Научная статья на тему 'Ограничение свободы: первые шаги'

Ограничение свободы: первые шаги Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничение свободы: первые шаги»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ: ПЕРВЫЕ ШАГИ

В. А. Жидовцов - начальник следственного изолятора № 1 УФСИН России по Омской области, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Омского юридического института

Ограничение свободы - понятие для каждого человека индивидуальное. Но что касается ограничения свободы как вида уголовного наказания - это мера государственного принуждения, назначаемая приговором суда, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации в лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего преступление.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания определяет, что каждый, кто совершил преступление, должен быть наказан, а наказание должно быть соразмерным тяжести содеянного данным лицом.

Реформирование уголовно-исполнительной системы, гуманизация уголовной политики, введение новых видов и применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, согласно Концепции развития УИС РФ направлено на снижение уровня криминализации нашего общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

Таким новым видом наказания, введенным в действие Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3, является ограничение свободы. Для лиц, оступившихся впервые, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также уже осужденных и находящихся в местах лишения свободы, этот закон стал надеждой на возможность не попасть за решетку либо выйти на свободу после замены оставшейся неотбытой части наказания ограниче-

нием свободы. Для специализированного органа, исполняющего данный вид наказания, каковым являются уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов федеральной службы исполнения наказаний (далее - УИИ), это дополнительная нагрузка и преодоление определенных сложностей, возникающих по разным причинам, таким как отсутствие достаточного финансирования, недостаточное материально-техническое обеспечение, а самое главное - отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы, и алгоритм действий сотрудника УИИ с момента принятия к исполнению приговора (определения, постановления) суда до снятия осужденного с учета и уничтожения его личного дела.

За 9 месяцев 2010 г., по учетам УИИ УФСИН России по Омской области, 43 осужденным вынесено в качестве основного вида наказания ограничение свободы - 34 мужчинам, 9 женщинам, из них пяти несовершеннолетним осужденным, двоим осужденным неотбытая часть наказания заменена на ограничение свободы, двоим штраф заменен на ограничение свободы.

В предыдущей редакции УК РФ ограничение свободы заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора и назначалось только в качестве основного вида наказания сроком от одного года до трех лет - осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости и на срок от одного года до пяти лет - лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности.

При этом ограничение свободы не назначалось лицам, признанным инвалидами I или II группы, бе-

ременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

С введением в действие Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3 в соответствии с ч. 1 ст. 53 УК РФ ограничение свободы предусматривает нахождение осужденного по месту его постоянного жительства или пребывания и заключается в установлении судом определенных ограничений и обязанностей.

Ограничения могут устанавливаться следующие: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом ограничение на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Суд также возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

На практике же получается не совсем так. Из 43 осужденных к этому виду наказания одному осужденному, которому неотбытая часть лишения свободы была заменена ограничением свободы (Павло-градский районный суд), ни одно из обязательных ограничений судом установлено не было, другой несовершеннолетней осужденной (Называевский городской суд) установлено только одно ограничение -на выезд за пределы муниципального района без согласия специализированного органа.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 УК РФ ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Несовершеннолетним осужденным в соответствии с ч. 5 ст. 88 УК РФ ограничение свободы назначается в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Данная норма идет вразрез с основными правами и свободами человека, закрепленными в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека и чч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Часть 2 той же статьи гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Также есть проблемы при назначении наказания лицам, указанным в ч. 6 ст. 53 УК РФ (военнослужащие, иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, не имеющие места постоянного проживания на территории Российской Федерации), если они совершили преступления, предусмотренные чч. 3 и 4 ст. 131 УК РФ, чч. 3 и 4 ст. 132 УК РФ и др., - санкции статей предусматривают обязательное назначение наказания в виде ограничения свободы в качестве дополнительного.

Если раньше отбывание осужденными данного вида наказания предусматривало направление их в специализированный исправительный центр, то в соответствии с ч. 1 ст. 47.1 УИК РФ специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 УИК РФ осужденные отбывают наказание по месту жительства. В соответствии с ч. 4. ст. 47.1. УИК РФ УИИ по месту жительства осужденного ставит его на персональный учет, при этом он подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

Согласно ч. 1 ст. 54 УИК РФ УИИ ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, прово-

Вестник Омского юридического института. 2010. № 2 (13)

дит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 УИК РФ срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.

Если для всех остальных категорий осужденных без изоляции от общества в соответствии с п. 12 приказа Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г. № 142, утверждающего «Инструкцию о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», днем постановки осужденного на учет является день регистрации копии приговора, то из смысла чч. 2 и 4 ст. 47.1, а также по мнению практиков днем постановки осужденного к ограничению свободы на учет УИИ необходимо считать день явки его в инспекцию для разъяснения ему порядка и условий отбывания наказания.

В предыдущей редакции УИК РФ ст. 49 предусматривала в случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой или второй группы право осужденного на обращение в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, также в случае наступления беременности право обращения женщины в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

В действующей редакции УПК РФ ст. 398 также предусматривает такое право у осужденных к ограничению свободы.

Однако Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 270-ФЗ внес изменения в ч. 1 ст. 82 УК РФ, которые исключают возможность отсрочки наказания осужденным к ограничению свободы в следующих случаях: беременности осужденной женщины, наличия у нее ребенка в возрасте до четырнадцати лет, наличия у осужденного мужчины ребенка в возрасте до четырнадцати лет, у которого он является единственным родителем.

На сегодняшний день мы имеем так называемую юридическую коллизию, т. е. противоречие двух равных по юридической силе законодательных актов: УК РФ и УПК РФ (часть 2 ст. 398 УПК РФ противоречит ч. 1 ст. 82 УК РФ).

