Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУРСАНТ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL WORK / CADET / PENAL SYSTEM / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич, Романова Надежда Владимировна

В данной статье авторы рассматривают вопросы организации и проведения воспитательной работы в образовательных организациях ФСИН России и ее значение в профессиональном становлении будущих офицеров уголовно-исполнительной системы. Авторами формулируются основные цели и задачи воспитательной работы, а также раскрываются применяемые формы и методы. На примере Самарского юридического института ФСИН России представлен анализ организации данной работы в вузах ФСИН России. Акцентируется внимание на приоритетных направлениях воспитательной работы в ведомственных вузах, которая имеет некоторые специфические особенности. Показывается, что в современных условиях, когда общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис, когда у молодежи наблюдается обесценивание духовно-нравственных ценностей, роль воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования приобретает особую значимость, поскольку, как говорил Н. И. Ильминский, «добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». Делается вывод, что организация воспитательной работы - это сложный процесс становления и формирования профессиональных качеств у будущего офицера уголовно-исполнительной системы, который требует постоянного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич, Романова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF EDUCATIONAL WORK IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA

In this article, the authors consider the issues of educational work organization and conduct in the educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia and its importance in the professional development of future penal officers. The authors determine the main aims and goals of educational work as well as clear up used forms and methods. The analysis of this work organization in departmental universities is presented on the example of «Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service». Attention is focused on the process of education, which has some specific features in departmental universities. In modern conditions when there is a reduce in students' self-development interest and, as a result, mental abilities reduction, the role of educational work acquires special significance because, as N. I. Ilminsky said, «good morality is the basis when every specialty such as scientific, craft, and so on, receives a special strength and value. Let a good person be formed first, and then on this basis there will be a good specialist». It is concluded that the organization of educational work is a complex process of formation and formation of professional qualities in a future officer of the Penal System, which requires constant improvement.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ»

DOI 10.37523/SUI.2020.39.3.016 УДК 37.018

Вотинов Александр Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент, начальник Самарского юридического института ФСИН России,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в,

e-mail: science@samlawin.ru

Alexander A. Votinov

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Head of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary

Service of Russia,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: science@samlawin.ru

Романова Надежда Владимировна

кандидат исторических наук, начальник организационно-намного и редакционно-издательского отдела, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: nady-rom@yandex.ru

Nadezhda V. Romanova

Candidate of History,

Head of the organizational, scientific, editorial and publishing Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: nady-rom@yandex.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают вопросы организации и проведения воспитательной работы в образовательных организациях ФСИН России и ее значение в профессиональном становлении будущих офицеров уголовно-исполнитмьной системы.

Авторами формулируются основные цели и задачи воспитательной работы, а также раскрываются применяемые формы и методы. На примере Самарского юридического института ФСИН России представлен анализ организации данной работы в вузах ФСИН России. Акцентируется внимание на приоритетных направлениях воспитательной работы в ведомственных вузах, которая имеет некоторые специфические особенности. Показывается, что в современных условиях, когда общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис, когда у молодежи наблюдается обесценивание духовно-нравственных ценностей, роль воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования приобретает особую значимость, поскольку, как говорил Н. И. Ильминский, «добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист».

Делается вывод, что организация воспитательной работы - это сложный процесс становления и формирования профессиональных качеств у будущего офицера уголовно-исполнительной системы, который требует постоянного совершенствования.

Ключевые слова: воспитательная работа, курсант, уголовно-исполнительная система, образовательная организация.

Summary. In this article, the authors consider the issues of educational work organization and conduct in the educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia and its importance in the professional development of future penal officers.

The authors determine the main aims and goals of educational work as well as clear up used forms and methods. The analysis of this work organization in departmental universities is presented on the example of «Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service». Attention is focused on the process of education, which has some specific features in departmental universities. In modern conditions when there is a reduce in students' self-development interest and, as a result, mental abilities reduction, the role of educational work acquires special significance because, as N. I. Ilminsky said, «good morality is the basis when every specialty such as scientific, craft, and so on, receives a special strength and value. Let a good person be formed first, and then on this basis there will be a good specialist».

It is concluded that the organization of educational work is a complex process of _ formation and formation ofprofessional qualities in a future officer of the Penal System, which requires constant improvement.

Keywords: educational work, cadet, penal system, educational organization.

