УДК 343.8
DOI: 10.17223/22253513/24/4
Н.В. Ольховик
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
Определяются правовые основы, направления и формы контроля уголовно-исполнительных инспекций за осужденными без изоляции от общества. Контроль за отдельными категориями осужденных отличается только своим предметом. Формы и методы осуществления контрольной деятельности одинаковы для всех осужденных, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций. В статье содержатся предложения по индивидуализации контроля, а также совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства.
Ключевые слова: предупреждение рецидивной преступности, альтернативы лишению свободы, непенитенциарный режим, контроль за осужденными без изоляции от общества.
Общие вопросы контроля за осужденными. Осуществление контроля за поведением осужденных без изоляции от общества подробно регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее -УИК РФ), Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной Приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258. Контроль за осужденными предполагает проверку выполнения ими требований, предусмотренных УИК РФ в отношении каждого вида наказания и иной меры уголовно-правового характера. Вместе с тем к числу обязанностей осужденных без изоляции от общества, предусмотренных УИК РФ, можно также отнести и некоторые из основных обязанностей осужденных, указанных в ст. 11 УИК РФ. Исходя из того, что ст. 11 УИК РФ содержится в гл. 2 «Правовое положение осужденных» и относится к числу норм Общей части уголовно-исполнительного законодательства, следовательно, ее положения в принципе должны действовать в отношении всех осужденных, в том числе и осужденных без изоляции от общества [1. С. 396].
Контроль уголовно-исполнительной инспекции за поведением осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества осуществляется в трех формах. Во-первых, проверка осужденных по учетам органов внутренних дел с точки зрения совершения ими правонарушений и преступлений в период нахождения на учете. Во-вторых, проверка осужденных по месту жительства, работы (учебы) и в общественных местах, которая проводится сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции, органа внутренних дел или представителями администрации (ра-
ботодателем), выступающими в этом случае субъектами контроля. В-третьих, контроль может осуществляться посредством бесед с осужденными. Указанные формы контроля, составляющие его содержание, нельзя отождествлять с объектом контроля. Все эти формы необходимы для осуществления контроля за соблюдением осужденными предъявляемых к ним требований. Вместе с тем приведенный перечень форм осуществления контроля не означает, что все они выполняют только одну функцию - контрольную. Нельзя сбрасывать со счетов тот предупредительный и воспитательный потенциал, который они в себе несут.
Все формы контроля носят обязательный периодический характер. Проверка осужденных по существующим учетам органов внутренних дел осуществляется ежеквартально. Ее результаты в письменном виде подшиваются в личное дело осужденного. Исключением в этом случае являются осужденные к обязательным работам, они должны быть проверены по существующим учетам органов внутренних дел при постановке на учет. Повторные проверки могут быть осуществлены по мере необходимости. Данный вывод обусловлен небольшими сроками обязательных работ (от 60 до 480 часов, не более 4 часов в день, т.е. от 15 дней до 4 месяцев без учета выходных), а также отсутствием в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации каких-либо мер воздействия на осужденных к обязательным работам, совершивших административные правонарушения в течение срока исполнения приговора суда. Вместе с тем первая проверка необходима для определения форм профилактической работы с каждым осужденным.
Контроль по месту работы (учебы) осуществляется представителями администрации (работодателем) и сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции. Его периодичность должна зависеть от личности осужденного, а минимально возможная периодичность проверок сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции определена действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (осужденные к обязательным работам - один раз за время отбывания наказания, осужденные к исправительным работам - один раз в год, женщины с отсрочкой - один раз в случае трудоустройства, условно осужденные с обязанностью, связанной с трудом, - один раз при трудоустройстве).
Контроль в общественных местах осуществляется сотрудниками органа внутренних дел, а в случае необходимости - сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции. Он направлен на выявление фактов неправомерного поведения осужденных.
В плане обеспечения получения максимума информации о подконтрольном, необходимой для проведения с ним воспитательной работы, необходимо отметить такую форму контроля, как беседы. Они в зависимости от поставленной цели могут носить не только информативный, но и профилактический характер. Практика показывает, что для проведения плановых бесед около 60 % лиц, состоящих на учете, вызываются в инспекцию ежеквартально. Исключение составляют случаи, когда на условно осужденного возложена обязанность ежемесячно являться в инспекцию для регистрации или он нарушил требования режима, в связи с чем и вызывается в инспекцию «вне плана». Периодичность осуществления любой из названных форм контроля может
быть при необходимости увеличена сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций путем письменного обоснованного запроса на имя начальника органа внутренних дел, а контроль по месту работы (учебы) со стороны администрации (работодателя) - путем письменного запроса производственной (учебной) характеристики.