В зависимости от поведения осужденного в течение срока отбывания наказания в отношении него УИИ

может применять как меры поощрения (благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, разрешение на проведение за пределами территории соответствующего муниципального образования выходных и праздничных дней, разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования), так и меры взыскания (предупреждение и официальное предостережение). Официальное предостережение - мера взыскания, применяемая исключительно только к осужденным данной категории. В отличие от порядка вынесения предупреждений другим категориям осужденных, в соответствии с ч. 1 ст. 59 УИК РФ решение о применении к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы мер поощрения и взыскания выносится в письменной форме. Из 43 прошедших по учетам УИИ УФСИН России по Омской области осужденных меры взыскания были применены к трем осужденным (3 предупреждения и 1 официальное предостережение).

Начальник УИИ в соответствии с ч. 3 и 5 ст. 58 УИК РФ либо лицо, его замещающее, в случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы имеет право обратиться в суд для решения вопроса о дополнении ранее установленных осужденному ограничений либо замене ему ограничения свободы на лишение свободы. Двум осужденным по представлениям УИИ УФСИН России по Омской области были дополнены установленные ранее ограничения.

На практике при исполнении наказания в виде ограничения свободы возникают проблемы законодательного и практического характера.

Запрет на посещение осужденного сотрудниками УИИ в ночное время суток, регламентированный ч. 2 ст. 60 УИК РФ, практически сводит на нет контроль УИИ за соблюдением осужденным ограничения, установленного судом, не покидать место жительства с 22.00 до 6.00 часов. По учетам УИИ УФСИН России по Омской области из 43 осужденных к ограничению свободы имели данное ограничение 8. Сотрудники УИИ УФСИН России по Омской области для контроля за соблюдением осужденными данного ограничения вынуждены осуществлять так называемые «скрытые» проверки, т. е. проверять осужденных на предмет нахождения их дома за несколько минут до времени, определяемого как ночное. Затем сотрудник УИИ в течение определенного периода времени, находясь за пределами жилого помещения осужденного, но в непосредственной близости от него, осуществляет наблюдение за тем, чтобы осужденный не покидал своего места жительства в запрещенное для него время.

При установлении судом осужденному к ограничению свободы ограничения такого вида не конкретизируется адрес места проживания осужденного.

Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свобо-

ду передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если осужденный проживает в большом многоквартирном доме, доме на двух хозяев, в общежитии или другом помещении, предусматривающем нахождение нескольких квартир или комнат для проживания, то что в таком случае считать нарушением установленного ограничения не покидать места жительства в определенное время: если осужденный вышел из своей квартиры и пошел в гости к соседу или покинул дом и вышел на улицу?

При установлении ограничения не посещать места массовых и иных мероприятий (по учетам УИИ УФСИН России по Омской области прошло 9 осужденных к ограничению свободы с такого рода ограничением) не конкретизированы данные мероприятия. Также существуют определенные трудности при осуществлении контроля за соблюдением данного вида ограничения, обеспечения всестороннего и должного надзора за осужденным, своевременности получения необходимой информации о его поведении в связи с отсутствием аудиовизуальных, электронных и технических средств надзора и контроля, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198.

Так, отсутствие стационарной телефонной связи, автотранспортного способа сообщения при значительной удаленности места проживания осужденных от места дислокации УИИ (МРУИИ) (до 70-80 км), особенно в период межсезонья, затрудняет осуществление контроля УИИ за выполнением осужденными такого установленного судом ограничения, как не покидать постоянного места жительства или пребывание в определенное время суток, а также осложняет возможность своевременно реагировать на нарушения осужденными к ограничению свободы порядка и условий отбывания наказания.

К средствам персонального надзора и контроля, в частности, относятся: браслет электронный - электронное устройство, надеваемое на осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса; стационарное контрольное

устройство - электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях; мобильное контрольное устройство - электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных стационарным контрольным устройством, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.

В 2006 г. Евросоюз выделил грант в размере 3 миллионов евро на проведение эксперимента по внедрению электронных браслетов на территории РФ. Несмотря на то что в настоящее время более 60 стран мира активно используют электронные браслеты при исполнении наказаний без изоляции от общества, опытная эксплуатация этих средств электронного контроля и надзора в Пскове, Воронеже и Перми показала, что еще много вопросов и проблем предстоит решить. ФСИН России склоняется к использованию только российской системы спутниковой навигации ГлОНАСС. Однако система ГлОНАСС несовершенна, у нее есть свои недочеты - хотя бы тот факт, что сигналом отечественной системы охвачено менее 60 % территории России, в то время как американская GPS обеспечивает покрытие почти всей планеты. В таком случае как исполнять данный вид наказания, если применение в отношении осужденного к ограничению свободы аудиовизуальных, электронных и технических средств надзора просто необходимо, а место проживания осужденного не охвачено ГЛОНАСС?

Троим осужденным к ограничению свободы (Черлакский районный суд) установлено своеобразное ограничение: не посещать магазины, торгующие спиртными напитками, после 18.00. Если учесть, что в большинстве магазинов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, продаются спиртные напитки, то посещать их осужденному нельзя по определению? Или формулировка: после 18.00. По смыслу данного ограничения указанные магазины, торгующие спиртными напитками, все же можно посещать осужденному, но только до 18.00.

И это лишь небольшая часть проблем, возникших в процессе исполнения нового вида наказания. Несмотря на удачное применение альтернативных лишению свободы наказаний в зарубежных странах, учитывая все несовершенство российского законодательства, необъятные просторы нашей страны, российский менталитет, только применяя данный вид наказания на практике, можно будет сделать выводы о целесообразности применения наказания без изоляции осужденных от общества в такой форме, какой он сейчас является.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.