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF EDUCATIONAL WORK IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA

© 2020 Вотинов А. А., Романова H. B.

Социально-экономичесгае и общественно-политические преобразования, происходящие в настоящее время в Российской Федерации, требуют от системы образования повышения требований к подготовке квалифицированных кадров, в том числе и для уголовно-исполнтежной системы.

В связи с этим особую актуальность приобретает процесс совершенствования системы воспитания курсантов - будущих офицеров уголовно-исполнительной системы, - направленный на духовное и нравственное развитие их личности, формирование необходимых профессионально важных качеств.

Выпускник образовательных организаций ФСИН России должен обладать рядом компетенций, обеспечивающих ему способность:

- к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию как в плане профессионального роста, так и в плане личного развития;

- брать на себя ответственность самостоятельного принятия решений, неукоснительно выполнять законы и обладать способностью к объективной самооценке;

- обладать целеустремленностью и предприимчивостью;

- обладать высокой социальной активностью, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способностью находить нестандартные пути в решении служебных и жизненных проблем;

- обладать гражданскими качествами, быть патриотом своей страны и др.

В. А. Сластенин характеризует понятие «воспитательная работа» как педагогическую деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности [11.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [2].

Объектом воспитательной работы в данном исследовании выступают курсанты образовательных организаций ФСИН России, субъектами - руководители всех степеней, строевые офицеры, работники отделов, служб и подразделений.

Главной целью воспитательной работы в образовательных организациях ФСИН России является формирование профессионально подготовленной, разносторонне развитой, высоконравственной и дисциплинированной личности, способной выполнять поставленные задачи в любой обстановке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: создание условий для развития личности, реализации ее творческой активности и достижения высокой культуры постановки воспитательной работы путем внедрения современных методов воспитания, с учетом индивидуальных особенностей личности; формирование и развитие у курсантов любви к Родине, готовности к беспрекословному выполнению требований законов, уставов и приказов.

В ведомственных вузах воспитательная работа имеет ряд специфических особенностей и проводится в условиях соблюдения строгой субординации и служебной дисциплины.

Воспитательная работа в вузах ФСИН России осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Минюста России и ФСИН России [3], а также локальными нормативными актами.

Воспитательная деятельность реализуется путем применения различных педагогических технологий, под которыми понимается специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящих всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [4].

К основным формам, используемым при организации и проведении воспитательной работы в вузе, следует отнести:

- беседы (индивидуальные/коллективные: ознакомительные, поддерживающие, корректирующие);

- информирование;

- лекции;

- собрания;

- научно-^жтические конференции, викторины, круглые столы, брейн-ринги и иные научные мероприятия;

- встречи с участниками боевых действий, ветеранами уголовно-исполнотельной системы;

- уроки мужества, профессиональные праздники УИС;

- экскурсионные программы;

- кружки художественной самодеятельности и др.

В образовательных организациях в процессе воспитания наиболее часто применяются следующие методы:

- методы изучения объектов воспитания: изучение личности по документам, наблюдение, индивидуальные/групповые беседы;

-методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение/переубеждение, поручение/задание, пример, общественное мнение, совет, поощрение, стимулирование, принуждение, наказание;

- методы упреждающей профилактики: переубеждение, критика/самокритика и др.

Применение методов организации воспитательной работы нацелено на формирование целого комплекса как профессиональных, так и моральных качеств, выраженных в формировании правовой культуры, правового сознания, стремления к беспрекословному выполнению приказа, высокой дисциплинированности и исполнительности будущих офицеров правоохранительных органов и требуют от организаторов индивидуального подхода при их выборе, поскольку оказывают различное влияние на разных обучаемых.

Среди приоритетных направлений воспитательной работы в образовательных организациях ФСИН России следует назвать:

1) информационно-^опэтавдистскую работу;

2) работу по укреплению законности и служебной дисциплины;

3) социальную работу;

4) духовно-^авственное воспитание;

5) патриотическое воспитание;

6) пропаганду активного и здорового образа жизни;

7) культурно-дос^ов^о работу;

8) индивидуально-воспитательно работу и др.

Рассмотрим организацию воспитательной работы по представленным направлениям на примере Самарского юридического института ФСИН России.

Период обучения в ведомственном вузе - это период социализации, период формирования мировоззрения личности. Поэтому в основу процесса воспитания курсантов заложено в первую очередь патриотическое воспитание - воспитание в духе любви, уважения и преданности своей Родине - и духовно-^авственное воспитание.