Как контроль за исполнением приговора суда, так и профилактическая работа, проводимая уголовно-исполнительной инспекцией с осужденными, осуществляются в соответствии с требованиями Уголовного, Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов. Профилактическая работа с осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, организуется только индивидуально. Уголовно-исполнительная инспекция имеет возможность индивидуализировать формы, методы и периодичность проведения контрольных и профилактических мероприятий. В этом плане уголовно-исполнительным инспекциям следует учитывать требования Европейских правил в отношении общественных санкций и мер взыскания 1992 г., которые содержат критерии, которым должны отвечать эти требования. Во-первых, инструкции органа, исполняющего наказание, выпускаемые во исполнение решения о наказании и мерах, должны быть четкими и носить практический характер. Во-вторых, они не должны предъявлять к правонарушителю требования, выходящие за рамки требований, вытекающих из решений о наказании (правила 27, 73). В-третьих, они должны индивидуализироваться для каждого отдельного случая и категории осужденных (правило 24). В-четвертых, характер, содержание и способы применения общинных наказаний и мер должны исключить возможность риска нанесения физической или психической травмы (правило 26) [2. С. 114-132]. Об индивидуализации работы с осужденными без изоляции от общества говорят и зарубежные ученые [3. С. 429-444].
Содержание специального индивидуального предупреждения рецидива отличается в зависимости от примененного наказания или иной меры уголовно-правовой ответственности, не связанного с изоляцией от общества. Рассматривать формы контроля за осужденными без изоляции от общества необходимо применительно к каждой категории осужденных без изоляции от общества.
Особенности контроля за осужденными к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии с ч. 3 ст. 33 УИК РФ уголовно-исполнительные инспекции обязаны контролировать соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверять исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным. В соответствии со ст. 34 УИК РФ требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный. В соответствии со ст. 35 УИК РФ требования приговора о лишении права заниматься определенной дея-
тельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения из инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие запрещенной деятельностью, изъять соответствующий документ и направить сообщение об этом в инспекцию. В течение одного месяца после постановки на учет инспекция обязана проверить место работы осужденного либо орган, аннулировавший право заниматься запрещенной деятельностью, на предмет исполнения приговора. О проведенной проверке составляется мотивированная справка, к которой прилагаются документы, подтверждающие его исполнение.
В случае увольнения осужденного из организации, в которой он работал, в его трудовую книжку вносится соответствующая запись, о чем извещается уголовно-исполнительная инспекция. В случае если запись в трудовую книжку не внесена, инспекция обязана обратиться в организацию с требованием о ее занесении.
Контроль за исполнением соответствующей администрацией запрета занимать определенные должности на государственной службе или в органах местного самоуправления осуществляется инспекцией не реже одного раза в шесть месяцев, если осужденный работает именно в этих учреждениях. О проведенной проверке составляется мотивированная справка, к которой прилагаются документы, подтверждающие исполнение приговора.
Особенности контроля за осужденными к обязательным работам. В ч. 3 ст. 25 УИК РФ указывается, что уголовно-исполнительные инспекции контролируют поведение осужденных. На наш взгляд, контролируется не просто поведение вообще, а его соответствие определенным требованиям. Применительно к обязательным работам эти требования определяются ст. 11 и 26 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Статья 26 УИК РФ рассматривает в качестве таковых соблюдение внутреннего распорядка организаций, в которых отбываются обязательные работы; добросовестное отношение к труду; работу на определенных для осужденного объектах; отработку установленного судом срока обязательных работ; уведомление уголовно-исполнительной инспекции об изменении места жительства.
Изложенное позволяет сделать вывод, что уголовно-исполнительные инспекции обязаны контролировать поведение осужденных не вообще, а с точки зрения исполнения ими требований порядка отбывания обязательных работ. Данное обстоятельство, как представляется, необходимо отразить в ч. 3 ст. 25 УИК РФ.
