Научная статья на тему 'Система исправительных технологий работы с осужденными как основа для успешной ресоциализации осужденных (на примере УФСИН России по Томской области)'

Система исправительных технологий работы с осужденными как основа для успешной ресоциализации осужденных (на примере УФСИН России по Томской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
606
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CORRECTIONAL TECHNOLOGIES / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ / INTERACTION WITH REGIONAL AND MUNICIPAL AUTHORITIES / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ / SOCIAL SUPPORT OF THE CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горкина Светлана Александровна

Рассматриваются правовые, организационные и практические проблемы исправительного воздействия на осужденных в период их ресоциализации. Определены показатели для методики расчета эффективности социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства (на примере Томской области): доля рецидивных преступлений от общего количества преступлений, совершенных в Томской области; количество лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, прошедших реабилитацию в центрах социальной адаптации; количество лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, получивших меры социальной поддержки в территориальных структурных подразделениях Министерства социальной защиты населения Томской области; доля трудоустроенных граждан, освободившихся из мест лишения свободы, от общего числа граждан, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся в центры занятости; доля граждан, освободившихся из мест лишения свободы, прошедших профессиональное обучение, от общего числа граждан, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся в центры занятости; количество несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Исходя из системы исправительных технологий работы с осужденными можно сделать вывод о том, что комплексная работа, направленная на ресоциализацию осужденных в течение всего периода отбывания наказания, позволяет улучшить адаптационные возможности личности в условиях временной социальной изоляции, уменьшить криминализацию личности в условиях исправительного учреждения, обучить социально важным навыкам, необходимым для успешной адаптации после освобождения, а систематическая работа по повышению компетентности сотрудников исправительного учреждения и интеграции деятельности способствует повышению эффективности коррекционного воздействия на осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal, organizational and practical problems of correctional influence on the convicts during their re-socialization are considered. Indices for estimation of effectiveness of social rehabilitation of released from prisons persons and those who are without defined place of residence have been defined. They include: percentage of recurrent crimes in total number of crimes committed in Tomsk region; a number of released from prisons and persons without defined place of residence who undergo rehabilitation in centers for social adaptation; a number of released from prisons and persons without defined place of residence who received social support in territorial structural units of the Ministry of Social protection in Tomsk region; percentage of placed in a job from a number of released from prisons and persons without defined place of residence who address to job centers; percentage of released from prisons who undergo professional training in total number of those who address to job centers; a number of released from prisons juveniles who are studying in comprehensive schools. Based on the system of correctional technologies of work with the convicts the conclusion that complex work aimed at re-socialization of the convicts during the whole period of serving punishment enables to improve person’s adaptive facilities under the conditions of temporal social isolation, to decrease person’s criminalization in prisons, to train in social important skills that are necessary for successful adaptation after the release and regular work aimed at increasing of penal institutions employees’ competence and integration of their activity favor the effectiveness of correction influence on the convicts has been drawn.

Текст научной работы на тему «Система исправительных технологий работы с осужденными как основа для успешной ресоциализации осужденных (на примере УФСИН России по Томской области)»

УДК 343.848:364.04

СИСТЕМА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ (НА ПРИМЕРЕ УФСИН РОССИИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ]

Реферат: рассматриваются правовые, организационные и практические проблемы исправительного воздействия на осужденных в период их ре-социализации. Определены показатели для методики расчета эффективности социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства (на примере Томской области): доля рецидивных преступлений от общего количества преступлений, совершенных в Томской области; количество лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, прошедших реабилитацию в центрах социальной адаптации; количество лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, получивших меры социальной поддержки в территориальных структурных подразделениях Министерства социальной защиты населения Томской области; доля трудоустроенных граждан, освободившихся из мест лишения свободы, от общего числа граждан, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся в центры занятости; доля граждан, освободившихся из мест лишения свободы, прошедших профессиональное обучение, от общего числа граждан, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся

© Горкина С. А., 2017

С. А. Горкина

в центры занятости; количество несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Исходя из системы исправительных технологий работы с осужденными можно сделать вывод о том, что комплексная работа, направленная на ре-социализацию осужденных в течение всего периода отбывания наказания, позволяет улучшить адаптационные возможности личности в условиях временной социальной изоляции, уменьшить криминализацию личности в условиях исправительного учреждения, обучить социально важным навыкам, необходимым для успешной адаптации после освобождения, а систематическая работа по повышению компетентности сотрудников исправительного учреждения и интеграции деятельности способствует повышению эффективности коррекци-онного воздействия на осужденных.

