Научная статья на тему 'Постпенитенциарная социальная реабилитация освободившихся лиц'

Постпенитенциарная социальная реабилитация освободившихся лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2451
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЛИЦА / ОСВОБОДИВШИЕСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тищенко Е. Я.

Статья посвящена проблеме постпенитенциарной социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В частности, в статье рассматриваются такие институты социальной реабилитации осужденных, как паспортизация, образование, трудоустройство, постановка на учет в службе занятости, трудозанятость осужденных в период отбывания наказания, деятельность центров социальной реабилитации освободившихся лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постпенитенциарная социальная реабилитация освободившихся лиц»

Постпенитенциарная социальная реабилитация освободившихся лиц

Е. Я. ТИЩЕНКО — начальник пресс-службы ГУФСИН России по Свердловской области, доктор педагогических наук, профессор

В настоящее время в исправительных колониях России отбывает наказание около 900 тыс. чел., а в Свердловской области — около 48 тыс. чел., более 70% из них — лица моложе 30 лет. Ежегодно из исправительных учреждений ФСИН России освобождается около 200 тыс. чел., из них около трети — условно-досрочно. Практически у каждого пятого существуют серьезные проблемы постпенитенциарной социальной реабилитации.

В последние годы в России процесс реформирования уголовно-исполнительной системы направ-

лен на гуманизацию наказания. Однако социальные трудности после освобождения и отсутствие социальной помощи в период адаптации к жизни на свободе значительно снижают успехи по коррекции личности осужденного, достигнутые в период отбывания наказания. Все меньшее количество людей, однажды оказавшихся в местах лишения свободы, имеет возможность после освобождения вернуться к полноценной жизни.

Данная ситуация усугубляется тем, что в период реформирования системы государственного

управления были разрушены структуры, которые осуществляли социальный контроль над лицами, освободившимися из мест лишения свободы, и занимались решением вопросов их трудового и бытового устройства. С органов внутренних дел такие функции были сняты, а наблюдательные инспекции упразднены вместе с райисполкомами. В результате бывшие осужденные вынуждены самостоятельно решать социальные проблемы. Многие из них не имеют реальной возможности решить вопросы трудоустройства и проживания одобряемыми обществом способами. В первую очередь это касается осужденных, у которых социальные связи были утрачены изначально или в период отбывания наказания (в частности, бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов). Этим во многом объясняется то, что около 30% повторных преступлений совершается в течение трех месяцев после освобождения.

В настоящее время за пределами уголовно-исполнительной системы фактически отсутствуют учреждения, выполняющие функцию социальной реабилитации освободившихся лиц, не разработана концепция постпенитенциарной социальной реабилитации, не выработана государственная политика в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, и соответствующая законодательная база, не согласована деятельность исправительных учреждений и различных государственных служб.

Все это обусловливает необходимость создания эффективно действующей системы реабилитации граждан, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы, их адаптации к условиям жизни в постпенитенциарный период на основе гуманистических и демократических принципов, отвечающих международным правовым нормам. Такая система должна быть непрерывной и включать в себя взаимосвязанные и взаимодействующие исправительные и постпенитенциарные реабилитационные учреждения.

Разработка концепции системы социальной реабилитации должна основываться на специальной программе научных исследований, основные направления которой должны быть следующими:

— исследования реабилитационного потенциала осужденных и освободившихся лиц, внедрение результатов исследований в практику пенитенциарных заведений, а также всехзаинтересованных государственных и негосударственных организаций;

— изучение проблемы взаимоотношений общества и пенитенциарных учреждений в целях формирования положительного общественного мнения по поводу социально-педагогических возможностей исправления лиц, осужденных к лишению свободы, как в период отбытия наказания, так и после освобождения; адекватного понимания осужденными и освободившимися лицами их прав и обязанностей перед обществом.

Следует предусмотреть создание специальной федеральной службы по вопросам социальной реабилитации освободившихся лиц (возможно, в составе Министерства юстиции), а также разработку соответствующей законодательной базы для деятельности органов, занимающихся социальной реабилитацией осужденных.

