УДК 343.848:364.04
СИСТЕМА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ (НА ПРИМЕРЕ УФСИН РОССИИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ]
Реферат: рассматриваются правовые, организационные и практические проблемы исправительного воздействия на осужденных в период их ре-социализации. Определены показатели для методики расчета эффективности социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства (на примере Томской области): доля рецидивных преступлений от общего количества преступлений, совершенных в Томской области; количество лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, прошедших реабилитацию в центрах социальной адаптации; количество лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства, получивших меры социальной поддержки в территориальных структурных подразделениях Министерства социальной защиты населения Томской области; доля трудоустроенных граждан, освободившихся из мест лишения свободы, от общего числа граждан, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся в центры занятости; доля граждан, освободившихся из мест лишения свободы, прошедших профессиональное обучение, от общего числа граждан, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся
© Горкина С. А., 2017
С. А. Горкина
в центры занятости; количество несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Исходя из системы исправительных технологий работы с осужденными можно сделать вывод о том, что комплексная работа, направленная на ре-социализацию осужденных в течение всего периода отбывания наказания, позволяет улучшить адаптационные возможности личности в условиях временной социальной изоляции, уменьшить криминализацию личности в условиях исправительного учреждения, обучить социально важным навыкам, необходимым для успешной адаптации после освобождения, а систематическая работа по повышению компетентности сотрудников исправительного учреждения и интеграции деятельности способствует повышению эффективности коррекци-онного воздействия на осужденных.
Ключевые слова: ресоциализация, исправительные технологии, взаимодействие с региональными и муниципальными органами власти, социальная помощь осужденным.
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, и приня-
той подпрограммой 3 «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний» Государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312, особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти по повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества, и создание системы новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях в области психологии, педагогики и права.
В субъектах Российской Федерации идет процесс разработки, принятия и утверждения региональных программ социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы [1, с. 438]. В настоящее время в 68 субъектах Российской Федерации действуют 186 региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской и иной помощи. Все это подчеркивает целенаправленность и последовательность государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний по обеспечению постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращению рецидива преступлений, а также активизации работы по привлечению общественности к оказанию социальной помощи осужденным и проведению воспитательной работы с ними, совершенствованию со-
трудничества с институтами гражданского общества, созданию условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы [2, с. 207-210].
В настоящее время одной из основных задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является оказание осужденным помощи в социальной адаптации на основе важнейших принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. Методы и средства исправления и воспитания осужденных должны применяться с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденного на основе психолого-педагогических методов (ст. 1, 8, 9, 109, 110 УИК РФ). Это позволит рационально применять средства исправления осужденных, соединяя наказание с исправительным воздействием путем глубокого конструктивного анализа современных пенитенциарных реалий, использования специальных диагностических и коррекцион-ных методик и создания на основе этого системы ресоциализации осужденных, позволяющей обеспечить единство требований и непрерывности воспитательного процесса во время пребывания в местах предварительного заключения и в исправительном учреждении.
Система ресоциализации - это совокупность качественно различных, связанных сложными и динамическими отношениями методов воздействия на осужденных. Система как целое проявляет системные свойства, которыми не обладает ни одна из ее составных частей, поэтому система ресоциали-зации должна подчиняться одной основной цели, а не сводиться к частным задачам ее отдельных элементов или связей между ними.
К отрицательным факторам, способствующим совершению повторных
преступлений осужденными, относятся отсутствие работы и соответствующих документов для трудоустройства, незанятость трудом или учебой, психологические проблемы, разногласия с семьей, обществом, отсутствие места жительства, алкогольная и наркотическая зависимость [3, с. 18-20]. Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению и нарушению трудовой дисциплины, поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.
Определенная часть граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет постоянного места жительства и нуждается в социальной реабилитации в специализированных учреждениях, основанной на специальных методиках и подходах.
Положительным примером может служить опыт УФСИН России по Томской области, где для обеспечения социальной помощи осужденным как в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы, так и после освобождения заключены соглашения с департаментами Томской области в сфере социального обслуживания населения. Предметом соглашения является совместная деятельность сторон по вопросам обеспечения занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также лиц, осужденных без лишения свободы и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе несовершеннолетних. Количество трудоустроенных от всех обратившихся в среднем составляет 35 %.
В рамках соглашения Департамент труда и занятости населения осущест-
вляет взаимодействие с исправительными учреждениями УФСИН России по Томской области в рамках консультирования осужденных, освобождаемых из учреждений исполнения наказаний, в школе по подготовке осужденных к освобождению. В текущем году представителями Департамента труда и занятости населения Томской области проведена 21 консультация по профессиональной ориентации для лиц, подлежащих освобождению из учреждений УФСИН России по Томской области.
При поддержке Департамента труда и занятости населения Томской области в исправительных учреждениях установлены пять терминалов с банком данных вакансий Томской области (ФКУ ИК-3, 4, ТВК-1, 2, УИИ), в остальных учреждениях терминалы установлены на собственные средства.
Департаментом труда и занятости населения Томской области была утверждена ведомственная целевая программа Томской области от 28 декабря 2012 г. № 155 «Регулирование рынка труда Томской области». По программе на трудоустройство граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказаний, запланирована сумма 2846 тыс. рублей на 50 осужденных ежегодно. Кроме того, в целях создания условий по превентивному трудоустройству осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, в рамках программы осуществляется компенсирование части налоговых выплат организациям, трудоустроившим осужденных.
