УДК 343.847
ББК 67.409.11 F.V. GRUSHIN
Г91
CORRECTIVE LABOUR IN THE RUSSIAN FEDERATION: SOME PROBLEMS AND WAYS OF THEIR DECISION
Annotation: the article describes the use of punishments without security from society, punishments as corrective
labour are dealt with. Keywords: convicted person, alternatives to custody, corrective labour.
ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГРУШИН, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовно-исполнительного права (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация: в статье идет речь об использовании наказаний без изоляции от общества, в частности рассматриваются наказания в виде исправительных работ. Ключевые слова: осужденный, альтернативные наказания, исправительные работы.
В Российской Федерации в настоящее время наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, в силу различных причин уделяется повышенное внимание. В 1990 г. ООН приняла Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), в которых провозгласила важность и необходимость применения альтернативных наказаний.
Необходимость более широкого использования наказаний без изоляции осужденного от общества очевидна. То количество граждан, которые содержатся в местах изоляции от общества (по состоянию на 1 января 2014 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 677,2 тыс. человек), тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды среди населения.
На протяжении последнего времени необходимость повсеместного внедрения альтернативных наказаний находила свое отражение на самых различных уровнях1. Не стала исключением и принятая 14 октября 2010 г. Концеп-
- ISSN 2072-2427 Уголовно-исп
ция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее -Концепция).
В настоящее время политика в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний проводится по двум основным направлениям. Во-первых, расширяется круг преступлений, за которые предусмотрены альтернативные наказания. Во-вторых, вводятся новые виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.
Так, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде-рации»2 был предусмотрен новый вид уголовного наказания в виде принудительных работ, введение в действие положений которого с 1 января 2017 г. определено Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 431-Ф3 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"»3.
Кроме того, продолжается процесс совершенствования действующих альтернативных наказаний. Одним из таких наказаний являют-
1нительное право. 2014. № 1 -
ся исправительные работы. Содержание наказания в виде исправительных работ образуют правоограничения, установленные уголовным, уголовно-исполнительным и трудовым законодательством. К ним относятся:
- продолжительность наказания, установленная приговором суда;
- незачет в срок наказания времени, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам;
- принудительный характер труда;
- запрещение увольнения осужденных с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции;
- удержание части заработной платы осужденных в доход государства на протяжении всего срока наказания, установленного приговором суда, из ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- начисление пособия по временной нетрудоспособности не из всей заработной платы, а за вычетом удержаний, установленных приговором суда;
- сокращенный ежегодный отпуск;
- наличие судимости в течение года после отбытия наказания.
Институт исправительных работ на законодательном уровне претерпел серьезные изменения как с введением в 1997 г. новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, так и в 2003 г. со вступлением в силу федеральных законов от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"» и № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
7 декабря 2011 г. был принят очередной Федеральный закон № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором исправительные работы подверглись новым изменениям. Так, в настоящее время исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполни-
тельными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Предыдущая редакция гласила, что «исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного». Таким образом, снято законодательное ограничение на возможность для осужденного отбывать наказание по основному месту работы, что необходимо рассматривать как положительный фактор. Кроме того, данный Федеральный закон установил, что началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.
Законодатель также предусмотрел, что в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание не только лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ, но и принудительными работами в такой же пропорции.
С учетом анализа действующего законодательства (в первую очередь Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ), а также, принимая во внимание практическую деятельность УИИ и имеющиеся статистические данные, при исполнении наказания в виде исправительных работ можно выявить ряд проблем.
1. Нормы уголовно-исполнительного законодательства не исключают возможности самостоятельного трудоустройства осужденного, что создает существенные проблемы при исполнении наказания в виде исправительных работ. В случае трудоустройства осужденного до постановки на учет УИИ в организацию, не включенную в соответствующий перечень, УИИ согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ. Однако место отбывания наказания, определяемое осужденному к исправительным работам, должно быть в районе его места жительства. На практике возникают случаи, когда осужденный имеет постоянное место жительства в одном регионе (муниципальном образовании), работает в другом регионе (муници-
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1
пальном образовании) на предприятии, имеющем юридический адрес в третьем регионе (муниципальном образовании). При этом компетенция органа местного самоуправления на определение места отбывания исправительных работ ограничивается территорией муниципального образования. В целях разрешения указанной проблемы необходимо на законодательном уровне определить механизм привлечения к отбыванию наказания осужденного, трудоустроившегося после провозглашения приговора в суде или уволившегося с работы после назначения ему наказания в виде исправительных работ.
