УДК 343.847
ББК 67.409.11 I.N. SMIRNOVA, E.A. PROTOPOPOVA, I.O. IVASKEVICH
С50
LEGAL REGULATION OF SUPERVISION OF PERSONS SENTENCED TO RESTRICTION OF LIBERTY AND OBLIGATORY WORK
Annotation: the article deals with the issues of legal regulation and supervision of persons sentenced to imprisonment and forced labor. Besides, economical impact of electronic monitoring use in Russia and abroad is revealed.
Key words: restriction of liberty; obligatory work; legal regulation of prisoners supervision;
improved supervision of prisoners.
ИРИНА НИКОЛАЕВНА СМИРНОВА, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации деятельности уголовноисполнительных инспекций;
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПРОТОПОПОВА,
аспирант;
ИРИНА ОЛЕГОВНА ИВАСКЕВИЧ,
аспирант
(Псковский юридический институт ФСИН России) E-mail : [email protected]
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ К ОГРАНИЧЕНИЮ СВОБОДЫ И ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования надзора за осужденными к ограничению свободы и принудительным работам; раскрывается экономический эффект от использования
электронного мониторинга в России и за рубежом.
Ключевые слова: ограничение свободы, принудительные работы, правовое регулирование надзора за осужденными, повышение эффективности надзора за осужденными.
В Концепции развития уголовно-исполнительной лением Правительства РФ от 31 марта 2010 г.
системы Российской Федерации до 2020 года в рам- № 198 «Об утверждении Перечня аудиовизуаль-
ках обеспечения режима и безопасности предлага- ных, электронных и иных технических средств
ется, в частности, повышение эффективности над- надзора и контроля, используемых уголовно-ис-
зора за поведением лиц, содержащихся в испра- полнительными инспекциями Федеральной
вительных учреждениях, на основе внедрения со- службы исполнения наказаний для обеспечения
временных технических средств надзора, повы- надзора за осужденными к наказанию в виде
шения качества подготовки работников уголовно- ограничения свободы» и применим к осужден-
исполнительной системы и улучшения условий ным к наказанию в виде ограничения свободы.
несения службы, ведения мониторинга за поведе- К ним относятся1 : средства персонального над-
нием осужденных с помощью технологий элект- зора и контроля - браслет электронный, стаци-
ронного контроля (видеонаблюдение, электронные онарное контрольное устройство, мобильное
браслеты, беспроводные технологии и др.). контрольное устройство, ретранслятор, персоДействующим законодательством предус- нальный трекер; стационарное устройство
матривается применение аудиовизуальных, аудиовизуального контроля; технические сред-
электронных и иных технических средств над- ства и устройства региональных информацион-
зора и контроля для предупреждения преступ- ных центров - сервер мониторинга, сервер
лений, нарушений порядка и условий отбывания аудиовизуального контроля, стационарный пульт
принудительных работ и ограничения свободы мониторинга, мобильный пульт мониторинга.
и для получения информации об осужденных. Правовую базу использования электронного
Перечень таких средств установлен Постанов- мониторинга за осужденными в Российской
Федерации составляют: Конституция Российской Федерации, УК РФ, УИК РФ, УПК РФ, Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации»; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. № 587 «Об утверждении Федеральной целевой программы “Глобальная навигационная система”»; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ GPS»; решение совещания Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 11 июля 2007 г. № БА-П-22-19 ВПК «Об ускорении внедрения системы ГЛОНАСС в сфере деятельности ФСКН России, ФСИН России, ФТС России»; приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20 июля 2001 г. № 221 «О проведении экспериментов в УИС Министерства юстиции Российской Федерации»; План поэтапного внедрения навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в деятельность УИС на 2008-2020 годы, утвержденный директором ФСИН России 4 августа 2008 г.
Осуществление электронного мониторинга прямо затрагивает такие гарантированные Конституцией РФ права граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Кроме того, гражданину гарантируется, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни без его согласия не допускается (ст. 24).
Решение о применении к осужденному в виде ограничения свободы аудиовизуальных, электронных и иных средств надзора и контроля принимается в форме постановления, которое объявляют осужденному и лицам, проживающим совместно с ним, разъясняя при этом ответственность осужденных за порчу оборудования. В течение трех рабочих дней (не считая выходных и
праздничных дней) с момента вынесения постановления осуществляется установка необходимого оборудования, осужденному разъясняют особенности эксплуатации технических средств надзора и контроля, вручают инструкцию о порядке их эксплуатации под роспись2.
Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам в соответствии с законом3 осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за их поведением: а) в исправительном центре; б) по месту работы; в) в иных местах их пребывания. В связи с этим потребуется четкое разграничение порядка и особенностей такого надзора за поведением осужденных к принудительным работам как в исправительном центре, так и по их месту работы, а также в иных местах, где они могут находиться.
Порядок осуществления надзора определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. С учетом этого ФСИН России требуется разработать специальную инструкцию о порядке осуществления надзора.
Применение технических средств надзора и контроля преследует три цели:
1) предупреждение преступлений со стороны осужденных к принудительным работам и ограничению свободы;
2) предупреждение нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ и ограничения свободы;
3) получение необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам и ограничению свободы. Такая информация, на наш взгляд, должна быть полной, полезной, ценной, объективной, достоверной, точной. Думается, что благодаря применению аудиовизуальных, электронных и иных технических средств можно также обеспечить своевременность поступления информации, краткость и четкость ее формулирования.
С учетом изложенного необходимо закрепить в уголовно-исполнительном законодательстве персональные данные осужденных, подлежащие охране: идентификационные данные, определяющие место регистрации или проживания, паспортные данные; биографические данные, семейное положение; социальное положение; состояние здоровья; политические взгляды, ре-
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительноеПраво.И011.[Ж»[2
лигиозные убеждения; данные о судимости; личные характеристики. Кроме того, нужно ввести понятие охраняемой законом информации при использовании электронного мониторинга, для которой устанавливается специальный режим ее правовой защиты.
Если поведение осужденного к принудительным работам создает угрозу жизни или здоровью окружающих либо осужденного, а также в целях недопущения с его стороны противоправных действий, по решению администрации исправительного центра он может быть переведен в безопасное помещение для краткосрочного содержания осужденных сроком до 24 часов. Таким образом, впервые на законодательном уровне применительно к осужденным без изоляции от общества вводится понятие «безопасное помещение для краткосрочного содержания осужденных» и соответственно появляется необходимость в оборудовании таких помещений.
В настоящее время все большую значимость в надзоре за осужденными приобретает электронный мониторинг, который предполагает4: постоянное систематическое наблюдение за объектом с помощью различных электронных устройств с целью немедленного реагирования и предотвращения негативных последствий; он позволяет контролировать изменение его физических параметров (например, передвижение), немедленно реагировать на негативные изменения и накапливать полученную информацию для последующего анализа. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 60 УИК РФ администрация исправительного центра обязана уведомить осужденного к принудительным работам под расписку о применении технических средств надзора и контроля.
Опыт электронного наблюдения за осужденными показывает, что электронный мониторинг обходится государству гораздо дешевле, чем заключение в местах лишения свободы. Ежегодные расходы на содержание одного осужденного к лишению свободы в России составляют 158 400 руб. (440 руб. в сутки), а с учетом всех непрямых расходов - 480 000 руб. Ежегодные расходы на содержание одного осужденного к наказанию, не связанному с изоляцией от общества и находящегося под электронным наблюдением, составляют 12 000 руб. в год без учета оборудования и 110 000 руб. с учетом его сто-имости5. При использовании электронного мониторинга существенно снижаются расходы на ис-
пользование автотранспорта в УИИ, а также соответствующие затраты на оперативно-розыскные мероприятия (в частности, расходы по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий в случае розыска одного осужденного составляют 10 000 руб. в сутки)6.
Кроме того, один день заключения в тюрьме США одного правонарушителя обходится в 44 долл., или 16 000 долл. в год (это прямые расходы, а непрямые в три раза выше - 48 000 долл. в год). Нахождение американского правонарушителя в центре пробации стоит 28 долл. в день. Электронный мониторинг за поведением осужденных условно или подозреваемого под домашним арестом обходится в 14 долл. в день, или 5110 долл. в год (непрямые расходы - 15 000 долл. в год)7.
Применение электронного мониторинга поведения осужденных позволяет оказывать на него воздействие дистанционно, что во многом повышает безопасность сотрудников УИИ и исправительных центров. В подтверждение изложенного приведем данные нашего исследования, респондентами которого выступали различные категории представителей службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, 94,7 % респондентов считают, что есть проблемы заболеваемости сотрудников УИИ, в том числе туберкулезом (94,4 %), ВИЧ (27,8 %), гепатитом (16,7 %). В определенной мере это связано с тем, что в УИИ не предусмотрены меры профилактики заболеваний.
