, ч. 2 ст. 119, ч. 4 ст. 138 УИК России); «персонал» (ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ст. 82, ч. 4 ст. 85, ч. 5 ст. 92 УИК России); «сотрудники» (п. а» ст. 134 УИК России). Все эти термины имеют в виду работников исправительного учреждения, которые являются специальными субъектами, но не все они относятся к категории должностных лиц.

Учитывая это важное замечание, необходимо точно и правильно определить характер служебных полномочий и обязанностей, характерных для должностных лиц исправительных учреждений. Нельзя, например, правильно решить вопрос о привлечении лица, работающего в исправительном учреждении, к уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК России), если мы не знаем, относится он к категории должностных лиц или нет. Самоуста-новление понятия «специальный субъект» имеет существенное значение для оснований уголовной ответственности, но не обязательно за совершение преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так как признаки, характеризующие специального субъекта, характерны и для субъектов других преступлений, предусмотренных уголовно-правовыми нормами действующего уголовного законодательства. Например, преступления, предусмотренные гл. 31 Уголовного кодекса Российской Федерации, в большинстве случаев совершаются должностными лицами органов правосудия 10

Следовательно, правильное определение должностных лиц среди других работников исправительного учреждения имеет важное значение при проведении борьбы с преступлениями, совершаемыми должностными лицами в процессе их служебной деятельности.

Определяя понятие должностного лица в уголовно-исполнительной сфере, следует заметить, что в качестве представителей власти здесь выступают главным образом сотрудники исправительного учреждения, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава, которых условно можно разделить на следующие группы:

а) руководящий состав;

б) состав сотрудников, обеспечивающих безопасность учреждения;

в) сотрудники воспитательного аппарата;

г) сотрудники производственно-хозяйственной деятельности.

Персонал исправительных учреждений к тому же можно дифференцировать на аттестованных и неаттестованных сотрудников, на должностных и недолжностных лиц, которых на практике относят к «администрации исправительных учреждений».

Мы считаем, что под администрацией исправительного учреждения следует понимать совокупность линейных и функциональных руководителей и их заместителей на всех уровнях управления уголовно-исполнительной деятельностью исправительного учреждения, которые имеют право принимать решения, обязательные для широкого круга лиц, и наделённые законодателем правом издавать приказы и распоряжения в соответствии с их компетенцией. К сожалению, в уголовноисполнительном законодательстве не раскрывается понятие «администрация», хотя этот термин довольно часто употребляется в его нормах 11.

Термин «администрация» (от лат. аdmіnіstrаtіо - управление) имеет два значения: 1) совокупность государственных органов, осуществляющих функцию управления; 2) должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия 12.

Руководящий состав - это руководители исправительных учреждений и их заместители, которые реализуют свои полномочия в целях осуществления компетенции возглавляемого ими государственного органа, которым и является исправительное учреждение. Содержанием деятельности руководителей и их заместителей являются:

а) подготовка и принятие важных управленческих решений по всем направлениям функционирования исправительного учреждения;

б) осуществление управленческой деятельности с использованием различных неправовых форм управления (проведение совещаний, общих и специальных рапортов, собраний, дача указаний, проведение консультаций);

в) контроль за выполнением принятых решений;

г) применение дисциплинарных, административно-юрисдикционных и уголовно-правовых мер принуждения как в отношении осуждённых или сотрудников исправительного учреждения, так и других лиц, посещающих исправительное учреждение.

Должностными лицами этой группы в сфере исполнения уголовных наказаний являются:

а) начальник исправительного учреждения;

б) его заместители: по безопасности и оперативной работе, по воспитательной работе, по лечебно-профилактической работе, по организации труда (он же начальник планово-производственного отдела), по тылу, заместитель начальника учреждения (он же командир батальона/отдельной роты);

в) начальники подразделний, частей, служб или отделов (начальник оперативного отдела, начальник отдела безопасности, начальник специального отдела, начальник отдела по воспитательной работе с осуждёнными, начальник отдела кадров, начальник отдела интендантского и хозяйственного обслуживания, начальник коммунально-бытового отдела, главный бухгалтер учреждения).