Переменный состав института ежегодно принимает активное участие в мероприятиях, направленных на патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи и подрастающего поколения:

- в Параде Победы на площади имени В. В. Куйбышева в составе парадных расчетов института, а также во Всероссийской акции «Бессмертный полк»;

- в акциях «Живая история», «Книга ветерана», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти»;

- в смотре-кон^фсе строя и песни среди курсов учебно-строевых подразделений, приуроченном празднованию Дня Победы;

- в церемонии возложения цветов к горельефу Скорбящей Родины-Матери на площади Славы г. Самары;

- в оказании социально-бытовой помощи на дому ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла;

- в торжественном концерте, посвященному Дню Победы с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда;

- в организации и проведении Вахты Памяти в с. Богдановка Кинельского района, где расположена загородная учебная база ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, с возложением цветов к обелиску в честь Победы советских войск в Великой Отечественной войне;

- во всероссийском патриотическом проекте «Бал Победы»;

- в памятных мероприятиях с воинами-интернационалистами, участниками войн в Афганистане и Чеченской республике;

- в организации и проведении мероприятия, посвященного Дню Солидарности в борьбе с терроризмом;

- в торжественных мероприятиях, посвященных приведению к присяге курсантов первого года обучения;

- в проведении встречи с ветеранами уголовно-исполнительной системы и др.

К духовно-нравственному воспитанию привлекаются представители различных религиозных конфессий, которые являются почетными гостями на торжественных мероприятиях, проводимых в институте. В вузе регулярно проводятся встречи курсантов с настоятелем Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня архимандритом Георгием Шестуном и представителем регионального духовного управления мусульман Самарской области Наилем Хазрат Сулеймановым.

В вузе организована работа кружков колокольного звона и хора духовного пения. Курсанты юридического факультета принимают активное участие в Пасхальных и Рождественских концертах в Самарском академическом театре оперы и балета.

В рамках социального направления воспитательной работы, проводимой в институте, следует отметить шефскую деятельность, оказываемую курсантами юридического факультета детскому дому ребенка «Солнышко», отделению «Малютка» и социальному реабилитационному центру «Ровесник», а также взаимодействие с благотворительным фондом «Радость», который ежегодно совместно с институтом организовывает благотворительные мероприятия в Самарском театре оперы и балета для детей, воспитываемых в детских домах-интернатах, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

При поддержке Правительства Самарской области и Департамента общественной безопасности курсанты и студенты института выезжают в военно-спортивный лагерь «Авиатор» для оказания помощи в организации культурно-массовых мероприятий с воспитанниками детских домов, социально-реабтитационных цензов, детьми из неполных и малообеспеченных семей.

Информационно-пропагандистская работа в институте является одним из основных средств реализации задач воспитания и имеет важное значение в процессе формирования деловых качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Основными формами информационно-^опэтавдистской работы являются общественно-государственная подготовка, государственно-лавовое информирование, применение средств наглядной агитации и средств массовой печатной информации.

В рамках данной работы в институте проводятся следующие мероприятия:

- проведение занятий по государственно-^авово^ информированию и общественно-государственной подготовке согласно расписанию;

- посещение выставок, театральных постановок и музеев;

- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячно организовывается безвозмездное посещение театральных постановок в Академическом театре драмы им. М. А. Горького;

- проведение экскурсий по действующей экспозиции музея института;

- проведение в библиотеке института литературных вечеров «Вечное чудо - книга»;

- проведение смотра-конк^са стенной печати;

- организация экспозиции репродукций картин известных художников (регулярно обновляющейся) в учебном корпусе института.

Многоплановая деятельность организована в институте в рамках культурно-досугового направления воспитательной работы.

В институте проводится свыше 50 культурно-массовых мероприятий в год, среди которых следует выделить:

- праздничные концерты, посвященные Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню работника УИС, Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню образования института, Дню России, Дню ветерана УИС и др.;

- концерты вокально-инструментального ансамбля и сводного хора курсантов юридического факультета;

- участие команды КВН института «Люди «ФСИНем» в Самарской областной Лиге КВН;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение юридическим факультетом конкурса красоты «Мисс УИС» и факультетом внебюджетной подготовки - «Мисс ФВП»;

- праздничные мероприятия «Дары осени» и «Масленица» на территории загородной учебной базы в с. Богдановка.