Необходимо также законодательно закрепить возможность назначения исправительных работ лицам, имеющим основное место работы, только при наличии достоверных сведений об их трудоустройстве.
2. В настоящее время имеют место факты отказа в трудоустройстве осужденных к исправительным работам предприятиями, определенными органами местного самоуправления в соответствии с положениями ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 УИК РФ. При обращении осужденного на данные предприятия по предписанию УИИ он получает отказ в приеме на работу, мотивированный отсутствием вакантных рабочих мест.
В целях стимулирования работодателей к предоставлению рабочих мест осужденным к исправительным работам полагаем целесообразным инициировать подготовку нормативных правовых актов о льготном налогообложении организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам. Решение данной проблемы возможно путем создания механизма квотирования рабочих мест для осужденных к исправительным работам, а также внесения дополнения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предполагающего наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по созданию условий для трудоустройства осужденных к исправительным работам, включая стимулирование организаций, обеспечивающих осужденных к исправительным работам рабочими местами, путем предоставления налоговых льгот и иных преимуществ.
3. Необходимо внести изменения в ч. 3 ст. 50 УК РФ и ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации», разработанному ФСИН России в 2011 г., установив возможность произведения удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого он отбывает наказание.
4. Согласно требованиям ч. 3 и 4 ст. 40 УИК РФ осужденные к исправительным работам не имеют права на увольнение по собственному желанию из организации, в которой отбывают наказание, не могут отказаться от предложенной работы, а также менять место жительства без уведомления сотрудников УИИ. Однако действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность осужденного за неисполнение указанных условий отбывания исправительных работ. Предлагаем внести изменение в соответствующую статью УИК РФ и установить ответственность осужденных к исправительным работам за перечисленные выше нарушения.
5. На основании действующего законодательства трудоустройство иностранных граждан на территории Российской Федерации возможно лишь при наличии соответствующего разрешения, в связи с чем возникают трудности при трудоустройстве указанной категории граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ. УИИ не может обеспечить привлечение осужденного к отбыванию наказания при отсутствии у него соответствующего разрешения, дающего право на трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
Аналогичные проблемы возникают при назначении данного вида наказания лицам без гражданства.
На основании изложенного считаем необходимым предусмотреть в законодательстве Российской Федерации особый порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, осужденным к исправительным работам.
Указанные выше проблемные вопросы, возникающие в процессе исполнения наказания в виде исправительных работ, а также предложения по их решению целесообразно, на наш взгляд, учесть при подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества).
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА_
Список использованной литературы
1 См., напр.: Не будет ни революций, ни контрреволюций! : Послание Президента Рос. Федерации Федеральному Собранию Рос. Федерации от 3 апреля 2001 г. // Рос. газ. 2001. 4 апр.; России надо быть сильной и конкурентоспособной : Послание Президента Рос. Федерации Федеральному Собранию Рос. Федерации от 18 апреля 2001 г. // Там же. 2002. 19 апр.; Послание Президента Рос. Федерации Федеральному Собранию Рос. Федерации от 30 ноября 2010 г. // Там же. 2010. 1 дек.; Послание Президента Рос. Федерации Федеральному Собранию Рос. Федерации от 22 декабря 2011 г. // Там же. 2011. 23 дек.; Послание Президента Рос. Федерации Федеральному Собранию Рос. Федерации от 13 декабря 2012 г. // Там же. 2012. 14 дек.; О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (20072016 годы)» : Постановление Правительства Рос. Федерации от 5 сентября 2006 г. № 540 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2006. № 39. Ст. 4075; Уткин В. А. Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации: первоначальный этап проекта // Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации : материалы Междунар. конф. М., 2001.
2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7362.
3 См.: Там же. 2013. № 52 (Ч. 1). Ст. 6996.
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1