Ключевые слова: ресоциализация, исправительные технологии, взаимодействие с региональными и муниципальными органами власти, социальная помощь осужденным.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, и приня-

той подпрограммой 3 «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний» Государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312, особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти по повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества, и создание системы новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях в области психологии, педагогики и права.

В субъектах Российской Федерации идет процесс разработки, принятия и утверждения региональных программ социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы [1, с. 438]. В настоящее время в 68 субъектах Российской Федерации действуют 186 региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской и иной помощи. Все это подчеркивает целенаправленность и последовательность государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний по обеспечению постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращению рецидива преступлений, а также активизации работы по привлечению общественности к оказанию социальной помощи осужденным и проведению воспитательной работы с ними, совершенствованию со-

трудничества с институтами гражданского общества, созданию условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы [2, с. 207-210].

В настоящее время одной из основных задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является оказание осужденным помощи в социальной адаптации на основе важнейших принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. Методы и средства исправления и воспитания осужденных должны применяться с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденного на основе психолого-педагогических методов (ст. 1, 8, 9, 109, 110 УИК РФ). Это позволит рационально применять средства исправления осужденных, соединяя наказание с исправительным воздействием путем глубокого конструктивного анализа современных пенитенциарных реалий, использования специальных диагностических и коррекцион-ных методик и создания на основе этого системы ресоциализации осужденных, позволяющей обеспечить единство требований и непрерывности воспитательного процесса во время пребывания в местах предварительного заключения и в исправительном учреждении.

Система ресоциализации - это совокупность качественно различных, связанных сложными и динамическими отношениями методов воздействия на осужденных. Система как целое проявляет системные свойства, которыми не обладает ни одна из ее составных частей, поэтому система ресоциали-зации должна подчиняться одной основной цели, а не сводиться к частным задачам ее отдельных элементов или связей между ними.

К отрицательным факторам, способствующим совершению повторных

преступлений осужденными, относятся отсутствие работы и соответствующих документов для трудоустройства, незанятость трудом или учебой, психологические проблемы, разногласия с семьей, обществом, отсутствие места жительства, алкогольная и наркотическая зависимость [3, с. 18-20]. Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению и нарушению трудовой дисциплины, поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.

Определенная часть граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет постоянного места жительства и нуждается в социальной реабилитации в специализированных учреждениях, основанной на специальных методиках и подходах.

Положительным примером может служить опыт УФСИН России по Томской области, где для обеспечения социальной помощи осужденным как в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы, так и после освобождения заключены соглашения с департаментами Томской области в сфере социального обслуживания населения. Предметом соглашения является совместная деятельность сторон по вопросам обеспечения занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также лиц, осужденных без лишения свободы и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе несовершеннолетних. Количество трудоустроенных от всех обратившихся в среднем составляет 35 %.

В рамках соглашения Департамент труда и занятости населения осущест-

вляет взаимодействие с исправительными учреждениями УФСИН России по Томской области в рамках консультирования осужденных, освобождаемых из учреждений исполнения наказаний, в школе по подготовке осужденных к освобождению. В текущем году представителями Департамента труда и занятости населения Томской области проведена 21 консультация по профессиональной ориентации для лиц, подлежащих освобождению из учреждений УФСИН России по Томской области.

При поддержке Департамента труда и занятости населения Томской области в исправительных учреждениях установлены пять терминалов с банком данных вакансий Томской области (ФКУ ИК-3, 4, ТВК-1, 2, УИИ), в остальных учреждениях терминалы установлены на собственные средства.

Департаментом труда и занятости населения Томской области была утверждена ведомственная целевая программа Томской области от 28 декабря 2012 г. № 155 «Регулирование рынка труда Томской области». По программе на трудоустройство граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказаний, запланирована сумма 2846 тыс. рублей на 50 осужденных ежегодно. Кроме того, в целях создания условий по превентивному трудоустройству осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, в рамках программы осуществляется компенсирование части налоговых выплат организациям, трудоустроившим осужденных.

В целях выполнения мероприятий по превентивному трудоустройству и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освобождающихся в возрасте от 18 до 23 лет, УФСИН России по Томской области на координационном совещании по обеспечению правопо-

рядка в Томской области был утвержден механизм совместных действий.

Еще одним положительным аспектом в рассматриваемом направлении может служить заключенное соглашение с Департаментом социальной защиты населения Томской области, координирующее работу в соответствии с установленными полномочиями, и с лицами, осужденными без изоляции от общества.

