АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ДЕРГАЧЕВ,
кандидат юридических наук, первый заместитель начальника управления режима и надзора
(ФСИН России) Е-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ СМИРНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Е-mail: [email protected]; СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ БАБАЯН,
кандидат юридических наук, доцент, научный сотрудник
(НИИ ФСИН России) Е-mail: [email protected].
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Реферат: актуальность совершенствования надзора за осужденными как средства профилактики правонарушений в исправительных колониях вытекает из положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере обеспечения режима и надзора, которые предполагают: повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы и улучшения условий несения службы; применение сотрудниками УИС комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными.
Анализ практики осуществления надзора за осужденными в исправительной колонии в направлении профилактики совершения с их стороны правонарушений показал необходимость оптимизации данной деятельности по следующим основным направлениям: совершенствование инженерно-технического обеспечения; повышение профессионального мастерства сотрудников УИС; укрепление внутреннего и внешнего взаимодействия администрации ИК; повышение эффективности контроля за качеством осуществления надзора за осужденными.
Одним из инновационных средств профилактики правонарушений среди осужденных, внедренных в практику современных исправительных колоний, является применение бесконтактного надзора за перемещением осужденных, соблюдением ими требований распорядка дня и режимных ограничений с использованием инженерно-технических средств. Средства бесконтактного надзора подразделяются на две категории: система контроля и управления доступом, система видеонаблюдения.
Эффективным средством надзора в системе контроля и управления доступом занимает биометрическая идентификация осужденного, которая внедряется в учреждениях УИС. Предлагается использовать систему электронного мониторинга (электронные браслеты) за поведением осужденных, находящихся за пределами исправительной колонии (например, лиц, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения).
Во многих исправительных колониях широко используются различные средства видеонаблюдения, особую эффективность среди которых приобрели видеорегистраторы, позволяющие сотрудникам отделов безопасности исправительных колоний осуществлять видеозапись в период осуществления надзора за осужденными с целью обеспечения безопасности, контроля, а также профилактики совершения ими нарушений порядка отбывания наказания. Согласно результатам проведенного в НИИ ФСИН России исследования 75 % опрошенных сотрудников исправительных колоний указали видеорегистраторы в качестве наиболее эффективных средств осуществления надзора в системе профилактики правонарушений среди осужденных.
В статье предлагается усилить санкцию ст. 19.12 КоАП РФ и предусмотреть ответственность за неоднократное совершение передачи либо попытки передачи запрещенных предметов и вещей лицам, содержащимся в учреждениях УИС, в виде наложения административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания или в виде административного ареста на срок до 15 суток.
УДК 343.82 ББК 67.409.13 Д36
Ключевые слова: надзор, профилактика правонарушений осужденных, исправительная колония, инженерно-технические средства охраны и надзора, система контроля и управления доступом, средства видеонаблюдения, профессиональная подготовка сотрудников, административные правонарушения, контроль за деятельностью исправительных учреждений, система электронного мониторинга.
Проблема осуществления надзора в системе профилактики правонарушений среди осужденных к лишению свободы является одной из актуальных в деятельности исправительных колоний (ИК). Несмотря на принимаемые Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) меры по соблюдению в исправительных учреждениях (ИУ) законности и правопорядка отмечается тенденция к увеличению количества совершаемых осужденными нарушений и злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания, что связано с ухудшением социально-криминологических характеристик значительной части осужденных к лишению свободы [1, с. 19].
Так, согласно статистическим данным ФСИН России за период с 2009 по 2013 год, показатель по нарушениям установленного порядка отбывания наказания в расчете на 1000 человек увеличился на 45,4 % (с 772,2 до 1122,9), а по злостным нарушениям - на 15,8 % (с 35,4 до 41), что свидетельствует о сложной обстановке в ИК и необходимости повышения эффективности надзора за осужденным.