Согласно ст. 28 УИК РФ на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются:
- контроль за выполнением осужденными определенных для них работ;
- уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов;
- уведомление уголовно-исполнительных инспекций об уклонении осужденных от отбывания обязательных работ.
Контроль за выполнением осужденными определенных для них работ включает в себя учет отработанного осужденным времени, объема и качества выполненных работ.
Отработанное время фиксируется представителем работодателя в табеле учета срока обязательных работ, по истечении срока обязательных работ заверяется печатью организации и направляется в уголовно-исполнительную инспекцию.
Контроль объемов и качества работ осуществляется работодателем и оформляется нарядом на работу либо другим документом. По истечении срока обязательных работ наряды заверяются печатью организации и направляются в уголовно-исполнительную инспекцию.
В случае если осужденный не вышел на обязательные работы без уважительных причин, перестал работать или нарушил трудовую дисциплину, работодатель обязан сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию для принятия к осужденному мер, предусмотренных законодательством.
В то же время действующее уголовно-исполнительное законодательство (ч. 1 ст. 28 УИК РФ), возлагая на администрацию организации, в которой осужденный отбывает обязательные работы, обязанность уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания, не предусматривает периодичности этого уведомления, а также ответственности за ненадлежащее выполнение администрацией своих обязанностей, а также за нарушение правил учета отработанного осужденным времени. Уведомление о количестве отработанных часов должно быть еженедельным, поскольку уголовно-исполнительная инспекция в соответствии с ч. 2 ст. 27 УИК РФ обязана проверять, отработал ли осужденный в неделю положенные 12 часов.
В целях оперативного реагирования уголовно-исполнительной инспекции на поведение осужденного разумным представляется то, что сообщать в УИИ об уклонении осужденного от отбывания наказания администрация обязана не позднее следующего дня с момента обнаружения нарушения.
Уголовно-исполнительная инспекция не реже одного раза в период отбывания наказания осужденным к обязательным работам обязана проверить правильность исполнения приговора суда непосредственно на объекте их выполнения и в организации. По результатам такой проверки составляется акт проверки исполнения приговора к обязательным работам. В этом акте излагаются сведения о соблюдении условий отбывания наказания, состоянии контроля за поведением осужденного на производстве, выполнении объемов работ и их качестве. При выявлении нарушений в акте указывается, какие меры необходимо принять, чтобы эти нарушения устранить. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается представителем уголовно-исполнительной инспекции, проводившим проверку, а также руководителем администрации организации, подпись которого заверяется печатью. Один экземпляр акта вручается руководителю организации, а второй - с отметкой о получении экземпляра руководителем организации, подшивается в соответствующее дело уголовно-исполнительной инспекцией.
Уголовно-исполнительная инспекция при контроле за выполнением осужденным обязательных работ обязана применять меры предупредительного характера в случаях уклонения осужденного от исполнения приговора суда. Такой мерой согласно ч. 1 ст. 29 УИК РФ является предупреждение осуж-
денного об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение порядка и условий отбывания наказания.
Предупреждение выносится в письменной форме и доводится осужденному под роспись в двух случаях: если осужденный не вышел на обязательные работы без уважительной причины; если осужденный нарушил трудовую дисциплину при отбытии обязательных работ.
При вынесении предупреждения уголовно-исполнительная инспекция обязана отобрать у осужденного объяснение причин нарушения.
Особенности контроля за осужденными к исправительным работам. В ч. 3 ст. 39 УИК РФ указывается, что уголовно-исполнительные инспекции контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также с участием сотрудников органов внутренних дел в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных.
Что касается контроля за соблюдением условий отбывания наказания, то эти условия применительно к исправительным работам определяются УИК РФ. В качестве таковых рассматриваются соблюдение внутреннего распорядка организаций, в которых отбываются исправительные работы и трудовой дисциплины; запрет увольняться с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции; добросовестное отношение к труду; явка в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову; отработка установленного судом срока исправительных работ; уведомление уголовно-исполнительной инспекции об изменении места работы и жительства.