Центр социальной поддержки населения районов Томской области (далее -Центр) оказывает содействие в части проведения консультаций указанной категории лиц по вопросам жизнеустройства, трудоустройства, восстановления утраченных документов, оказания материальной помощи, направления на стационарное социальное обслуживание (при наличии оснований и согласии гражданина), участия в мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления совместно с другими организациями и учреждениями на территории муниципального образования, направленных на социальную реабилитацию лиц, освободившихся их мест лишения свободы.

Например, областное государственное учреждение «Центр социальной адаптации г. Томска» регламентирует свою деятельность по вопросам: предоставления временного (до шести месяцев в году) проживания и регистрации; направления на стационарное социальное обслуживание (при наличии оснований и согласии гражданина); оказания помощи вещами через «Салон дареных вещей»; оказания консультативной помощи по вопросам жизнеустройства; содействия в трудоустройстве; содействия в получении юридической помощи. В указанный центр направляются освободившиеся осужденные, не имеющие социально полезных связей, а

также места жительства (18-23 человека в год).

Налажено взаимодействие с Департаментом начального и среднего профессионального образования Томской области по проблеме обучения осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, в учебных заведениях среднего профессионального образования Томской области на безвозмездной основе.

Ряд вопросов деятельности учреждений УФСИН России по Томской области решаются при содействии администрации, правоохранительных органов Томской области, г. Томска.

В соответствии с распоряжением губернатора Томской области от 5 июня 2009 г. № 375-РА была принята программа «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, а также лицам, осужденным к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, и содействие их социальной реабилитации на территории Томской области на 20102011 гг.». Цель данной Программы -обеспечение профилактики правонарушений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, путем оказания социальной, правовой помощи, трудовой занятости, бытового устройства, медицинского обеспечения граждан, осужденных без лишения свободы, и лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Для продолжения данной работы в 2012 г. УФСИН России по Томской области поданы предложения, которые включены в разд. 3 «Ресоци-ализация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к иным видам наказаний» проекта долгосрочной целевой программы «Повышение общественной безопасности в Томской области (2014-2018 гг.)»,

в части социальной адаптации осужденных после освобождения, их дополнительного обучения профессиям и трудоустройства, а также создания дополнительных условий для их физического воспитания в учреждении, который был утвержден постановлением Администрации Томской области от 10 декабря 2013 г. № 522а «Об утверждении государственной программы ,,Повышение общественной безопасности в Томской области (2014-2018 гг.)"».

Программа предусматривает следующие направления:

- реализация Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области программы «Жизненные навыки» в колониях для несовершеннолетних осужденных (ФКУ ВК-2 УФСИН России по Томской области) с объемом финансирования 470 тыс. руб., то есть проведение не менее 16 занятий в год, общее количество прошедших обучение - не менее 250 человек;

- оказание Департаментом социальной защиты населения Томской области адресной социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, лицам, прошедшим курс лечения от наркотической зависимости, семьям, имеющим в своем составе наркозависимых (приобретение одежды, товаров первой необходимости на бытовые нужды, оформление документов, проезд), с объемом финансирования 2176 тыс. руб. и ежегодным оказанием социальной помощи не менее чем 80 гражданам;

- организация Департаментом по культуре и туризму Томской области и УФСИН России по Томской области профессионального обучения лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказания, профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, с

объемом финансирования 2100 тыс. руб. и ежегодным обучением лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказания.

Для комплексного решения проблем ресоциализации осужденных необходимо создание общегосударственной системы помощи гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, принятие федерального закона о социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из мест лишения свободы, и создание специальной службы, реализующей политику государства в этой сфере.

Указанные мероприятия позволят снизить рост количества рецидивных преступлений за счет повышения эффективности воспитательной, социальной, психологической, медицинской, правовой и иной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, и лицам без определенного места жительства, восстановления ими утраченных и нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество.

Список литературы

1. Караваев О. В., Субботина О. М. Совершенствование форм и механизмов взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти по вопросам социальной адаптации осужденных // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 24-25 нояб. 2016 г.) : в 2 т. Рязань, 2016. Т. 2. С. 437-440.

2. Реент Ю. А., Реент Я. Ю. Становление и развитие общественного контроля за деятельностью пенитенциарной системы в Российской империи (XIX -начало ХХ в.) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 205-212.

3. Терехин В. И., Чернышов В. В. Статистический анализ и прогнозирование рецидивных преступлений // Человек: преступление и наказание. 2016. № 2. С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.