Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ: ОПЫТ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ: ОПЫТ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов М.И., Лузгин С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С КУРСАНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ: ОПЫТ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. И. КУЗНЕЦОВ

доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

С. А. ЛУЗГИН

доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Воспитательная работа с курсантами образовательных организаций ФСИН России: опыт Академии ФСИН России

Воспитательная работа в образовательных организациях ФСИН России является важнейшей составной частью процесса подготовки будущих специалистов для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС). Сегодня аксиоматичным является утверждение о том, что для исправления и ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказания, недостаточно только знаний, умений, навыков и компетенций ее работников, то есть простого выполнения служебных обязанностей. Необходимо формирование такого сотрудника, который способен повлиять на другого человека силой своей личности, помочь осужденным в период отбывания уголовного наказания и в условиях изоляции от общества пе-

ресмотреть свои ценностно-смысловые ориентиры, откорректировать систему социальных отношений, опыт поведения и жизнедеятельности. Для этого в образовательных организациях, являющихся основным элементом и фундаментом кадрового обеспечения УИС, проводится воспитательная работа по формированию личности профессионала. Она строится в соответствии с нормативными актами на принципах личностно-про-фессиональной направленности, индивидуального и дифференцированного подхода, комплексности, системности и непрерывности, целесообразного использования различных методов, средств и форм проведения мероприятий информационно-пропагандистского, патриотического, социально-правового, психолого-педагогического, морально-эти-

ческого, межнационального, культурно-досугового, спортивно-массового и иного характера.

Своеобразие воспитательной работы в вузе состоит в том, что она проводится не только в отведенное распорядком дня время, но и в ходе занятий, то есть в рамках учебного процесса. Педагогической наукой доказано, что эффективность обучения закономерно обусловлена успешностью реализации трех взаимосвязанных функций: образовательной, воспитательной и развивающей. На каждом из проходящих в Академии ФСИН России занятий профессорско-преподавательский состав, используя научные знания, практические ситуации, проблемные задачи, статистические и иные данные, формирует у обучающихся личностно-профессиональные качества будущего специалиста. При этом для участия в занятиях активно приглашаются практические работники исправительных учреждений, ученые, творческие и общественные деятели. Большое воспитательное воздействие на обучающихся оказывают посещение исторических достопримечательностей города Рязани и области, музейных и выставочных экспозиций, проведение лекций-экскурсий патриотической и нравственно-эстетической направленности.

Творческий потенциал обучающихся раскрывается через участие в художественной самодеятельности, включающей в свою структуру духовой оркестр, группу девушек-барабанщиц, хореографический и вокально-инструментальный ансамбли, танцевальную, вокальную и литературно-поэтическую студии, команду КВН. Для их работы характерны не только развитие разнообразных талантов и способностей обучающихся, совершенствование художественного мастерства, но и массовость участия. К постоянной

активной работе коллективов художественной самодеятельности привлечено более 300 курсантов и студентов. Творческие коллективы академии неоднократно становились победителями и лауреатами различных смотров, конкурсов и фестивалей. Постоянно участвуя в гарнизонных, городских, областных, межведомственных и федеральных торжественных мероприятиях, они вносят значительный вклад в патриотическое воспитание молодежи, сохранение славных исторических устоев российского воинства, прославление героических традиций Рязанщины и службы в УИС.

Поднятию престижа службы во ФСИН России, популяризации положительного опыта деятельности в уголовно-исполнительной системе способствует патриотическая и культурно-массовая работа: историко-патриотические и благотворительные акции, общественно значимые торжественные мероприятия, праздничные концерты, официальные ведомственные и региональные мероприятия.

Для личного состава систематически проводятся ставшие традиционными творческие и научные встречи с отечественными и зарубежными учеными, государственными и общественными деятелями, представителями культуры, искусства, спорта. Деятельная активность молодых сотрудников УИС проявляется в ходе участия в многочисленных научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах работ по истории вуза и становлению пенитенциарной системы, фестивалях и смотрах самодеятельного, художественного творчества, музыкальных вечерах, выставках изобразительного искусства, а также при посещении музеев, художественных галерей, музыкальных и драматических театров и кинотеатров. В целях привлечения общественности к

организации культурно-массовой работы академией заключены соглашения о взаимном сотрудничестве с Дворцом молодежи города Рязани, Рязанской областной филармонией, Рязанским театром для детей и молодежи, Рязанским музыкальным колледжем имени Г. и А. Пироговых, Рязанским художественным училищем имени Г. К. Вагнера и рядом средних общеобразовательных школ города Рязани. С учетом многонационального состава обучающихся установлены тесные связи с Рязанской митрополией Русской православной церкви, религиозными организациями мусульман. На территории академии ведется строительство православной часовни.

Позитивно влияет на качество образовательного процесса, подготовку и воспитание специалистов работа по организации и развитию в Академии ФСИН России волонтерского движения. Ранее мы рассказывали, что курсанты академии в составе волонтерских отрядов вузов города Рязани постоянно участвуют в ежегодной благотворительной акции «Подари детям праздник». Кроме того, в академии ведется многолетняя военно-патриотическая поисковая деятельность. Личные вещи солдат и офицеров, различные виды оружия, останки самолетов и другие артефакты заняли свои места в постоянно действующих экспозициях по истории уголовно-исполнительной системы, Академии ФСИН России, музеях города Рязани. Главный результат военно-исторических раскопок - восстановленная светлая память о героях, сражавшихся с фашистами за Родину [1].