В настоящее время в институте функционирует 9 творческих коллективов:

- взвод почетного караула «Карабинеры»;

- ансамбль барабанщиц «Мажоретки»;

- танцевальные коллективы (народный, современный, кавказский танец);

- хор духовного пения;

- сводный хор;

- кружок колокольного звона;

- вокально-инс^^еотадьный ансамбль;

- кружок «Звукооператор»;

- медиаклуб.

В общей сложности в них занимается свыше 120 курсантов юридического факультета.

В рамках совершенствования и развития физического воспитания курсантов института регулярно проводятся различного рода спортивные мероприятия, среди которых особо значимые следующие:

- участие в спортивных городских праздниках «Лыжня России», «День России», «Кросс наций», «День физкультурника»;

- проведение марш-броска;

- проведение спортивного праздника на стадионе «Динамо», приуроченного началу нового учебного года;

- встречи переменного состава института с выдающимися спортсменами, мастерами спорта СССР и России.

В целях развития и совершенствования спортивно-массовой работы в области Пленумом Совета региональной организации спортивного общества «Динамо» от 29.12.2017 принято решение о создании из числа студентов, курсантов и работников Самарского юридического института ФСИН России коллектива физической культуры Самарской региональной организации «Динамо» и присвоении ему отдельного структурного номера № 4.

Также институтом осуществляется взаимодействие с региональными спортивными общественными организациями Самарской области: Федерацией бокса, Федерацией дзюдо, Федерацией хоккея с шайбой, Федерацией футбола и Федерацией лыжных гонок.

Подводя итоги, отметим, что сегодня Самарский юридический институт ФСИН России располагает достаточным потенциалом средств, форм и методов организации воспитательной деятельности, направленной на развитие личностных компонентов в подготовке будущих офицеров для уголовно-исполнительной системы. Созданы и функционируют совет обучающихся, офицерское собрание, женсовет, совет ветеранов, совет наставников, успешно реализуются научно-практические, спортивно-массовые и культурно-творчесгае мероприятия.

В воспитательный процесс с курсантами вовлечены руководство института, руководство юридического факультета, профессорско-преподавательский состав, курсовые офицеры, органи-зационно-на^ный и редакционно-издательский отдел, а также общественные формирования, функционирующие в институте. За общую организацию и проведение воспитательной работы в институте отвечает отдел по работе с личным составом.

В завершение следует подчеркнуть, что в условиях внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода роль воспитательной деятельности значительно возрастает. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности должно являться неотъемлемой составляющей образовательного процесса, интегрированной в общий процесс обучения и развития. От выбора и профессионального применения форм и методов воспитательной работы в процессе общей профессиональной подготовки в значительной мере зависит не только конечный результат, но и качество работы всей образовательной организации.

Главным же критерием оценки воспитательной работы в образовательных учреждениях высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний выступает качество подготовки выпускников - будущих офицеров уголовно-исполнительной системы.

Библиографический список

1. Сластенин В. А. [и др.] Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Электронный ресурс] / под ред. В. А. Сластенина. М.: ГИТИС, 2009. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0075/1 0075-22.shtml (дата обращения: 03.04.2020).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.04.2020).

3. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: Приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 555 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.04.2020).

4. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ш.wildpedia.oгg/wiki/Пeдaгoгичecкиe_тexнoлoгии (дата обращения: 03.04.2020).

References

1. Slastenin V. A. [i dr.] Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii [Pedagogy]. Moscow, 2009. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0075/1 0075-22.shtml (Accessed: 03.04.2020) [in Russian].

2. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ [On education in the Russian Federation: Federal law no. 273-FZ of 29.12.2012]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 03.04.2020) [in Russian].

3. Ob organizatsii vospitatel'noi raboty s rabotnikami ugolovno-ispolnitel'noi sistemy: Prikaz FSIN Rossii ot 28.12.2010 no. 555 [About the organization of educational work with employees of the criminal Executive system: Order of the Federal penitentiary service of Russia of 28.12.2010 no. 555]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 03.04.2020) [in Russian].

4. Vikipediya: svobodnaya entsiklopediya [Wikipedia: the free encyclopedia]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Pedagogicheskie_tekhnologii (Accessed: 03.04.2020) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.