На ухудшение практики осуществления надзора за осужденными в ИУ существенное влияние оказывает длительность нахождения осужденных в данных учреждениях, обусловливающая формирование негативных свойств и качеств личности (конфликтность, агрессивность и т. п.), что приводит к повышению готовности осужденных к нарушению режима отбывания наказания [2, с. 19].
Кроме того, актуальность указанной проблемы вытекает из положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере обеспечения режима и надзора, которые предполагают: повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в ИУ, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовно-исполнительной системы (УИС) и улучшения условий несения службы; применение сотрудниками УИС комплекса индивидуальных профилактических мер по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными [3, с. 9].
Анализ практики осуществления надзора за осужденными в ИК в направлении профилактики совершения с их стороны правонарушений показал
необходимость оптимизации данной деятельности по следующим основным направлениям: совершенствование инженерно-технического обеспечения, повышение профессионального мастерства сотрудников УИС, укрепление внутреннего и внешнего взаимодействия администрации ИК, повышение эффективности контроля за качеством осуществления надзора за осужденными.
Одним из инновационных средств профилактики правонарушений среди осужденных, внедренных в практику современных ИК, является применение бесконтактного надзора за перемещением осужденных, соблюдением ими требований распорядка дня и режимных ограничений с использованием инженерно-технических средств. Средства бесконтактного надзора подразделяются на две категории: система контроля и управления доступом, система видеонаблюдения.
Особое место в системе контроля и управления доступом занимает биометрическая идентификация осужденного, которая представляет собой автоматизированный способ распознавания личности путем проверки ее уникальных параметров. Основными методами, использующими биометрические характеристики человека, являются идентификация по отпечаткам пальцев, радужной оболочке, геометрии лица, сетчатке глаза, рисунку вен руки, геометрии рук [4, с. 100]. В настоящее время в учреждениях УИС внедряются биометрические системы контроля «Вю8та11», которые используются во многих исправительных колониях (ИК).
Биометрические идентификаторы обеспечивают очень высокие показатели: вероятность ошибки составляет доли процентов (0,1 %), время идентификации - единицы секунд. Тем не менее использование одного идентификатора не исключает принятия ошибочных решений, поэтому оптимальной схемой идентификации осужденных является совмещение нескольких типов идентификации: двух или трех с учетом категории осужденных, привлечения к труду, организации производственного процесса. Следует отметить, что в пенитенциарной практике многих зарубежных стран системы биометрической идентификации успешно применяются уже более 10 лет. В тюрьмах США каждый заключенный регистрируется в системе идентификации, содержащей анкетные данные, кодированное цифровое изображение руки, сетчатки глаза и сканированный отпечаток пальцев [4, с. 100].
Ввод в эксплуатацию биометрических систем регистрации позволит улучшить качество надзора за осужденными, а также снизить нагрузку на сотрудников учреждений. Такую систему, например, внедрили в ИК № 3 (для женщин) в г. Кинешма Ивановской области. Просматриваемый коридор между жилой и производственной зоной оборудован системой контроля управления доступом с использованием биометрической регистрации осужденных по отпечатку пальца [5, с. 76]. В ИК № 6 ГУФСИН России по Красноярскому краю установлены 15 пунктов биометрической регистрации осужденных, в том числе во всех отрядах колонии, а также на входе в промышленную зону и в столовую для осужденных [5, с. 77].