Возглавляет исправительное учреждение начальник колонии, который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов, занимается подбором, расстановкой и воспитанием подчинённых, общей организацией воспитательного процесса с осуждёнными. При этом он несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на учреждение задач, соблюдение законодательства Российской Федерации, государственной штатной и финансовой дисциплины 13.

Начальник исправительного учреждения является должностным лицом, так как ему свойственны все функции, перечисленные в примечании 1 к ст. 285 Уголовного кодекса России.

В пределах своей компетенции начальник исправительного учреждения наделён правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами, посещающими исправительное учреждение. Его действия имеют юридическое значение и связаны с установлением, изменением или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц.

Являясь руководителем исправительного учреждения, его многочисленных служб, подразделений, частей и отделов, он осуществляет управление через своих заместителей, организует, направляет, руководит и контролирует деятельность не только персонала, но и осуждённых. Его организационно-распорядительные полномочия не отделимы от административно-хозяйственных функций, которыми он наделён в силу занимаемой должности. Это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом (его хранением, приумножением и использованием).

Заместители начальника исправительного учреждения, курирующие определённые участки работы (например, по безопасности и охране, по воспитательной работе, по производству, по общим вопросам и тылу), относятся к категории должностных, так как им свойственны функции организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера. Поскольку они вправе совершать юридически значимые действия, обязательные не только для персонала исправительного

учреждения и осуждённых, но и для других лиц, посещающих учреждение, они относятся к представителям власти.

Мы полагаем, что к должностным лицам, помимо начальника исправительного учреждения и его заместителей, относятся начальники структурных подразделений (частей, служб, отделов, отделений).

Их можно отнести к должностным лицам по следующим признакам:

Во-первых, для всех начальников структурных подразделений характерно выполнение организационно-распорядительных функций, так как эти функции неизменно связаны с руководством деятельностью других людей, которые находятся в их непосредственном подчинении, будь то рабочие, служащие или аттестованные сотрудники данного структурного подразделения.

Во-вторых, начальники структурных подразделений в большинстве случаев выполняют одновременно организационно-распорядительные и административнохозяйственные функции, которые позволяют им самостоятельно решать вопросы по поводу владения и распоряжения государственным имуществом, находящимся на балансе структурного подразделения.

Начальники структурных подразделений (за исключением начальника отдела кадров исправительного учреждения, планово-производственного отдела, начальника коммунально-бытового отдела, главного бухгалтера учреждения) наделены функциями представителя власти, но не в том объёме, как это характерно для начальника колонии и его заместителей 14.

По нашему мнению, не только начальник учреждения, его заместители и начальники структурных подразделений относятся к должностным лицам. К данной категории следует относить сотрудников, обеспечивающих безопасность исправительного учреждения, а также сотрудников воспитательного аппарата и сотрудников производственно-технических служб.

Сотрудники, обеспечивающие безопасность исправительного учреждения, относятся к должностным лицам в силу выполнения ими функций представителя власти. К данным должностным лицам относятся оперуполномоченные оперативного отдела, сотрудники отдела безопасности (инспектора всех категорий, сотрудники дежурной части учреждения, младший начальствующий состав групп надзора и охраны), которые, осуществляя свои функции, имеют право в установленном законом порядке проводить регистрацию осуждённых, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъёмку, а также дактилоскопирование, проводить обыски и досмотры осуждённых, жилых и производственных помещений. Они вправе проводить досмотр лиц, посещающих исправительное учреждение или находящихся на прилегающих к нему территориях. Осуществляя свои функции, они вправе требовать от осуждённых и иных лиц (например, рабочих и служащих, работающих с осуждёнными, а также гражданских лиц, посещающих учреждение) исполнения ими обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством и ведомственными нормативными актами.

Следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Младшие инспектора отдела безопасности, групп надзора и охраны не имеют подчинённых им по службе лиц, но наделены властными полномочиями по отношению к широкому неопределённому кругу граждан. Для признания их представителями власти следует учитывать обстоятельства, при которых они выполняют свои функции. Например, младшие оперуполномоченные оперативного отдела, отдела безопасности, а также группы надзора и охраны в отношении осуждённых, гражданских или должностных лиц, посещающих исправительное учреждение, могут совершать действия, имею-

щие юридическое значение, и поэтому признаются должностными лицами. В отношениях с сотрудниками учреждения, которые равны им по званию и должности, или с сотрудниками среднего или старшего начальствующего состава, или лицами, являющимися их прямыми начальниками, они не являются должностными лицами, так как не могут совершать действия, имеющие юридическое значение в отношении этих сотрудников.

Мы считаем, что сотрудников воспитательного аппарата исправительного учреждения следует относить к должностным лицам по следующим признакам: а) по функциям представителя власти и б) организационно-распорядительным функциям. Не являются должностными лицами рабочие, служащие и неаттестованные сотрудники воспитательного аппарата (психологи, методисты, библиотекари, руководители кружков, киномеханики-радисты).

Работники исправительного учреждения, выполняющие чисто технические или производственные обязанности, не относятся к должностным лицам, как нельзя признать должностными лицами осуждённых, выполняющих организационнораспорядительные или административно-хозяйственные функции в исправительных учреждениях, в силу специфики их работы 15.

Таким образом, к должностным лицам исправительных учреждений следует относить сотрудников рядового и начальствующего состава ИУ, а также служащих, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в исправительных учреждениях по специальному полномочию.

Это объясняется многофункциональностью деятельности сотрудников исправительного учреждения 16, которые, с одной стороны, реализуют государственное принуждение (наказание), с другой - оказывают социально педагогическое воздействие на осуждённых, с третьей - обеспечивают необходимый жизненный уровень осуждённых в местах лишения свободы, с четвёртой - выполняют различные производственные функции, с пятой - обеспечивают прохождение службы аттестованным составом исправительного учреждения.

В исправительных учреждениях как бы сфокусированы все существенные признаки уголовно-исполнительной системы, что находит отражение в их целях, задачах, функциях и структуре 17. Вследствие этого различные отделы, части и службы исправительного учреждения в рамках отведённой им компетенции решают блок задач социального, экономического и правового характера. Следовательно, исправительное учреждение представляет собой и правоохранительный орган, и социальнопедагогическое учреждение, и жилой микрорайон с разветвлённой инфраструктурой, и предприятие, и военизированное подразделение. Исходя из этого функции сотрудников исправительного учреждения тоже различны. Но одни из них являются должностными лицами и несут ответственность по статьям гл. 30 УК России, а другие не относятся к должностным лицам и могут нести ответственность за преступления против личности, собственности, общественной безопасности или общественного порядка.

Приложения

1 См., напр.: Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269; Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г.(в редакции Федерального закона от 17 декабря 1995 г.) // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114; Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

от 17 ноября 1993 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.; Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе”» от 9 мая 1996 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 20. Ст. 2322; «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 24 сентября 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2334.

2 См., напр.: Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 70; Приказ МВД Российской Федерации № 300 от 25 июля 1993 г. «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел»; Инструкция «О порядке отбора граждан на службу (работу) в ОВД Российской Федерации (Приложение к приказу МВД РФ № 160 от 17.05.94 г.)» // Преступление и наказание. 1995. № 2. С. 48-52.

3 См.: Материал для информирования личного состава УИС о ходе выполнения указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Преступление и наказание. 1998. № 7. С. 54.

4 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова. М., 1997. Ст. 9. С. 18-22.

5 См.: Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность / Под ред. и с предисл. Министра внутренних дел Российской Федерации С.В. Степашина и Министра юстиции Российской Федерации П.В. Крашенинникова М., 1998. С. 123.

6 См., напр.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316; Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

7 Там же. 1993. № 2. Ст. 70.

8 См., напр.: Трудовое законодательство: Сб. норматив. актов / Сост. К.Н. Гусов. М., 1997; Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 1998.