В то же время вызывает интерес предписание ч. 3 ст. 39 УИК РФ, в соответствии с которым уголовно-исполнительные инспекции с участием сотрудников органов внутренних дел в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, обязаны контролировать поведение осужденных уже не с точки зрения исполнения ими требований порядка отбывания исправительных работ, а поведение вообще. Инструкция конкретизирует это предписание и указывает, что уголовно-исполнительная инспекция обязана проверять осужденных по месту жительства и в общественных местах, а также по специальным учетам органа внутренних дел. Но поскольку контролируется не просто поведение вообще, а его соответствие определенным требованиям, постольку в данном случае инспекция обязана проверять осужденных с точки зрения совершения ими правонарушений и преступлений, а также характеристики по месту жительства. В целом следует признать правильной логику законодателя, так как такая проверка поведения осужденных в конечном счете позволит убедиться в степени достижения цели исправления и выполнении назначенным наказанием своей функции. Однако совершение осужденными административных правонарушений или их отрицательная характеристика сами по себе не являются основаниями для применения к осужденным мер взыскания.
Как указывалось ранее, уголовно-исполнительная инспекция обязана проверять исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные. Согласно ст. 43 УИК РФ на администрацию
организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются:
- правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке;
- контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним;
- соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных УК РФ;
- уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.
Уголовно-исполнительная инспекция не реже одного раза в год проверяет по месту работы осужденных правильность удержаний из их заработной платы и состояние их дисциплины. В результате составляется акт. В нем излагаются сведения о соблюдении условий отбывания наказания, правильности удержаний и своевременности их перечисления, состоянии контроля за поведением осужденного на производстве, данные о нарушениях трудовой дисциплины, мерах поощрения и взыскания, проведении воспитательной работы. При выявлении нарушений в акте указывается, какие меры необходимо принять, чтобы эти нарушения устранить.
Администрация организации, в которой работает осужденный (также как уголовно-исполнительная инспекция и сам осужденный), вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного (ч. 7 ст. 44 УИК РФ).
В случаях если осужденный к исправительным работам допустил прогул, появился на работу в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения или не явился на работу в указанный в извещении срок, администрация организации, в которой он работает, обязана сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию для принятия к осужденному профилактических мер, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция обязана вынести ему предупреждение в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации (ч. 2 ст. 46 УИК РФ).
О возложении на осужденного к исправительным работам обязанности до двух раз в месяц являться для регистрации уголовно-исполнительная инспекция выносит постановление, которое доводит осужденному под подпись. При вынесении предупреждения уголовно-исполнительная инспекция обязана отобрать у осужденного объяснение причин нарушения. Объяснение и предупреждение подшиваются в личное дело.
Особенности контроля за осужденными к ограничению свободы. При исполнении ограничения свободы помимо проведения бесед профилактического характера уголовно-исполнительные инспекции осуществляют привлечение осужденного к отбыванию наказания в соответствии со ст. 47.1 УИК РФ; ведут учет срока отбытого наказания (в соответствии со ст. 49 УИК РФ); контролируют порядок отбывания ограничения свободы и исполнение осужденным своих обязанностей (в соответствии со ст. 50 УИК РФ); ведут учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; осуществляют надзор за осужденными и принимают меры по предупреждению с их стороны нарушений установленного порядка отбывания наказания; оказывают осужденным помощь в трудоустройстве; проводят с ними воспитательную работу; применяют установленные меры поощрения (в соответствии со ст. 57, 59 УИК РФ); осуществляют надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы (в соответствии со ст. 60 УИК РФ).
За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой ст. 58 УИК РФ, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений (ч. 2 ст. 58 УИК РФ). В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно-исполнительной инспекции или замещающее его лицо может внести в суд соответствующее представление (ч. 3 ст. 58 УИК РФ). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы (ч. 5 ст. 58 УИК РФ). Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, согласно ч. 5 ст. 58 УИК РФ влечет ответственность в соответствии со ст. 314 УК РФ.
Особенности контроля за осужденными условно. Статья 188 УИК РФ предусматривает, что «уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей». Помимо этого, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях говорит и о контроле за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных не только судом, но
и инспекцией. Изложенное позволяет сделать вывод, что вопрос о предмете контроля однозначно не решается в упомянутых нормативно-правовых актах.