В настоящее время во многих ИК широко используются различные средства видеонаблюдения, особую эффективность среди которых приобрели видеорегистраторы, позволяющие сотрудникам отделов безопасности ИК осуществлять видеозапись в период осуществления надзора за осужденными с целью обеспечения безопасности, контроля, а также предотвращения и пресечения совершения ими нарушений порядка отбывания наказания. Подтверждением этому служат результаты проведенного в ФКУ НИИ ФСИН России в апреле 2014 г. исследования, в котором приняли участие около 2,5 тыс. сотрудников, проходящих службу в ИК. Согласно материалам данного исследования 75 % опрошенных сотрудников ИК указали видеорегистраторы в качестве наиболее эффективных средств осуществления надзора в системе профилактики правонарушений среди осужденных, 65,4 % респондентов таким средством считают системы видеонаблюдения, 26,3 % - системы контроля и управления доступом, а 15,8 % - светозвуковые сигнализации (суммарное превышение 100 % связано с тем, что респонденты указали на различные варианты ответов одновременно). По мнению А. В. Хабарова, применение системы видеонаблюдения положительно повлияло на поведение осужденных [6, с. 60].
Следует отметить, что в учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю после обеспечения каждого сотрудника дежурной смены мобильными видеорегистраторами возросло количество выявленных нарушений порядка отбывания наказания, а также возбужденных уголовных дел. Тем не менее использование видеорегистраторов в 2012-2013 гг. сотрудниками дежурных смен ИК доказало свою эффективность, принесло реальную пользу в обеспечении правопорядка в учреждениях и оправдало затраченные на их приобретение денежные средства.
В целях единообразного применения видеорегистраторов управлением режима и надзора (УРН) ФСИН России были разработаны методические рекомендации о порядке применения видеорегистраторов при несении службы сотрудниками дежурных смен ИУ, которые были направлены во все территориальные органы ФСИН России.
В связи с изложенным территориальным органам ФСИН России необходимо: организовать изучение указанных методических рекомендаций; обеспечить видеорегистраторами всех сотрудников дежурных смен, а также, по возможности, начальников отрядов и сотрудников других служб ИУ, осуществляющих несение службы в непосредственном контакте с осужденными; предусмотреть хранение и оперативное использование информации, полученной с помощью видеорегистраторов.
С учетом совершенствования и развития достижений современной науки и техники перечень инженерно-технических средств охраны и надзора для УИС нуждается в существенной переработке. В связи с этим УРН ФСИН России разработан проект приказа Минюста России «Об утверждении Перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных к лишению свободы», который находится на согласовании в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Использование системы электронного мониторинга (электронные браслеты) может быть одним из путей совершенствования надзора за осужденными, содержащимися в ИК. Применение электронных браслетов позволит качественно улучшить контроль за поведением осужденных, находящихся за пределами ИК, повысить эффективность профилактики побегов из-под надзора, своевременно реагировать на совершение побегов, а также сократить расходы, ежегодно затрачиваемые на розыск бежавших осужденных. Данную систему электронного мониторинга можно использовать как в отношении осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселения и требующих усиленного контроля в период их вывода на объекты работ, так и к осужденным, находящимся за пределами ИК общего, строгого, особого режимов на законных основаниях (например, лиц, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения, а также лиц, трудоустроенных на выездных объектах за пределами ИК) [7, с. 26].
В условиях возрастающих требований к сотрудникам УИС необходимо качественно улучшить работу по повышению уровня профессионального мастерства личного состава. К сожалению, принимаемые в ИК меры, направленные на повышение профессионального мастерства сотрудников по осуществлению надзора, в основном ограничиваются текущими мероприятиями (например, проведение инструктивных занятий перед заступлением на службу в составе дежурной смены, подведение итогов выполнения служебных задач, проведение занятий по служебно-боевой подготовке), на что указали 81,1 % опрошенных сотрудников ИК. О направлении на курсы повышения квалификации указало 38,2 % респондентов, на учебно-методические сборы - 3,1 %, совместные инструктажи - 0,4 %.