9 См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 30 июля 2001 г. № 224 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». М., 1997.

10 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. С.В. Бородин, С.В. Замятина; Под ред. В.М. Лебедева. М., 1998. С. 816-835.

11 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997. Ст. 11-12, 15, 22, 24, 28, 33, 34, 43, 48, 52, 54-55, 58, 70, 75, 79, 82-83, 103-104, 111112, 118, 129, 180-181, 184.

12 См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М., 1989. С.21.

13 См.: Попов В.И., Попов Г. Л. Организация работы начальника исправительнотрудовой колонии. М., 1982; Соколов Н.И., Севрюгин А. С., Павлухин А.Н. Организация деятельности начальника исправительно-трудовой колонии. Рязань, 1980; Уголовный кодекс Российской Федерации. СПб., 1996. Ст. 285. С. 141.

14 См., напр.: Панкин А.И. Организация деятельности должностных лиц ИТУ // Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1983. С. 220-223; Петров С.М. Управленческая деятельность должностных лиц исправительно-трудовых колоний и пути её совершенствования: Автореф. дис. ... канд.

юрид. наук. М., 1988; Соколов Н.И. Организация деятельности заместителя ИТК по политико-воспитательной работе // Актуальные проблемы научной организации исправления и перевоспитания осуждённых. Рязань, 1973. С. 133-134; Петров С.М. Организационные и правовые основы управления исполнением наказания в исправительно-трудовых колониях: Учеб. пособие // Под. ред. Г.А. Туманова / Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников ОВД. Домодедово, 1991.

15 См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1978. № 1. С. 4; Бюллетень Верховного Суда СССР. 1987. № 2. С. 12-14.

16 См., напр.: Панкин А.И. Указ. соч. С. 220-223; Петров С.М. Указ. соч.; Соко-

лов Н.И. Указ. соч. С. 133-134.

17 См., напр.: Парфентьев А.М. Принципы определения функций отдельных частей и служб ИТК, полномочий и критериев ответственности должностных лиц // Актуальные проблемы перевоспитания осуждённых. Рязань, 1974. С.359-362; Перегудов А. Г. О значении понятий «цель», «задачи», «функции» в управлении исправительно-трудовой колонией // Проблемы функционирования органов, исполняющих наказание. М., 1987. С. 17-23; Пирожков Ф.А., Александрова И.Р. Социальнопсихологический аспект взаимодействия частей и служб ИТУ // Исправительнотрудовые учреждения. М., 1982. № 21. С. 40-43; Свиридов Г., Сафронов В. Координация усилия служб // Воспитание и правопорядок. 1988. № 1. С. 39-40; Ушаков А. А. Некоторые вопросы обеспечения адаптации к службе в отдельных подразделениях системы ИТУ // Проблемы совершенствования организации деятельности ИТУ. Рязань, 1986. С. 85-92; Фетисов В. Организация труда сотрудников ИТУ // К новой жизни. 1972. № 10. С. 26-28.

Ю.В. Романова

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД И УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Право каждого на доступ к отправлению правосудия - один из краеугольных камней, гарантирующих господство Права. Этому посвящены положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 8), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 14) и других актов.

Относительно обеспечения каждому права на наилучшие условия отправления правосудия, о гарантиях судебной защиты и доступе к правосудию говорится в Конституции РФ, законах РФ, Основных законах субъектов РФ и их нормативноправовых актах.

Международные органы по защите прав человека неоднократно подчеркивали, что участие в отправлении правосудия должно быть реальным, а не формальным. Но доступ к правосудию имеет смысл лишь тогда, когда суд действительно способен восстановить нарушенное право. В связи с этим международное сообщество выработало гарантии надлежащей правовой процедуры, именуемые основополагающими гарантиями, удовлетворяющими представлениям о справедливом судебном разбирательстве. Хотя такие гарантии вырабатывались прежде всего применительно к рассмотрению возможности лишения или ограничения свободы, они были распространены на все вопросы, касающиеся нарушения гражданских прав 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.