Научная статья на тему 'Об итогах заседания коллегии ФСИН России'

Об итогах заседания коллегии ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах заседания коллегии ФСИН России»

работок на одного осужденного в день составил 143 рубля (в 2008 - 110,7 рубля).

По итогам учебного года рабочую профессию получили 129,4 тыс. осужденных, в том числе в профессиональных училищах - 95,6 тыс. человек (103,5% в 2008) и на производстве -33,86 тыс. человек. Численность осужденных, освобожденных без профессии, сократилась по сравнению с 2008 годом на 18,7% и составила 15,36 тыс. человек (2008 - 18,9 тыс. человек).

В 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилось количество больных туберкулезом на 3,7, сифилисом - на 8%, психическими расстройствами - на 5%. В результате профилактической работы показатель заболеваемости туберкулезом в 2009 году среди осужденных по сравнению с 2008 годом снизился на 7,4%.

С целью повышения эффективности работы по соблюдению прав человека с начала 2006 года стали учитываться устные обращения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, высказанные во время обхода учреждений представителями администрации, при проведении воспитательных мероприятий, на приемах у медицинских работников и в других случаях. В течение 2009 рассмотрено 1,013 млн таких обращений, что на 19,4% больше по сравнению с 2008 годом.

Из общего числа жалоб о нарушениях прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в 2009 году свое подтверждение в ходе проверок нашли лишь 0,4%.

Осуществлялось взаимодействие с заинтересованными органами власти по вопросам, связанным с трудовым устройством лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. В субъектах Российской Федерации идет процесс разработки, принятия и утверждения региональных программ социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В 15 регионах России такие программы уже действуют.

Принимаемые руководством ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы меры по сохранению профессионального ядра сотрудников, снижению текучести кадров, профилактике правонарушений дали определенные положительные результаты. Общее количество нарушений законности среди личного состава снизилось на 7,3%.

Материал подготовлен на основании информации с сайта ФСИН России (www.fsin.su)

В Москве прошло заседание коллегии Федеральной службы исполнения наказаний в расширенном составе с повесткой дня «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2009 году и задачах на 2010 год». В работе коллегии приняли участие представители высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, правоохранительных структур и общественных организаций, руководители структурных подразделений центрального аппарата ФСИН России и учреждений непосредственного подчинения, начальники территориальных органов и образовательных учреждений УИС.

Руководил работой коллегии директор ФСИН России генерал-полковник внутренней службы А. А. Реймер.

Во вступительном слове он подвел итог работы службы за прошедший год и привел данные, характеризующие нынешнее состояние уголовно-исполнительной системы страны (текст выступления публикуется ниже).

С весьма критичным, заостренном на недостатках докладом на коллегии выступил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса Е. Л. Забарчук.

Органами прокуратуры, сказал он, в 2009 году проведено в учреждениях и органах ФСИН России свыше 35 тыс. проверок, выявлено 77,3 тыс. нарушений закона, внесено 17,5 тыс. представлений, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечены более 16,5 тыс. сотрудников УИС, возбуждено 883 административных производства, разрешено более 43 тыс. обращений граждан по во-

^ Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4 - 2010

' vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

просам законности исполнения уголовных наказаний.

Данные показатели, подчеркнул Е. Л. За-барчук, значительно выше, чем в прошлом году. Он указал на основные проблемные зоны в деятельности УИС, наиболее характерные нарушения.

Это прежде всего неудовлетворительные условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их плохое коммунально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на долю которых выпадает более 60% от общего количества выявленных нарушений.

Так, в Республике Саха (Якутия), Волгоградской, Новосибирской и некоторых других областях на одного содержащегося в СИЗО человека приходится менее 3 кв. м площади при санитарной норме в 4 кв. м и заявленного ФСИН России среднедушевого размера в 4,8 кв. м по УИС. По различным причинам в СИЗО и ПФРСИ в прошедшем году умер 521 человек.

Состояние законности в исправительных учреждениях, по мнению Е. Л. Забарчука, также остается сложным. В ходе проверок, проводимых органами прокуратуры, по-прежнему выявляются многочисленные системные нарушения законов в части материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, надзора за ними, порядка привлечения их к труду, условно-досрочного освобождения. Повсеместно не соблюдаются требования пожарной безопасности.

Множество нарушений выявляется в отношении лиц, осужденных без лишения свободы. Более 21 тыс. осужденных, находя-

щихся под контролем сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, вновь совершили преступления.

Существенно возросло (на 81%) в прошедшем году количество сотрудников УИС, в отношении которых были возбуждены уголовные дела за преступления по службе.

Е. Л. Забарчук обратил внимание присутствующих на коллегии руководителей подразделений УИС на ряд других недостатков, упущений, нарушений требований законов, имеющихся в их деятельности.

В заключение он заметил, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации поддержаны предпринимаемые Минюстом и ФСИН России на первоначальном этапе меры по разделению различных категорий осужденных по отдельным исправительным учреждениям. В связи с этим прокурорам субъектов Российской Федерации даны соответствую-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4 - 2010 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

щие указания по обеспечению законности указанных мероприятий.

Вопросам укрепления взаимодействия между федеральными службами посвятил свое выступление руководитель Следственного департамента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков генерал-лейтенант полиции С. П. Яковлев.