Контроль за условно осужденными предполагает систематическую проверку их поведения для оказания воспитательного воздействия на них и применения мер взыскания. В соответствии с Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества уголовно-исполнительная инспекция должна ежеквартально проверять условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности. Необходимо иметь в виду, что среди всех административных правонарушений, совершенных осужденным, уголовно-исполнительная инспекция должна в первую очередь отслеживать те из них, которые посягают на общественный порядок. Ибо только совершение этих административных правонарушений является основанием для вынесения предупреждения осужденному и возможного продления испытательного срока в соответствии с ч. 2 ст. 74 УК РФ. Совершение условно осужденным иных административных правонарушений может учитываться только при их характеристике.
Как показало исследование, предоставленную законом возможность посетить осужденного по месту жительства уголовно-исполнительные инспекции используют не всегда. Так, почти половина состоящих на учете осужденных посещались по месту жительства ежеквартально. Ежемесячно проверялись на дому только 16 % подучетных, 30 % - один раз в полугодие, а в отношении 5 % осужденных проверок проведено не было.
Вместе с тем проверки осужденных нередко носят чисто формальный характер, поскольку из соответствующих справок (рапортов) невозможно получить информацию, характеризующую его личность, условия и образ жизни. Сложившаяся ситуация обусловлена не только отсутствием заинтересованности участковых инспекторов, но и объективными и субъективными факторами деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
Что касается посещений условно осужденных по месту работы, то они, по нашим данным, осуществляются в среднем один раз в квартал и только в сельской местности. При этом сотрудники инспекций беседуют с начальниками отделов кадров, запрашивают характеристики на условно осужденных. В городских инспекциях, как правило, это не делается, представить характеристику с места работы считается «долгом» самого осужденного. В практике инспекций по этому поводу бытует мнение, что проверять осужденного по месту работы нецелесообразно, так как: а) это может отрицательно сказаться на его профессиональной деятельности; б) закон и Инструкция не требуют посещать условно осужденных по месту работы, даже и в том случае, когда на них возложены обязанности «не менять места работы без уведомления УИИ», «поступить на работу», «трудоустроиться», «работать»; в) с точки зрения экономии времени инспектора контроль за исполнением этих обязанностей возможен и целесообразен без проведения этого мероприятия: инспекции обязывают осужденного принести справку о том, что он работает, и характеристику с места работы.
С некоторыми из приведенных положений вполне можно согласиться. Но в целом существующую практику инспекций вряд ли можно считать оправ-
данной. Во-первых, такой подход по существу превращает контроль в регистрацию поступившей документации без знания реального положения дел. В связи с этим в практике есть немало случаев, когда осужденные предоставляли фальсифицированные положительные характеристики и справки с места работы. Во-вторых, учитывая, что эти характеристики носят формальный характер и на 95 % являются «положительными» (а отрицательную осужденный не понесет), инспекции лишаются возможности получить действительные сведения о поведении осужденного и скорректировать проведение с ним профилактической работы. В-третьих, при существующей практике «бремя» контроля на 90 % перекладывается на осужденного и тем самым превращает контроль в самоконтроль. В-четвертых, не взаимодействуя с трудовым коллективом или в крайнем случае с работодателем, инспекция не использует возможности иных субъектов профилактики. В-пятых, экономия времени инспектора может быть достигнута, если посещение по месту работы сделать обязанностью представителей общественности, например, опять возродить институт общественных инспекторов уголовно-исполнительных инспекций. В-шестых, в Инструкции есть нормы, возлагающие на инспекцию дополнительные обязанности. Так, например, обязанность инспекции ежеквартально направлять в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции. На наш взгляд, эта обязанность является излишней, поскольку влечет дополнительные затраты рабочего времени инспектора, так как обо всех условно осужденных, поставленных на учет уголовно-исполнительной инспекции, соответствующие подразделения органов внутренних дел узнают из поступающих к ним сообщений.
В то же время анализ практики позволяет сделать вывод и о том, что инспекции проводят стандартный набор контрольных мероприятий: проверку по спецучетам, посещение по месту жительства, проведение беседы, как правило, с одинаковой периодичностью (ежеквартально, ежемесячно) в отношении всех осужденных, находящихся на учете. Это во многом обусловлено и требованиями ведомственной Инструкции, в которой, как нам представляется, индивидуальный подход к каждому осужденному четко не определен.
