Научная статья на тему 'Снижение количества уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества, как одна из составляющих ограничения роста рецидивной преступности'

Снижение количества уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества, как одна из составляющих ограничения роста рецидивной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЯ / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА / НОВЫЙ ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / СОКРАЩЕНИЕ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / PENALTIES / NOT CONNECTED WITH THE ISOLATION OF A CONVICTED PERSON FROM SOCIETY / A NEW KIND OF PENAL PUNISHMENT / EFFICIENCY OF PENAL AND LEGAL MEASURES / REDUCTION OF CRIMINAL RECIDIVISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Князев Андрей Владимирович

в статье рассматриваются проблемы расширения применения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и сокращения количества уголовных санкций в виде лишения свободы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Князев Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCTION OF CRIMINAL PENALTIES, CONNECTED WITH THE ISOLATION OF A CONVICTED PERSON FROM SOCIETY AS A COMPONENT OF CRIMINAL RECIDIVISM REDUCTION

the article deals with the issues of extension of criminal penalties, not connected with the isolation of a convicted person from society and reduction of criminal penalties, connected with the isolation from society

Текст научной работы на тему «Снижение количества уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества, как одна из составляющих ограничения роста рецидивной преступности»

УДК 343.847 ББК 67.409.11 К54

A.V. KNYAZEV

REDUCTION OF CRIMINAL PENALTIES, CONNECTED WITH THE ISOLATION OF A CONVICTED PERSON FROM SOCIETY AS A COMPONENT OF CRIMINAL RECIDIVISM REDUCTION

Annotation: the article deals with the issues of extension of criminal penalties, not connected with the isolation of

a convicted person from society and reduction of criminal penalties, connected with the isolation from society. Key words: penalties, not connected with the isolation of a convicted person from society, a new kind of penal punishment, efficiency of penal and legal measures, reduction of criminal recidivism.

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КНЯЗЕВ, начальник отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями (УФСИН России по Ивановской области) E-mail: editor@academjust.ryazantelecom.ru

СНИЖЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА, КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы расширения применения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и сокращения количества уголовных санкций в виде лишения свободы. Ключевые слова: наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, новый вид уголовного наказания, эффективность мер уголовно-правового воздействия, сокращение рецидивной преступности.

Средствами массовой информации были широко освещены выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на VII Всероссийском съезде судей 2 февраля 2008 г. и заседании Президиума Государственного Совета 11 февраля 2009 г., где рассматривался единый по своему смыслу вопрос - расширение назначения и применения наказаний, альтернативных изоляции от общества, а также введение новых видов таких наказаний.

Действительно, с момента взятия государством политического курса на гуманизацию и индивидуализацию уголовных наказаний, ослабление карательной политики в сфере уголовного судопроизводства количество лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, уменьшилось. «На начало этого года оно составляет около 890 тысяч человек, но это все равно очень и очень много, причем это снижение происходит за счет следственных изоляторов»1.

Из сказанного Д.А. Медведевым можно сделать вывод, что основным инструментарием, влияющим на количество лиц, содер-

жащихся в местах изоляции, остается снижение судами меры пресечения в виде ареста и содержания подозреваемых (обвиняемых, подсудимых), то есть до сих пор снижение количества лиц, лишенных свободы, зависит в основном не от количества назначаемых судами альтернативных видов наказаний.

Следовательно, на указанных совещаниях речь шла не только об увеличении количества приговоров к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, но и введении новых видов альтернатив, в частности ограничения свободы.

В соответствии с действующим законодательством наказание в виде ограничения свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении в условиях осуществления за ним надзора (ч. 1 ст. 53 УК РФ). Новая редакция закона, одобренная в первом чтении Государственной Думой, регламентирует порядок назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы в несколько ином виде. Так, в новой редак-

ции данное наказание заключается в ограничении судом отдельных прав и свобод осужденного на его личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища, свободу передвижения и выбор места жительства или пребывания, участия в митингах и демонстрациях, шествиях и пикетировании. Рассматриваемый законопроект, регламентирующий порядок исполнения ограничения прав и свобод осужденного, устанавливает определенные ограничения:

• запрещение уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток;

• запрещение пребывать в определенных местах городского и (или) муниципального района;

• запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы поселения и (или) муниципального района;

• запрещение посещать места проведения массовых и иных мероприятий или участвовать в них;

• запрещение изменять место жительства или пребывания, место работы и учебы без предварительного уведомления и согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор;

• обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор, для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Необходимо отметить, что установление ограничений на выезд за пределы поселения и (или) муниципального района, на изменение места жительства или пребывания обязательны.

