УДК 343.847 ББК 67.409
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10077
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ИНВАЛИДОВ
Постановка проблемы
Леонид Николаевич ТАРАБУЕВ, преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки инженерно-экономического факультета Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний,
кандидат юридических наук E-mail: tarabuev@list.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология, уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении осужденных инвалидов. Проводится анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной практики. На основании анкетирования сотрудников уголовно-исполнительных инспекций делаются выводы о соблюдении прав указанной категории осужденных. Раскрываются причины низкого привлечения осужденных инвалидов к исполнению наказания в виде исправительных работ. Анализируется деятельность уголовно-исполнительных инспекций по заявленной теме.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, исправительные работы, осужденный, инвалид, привлечение к труду.
Annotation. The article discusses some aspects of the execution of punishment in the form of correctional work in respect of convicted disabled persons. The analysis of the current criminal-executive legislation and law enforcement practice is carried out. On the basis of a questionnaire survey of employees of the penitentiary inspections, conclusions are drawn on the observance of the rights of this category of convicts. Reveals the reasons for the low involvement of convicted persons with disabilities in the execution of punishment in the form of correctional labor. Analyzed the activities of the penitentiary inspections on the stated topic.
Keywords: criminal executive inspection, corrective labor, convicted person, disabled person, recruitmen.
Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества и сопряженные с трудовым воздействием на осужденного, являются одними из самых эффективных и распространенных мер принуждения в мире. Одним из таких наказаний являются исправительные работы.
Как показывает практика, данный вид наказания является одним из наиболее часто применяемых уголовных наказаний в Российской Федерации, о чем свидетельствуют данные статистики.
Так, на 1 марта 2019 г. в 81-м Федеральном казенном учреждении «Уголовно-исполнительная инспекция» (далее — ФКУ УИИ) и 1347 филиалах из числящихся на учете 503 351 человек,
осужденных к наказаниям без лишения свободы количество лиц, осужденных к исправительным работам, составляло 44 737 человек1.
В связи с привлечением к уголовной ответственности лица, осужденные к рассматриваемому виду наказания, не могут быть приняты на военную службу и службу в правоохранительных органах, а также не могут и продолжить в них свою трудовую деятельность. Кроме того, они не могут быть приняты на государственную гражданскую службу или продолжить работу, если установленные в отношении осужденного ограничения исключают возможность исполнения должностных обязанностей, например, они лишены права занимать должности судей, присяжных, арбитражных заседателей.
№ 2/2019
В зависимости от вида совершенного преступления такие осужденные не могут заниматься адвокатской и другой предпринимательской деятельностью. Данный перечень не является полным списком всех возможных ограничений.
Вместе с тем назначение осужденному исправительных работ, предусматривает возложение на осужденного обязанности трудиться по основному месту работы, либо в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (далее — УИИ), но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ).
Результаты проведенного нами исследования показывают, что весьма острой с точки зрения организационно-правового обеспечения в деятельности УИИ остается проблема привлечения к исправительным работам осужденных, являющихся инвалидами (за исключением инвалидов первой группы, которым в соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ данный вид наказания не назначается).
На конец 2017 г. численность инвалидов, отбывающих наказание в виде исправительных работ, составила 249 человек (АППГ — 208, рост на 19,71%)2.
75% опрошенных (респондентами с 2010 по 2017 г. выступили 1172 сотрудника, представители руководящего состава УИИ, обучающиеся образовательных организаций ФСИН России) считают, что руководители предприятий и организаций не выполняют требования законодательства, в частности, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ3, который обязывает руководителей предприятий и организаций создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе осужденных к исправительным работам, в соответствии с квотой для приема на работу этой категории лиц.
Согласно закону инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) установления в организациях, независимо от форм собственности, гарантированного количества свободных рабочих мест для приема на работу инвалидов;
2) стимулирования создания дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
3) квотирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) разработки программ реабилитации инвалидов и в соответствии с ними создания условий труда;
5) развития предпринимательской деятельности инвалидов;
6) организации обучения, подготовки и переподготовки инвалидов по новым востребованным профессиям.
В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны:
1) обеспечивать рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида создавать соответствующие условия труда.
Вместе с тем каждый третий эксперт считает, что руководство ФКУ УИИ не проявляет инициативу в аспекте реализации требований указанного законодательного акта. 55% опрошенных сотрудников отмечают в качестве сдерживающего фактора своевременного трудоустройства осужденных к исправительным работам, являющихся инвалидами, недобросовестность сотрудников ФКУ УИИ в своевременном уточнении органами местного самоуправления перечня мест для отбывания наказания в виде исправительных работ с учетом наличия вакансий на предприятиях и в организациях.
Почти каждый второй из опрошенных респондентов уверен в том, что при организации исполнения исправительных работ для этой категории осужденных не проявило достаточной профессиональной настойчивости руководство территориальных органов ФСИН России.
Вместе с тем органы государственной власти субъектов России в соответствии с законодательством имеют право содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специализированных рабочих мест для их трудоустройства. Однако исследование показало, что в половине случаев на уровне регионов этот вопрос не решен.
В соответствии с законодательством по инициативе ФКУ УИИ органы местного самоуправления обязаны уточнять и изменять перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ с учетом наличия вакансий на
№ 2/2019
предприятиях и организациях. Однако, по данным исследования, только в 50% случаев такая работа проводится, 23% практических работников отмечают, что указанный вопрос в их регионе не решен, а 25% сотрудников и руководителей УИИ о таких решениях не знают.
Основные причины такого положения, когда в ряде регионов ФКУ УИИ не прорабатывают в полной мере вопросы квотирования рабочих мест на предприятиях и в организациях для лиц, осужденных к исправительным работам, являющихся инвалидами, кроются, прежде всего, в несовершенстве федерального и регионального законодательства, что подтверждается и данными опроса. На это обстоятельство указывают более 65% респондентов. 35% респондентов связывают такое положение с неумением руководства ФКУ УИИ работать в этом направлении и как следствие — отсутствие эффектив-
ного взаимодействия УИИ с органами местного самоуправления.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что давно назрела необходимость внесения изменений в законодательные акты, тем или иным образом касающиеся исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении осужденных инвалидов.
1 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Офиц. сайт ФСИН России: http://fsin.su/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ка%20Ш8/ 09.04.2019 (Дата обращения: 09.04.2019)
2 См.: ФСИН-1. Раздел 15. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций за четвертый квартал 2017 г. (нарастающим итогом с начала года).
3 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс»
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Гражданский процесс.
9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 687 с. Гриф МО РФ.
Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели
978-5-238-03168-2
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.
№ 2/2019