Таким образом, в целях обеспечения осуществления непрерывного и всестороннего контроля за поведением испытуемых целесообразно включить в ведомственную инструкцию норму, предусматривающую обязанность уголовно-исполнительных инспекций не реже чем один раз в месяц проводить беседы с осужденными и проверять их по месту жительства, а также ежеквартально проверять поведение осужденных по месту работы. Это правило позволит не только обеспечить непрерывность контроля, но и повысить результативность качественной стороны его осуществления, которая не сводится исключительно к периодичности, к частоте, а требует пересмотра существующих форм и методов этой деятельности, а также круга субъектов, ее осуществляющих.
При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, от-
бирает у него объяснение и выносит письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения. Изучение практики применения уголовно-исполнительной инспекцией предупреждений требует решения вопросов об основании их вынесения и сроке действия.
Основанием вынесения предупреждения являются следующие факты: уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, или нарушение общественного порядка, которое повлекло привлечение к административной ответственности.
Как показала практика, инспекции не всегда единообразно толкуют понятие «уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных судом». В литературе отмечается, что «уклонение от исполнения возложенных судом обязанностей не может толковаться единообразно», и предлагается исключить его из числа оснований продления испытательного срока, предусмотрев вместо него «неисполнение обязанности(ей), возложен-ной(ых) судом».
Существуют ли достаточные основания для такого решения? Думается, что нет. Понятие «уклонение» в отличие от «неисполнения» не должно сводиться только к объективному неисполнению возложенных судом обязанностей. При установлении «уклонения» должны приниматься во внимание и причины, способствующие совершению этого правонарушения. В противном случае можно считать «уклоняющимся» и того осужденного, который не исполнил возложенные обязанности по уважительным причинам, препятствующим их исполнению. Такой подход вряд ли является справедливым и противоречит традиционному пониманию термина «уклонение» правовой наукой. Следовательно, под «уклонением» необходимо понимать неисполнение обязанности без уважительных причин. К их числу можно отнести болезнь осужденного либо его родственников, специфику работы, не позволяющей осужденному являться на регистрацию ежемесячно, отсутствие средств на проезд в инспекцию в сельской местности и т. п.
В этой связи уместен и другой вопрос: обязан ли осужденный сообщать в инспекцию о невозможности исполнения предъявляемых к нему судом требований?
Действительно, в соответствии с ч. 4 ст. 188 УИК РФ осужденный обязан отчитываться о своем поведении. В уголовно-исполнительном законодательстве и юридической литературе не раскрывается смысловое значение требования «отчитываться перед уголовно-исполнительной инспекцией». Указанные обстоятельства, на наш взгляд, являются одной из причин различного толкования этой обязанности в правоприменительной практике. Как представляется, содержание этого предписания необходимо определить в УИК РФ. Оно должно сводиться к обязанности осужденных информировать инспекцию о выполнении общих и специальных требований режима испытания (исполнении обязанностей, возложенных на него судом, соблюдении общественного порядка), а также представлять объяснения по всем вопросам, связанным с исполнением приговора, в порядке, установленном УИИ. Способы информирования инспекции при этом могут быть самыми разнообразными, но должны соизмеряться с целевой направленностью этого требования режима (например, посещение инспекции в этих целях либо передача сведений с
помощью имеющихся технических средств связи). Что же касается «представления объяснений...», то исполнение этой обязанности осужденным, как правило, должно осуществляться посредством посещения им контролирующего органа, поскольку это позволит инспекции не только получить «отчет о поведении», но и провести с ним профилактическую беседу.
Но кто должен являться инициатором исполнения этого предписания: осужденный или уголовно-исполнительная инспекция? Представляется, что, поскольку инспекция обязана выяснить причины и условия совершения нарушения, она и должна требовать от осужденного «отчитаться» о своем поведении.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дополнения ст. 190 УИК РФ нормой следующего содержания: «Уклонением осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей является их неисполнение без уважительных причин. Уважительными являются обстоятельства, объективно не позволяющие осужденному выполнить ту или иную обязанность».