В целях выполнения мероприятий по превентивному трудоустройству и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освобождающихся в возрасте от 18 до 23 лет, УФСИН России по Томской области на координационном совещании по обеспечению правопо-
рядка в Томской области был утвержден механизм совместных действий.
Еще одним положительным аспектом в рассматриваемом направлении может служить заключенное соглашение с Департаментом социальной защиты населения Томской области, координирующее работу в соответствии с установленными полномочиями, и с лицами, осужденными без изоляции от общества.
Центр социальной поддержки населения районов Томской области (далее -Центр) оказывает содействие в части проведения консультаций указанной категории лиц по вопросам жизнеустройства, трудоустройства, восстановления утраченных документов, оказания материальной помощи, направления на стационарное социальное обслуживание (при наличии оснований и согласии гражданина), участия в мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления совместно с другими организациями и учреждениями на территории муниципального образования, направленных на социальную реабилитацию лиц, освободившихся их мест лишения свободы.
Например, областное государственное учреждение «Центр социальной адаптации г. Томска» регламентирует свою деятельность по вопросам: предоставления временного (до шести месяцев в году) проживания и регистрации; направления на стационарное социальное обслуживание (при наличии оснований и согласии гражданина); оказания помощи вещами через «Салон дареных вещей»; оказания консультативной помощи по вопросам жизнеустройства; содействия в трудоустройстве; содействия в получении юридической помощи. В указанный центр направляются освободившиеся осужденные, не имеющие социально полезных связей, а
также места жительства (18-23 человека в год).
Налажено взаимодействие с Департаментом начального и среднего профессионального образования Томской области по проблеме обучения осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, в учебных заведениях среднего профессионального образования Томской области на безвозмездной основе.
Ряд вопросов деятельности учреждений УФСИН России по Томской области решаются при содействии администрации, правоохранительных органов Томской области, г. Томска.
В соответствии с распоряжением губернатора Томской области от 5 июня 2009 г. № 375-РА была принята программа «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, а также лицам, осужденным к наказаниям и иным мерам уголовно-правовой ответственности, не связанным с изоляцией от общества, и содействие их социальной реабилитации на территории Томской области на 20102011 гг.». Цель данной Программы -обеспечение профилактики правонарушений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, путем оказания социальной, правовой помощи, трудовой занятости, бытового устройства, медицинского обеспечения граждан, осужденных без лишения свободы, и лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Для продолжения данной работы в 2012 г. УФСИН России по Томской области поданы предложения, которые включены в разд. 3 «Ресоци-ализация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к иным видам наказаний» проекта долгосрочной целевой программы «Повышение общественной безопасности в Томской области (2014-2018 гг.)»,
в части социальной адаптации осужденных после освобождения, их дополнительного обучения профессиям и трудоустройства, а также создания дополнительных условий для их физического воспитания в учреждении, который был утвержден постановлением Администрации Томской области от 10 декабря 2013 г. № 522а «Об утверждении государственной программы ,,Повышение общественной безопасности в Томской области (2014-2018 гг.)"».
Программа предусматривает следующие направления:
- реализация Департаментом по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области программы «Жизненные навыки» в колониях для несовершеннолетних осужденных (ФКУ ВК-2 УФСИН России по Томской области) с объемом финансирования 470 тыс. руб., то есть проведение не менее 16 занятий в год, общее количество прошедших обучение - не менее 250 человек;
- оказание Департаментом социальной защиты населения Томской области адресной социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, лицам, прошедшим курс лечения от наркотической зависимости, семьям, имеющим в своем составе наркозависимых (приобретение одежды, товаров первой необходимости на бытовые нужды, оформление документов, проезд), с объемом финансирования 2176 тыс. руб. и ежегодным оказанием социальной помощи не менее чем 80 гражданам;
- организация Департаментом по культуре и туризму Томской области и УФСИН России по Томской области профессионального обучения лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказания, профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, с
объемом финансирования 2100 тыс. руб. и ежегодным обучением лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказания.
Для комплексного решения проблем ресоциализации осужденных необходимо создание общегосударственной системы помощи гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, принятие федерального закона о социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из мест лишения свободы, и создание специальной службы, реализующей политику государства в этой сфере.
Указанные мероприятия позволят снизить рост количества рецидивных преступлений за счет повышения эффективности воспитательной, социальной, психологической, медицинской, правовой и иной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, и лицам без определенного места жительства, восстановления ими утраченных и нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество.
Список литературы
1. Караваев О. В., Субботина О. М. Совершенствование форм и механизмов взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти по вопросам социальной адаптации осужденных // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 24-25 нояб. 2016 г.) : в 2 т. Рязань, 2016. Т. 2. С. 437-440.
2. Реент Ю. А., Реент Я. Ю. Становление и развитие общественного контроля за деятельностью пенитенциарной системы в Российской империи (XIX -начало ХХ в.) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 205-212.
3. Терехин В. И., Чернышов В. В. Статистический анализ и прогнозирование рецидивных преступлений // Человек: преступление и наказание. 2016. № 2. С. 16-21.