Боронникова Л. А. Проблемы в деятельности уголовно-исполнительных инспекций по своевременному привлечению осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ (на примере Пермского края) // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). C.11-16.
Вогопшкоуа L. A. Problems in activity of criminal and executive inspections on timely involvement of convicts to serving sentence in the form of corrective works (on the example of Perm region). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 3 (78). Pp. 11-16. (In Russ.)
УДК 343.8
Л. А. Боронникова
Пермский государственный национальный исследовательский университет;
Филиал по Кировскому району г. Перми Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю», Пермь, Россия
ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО СВОЕВРЕМЕННОМУ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ К ОТБЫВАНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
Боронникова Лилия Александровна - магистрант направления «Юридические технологии правотворчества и правоприменения»; инспектор.
E-mail: shindeykina@mail. ru
На основе анализа и статистической информации выявлены основные проблемы, возникающие в деятельности уголовно-исполнительных инспекций и касающиеся трудоустройства осужденных к исправительным работам на примере филиалов Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю», а именно: отсутствие желания у администрации организаций и предприятий принимать на работу осужденных, отсутствие у организаций свободных рабочих мест, а у осужденных - документов, нужных для заключения трудового договора. Приводится утверждение, что выдача (замена) данных документов на общих основаниях существенно ограничивает возможность уголовно-исполнительной инспекции исполнять приговор суда. В связи с этим целесообразно принять межведомственный нормативный правовой акт по взаимодействию Уголовно-исполнительной инспекции с Министерством обороны, Управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел России, Пенсионным фондом Российской Федерации в отношении выдачи (замены) документов, необходимых для трудоустройства осужденных.
Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, осужденные, исправительные работы, трудоустройство осужденных, привлечение к отбыванию наказания, документы, необходимые для трудоустройства осужденных.
L. A. Bоrоnnikova
Perm State University; The Penitentiary Inspectorate The Main Directorate of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Perm region, Branch for the Kirov district of the city of Perm, Perm, Russia
© Боронникова Л. А., 2017
PROBLEMS IN ACTIVITY OF CRIMINAL AND EXECUTIVE INSPECTIONS ON TIMELY INVOLVEMENT OF CONVICTS TO SERVING SENTENCE IN THE FORM OF CORRECTIVE WORKS (ON THE EXAMPLE OF PERM REGION)
Boronnikova Liliya Aleksandrovna - Postgraduate of the direction "Legal techniques of lawmaking and law enforcement"; Inspector.
On the basis of the analysis and statistical information the main problems in activity of criminal and executive inspectorates for employment of convicts to corrective works on the example of Federal Penitentiary Service of Russia for the Perm region are revealed: lack of desire at administration of the organizations and the enterprises to employ convicts, absence at the organizations of free jobs, and at convicts - the documents necessary for execution of an employment agreement. The statement is provided that issue (replacement) of these documents in accordance with general practice significantly limits a possibility of criminal and executive inspection to execute the court verdict. In this regard it is expedient to accept interdepartmental standardly legal the act on interaction of The Penitentiary Inspectorate with the Ministry of Defence, Management concerning migration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Pension Fund of the Russian Federation concerning issue (replacement) of the documents necessary for employment of convicts.
Key words: penitentiary inspectorates, convicts, corrective works, employment of convicts, attraction to serving sentence, documents necessary for employment of convicts.
Согласно данным Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» (ФКУ УИИ ГУФСИН по Пермскому краю), в 2016 г. численность осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера (АППГ-19462) составила 23 063 человека, из них несовершеннолетних (АППГ-644) - 789. По сравнению с 2015 г. численность осужденных без изоляции от общества увеличилась на 3 601 человека [4].
Следует констатировать, что число осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера растет с каждым годом, при этом система видов наказания, альтернативных лишению свободы, остается нереализованной как в санкциях статей Уголовного кодекса Российской Федерации1 (УК РФ), так и в практической деятельности судов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС).
По мнению Ю. А. Тихомирова, на результативность деятельности УИС влияет правовой фактор, т. к. само «управление как комплексное явление невозможно без "участия" правовой науки. Речь идет о применении права в урегулировании разных сторон управленческой деятельности, о ясной регламентации прав и ответственности субъектов управления» [7, с. 36].