В ходе дальнейшей работы директор ФСИН России А. А. Реймер сделал обстоятельный анализ имеющихся проблем, направлений работы, результаты которой он считает неудовлетворительными, охарактеризовал состояние дел по реализации ранее принятых решений. Были заслушаны отчеты ряда руководителей структурных подразделений и территориальных органов ФСИН России. Членами коллегии высказаны замечания и пожелания по вопросам служебной деятельности. В частности, о необходимости активизировать на местах организационно-разъяснительную и воспитательную работу, связанную с помилова-

нием осужденных Президентом Российской Федерации.

В заключительной части заседания коллегии директором ФСИН России были подведены итоги и с учетом предложений и критических замечаний, высказанных в прениях, поставлены задачи, определены направления работы, на которых следует сконцентрировать усилия руководителям учреждений и органов УИС.

1. Необходимо, в частности, продолжить работу по качественному исполнению новых видов наказаний, которые были введены с начала этого года, а также подготовиться к исполнению с 1 января 2011 года нового вида наказания, альтернативного лишению свободы, - исправительных работ.

Проект изменений законодательства в части введения исправительных работ разместить в Интернете на сайте ФСИН России, чтобы все сотрудники службы имели возможность ознакомиться с ним и заранее проработать.

2. В связи с тем, что рабочей группой ФСИН России и Минюста России проводится доработка проекта Концепции развития УИС до 2020 года, который до 1 марта текущего года должен быть согласован и внесен в Правительство Российской Федерации, необходимо разработать одну всеохватывающую либо несколько федеральных и ведомственных программ по реализации концепции. До конца марта подготовить предложения для формирования программ.

3. Для безотлагательного и в полном объеме выполнения требований закона в части раздельного содержания подозреваемых, обвиняемых в СИЗО и осужденных в колониях следует идти не путем создания отдельных локальных участков в ИК, а переводом осужденных в разные колонии. В СИЗО - разводить контингент по разным корпусам, этажам и т. д.

4. Работа самодеятельных организаций осужденных должна быть перестроена в соответствии с приказом Минюста России, согласно которому в исправительных учреждениях ликвидированы секции дисциплины и порядка. Необходимо обеспечить неукоснительное выполнение данного приказа.

5. С учетом принятого решения о специализации учебных заведений ФСИН России следует уже сейчас начать подготовку к отбору абитуриентов для направления в учебные заведения.

Необходимо также организовать профессиональную подготовку и переподготовку дей-

^ Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4 - 2010

' vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

ствующих сотрудников так, чтобы она была эффективной, а не формальной.

6. В поле зрения руководителей постоянно должны быть вопросы: обеспечения законности и правопорядка, повышения эффективности профилактики правонарушений; предотвращения тяжких и особо тяжких преступлений против личности, побегов, особенно из колоний-поселений; обеспечения надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей в СИЗО.

7. Несмотря на кризисные явления в экономике страны есть примеры, когда производственный сектор УИС добивается неплохих результатов, находит новые формы и методы работы. Руководителям учреждений и органов УИС необходимо взять под личный контроль производственные вопросы, а также подбор кадров, ответственных за данное направление деятельности.

8. Важно продолжить конструктивный диалог с институтами гражданского общества, сохранить и развивать курс на открытость УИС. Конструктивно строить отношения с представителями средств массовой информации.

9. Необходимо искать решения социальных вопросов сотрудников УИС. Перенимать опыт тех руководителей, которые организуют бесплатное или недорогое питание, особенно для ночных дежурных смен; доставку работников к удаленным учреждениям на служебном транспорте; обеспечивают нуждающихся путевками в детские учреждения и лагеря отдыха.

10. Результаты коллегии следует довести до сведения всего личного состава, а также пересмотреть планы работы на 2010 год и внести в них необходимые коррективы.

В завершение работы коллегии были оглашены приказы о поощрении и состоялось награждение отличившихся руководителей.

Доклад

директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А. А. Реймера на коллегии ФСИН России

(февраль, 2010 год)

Уважаемые гости, участники заседания!

1 млн 730 тыс. человек, поступивших в различные учреждения уголовно-исполнительной системы; обеспечение содержания 864 тыс. человек в местах лишения свободы; 1 млн 91 тыс. приговоров, находившихся на исполнении в уголовно-исполнительных инспекциях; 2 млн 133 тыс. осужденных и лиц, содержащихся под стражей, перевезенных под охраной конвоев; изъятие при попытке доставки и в местах лишения свободы более 65 кг наркотических веществ; 44 тыс. колюще-режущих предметов; 64 т (вагон) алкогольсодержащей жидкости; 184 млн рублей денежных средств; и, несмотря на проявления экономического кризиса, на 25 млрд рублей выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг - вот итог работы учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний в 2009 году.

Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве.Она формируется, развивается и меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе. При этом складывающаяся ситуация в уголовно-исполнительной системе во многом является зеркальным отражением процессов, протекающих в обществе, криминальной среде, а равно обуславливающих изменения в экономике, социальной сфере и, прежде всего, определяющих общественное сознание.

Именно поэтому, давая оценку эффективности и качества работы уголовно-исполнительной системы, необходимо рассматривать результаты оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности через призму изменений, происходящих практически во всех сферах социально-политической и экономической жизни страны.

До 2007 года криминальная обстановка в России характеризовалась устойчивым ростом числа зарегистрированных преступных посягательств. При этом динамика роста тяжких и особо тяжких преступлений в значительной степени превышала тот же показатель по общему массиву правонарушений.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4 - 20101 vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.