В настоящее время для реализации мер, направленных на социальную реабилитацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации по следующим направлениям:

1. Паспортизация. Согласно п. 4 ст. 173 УИК РФ паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, должны оплачиваться за счет государства.

В соответствии с п. 44 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации «Об утверждении инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации» от 15.09.1997 № 605 лицам, освобождаемым из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, которые до осуждения не имели паспортов (или если их приобщение к личным делам осужденных не представлялось возможным), паспорта оформляются и выдаются паспортно-визовыми подразделениями органов внутренних дел, на территории обслуживания которых находятся исправительные учреждения. Однако на сегодняшний день данные положения не выполняются в связи с отсутствием должного финансирования. Кроме того, распоряжением Главного паспортно-визового управления МВД Российской Федерации от 16.01.2004 № 1621 определено, что порядок по документированию осужденных, не имеющих средств на лицевом счете, паспортами гражданина Российской Федерации остается прежним, при этом плата за выдаваемые паспорта должна взиматься в обязательном порядке до особого распоряжения, что противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства.

На основании изложенного предлагается при формировании федерального бюджета предусмотреть средства на оформление паспортов лицам, освобождаемым из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и установить механизм их расходования, определив получателем средств ФСИН России, которая в свою очередь будет финансировать выдачу паспортов Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Следует отметить, что некоторые осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, являются иностранными гражданами и лицами без гражданства (в частности, в Свердловской области — более 500 чел.). И исполнить в отношении их ст. 173 УИК РФ о приобщении паспорта к личному делу не представляется возможным.

2. Образование. Большое значение для лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения сво-

боды, имеет уровень образования, от которого напрямую зависит возможность дальнейшего трудоустройства. Согласно п. 1 ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Однако п. 7 ст. 50 Федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 предусмотрено право граждан на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Таким образом, исключается возможность получения второго профессионального образования с учетом востребованности профессии, если осужденный оказывается в местах лишения свободы, уже имея профессиональное образование.

Частью 2 п. 7 ст. 50 Федерального закона «Об образовании» предусмотрено, что граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного необходимо расширить перечень случаев получения второго бесплатного профессионального образования, включив в него осужденных к лишению свободы, находящихся в исправительных учреждениях, имеющих профессию, по которой осужденный не может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Введение в законодательство данного положения поможет осужденным за время нахождения в исправительном учреждении обучиться востребованной профессии, позволит трудиться по этой специальности в исправительном учреждении и увеличит их шансы на трудоустройство после освобождения.

Кроме того, при обучении осужденных необходимо учитывать востребованность профессий, которым они обучаются. В связи с этим предлагается обязать администрацию исправительных учреждений организовывать обучение профессиям, по которым, согласно статистическим данным, имеются вакансии, что увеличит возможность устройства на работу по профессии после освобождения.

3. Трудоустройство. Немаловажной частью социальной реабилитации является трудоустройство лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты в области

занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, включая лиц, осужденных к лишению свободы и не обеспеченных работой по независящим от них причинам, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание.

Наиболее эффективным способом обеспечения трудоустройства лиц, освободившихся из исправительных учреждений, является установление квоты для их приема на работу. Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения трудовых отношений является направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты.

В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено квотирование рабочих мест для инвалидов (ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов»). Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ст. 5.42 Кодекса). Представляется целесообразным дополнить Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации положениями, предусматривающими установление квоты для приема на работу лиц, освобожденных от отбывания наказания, а также предусмотреть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях меры ответственности за отказ работодателя в приеме на работу лиц, освобожденных от отбывания наказания.

4. Постановка на учет. Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.1997 № 458 регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и регистрация граждан в качестве безработных осуществляются по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Однако многие лица, освободившиеся из исправительных учреждений, не имеют таких документов по независящим от них причинам, вследствие чего они лишены возможности встать на учет в органах государственной службы занятости. В связи с этим предлагается изменить процедуру постановки на учет, предоставив органам государственной службы занятости право регистрировать в качестве безработных лиц, освободившихся из исправительных учреждений и не имеющих на момент обращения в службу занятости паспорта, не имеющих отметки о регистрации по месту жительства в связи с оформлением паспорта(отметки о регистрации по месту жительства) в паспортно-визовой службе. Постановку на учет предлагается осуществлять на основании справки об освобождении из учреждения исполнения наказания и отметки о регистрации в ОВД по месту пребывания.

