УДК 343.847 ББК 67.409
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10316
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Леонид Николаевич ТАРАБУЕВ, преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки инженерно-экономического факультета Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний,
кандидат юридических наук E-mail: tarabuev@list.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье на основе анализа официальных данных и результатов проведенного исследования обозначаются основные проблемы привлечения осужденных к исправительным работам. Автор формулирует некоторые организационные и правовые предложения по обеспечению деятельности уголовно-исполнительных инспекций, направленные на повышение эффективности исполнения наказания в виде исправительных работ. В частности, автором предлагаются меры, направленные на выполнение плановых показателей по уровню привлечения осужденных к исправительным работам.
Рассматриваются условия для трудоустройства осужденных к исправительным работам, по обеспечению результативного взаимодействия инспекций с органами местного самоуправления и органами государственной власти региона. Вносятся предложения по изменению регионального законодательства в аспекте снижения ставки налога на прибыль учреждений и правового регулирования обязательного квотирования рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным работам.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, исправительные работы, осужденный, плановый показатель, привлечение к труду.
Annotation. In the article, based on the analysis of official data and the results of the study, the main problems of attracting convicts to correctional labor are indicated. The author formulates some organizational and legal proposals for ensuring the activities of criminal-executive inspections aimed at improving the efficiency of the execution of punishment in the form of correctional work. In particular, the author proposes measures aimed at the implementation of planned indicators in terms of the involvement of convicts in corrective labor.
The conditions for employment of convicts sentenced to correctional labor, ensuring effective interaction of inspectorates with local governments and public authorities in the region are considered. Proposals are being made to change regional legislation, in terms of reducing the tax rate on institutions and the legal regulation of compulsory quoting of workplaces for persons sentenced to correctional labor.
Keywords: criminal executive inspection, correctional work, convict, planned indicator, labor recruitment.
В настоящее время Россия стоит на пути преобразований, изменяется роль государства в жизни общества и личности. Формируется новая политико-правовая система и нравственно-культурная среда Российского государства, что, безусловно, отражается и на сфере исполнения уголовных наказаний.
Так, за последние годы учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы проделана объемная, социально ориентированная и государственно значимая работа по совершенствованию своей деятельности. Решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики государства, гуманизацию исполнения наказаний.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
Важным этапом этого процесса было принятие Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, в соответствии с которым изменилось содержание такого наказания, как исправительные работы. Оно стало назначаться как лицам, которые имели основное место работы до осуждения, так и лицам, которые не имели такового.
Как показывает практика, данный вид наказания является одними из наиболее часто применяемых уголовных наказаний в Российской Федерации, о чем свидетельствуют данные статистики.
На 1 марта 2019 г. в 81-м Федеральном казенном учреждении «Уголовно-исполнительная инспекция» и 1347 филиалах из числящихся на учете 503 351 человека осужденных к наказаниям без лишения свободы количество лиц, осужденных к исправительным работам, составляло 44 737 человек1.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией (далее — УИИ). Одним из основных показателей деятельности УИИ в сфере исполнения исправительных работ является плановый показатель по уровню привлечения осужденных к указанным работам.
В соответствии с материалами исследования (анкетирования) за период с 2010 по 2018 г. подавляющее большинство респондентов (ими выступили 1172 сотрудника, представители руководящего состава УИИ, обучающиеся образовательных организаций ФСИН России) полагают, что плановые показатели привлечения осужденных к исправительным работам, в том числе по своевременному трудоустройству осужденных, носят объективный характер; они адекватно оценивают работу УИИ в данном направлении.
В то же время каждый пятый из опрошенных работников полагает, что указанные показатели на практике «вынуждают» сотрудников, и прежде всего руководителей УИИ и ФКУ УИИ, к искажению отчетности2.
В целях выполнения плановых показателей по уровню привлечения осужденных к исправительным работам и недопущения искажения отчетности в деятельности УИИ, на наш взгляд, следует:
1) проводить соответствующую подготовительную работу по созданию условий для трудо-
устройства осужденных к исправительным работам как со стороны УИИ, так и со стороны руководства территориального органа ФСИН России; на последнее обстоятельство указало 45% от общего числа опрошенных экспертов из числа практических работников; в то же время 10% респондентов видят виновных в неудовлетворительной работе организации в сотрудниках УИИ;
2) обеспечить результативное взаимодействие УИИ с органами местного самоуправления и органами государственной власти региона (с таким мнением согласны 55% опрошенных респондентов);
3) принять меры организационно-правового характера по повышению заинтересованности и созданию стимулов у работодателей (руководителей предприятий и учреждений) в создании рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным работам. По мнению 90% опрошенных практических работников, указанное обстоятельство является основным препятствием в организации привлечения осужденных к исправительным работам;
4) на уровне субъекта Российской Федерации необходимо изучить вопросы изменения регионального законодательства в аспекте снижения ставки налога на прибыль учреждений (независимо от форм собственности), предоставляющих рабочие места лицам, осужденным к исправительным работам (60% экспертов поддерживают такие изменения);
5) УИИ проработать вопросы правового регулирования обязательного квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях для лиц, осужденных к исправительным работам (таково мнение 52% респондентов).
В целях совершенствования правового обеспечения организации деятельности УИИ в сфере исполнения исправительных работ также необходимо:
1) повысить уровень юридической ответственности за нарушения исполнительской дисциплины сотрудников УИИ и их профессиональную подготовку по данному направлению (20%);
2) наладить правовое обеспечение координации органов и учреждений, осуществляющих рассматриваемый вид деятельности, что позволит значительно улучшить привлечение осужденных к исправительным работам;
3) улучшить правовое регулирование методического и информационно-аналитического обеспечения функционирования УИИ, от которого напрямую зависит качество планирования
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
деятельности УИИ в сфере предупредительно-профилактического воздействия на подучетных лиц (42%).
Таким образом, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России и с учетом положений современного законодательства деятельность уголовно-исполнительных инспекций требует дополнительной правовой регламентации и надлежащей организации ресурсного обеспечения управленческой деятельности.
Изложенные нами предложения позволят повысить не только эффективность исполнения
наказания в виде исправительных работ, но и будут способствовать снижению уровня рецидивной преступности в целом.
1 Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Офиц. сайт ФСИН России // http://fsin.su/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ка%20Ш8/ 09.04.2019 (Дата обращения: 09.04.2019)
2 См., напр.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2016 г.: Обзор ФСИН России от 27.03.2017 г. № исх-08-18384.
Сенаторова О.Ю. Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях.
Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 61 с.
Предназначено для руководителей подразделений, центров психологической диагностики, психологов кадровых подразделений, врачей медико-профилактических организаций МВД России, сотрудников спецподразделений МВД России, а также для образовательных организаций по направлению «Психология».
Рассматриваются теоретические и практические положения, направленные на разработку способов психологической профилактики и регуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных ситуациях профессиональной деятельности, а также методические проблемы диагностики психических состояний. Предлагаются возможные пути по профилактике и преодолению негативных психических состояний у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных задач в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях.
о.ю. Сенатором
Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел
В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019