Одним из показателей низкого профессионального мастерства сотрудников, осуществляющих надзор за осужденными в ИК, является качество документирования административных правонарушений лиц, задержанных за доставку или попытку доставки осужденным запрещенных предметов. В результате некачественного документирования судами применяются минимальные санкции, предусмотренные ст. 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а в некоторых случаях прекращается производство дел об административных правонарушениях. Следует отметить, что санкция ст. 19.12 КоАП РФ представляется достаточно мягкой и не предусматривает строгой ответственности за неоднократное совершение передачи либо попытки передачи запрещенных предметов и вещей лицам, содержащимся в учреждениях УИС. В связи с этим целесообразно усилить санкцию данной статьи и предусмотреть ответственность, например, наложением административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания или административным арестом на срок до 15 суток.
Негативно сказывается на профилактике правонарушений отсутствие или некачественное проведение практических и теоретических занятий с сотрудниками, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить досмотры граждан и транспортных средств на территории ИК [8, с. 23]. В связи с этим целесообразно в рамках служебной подготовки проводить с сотрудниками ИУ дополнительные занятия по предупреждению, профилактике, предотвращению и пресечению правонарушений среди осужденных, а также изучению указаний (обзоров) ФСИН России при проведении различных ме-
роприятий на территории ИУ с последующим принятием у них зачетов.
Анализ статистических данных ФСИН России показал, что с 2010 г. происходит ежегодное увеличение проверок несения службы дежурных смен в ИК. Количество фактических проверок на 18-20 % превышает норматив, что свидетельствует о возросшей активности контролирующих субъектов, стимулирующей деятельность сотрудников отделов безопасности к добросовестному выполнению профессиональных обязанностей. Все это, безусловно, оказывает положительное влияние на качество осуществления надзора за осужденными и профилактики правонарушений среди них.
Важное значение при решении задач по осуществлению надзора в ИК в системе профилактики правонарушений среди осужденных имеет внутреннее и внешнее взаимодействие. Для укрепления внутреннего взаимодействия при организации и проведении мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных руководство ИК для каждого подразделения колонии должно определять конкретные задачи в пределах их компетенции и обеспечивать надлежащее взаимодействие подразделений в над-зорно-профилактической работе.
Важными направлениями внешнего взаимодействия сотрудников ИК с представителями местных правоохранительных органов, государственных, общественных организаций являются:
профилактика правонарушений, в том числе преступлений, связанных с причинением насилия, оскорблений, угроз, хулиганских действий осужденных в отношении сотрудников ИК в связи с осуществлением ими служебной деятельности;
предупреждение неслужебных связей сотрудников ИК с осужденными, предательства ими интересов службы, а также проведение с участием местных правоохранительных органов объективных служебных проверок с привлечением виновных лиц к ответственности;
выявление на территории, прилегающей к ИУ, граждан, устанавливающих противозаконные связи с осужденными с целью продажи или передачи запрещенных предметов;
обеспечение привлечения к ответственности граждан, виновных в передаче осужденным запрещенных предметов;
организация и проведение совместных действий по выявлению, обнаружению и перекрытию каналов проникновения к осужденным запрещенных предметов, особенно средств связи и иных технических средств, имеющих возможность выхода в сеть Интернет.
С целью повышения эффективности системы контроля за качеством осуществления надзора за осужденными в ИК представляется целесообразным: продолжать практику осуществления внезапных выездов групп сотрудников аппаратов управления территориальных органов УИС в подведомственные учреждения для проверки качества осуществления надзора и исполнения указаний ФСИН России о предупреждении и пресечении правонарушений осужденными;
регулярно заслушивать информацию руководства ИК об организации работы по профилактике правонарушений среди осужденных и ее результатах на оперативном совещании коллегии территориального органа ФСИН России;
разрабатывать планы мероприятий по профилактике правонарушений осужденных, основанные на всестороннем анализе причин и условий их совершения и предусматривающие оптимальное задействование всех имеющихся сил и средств для надлежащего обеспечения надзора;
по каждому факту нарушения сотрудниками ИК положений нормативных документов, указаний и инструкций, направленных на обеспечение надзора и
профилактику правонарушений, совершенных осужденными, проводить объективные служебные проверки с привлечением виновных лиц к ответственности;
ввести в практику ежедневное проведение руководителями ИК инструктажей сотрудников, назначаемых для несения службы в составе дежурных смен, с доведением до их сведения состояния оперативной обстановки в учреждении и методических указаний по выявлению и пресечению противоправных действий осужденных в конкретных условиях деятельности;
принять исчерпывающие меры по выявлению и перекрытию каналов поступления к осужденным запрещенных предметов, особенно средств связи и иных технических средств, дающих возможность выхода в сеть Интернет;
обеспечить необходимое взаимодействие как между структурными подразделениями ИК, так и с местными правоохранительными органами и общественными организациями по профилактике правонарушений среди осужденных.