5. Трудозанятость осужденных в местах лишения свободы. Необходимо рассмотреть возможность увеличения финансирования федеральной целевой программы трудозанятости осужденных и расширить перечень мероприятий подпрограммы «Реформирование промышленного сектора уголовно-

исполнительной системы и содействие трудовой занятости осужденных». Увеличение оснащенности промышленным оборудованием мест лишения свободы приведет к увеличению занятости осужденных, освоению ими новых профессий и приобретению квалификации, увеличит конкурентоспособность исправительных учреждений при участии в конкурсах на размещение заказов, что приведет к росту доходов исправительных учреждений.

Кроме того, существует противоречие между ст. 66 Трудового кодекса РФ и ст. 173 ч. 4 по обеспечению трудовыми книжками осужденных, не работавших до осуждения и в период отбытия наказания.

Представляется целесообразным рассмотреть возможность установления налоговых льгот для организаций, размещающих заказы в исправительных учреждениях, и организаций, которые принимают на работу лиц, освобожденных из исправительных учреждений.

6. Центры социальной реабилитации освободившихся лиц. Центры социальной реабилитации должны предусматривать бесплатное проживание и питание до получения рабочего места и гарантированной зарплаты при условии участия в общественно полезных работах. Центрам необходимо придать статус специальной социальной программы, предусмотреть льготы по налогообложению и оплате коммунальных услуг. В крупных городах необходимо создание общежитий-пансионатов на 40-50 чел. для освободившихся лиц, не имеющих социальных связей (сроком до 6 месяцев) по направлению учреждений ФСИН России. В Центрах социальной реабилитации следует предусмотреть систему социального мониторинга по проблемам трудоустройства, жилья и социальной помощи; организацию психологического и юридического консультирования бывших осужденных, а также членов их семей; реабилитационные курсы, курсы по профилактике алкоголизма и наркомании под руководством соответствующих специалистов.

7. Контроль. На сегодняшний день законодательством не урегулирован вопрос о контроле над условно-досрочно освобожденными лицами и лицами, освободившимися из мест лишения свободы. В соот-

ветствии с ч. 6 ст. 79 УК РФ контроль над поведением лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, осуществляется специализированным государственным органом, который на данный момент не существует. В связи с этим до создания такого специализированного органа предлагается расширить компетенцию в данной сфере участковых уполномоченных милиции, внеся соответствующие изменения в Приказ Министерства внутренних дел «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» от 16.09.2002 № 900.

Кроме того, согласно Приказу Минюста России от 30.12.2005 № 262 в штате группы соцзащиты пенитенциарного учреждения должно быть не менее двух аттестованных сотрудников. Фактически во многих учреждениях имеется по одному сотруднику либо не-аттестованные сотрудники, а есть подразделения, в которых такие группы в настоящее время вообще отсутствуют.

Вместе с тем необходимо отметить, что в исправительных учреждениях, например в Свердловской области, проводится серьезная подготовка осужденных к освобождению: практически во всех колониях обеспечена возможность получения общего и начального профессионального образования: в ФГУ ИК-2 (общий режим), ИК-10 (строгий режим), ИК-6 (женская колония) осужденные получают среднее и высшее профессиональное образование в группах колледжа и университета при колонии. В колониях специалисты проводят работу с осужденными в Школах освобождающегося, изыскиваются возможности совместно с Попечительскими советами, другими государственными и негосударственными организациями по обеспечению паспортами освобождающихся, обеспечивают их одеждой.

Однако отсутствие федерального закона о социальной адаптации бывших осужденных с четким определением государственных органов, обязанных решать социальные проблемы данной категории лиц, значительно снижает эффективность титанического труда сотрудников всех служб, в том числе и социальных, пенитенциарных учреждений России, призванных возвращать в общество правопослушных граждан страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.