Кроме этого, организуются уроки мужества, проводятся экскурсии по местам боевой и трудовой славы. Участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, их родственникам, ветеранам

труда уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел оказывается адресная помощь и поддержка. Курсанты помогают в благоустройстве мест захоронений ветеранов и прилегающей территории. Эта многообразная деятельность получила высокое признание регионального правительства: в Международный день добровольца представители волонтерского отряда академии были награждены знаками «Доброволец Рязанской области» [2].

В воспитательной работе активнейшее участие принимают Рязанская городская общественная организация ветеранов Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний и бывшие сотрудники уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел. Практически без них не проводится ни одно мероприятие, отмеченное в этой статье. В своей работе мы упоминали, что для осуществления индивидуальной и групповой воспитательной работы они закрепляются за факультетами, курсами, группами и отдельными обучающимися. Ветераны проводят познавательные и воспитательные встречи, а также индивидуальные профилактические беседы с обучающимися, имеющими низкие показатели в учебе и систематически допускающими нарушения служебной дисциплины [3]. При этом нередко им приходится принимать серьезные решения, в том числе ходатайствовать перед руководством академии об отчислении таких курсантов.

Во взаимодействии с руководством образовательной организации много внимания уделяется увековечению памяти заслуженных ветеранов вуза, поддержанию связи поколений обучающихся, укреплению славных традиций. Важное место в системе профессионального воспитания личного состава отводится участию

в этой работе выпускников вуза, проходящих службу в различных регионах страны. Традиционными стали встречи выпускников, которые проходят ежегодно в последнюю субботу мая. Это один из знаменательных дней в истории вуза, ориентированный на укрепление воспитательного воздействия на поколения курсантов, слушателей и молодых офицеров. В этот день проходят собрания, торжественное построение и встречи личного состава с выпускниками разных лет.

В воспитательной работе с курсантами важное место занимают наглядные средства. На территории вуза размещена галерея выдающихся отечественных военачальников, в которую входят монументальные бюсты от А. Невского до Г. К. Жукова. Почетное место занимают скульптурные изображения императора Александра III - создателя тюремного ведомства в России, первого начальника Главного тюремного управления Российской империи М. Н. Галкина-Враско-го, а также Героя России, выпускника Рязанской высшей школы МВД СССР А. М. Котиева и стела с именами других ее выпускников, героически погибших при исполнении служебного долга. Здесь в процессе торжественных мероприятий у обучающихся формируются патриотические чувства, уважительное отношение к «окаянной» профессии, верность Родине и служебному долгу, гордость за подвиги, совершенные выпускниками вуза.

Действенными средствами визуального воспитательного воздействия являются ежегодно обновляемые доски почета сотрудников и обучающихся в академии, экспозиция зала боевой славы, мультимедийная карта «Выпускники на просторах России и мира», галереи начальников учебного заведения и выпускников, окончивших обучение с золотой медалью,

портретная галерея известных педагогов и психологов на психологическом факультете, среди которых действующие сотрудники академии Г. И. Аксенова, Д. В. Сочивко, А. Н. Сухов, Н. А. Тюгае-ва. Большой интерес у курсантов, слушателей, студентов и гостей вуза вызывает регулярно обновляемая, пополняющаяся новыми материалами и экспонатами постоянно действующая экспозиция по истории УИС и Академии ФСИН России.

В целях проведения мероприятий, направленных на повышение престижа службы в пенитенциарной системе, авторитета ФСИН России, информирования о примерах мужества и героизма работников правоохранительных органов систематически организуются и проводятся встречи личного состава академии с представителями территориальных органов уголовно-исполнительной системы, постоянно поддерживается связь с территориальными органами ФСИН России, направляющими на обучение своих представителей.

Формированию у личного состава патриотических качеств, привитию любви и гордости к избранной профессии служит сложившаяся в академии система торжественных церемоний. Традиционно в течение года проводится более 150 культурно-массовых мероприятий для сотрудников, ветеранов, курсантов, слушателей и студентов вуза: празднование Дня знаний, Дня образования учебного заведения, Дня выпускника, приведение к присяге первокурсников с вручением символического ключа знаний, церемониалы посвящения в студенты и так далее.

Традиционно в День Победы парадные расчеты курсантов-юношей и курсантов-девушек академии показывают высокую строевую выучку, занимают призовые места в гарнизонном конкур-

се строя и песни. Парадный расчет девушек-курсантов Академии ФСИН России, несмотря на конкуренцию со стороны курсантов-десантников, даже становился победителем областного смотра-конкурса строя и песни «Песня в солдатском строю».

Кроме названных субъектов воспитательной работы с курсантами к участию в мероприятиях активно привлекаются все категории сотрудников и члены их семей. Наиболее массовыми, яркими и эмоционально насыщенными среди них являются традиционные ежегодные смотры-конкурсы «Дары осени», «Папа, мама,

я - спортивная семья», «День здоровья» и другие. Их основная цель - привлечение личного состава вуза к культуре, творчеству, физкультуре и спорту, а также укрепление семейных отношений и морально-психологического климата в коллективах.

Несмотря на определенные трудности и ограничения, связанные с пандемией коронавируса, воспитательная работа в академии ни на минуту не останавливается, соответствует требованиям времени и базируется на сложившихся традициях вуза, а также на накопленном опыте подготовки и воспитания специалистов. ф

1. Лузгин С. А., Кузнецов М. И. Организация и развитие волонтерского движения в образовательных организациях ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 9. С. 71-75.

2. Луканин В. В., Кузнецов М. И. Практика организации добровольческого движения курсантов и студентов Академии ФСИН России // Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология, организация работы с молодежью : материалы международного форума (Севастополь, 11-12 сент. 2020 г.). Севастополь : СевГУ, 2020. С. 68-70.

3. Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. Ветеранские организации в системе воспитательной и социальной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России // Глобальный научный потенциал. 2019. № 9. С. 33-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.