Функционирование уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) в уголовно-процессуальной деятельности в целях предупреждения преступности предполагает, в первую очередь, правовую состоятельность, т. е. достаточное правовое регулирование на уровне закона, что является гарантией законности деятельности всех субъектов профилактики [1].
Анализ практической деятельности УИИ показал ее низкую эффективность в настоящее время. Это обусловлено, в частности, недостаточным правовым обеспечением деятельности УИИ, значительно отстающим от потребностей практики [6, с. 103]. Опро-
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
шенные нами сотрудники ФКУ УИИ ГУФСИН по Пермскому краю, отвечая на вопрос «Что в первую очередь необходимо сделать УИИ, чтобы повысить эффективность борьбы с преступностью?», указали: совершенствовать законодательную базу (70 % опрошенных), совершенствовать уровень профессиональной подготовки сотрудников (около 30 %).
Результативность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, в том числе УИИ, а также достижение целей уголовного наказания непосредственно связаны с состоянием уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, регулирующего вопросы исполнения приговора.
В настоящее время функционирование УИИ по привлечению осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ уже устоялось. Л. П. Питкевич отмечает: «Применение исправительных работ изменялось и совершенствовалось, но содержание их оставалось неизменным, его уголовно-правовая сущность заключается в установлении порядка некоторых трудовых и материальных прав и интересов осужденного» [5, с. 111]. К сожалению, исправительные работы связаны с большим числом проблемных вопросов. Рассмотрим их далее.
Так, осужденные отбывают исправительные работы (ИР) по основному месту работы, а осужденные, которые не имеют места работы, - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе места жительства осужденного. Список таких организаций и предприятий систематически запрашивается у органов местного самоуправления (ОМС) для последующего согласования с УИИ. Несмотря на то, что список видов и объектов отбывания ИР ежегодно проходит согласование с ОМС, трудоустройство осужденным не гарантируется. Это связано с тем, что процесс определения данных предприятий (организаций) законодательно не урегулирован, эффективных мер воздействия на руководство организаций у местных властей практически нет. Тем самым российское законодательство не обязывает работодателей официально устраивать на работу осужденных к ИР.
По мнению специалистов [3], одним из путей решения данной проблемы может стать подготовка нормативных правовых актов о льготном налогообложении организаций, принимающих на работу осужденных к ИР. Кроме того, необходимо создать механизм квотирования рабочих мест для осужденных к ИР. Следует внести дополнения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ1, а именно: наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по созданию условий для официального трудоустройства осужденных к ИР, включая стимулирование организаций, принимающих на работу осужденных к ИР, посредством предоставления налоговых льгот и иных преимуществ .
Учитывая вышеуказанные сложности, рассмотрим опыт стран - участников Содружества Независимых Государств в трудоустройстве осужденных к наказанию в виде ИР. К примеру, в законодательстве Республики Азербайджан закреплено, что осужденный может самостоятельно или с помощью государственных органов занятости населения устроиться на работу в течение трех месяцев. В нынешних российских условиях это избавило данный вид наказания от ненужной репрессивности (к примеру, срок может составлять три недели или пятнадцать дней). Если же осужденный за указанный период не трудоустроился, можно предусмотреть занятие его работой в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, сохранив при этом общий тридцатидневный
1 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.
2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. № 1772-р (ред. от 23 сент. 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
срок. Заметим, что такая возможность самостоятельного трудоустройства осужденного к ИР была предусмотрена в законодательстве РФ ранее1.
Анализируя вопросы исполнения наказания в виде исправительных работ, некоторые правоведы считают нецелесообразным назначение этого вида наказания иностранным гражданам и лицам без гражданства. Это обусловлено тем, что при решении вопроса о применимости ИР в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства следует изначально установить не только разрешение на работу, но и наличие у них права проживания на территории Российской Федерации.
Так, в филиал по Кировскому району г. Перми ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю поступил приговор на исполнение в отношении гражданина Республики Азербайджан И., осужденного к исправительным работам на срок 1 год 10 месяцев с удержанием из заработной платы в доход государства 15 %. Осужденный И. является иностранным гражданином, проживает на территории РФ без соответствующего разрешения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 июня 2002 г.2, работодатель имеет право привлекать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников; в свою очередь, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Осужденный И. не имел регистрации по месту пребывания или вида на жительство в России, не имел основного места работы. У осужденного отсутствовали также удостоверяющие личность документы, а для их восстановления необходим выезд за пределы России; однако И. осужден приговором суда РФ, соответственно, выезд И. за пределы РФ ограничен. В связи с этим трудоустроить осужденного И. не представилось возможным.