Интересен и вопрос о сроке действия предупреждения о возможной отмене условного осуждения. Действующее законодательство не предусматривает срока, в течение которого это предупреждение действует. Вместе с тем поскольку и отмена условного осуждения по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 74 УК РФ, и продление испытательного срока (ч. 2 ст. 74 УК РФ) возможны при наличии данного предупреждения, это имеет принципиальное значение для решения многих вопросов, возникающих в процессе реализации данной меры уголовно-правового характера. Кроме того, обеспечительное воздействие предусмотренной законом возможности сокращения испытательного срока, полной или частичной отмены возложенных судом обязанностей также увязывается с решением этого вопроса. Отмечая определенную несогласованность ч. 5 ст. 190 УИК РФ с ч. 3 ст. 74 УК РФ в части определения периода расчета систематичности неисполнения обязанностей, наиболее оптимальной мы считаем норму, предусмотренную уголовно-исполнительным законодательством. Принимая один год за основу этого расчета, получаем, что все предупреждения, которые последовали за неисполнением обязанностей, также как и сами нарушения должны иметь место в течение года. Следовательно, срок, в течение которого условно осужденный считается подвергнутым предупреждению о возможности отмены, равен одному году со дня его вынесения. В связи с этим следует дополнить ст. 190 УИК РФ ч. 7 следующего содержания: «Условно осужденный считается подвергнутым предупреждению о возможности отмены условного осуждения в течение года со дня его вынесения». Введение этой нормы снимет проблемы, возникающие в деятельности суда и уголовно-исполнительной инспекции при решении вопросов, связанных с реализацией и отменой условного осуждения.
Особенности контроля за осужденными с отсрочкой отбывания наказания. Часть 7 ст. 177 УИК РФ предусматривает, что «уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за его поведением». Положение говорит только о «контроле за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также за исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и
инспекцией». В содержание контроля включается: «постановка осужденного на учет; ежемесячная проверка по существующим учетам органов внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности; ежеквартальное посещение по месту жительства с целью выявления фактов уклонения от воспитания ребенка и ухода за ним; профилактические беседы с осужденным, его родственниками и лицами, которые могут оказать на него положительное влияние; посещение по месту работы в случае нарушения трудовой дисциплины осужденным; иные мероприятия, связанные с осуществлением контроля за поведением осужденного, его образом жизни и отношением к воспитанию ребенка». Если сравнить рассматриваемые нормы, нетрудно заметить, что указанные нормативные, в том числе ведомственные акты включают в содержание контроля первоначальные розыскные мероприятия, «иные мероприятия, связанные с осуществлением контроля за поведением осужденного, его образом жизни и отношением к воспитанию ребенка», «контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства». Изложенные обстоятельства, на наш взгляд, свидетельствуют, что поскольку перечисленные направления контрольной деятельности занимают разное место в механизме ее осуществления, постольку вопрос о содержании контроля однозначно не решен.
Применительно к отсрочке отбывания наказания предмет контроля, т. е. предъявляемые к осужденному требования, определяются Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами РФ. Статья 82 УК РФ рассматривает в качестве таковых исполнение обязанностей по воспитанию ребенка и уходу за ним. Статья 178 УИК РФ к их числу добавляет соблюдение осужденным общественного порядка и трудовой дисциплины. Вместе с тем, как отмечалось ранее, к числу обязанностей осужденных, предусмотренных УИК РФ, можно также отнести и некоторые из основных обязанностей осужденных, указанных в ст. 11 УИК РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод, что предметом контроля является поведение осужденных с точки зрения исполнения ими требований отсрочки отбывания наказания. В связи с чем целесообразно изложить ч. 7 ст. 177 УИК РФ в следующей редакции: «Уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за исполнением им обязанностей по воспитанию ребенка и уходу за ним, соблюдением общественного порядка и трудовой дисциплины, а также иных обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством».
Вместе с тем можно говорить и о формах контроля. В качестве таковых можно рассматривать постановку осужденного на учет; ежемесячную проверку по существующим учетам органов внутренних дел; ежемесячное посещение по месту жительства; профилактические беседы с осужденным, его родственниками и лицами, которые могут оказать на него положительное влияние; посещение по месту работы в случае нарушения трудовой дисциплины осужденным; иные мероприятия, связанные с осуществлением контроля за его поведением, образом жизни и отношением к воспитанию ребенка. Указанные формы осуществления контрольной деятельности, составляющие ее содержание, нельзя отождествлять с объектом контроля. Все эти формы необходимы для осуществления контроля за соблюдением осужденными ус-
ловий отсрочки отбывания наказания. Вместе с тем приведенный перечень форм осуществления контроля не означает, что все они выполняют одинаковую функцию. Некоторые из них нужны для того, чтобы обеспечить осуществление контроля. Например, учет является организационным средством обеспечения самого контроля, поскольку его отсутствие приведет к невозможности установить ни объект контроля, ни его пределы. Проведение первоначальных розыскных мероприятий также невозможно рассматривать только в качестве мер контроля, поскольку они предназначены для последующего осуществления за ними контроля, т.е. их осуществление также является средством обеспечения осуществления контроля.