Вместе с тем анализ практики показывает, что при использовании электронного мониторинга возникают проблемы организационного и технического характера. Так, действия осужденных могут быть направлены на обман системы слежения (снятие электронного браслета с конечности, попытка подмены сигнала), порчу имущества и поиск правовых недоработок, позволяющих уйти им от ответственности за порчу имущества и нарушение режима, назначенного судом. Вывод из строя системы и нарушение правильной работы могут быть вызваны использованием «глушилок»; причинение вреда конечности (или имитация его) с целью получения направления в медицинское учреждение для проведения рентгена (такое облучение выводит оборудование из строя); оборачивание в фольгу (не является порчей оборудования, доказать провокацию в суде трудно). В связи с этим должны быть механизмы, позволяющие легко обнаружить и доказать умышленную порчу оборудования.
Информация о фактах повреждения, несанкционированного съема технического средства надзора и контроля, нарушений осужденными к ограничению свободы ограничений, установленных судом, о всех зафиксированных фактах отказов и сбоев в работе технических средств надзора и контроля докладывается начальнику УИИ, а также лицу, его замещающему.
Во время отбывания принудительных работ осужденные несут материальную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за причинение материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам. Так, впервые в соответствии с ч. 2 ст. 60 УИК РФ осужденный к принудительным работам возмещает прямой действительный ущерб, причиненный по его вине исправительному центру. Для сравнения: осужденные к лишению свободы возмещают ущерб в размере, предусмотренном законодательством (ст. 102 УИК РФ). При этом неправильно удержанные суммы за причиненный материальный ущерб подлежат возврату осужденному к принудительным работам в установленном законодательством Российской Федерации порядке8.
Мы согласны с тем, что требуют проработки вопросы о снятии электронного браслета осужденным или сторонним человеком, а также случаи, когда отсутствует медицинское заключение на электронный браслет, мобильное контролирующее устройство, стационарное контролирующее устройство, мобильный телефон и другое оборудование, необходимое для определения возможного причинения вреда здоровью (натертости, влияние на людей с сердечной недостаточностью или использующих специальные электронные средства, на кормящих матерей, влияние применения этих средств на потенцию).
На наш взгляд, требуется определить штатное расписание УИИ с точки зрения введения в ее состав специалистов технического профиля для обслуживания электронного мониторинга и технических средств защиты информации. В частности, в проекте модели исправительного центра предусмотрены должности младших инспекторов
по надзору за осужденными - операторов поста видеоконтроля. Отмечается, что для оперативного наблюдения и дистанционного управления техническими средствами в дежурной части оборудуются пост видеонаблюдения и пост контроля за техническим средствами надзора и контроля.
На наш взгляд, прежде всего технические средства надзора и контроля нужно применять в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, а также условно осужденных с отсрочкой отбывания наказания, склонных к совершению правонарушений (совершающих повторные преступления после постановки на учет), уклоняющихся от контроля УИИ и исправительных центров. Так, за III квартал 2011 г. в отношении 19 112 осужденных были возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки на учет, из них более половины осуждены, в том числе 5604 - к лишению свободы. Отметим, что каждый третий из них (6043) совершил повторное преступление в течение трех месяцев после постановки на учет. Это позволяет утверждать, с одной стороны, о слабом изучении личности осужденных, состоящих на учете УИИ, с другой - о недостаточно эффективном контроле и надзоре за осужденными. Улучшить качество надзора за осужденными и призваны электронные средства контроля.
Таким образом, среди основных мероприятий по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года занимают важное место меры по обеспечению УИИ аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора в целях эффективного контроля за осужденными к ограничению свободы. На первом этапе реализации программы (II квартал 2011 г.) было запланировано обеспечить аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора УИИ 30 территориальных органов ФСИН России, а в течение 2012 г. -уголовно-исполнительные инспекции остальных территориальных органов УИС.
1 См.: СПС «КонсультантПлюс».
2 См.: Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: утв. приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 // СПС «КонсультантПлюс».
3 См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: Бобылев О.В. Электронный мониторинг в уголовно-исполнительной системе: монография. М., 2010. С. 8-9.
ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительноеПраво.И011.[Ж»[2
5 См.: Казак Б.Б., Паршков А.В., Смирнова И.Н. Правовые основы, направления, формы и методы осуществления электронного наблюдения за поведением лиц, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций: науч-аналит. обзор. Псков, 2010. С. 37-38.
6 См.: Итоговый отчет о результатах исследования по использованию электронных систем мониторинга и слежения в учреждениях УИС на базе УФСИН России по Воронежскойобласти М., 2009.
7 См.: Смирнова И.Н. Перспективыразвития функционированияуголовно-исполнительнойсистемы в сфере исполнениянаказаний, не связанных с изоляцией осужденногоот общества: монография. Псков, 2010. С. 41-42.
8 См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации Федер. закон от 7 декабря 2011 г. N° 420-ФЗ // СПС «КонсультантПлю©.