На основании вышесказанного и в целях нормативно-правового совершенствования и оптимизации законодательства, регулирующего исполнение ИР, необходимо:
1. Внести изменения в ч. 5 ст. 50 УК РФ, а именно дополнить ее следующим содержанием:
«Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации...».
2. Закрепить в законодательстве (но не в уголовном) положение, что места отбывания исправительных работ определяются УИИ по согласованию не только с органами местного самоуправления, но и с органами службы занятости населения. Это обусловлено тем, что порядок определения мест отбывания наказания, установленный в ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации3, неэффективен, осложняет трудоустройство осужденных и на практике часто не соблюдается УИИ.
3. Внести изменения в Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части обеспечения со стороны государства необходимых гарантий гражданам, нуждающимся в трудоустройстве и осужденным к исправительным работам, - путем разработки и реализации программ поддержки занятости, организации
1 Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания: приказ МВД РФ от 1 июля 1997 г. № 403 (ред. от 16 сент. 2002 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 18. (Утратил силу.)
2 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032.
3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.
дополнительных рабочих мест, создания специализированных организаций, установления квоты для приема на работу, обучения по специальным программам и пр.
Одной из острых проблем является отсутствие у осужденных документов, которые необходимы для официального трудоустройства. В первую очередь это паспорт гражданина РФ. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации1, паспорт гражданина РФ должны иметь все граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. К тому же, согласно ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации , документами, предъявляемыми при заключении трудового договора, являются:
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
• трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
• документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
• документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
• прочие документы.
Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что выдача этих документов, так же как и паспорта гражданина РФ, значительно ограничивает возможность УИИ организовать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить своевременное привлечение осужденных к отбыванию наказания. К тому же практика показывает, что при самостоятельном обращении осужденных в Федеральную миграционную службу Российской Федерации они, как правило, получают отказ по следующим причинам:
• непредставление реквизитов квитанции, свидетельствующей об уплате государственной пошлины;
• отсутствие личных фотографий (полное или в требуемом количестве), их несоответствие установленным требованиям и др. [2, с. 9].
Очевидно, есть необходимость устранить препятствия в организации деятельности УИИ по привлечению осужденных к отбыванию ИР посредством возложения на инспекции дополнительной функции по оказанию осужденным помощи в оформлении и получении документов, необходимых для трудоустройства. Требуется также принять межведомственный нормативный правовой акт, в котором будут предусмотрены положения о взаимодействии ФСИН с Министерством обороны, Управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел России, Пенсионным фондом Российской Федерации, а также их содействие (помощь) в вопросах выдачи (замены) документов, необходимых для трудоустройства осужденных к исправительным работам.
Таким образом, в деятельности уголовно-исполнительных инспекций много проблемных вопросов, касающихся исполнения наказания в виде исправительных работ. И эти вопросы необходимо устранить в ближайшее время, для того чтобы эффективно исполнять уголовные наказания и реализовывать иные уголовные и уголовно-процессуальные меры.
1 Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 (ред. от 18 нояб. 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 28. Ст. 3444.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
Библиографический список
1. Буданова Л. Ю. Правовые основы функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания без изоляции осужденного от общества, в сфере уголовно-процессуальной деятельности при исполнении приговора // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 94-97.
2. Косолапова Д. В. Проблемы современного привлечения уголовно-исполнительными инспекциями осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 9 (172). С. 53-56.
3. Новиков А. В., Габараев А. Ш. Проблемы организации и правового регулирования исполнения наказания в виде исправительных работ [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журнал. 2015. № 2-1. URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=21358 (дата обращения: 15.09.2017).
4. Обзор повторной преступности среди осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, состоящих на учете ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, за 2016 год.
5. Питкевич Л. П. Исправительные работы: история, настоящее и будущее // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 3. С. 111-113.
6. Смирнова И. Н., Байчоров С. И. Проблемы и перспективы функционирования уголовно-исполнительных инспекций. Псков, 2013. 212 с.
7. Тихомиров Ю. А. Научная организация управления. М., 1973. 173 с.