Изложенные обстоятельства позволяют судить о необходимости дополнения Инструкции абзацем следующего содержания: «Для обеспечения осуществления контроля уголовно-исполнительные инспекции ведут персональный учет осужденных, а если осужденный скрылся - осуществляют первоначальные розыскные мероприятия в порядке, установленном в настоящей Инструкции».
В соответствии со ст. 178 УИК РФ осужденному, к которому применена отсрочка отбывания наказания, допустившему нарушение общественного порядка или трудовой дисциплины, если в отношении его в период отсрочки применялись меры административного или дисциплинарного взыскания либо если он уклонялся от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция объявляет предупреждение.
Литература
1. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: учеб. для вузов / под ред. А.И. Зубкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2006. 720 с.
2. Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций: сборник нормативно-правовых актов / под ред. О.В. Филимонова. М.: PRI, 2002. 332 с.
3. Durnescu I. Probation skills between education and professional socialization / I. Durnescu // European Journal of Criminology. 2014. Vol. 11, № 4. Р. 429-444.
Olkhovik Nikolay V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation)
INDIVIDUALIZATION OF CONTROL OF CRIMINAL AND EXECUTIVE INSPECTIONS OVER CONVICTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY
Key words: prevention of recidivism, alternative to imprisonment, non-penitentiary security, control over convicts without isolation from society.
Criminal executive inspectorates hold a standard set of events to control the behavior of those sentenced to punishment or to other measures of criminal and legal character without isolation from society. A subject of control is the behavior of convicts from the point of view of adhering to the requirements provided in the Penal Code of the Russian Federation in relation to the corresponding punishment or other measure of criminal and legal character. The analysis of current penal legislation allows in certain cases the expansion of the subject under control. According to Part 3, Article 39 of the Penal Code of the Russian Federation criminal and executive inspections together with law-enforcement bodies and according to the order provided by legislation of the Russian Federation are obliged to control the behavior of convicts in general, but not from the viewpoint of their adherence to the requirements of corrective works serving. In general, it is necessary to accept legislators' logic because such control of convicts' behavior will allow realizing the achievement of correction goals.
However, the commission of administrative offences by those sentenced to corrective works or their negative characteristics do not constitute the bases for taking disciplinary actions against them.
Convicts are controlled according to the records of law-enforcement bodies from the point of view of registered offences and crimes during saddling with a police record; at the place of residence, at the job (study) address and in public places, at last, during conversations with convicts. The enumerated forms of control cannot be identified with the subject of control. They are necessary for controlling the observance by convicts of requirements imposed on them. At the same time, the provided list of forms of control does not mean that all of them perform only one function - that of control. It is necessary to take into account their precautionary and educational potential.
All forms of control are obligatory. Penal legislation strictly regulates the frequency of implementation of each control action. However, the existing rules of implementation of control activity do not provide its individualization depending on the identity of the convict and his behavior during serving a sentence or realization of other measure of criminal and legal character, which is not connected with imprisonment.
The author proves the need of individualization of control on the part of criminal and executive inspections over separate categories of those sentenced without isolation from society. The article formulates a number of suggestions to improve legislation.
References
1. Zubkov, A.I. (2006) Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: teoriya, zakonodatel'stvo, mezhdu-narodnye standarty, otechestvennayapraktika kontsa XIX- nachala XXI veka [Russian Criminal Law: Theory, legislation, international standards, domestic practice of the late 19th - early 21st centuries]. 3rd ed. Moscow: Norma.
2. Filimonov, O.V. (2002) Organizatsionno-pravovye osnovy deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nykh inspektsiy: sbornik normativno-pravovykh aktov [Organizational and legal bases of the activity of the criminal executive inspections: A collection of normative legal acts]. Moscow: PRI.
3. Durnescu, I. (2014) Probation skills between education and professional socialization. European Journal of Criminology. 11(4). pp. 429-444. DOI: 10.1177/1477370813504162