Список литературы
1. Смирнов А. М. Характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России // Уголовно-исполнительная система : право, экономика, управление. 2013. № 6. С. 16-24.
2. Смирнов А. М. Длительные сроки лишения свободы в отношении осужденных мужчин : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. 22 с.
3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
4. Устинкина А. В. Использование современных информационных технологий для организации режима и надзора в УИС // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития : сб. тез. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.) : в 3 т. Рязань, 2012. Т. 2. С. 100-101.
5. Даланов Д. С. Инновационные инженерно-технические средства охраны и надзора. Система электронного мониторинга подконтрольных лиц // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития : сб. тез. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.) : в 3 т. Рязань, 2012. Т. 2. С. 72-77.
6. Хабаров А. В. Соблюдение прав осужденных и персонала уголовно-исполнительной системы в условиях применения технических средств обеспечения безопасности // Человек: преступление и наказание. 2011. № 3. С. 59-63.
7. Дергачев А. В. Особенности проведения режимных мероприятий на первоначальном этапе реформирования УИС // Человек: преступление и наказание. 2010. № 2. С. 24-27.
8. Екимов С., Агеев К. Почему в судах разваливаются дела за передачу осужденным запрещенных предметов // Преступление и наказание. 2013. № 6. С. 23.
ALEXANDER VLADIMIROVICH DERGACHYEV,
phd in law,
first deputy head of the security and supervision department,
(FPS of Russia) Е-mail: [email protected]; ALEXANDER MIKHAYLOVICHSMIRNOV, phd in law, associate professor, leading researcher (scientific research institute of the FPS of Russia) Е-mail: [email protected]; SERGEY LVOVICH BABA YAN, phd in law, associate professor, researcher (scientific research institute of the FPS of Russia)
Е-mail: [email protected].
IMPROVING SUPERVISION IN THE SYSTEM OF CRIME PREVENTION AMONG PRISONERS
IN PENAL COLONIES
Annotation: the importance of improving supervision of prisoners as a means of crime prevention in penal colonies derived from the provisions of the Concept of Development of Penal System of the Russian Federation up to 2020 concerning security and supervision, which involve: efficiency improvement of supervision over the prisoners' conduct in penal colonies, based on the introduction of modern technical means of supervision, improvement of the quality of prison staff training and improvement of conditions of service; the use by prison personnel of the complex measures for crime prevention, including crimes committed by convicts.
Analysis of the practice of supervision of prisoners in the penal colony in the sphere of crime prevention showed the need of optimization of this activity in the following areas: improving engineering and technical support; improving the professional skills of the prison staff; strengthening internal and external interactions of the administration of a penal colony; improving the efficiency of control over quality of prisoners supervision.
One of the innovative means of crime prevention among prisoners introduced into practice in modern penal colonies, is the use of contactless supervision over the movement of prisoners, their observance of the requirements of routine and regime limits with the help of engineering tools. Means of contactless supervision are divided into two categories: control and management of access system; video surveillance system.
Effective means of supervision in the control and management of access system is biometric identification of the prisoner which is being introduced in penal institutions now. The authors propose to use a system of electronic monitoring (electronic bracelets) for inmate outside the penal colony (e.g., those enjoying the right to move without escort).