Как видим, перечень ограничений (в отличие от обязанностей при условном осуждении) жестко регламентирован и не допускает применения иных ограничений, не предусмотренных законодательством, причем возложение двух из перечисленных ограничений обязательно.

В новой редакции рассматриваемый вид наказания может применяться и в отношении несовершеннолетних но отличается лишь меньшим размером наказания (взрослым срок наказания может быть назначен от 2 месяцев до 4 лет, несовершеннолетним правонарушителям - от 2 месяцев до двух лет). Ограничение свободы в соответствии с новой редакцией закона может назначаться как основное, так и дополнительное к лишению свободы нака-

зание сроком от 6 месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В соответствии с ч. 7 ст. 53 УК РФ (проекта) ограничение свободы не может быть назначено военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также другим лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Законопроект предусматривает возможность суда, на основании внесенного уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ) представления, отменить частично либо дополнить ранее установленные им для осужденного ограничения (ч. 4 ст. 53 УК РФ). В случае злостного уклонения от отбывания осужденным данного вида наказания суд по представлению УИИ может заменить неотбытый срок лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы (ч. 6 ст. 53 УК РФ). Под злостным уклонением от отбывания ограничения свободы в соответствии с ч. 4 ст. 52 УИК РФ следует считать повторное нарушение осужденным порядка и условий отбывания этого наказания, совершенное после применения к нему взыскания в виде официального предостережения, где под нарушением порядка и условий отбывания ограничения свободы понимается:

• несоблюдение осужденным установленных судом ограничений без уважительных причин;

• неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

• нарушение общественного порядка, за которое на него налагалось административное взыскание (ч. 1 ст. 52 УИК РФ).

Как видно из приведенных норм права, предусмотренных проектом, к исполнению ограничения свободы предъявляются довольно жесткие требования, более того, для их обеспечения (надзора), а также предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных УИИ вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля (ч. 1 ст. 50 УИК РФ). Порядок применения указанных средств будет определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Предварительное введение в действие данного наказания Правительством РФ планируется в третьем квартале 2009 г. Для своевременного исполнения данного вида наказания в феврале 2009 г. на базе Межрегионального учебного центра ФСИН России проводился сбор научно-консультационной группы руководителей территориальных отделов по руководству УИИ для разработки проекта инструкции по исполнению наказания в виде ограничения свободы, в том числе порядка применения электронных средств надзора.

Автор данной статьи принимал участие в написании проекта инструкции. Проект подразумевает применение трех видов средств электронного надзора с использованием приемопередающих средств УКВ-диапазона, GPS-формата, а также спутниковой связи ГЛО-НАСС. Применение различных средств электронного надзора обусловлено тем, что в зависимости от вида ограничения и без явного ухудшения качества надзора за осужденным могут применяться различные приемопередающие средства. Так, помимо обязательных видов ограничения в виде запрета покидать дом (квартиру, иное жилище) в определенное время суток, к осужденному могут быть применены средства надзора, работающие в УКВ-диапазоне, имеющие самую низкую стоимость из перечисленных средств.

К сожалению, введение в действие данного вида наказания связано с большими

затратами финансовых средств, так как для обеспечения непрерывного надзора за осужденными необходимо применение технических средств, производство которых пока не налажено. Следовательно, основной проблемой, препятствующей как назначению, так и исполнению ограничения свободы, может быть отсутствие технических возможностей. В связи с этим многие практические деятели предлагают ввести данный вид наказания после материально-технического оснащения УИИ, но не ранее января 2010 г.

Из действующих видов наказаний, альтернативных лишению свободы, Д.А. Медведев предложил реанимировать исправительные работы. Действительно, этот вид наказания в советский период назначался в большем объеме, чем сейчас, так как, во-первых, применялся в отношении работающих лиц, а во-вторых, все предприятия были государственными, и проблем с трудоустройством осужденных не возникало.

В настоящее время предприятий, подведомственных государственному сектору, а также органам местного самоуправления, становится все меньше, например, в связи с реорганизацией и акционированием предприятий ЖКХ, находящихся в муниципальной собственности.

1 О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Вступительное слово Президента РФ на заседании Президиума Государственного Совета (11 февраля 2009 г., Вологда) // www. Kremlin. ru/text/appears/2009/02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.