In many colonies various means of surveillance are widely used, the particular efficiency among which acquired video event data recorders, allowing security department staff of penal colonies to make the video while supervising prisoners to ensure security, control, and prevention them of committing violations of prison rules. According to the results of the research conducted by the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia 75 % of penal colonies employees indicated video event data recorders as the most effective means of supervision in the system of crime prevention among prisoners.
The author proposes to strengthen the sanction of Art. 19.12 of the Administrative Code of the Russian Federation and to provide punishment for repeatedly committing transfer or attempted transfer of prohibited things to persons held in prisons, in the form of imposition of an administrative fine in the amount from five thousand to ten thousand roubles and confiscation of prohibited items, substances, or food, or administrative arrest for the term up to fifteen days.
Key words: supervision, crime prevention among prisoners, correctional colony, technical and engineering means of security and supervision, control and management of access system, means of video surveillance, vocational training of employees, administrative offenses, control of activity of correctional facilities, system of electronic monitoring.
References
1. Smirnov A. M. Harakteristika osuzhdennyh muzhchin, otbyvayushih nakazanie v ispravitel'nyh koloniyah Rossii [Characteristics of male prisoners serving sentences in penal colonies of Russia] Ugolovno-ispolnitel'naya sistema : pravo, ekonomika, upravlenie - Penal system: law, economics, management. 2013, no. 6, pp. 16-24.
2. Smirnov A. M. Dlitel'nye sroki lisheniya svobody v otnoshenii osuzhdennyh muzhchin. Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Long terms of imprisonment for male prisoners. Cand. legal sci. diss. abstract]. Tambov, 2009, 22 p.
3. Koncepciya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federacii do 2020 goda [The Concept of Development of Penal System of the Russian Federation until 2020]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federacii - Russian Federation Code, 2010, no. 43, art. 5544.
4. Ustinkina A. V. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tehnologii dlya organizacii rezhima i nadzora v UIS [The use of modern information technologies for the organization of security and supervision in prison]. Sbornik tezisov dokladov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Rossiiskoi Federacii v usloviyah modernizacii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya» [Book of abstracts of participants of the International scientific and practical conference «Penal system of the Russian Federation in the conditions of modernization: modern state and prospects of development»]. Ryazan, 22-23 November, 2012, vol. 2. pp. 100-101.
5. Dalanov D. S. Innovacionnye inzhenerno-tehnicheskie sredstva ohrany i nadzora. Sistema elektronnogo monitoringa podkontrol'nyh lic [Innovative engineering and technical means of security and supervision. The system of electronic monitoring of controlled persons]. Sbornik tezisov dokladov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Rossiiskoi Federacii v usloviyah modernizacii: so-vremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya» [[Book of abstracts of participants of the International scientific and practical conference «Penal system of the Russian Federation in the conditions of modernization: modern state and prospects of development»]. Ryazan, 22-23 November, 2012, vol. 2. pp. 72-77.
6. Habarov A. V. Soblyudenie prav osuzhdennyh i personala ugolovno-ispolnitel'noi sistemy v usloviyah primeneniya tehnicheskih sredstv obespecheniya bezopasnosti [The rights of inmates and prison staff in conditions of the use of technical means of security]. Chelovek : prestuplenie i nakazanie - Man : Crime and Punishment, 2011, no. 3, pp. 59-63.
7. Dergachev A. V. Osobennosti provedeniya rezhimnyh meropriyatii na pervonachal'nom etape reformiro-vaniya UIS [Features of the security measures at the initial stage of reforming the penal system]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2010, no. 2, pp. 24-27.
8. Ekimov S., Ageev K. Pochemu v sudah razvalivayutsya dela za peredachu osuzhdennym zapreshennyh predmetov [Why do cases of the transfer of prohibited items to prisoners fail in the courts?]. Prestuplenie i nakazanie - Crime and Punishment, 2013, no. 6, p. 23.