С. А. ЛУЗГИН
доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент
М. И. КУЗНЕЦОВ
доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент
Организация и развитие волонтерского движения в образовательных организациях ФСИН России
В настоящее время в России расширяется и всемерно поощряется волонтерское движение.
Неслучайно 2018 год был объявлен в России Годом добровольца (волонтера). Волонтерство или волонтерская деятельность (от лат.то1ип1апш - добровольно) - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Добровольцами являются физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ (добровольческой деятельности), оказания услуг нуждающимся. Такой безвоз-
мездный труд является разновидностью филантропии (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благоприобретате-лей - людей, природы) [1].
Содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики [2].
Поддержка добровольчества (волонтер-ства) осуществляется в рамках реализации Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.2015 «Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период», Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федерального закона «О некоммерческих организациях», Основ государственной молодежной по-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2020
71
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
литики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы"».
В последние годы значительно выросли масштабы волонтерства. Движением охвачены практически все регионы страны, все социальные группы: от детей до престарелых граждан. Особую активность в нем проявляет молодежь, что вполне естественно. Первые ростки неорганизованного волонтерства появляются даже в исправительных учреждениях, где осужденные периодически оказывают помощь более «слабым» осужденным (инвалидам, престарелым) и другим нуждающимся людям.
Вместе с тем остается значительным разрыв между количеством граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в волонтерском движении, и численностью реальных добровольцев. Масштабы этой работы не всегда соответствуют качеству проведенных акций и мероприятий. Главным образом это обусловлено:
- отсутствием системности и организованности;
- недостатком информации о деятельности волонтерских организаций и наиболее активных добровольцев;
- неразвитостью инфраструктуры поддержки волонтерской деятельности;
- слабостью межсекторного (меж-звенного) и межведомственного взаимодействия по вопросам развития этого общественного движения. Негативно влияет
на процесс общая неустойчивость многих российских некоммерческих организаций, что ограничивает их возможность быть организаторами волонтерской деятельности.
Основными целями развития волон-терства являются:
- расширение возможностей для самореализации граждан;
- повышение роли и статуса данного движения в общественном развитии;
- формирование и распространение добровольческих инновационных практик социальной деятельности.
В соответствии с целями определены общие задачи развития волонтерства:
- создание условий, обеспечивающих востребованность участия волонтерских организаций и отдельных волонтеров в решении социальных задач на основе принципов гуманности, сознательности и добровольности, а также повышение уровня социального признания волонтерства как формы проявления позитивной активности граждан и их участия в жизни общества;
- поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых волонтерских организаций, расширение сфер и направлений их деятельности;
- развитие инфраструктуры методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки волонтерской практики;
- расширение масштабов межсекторного взаимодействия волонтерских организаций и объединений, включая их сотрудничество с другими организациями некоммерческого сектора, бизнесом, органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, средствами массовой информации, международными, религиозными и другими заинтересованными организациями [2].
72
[email protected] www.or.fsin.su
Не остаются в стороне от этой важной социальной миссии курсанты, студенты, преподаватели и адъюнкты образовательных организаций ФСИН России [3]. Так, курсанты и сотрудники Вологодского института права и экономики ФСИН России активно помогают ветеранам, сдают донорскую кровь, работают в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, принимают участие в акциях по профилактике СПИДа, защите бездомных животных, восстановлению православных святынь, а также входят в состав поисковых экспедиций. Курсанты Псковского филиала Академии ФСИН России постоянно участвуют в мониторинге наркотической ситуации в регионе, патриотической акции «Ветеран живет рядом» и социальных проектах по проведению мероприятий в Детской дерев-не-БОБ Псков и средних общеобразовательных организациях области. Обучающиеся Владимирского юридического института ФСИН России в качестве направлений добровольческой деятельности выбрали помощь ветеранам, инвалидам и пожилым людям, проведение мероприятий социально-педагогической направленности в детских домах, реабилитационных центрах и дошкольных образовательных организациях, а также восстановление старинных храмов и монастырей [4]. Студенты Академии ФСИН России проявляют свою социальную активность в рамках волонтерского проекта «Внук по переписке», отправляя письма незаслуженно забытым бабушкам и дедушкам, живущим в маленьких провинциальных городах и глухих деревнях. Курсанты в составе волонтерских отрядов вузов города Рязани постоянно участвуют в ежегодной благотворительной акции «Подари детям праздник». Кроме того, в академии ведется многолетняя военно-патриотическая поисковая деятельность. Личные вещи солдат и офицеров, различные виды
оружия, останки самолетов и другие артефакты заняли свои места в постоянно действующих экспозициях по истории уголовно-исполнительной системы, Академии ФСИН России, музеях города Рязани. Главный результат военно-исторических раскопок - восстановленная светлая память о героях, сражавшихся с фашистами за Родину [5]. Эта деятельность получила высокое признание регионального правительства: в Международный день добровольца его представители были награждены знаком губернатора «Доброволец Рязанской области». Интересными и общественно важными делами занимаются и в других ведомственных образовательных организациях [4].
Волонтерство в образовательных организациях ФСИН России решает не только общие социальные задачи, сформулированные ранее, но и специфические, в основном связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся:
- формирование активной жизненной позиции обучающихся, большинство из которых - молодые люди, будущие сотрудники-воспитатели;
- вовлечение в общественно полезные, личностно и профессионально значимые виды деятельности, формирование опыта в процессе волонтерской практики;
- совершенствование системы юридической помощи населению, социально-педагогической и психологической работы с подростками и молодежью, склонными к девиантным формам поведения, и других видов социальной активности путем организации волонтерского движения:
- оптимизация содержания подготовки профессиональной и специализированной подготовленности в вопросах организации общественной работы, в том числе волонтерства и благотворительной помощи среди несовершеннолетних, женщин и других категорий осужденных.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2020
73
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие волонтерского движения среди курсантов и студентов должно осуществляться в системе общих мероприятий, проводимых в регионе и в стране, а также в рамках интеграции в соответствующее региональное движение. Многоплановость и многофункциональность этого движения позволяет определить направления волонтерского подвижничества курсантов и студентов. Очевидно, что они должны соответствовать профилю подготовки специалистов по работе с людьми, в том числе испытывающими определенные проблемы в процессе социализации и ресоциализации, воспитания и исправления лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи, поддержке и защите со стороны других неравнодушных людей, их объединений и организаций. Важнейшими среди этих направлений могут быть:
1) социальная, педагогическая, психологическая, юридическая и иная помощь сиротам и социальным сиротам в преодолении трудной жизненной ситуации;
2) оказание помощи детям, склонным к различным формам отклоняющегося поведения, подросткам, состоящим на разнообразных видах воспитательно-профилактического учета, подвергающимся по решению судов принудительным мерам воспитательного характера, и так далее;
3) юридическое консультирование населения;
4) поисковые мероприятия по розыску пропавших и других людей, а также оказание им первичной психологической помощи;
5) взаимодействие с ветеранскими организациями территориальных органов и вузов ФСИН России: поддержание порядка на местах захоронения умерших сотрудников УИС, поскольку за некоторыми могилами попросту некому осуществлять
уход, так как родственников нет уже в живых либо они живут вдалеке от места захоронения, либо не в состоянии это сделать по состоянию здоровья [6].
Учитывая, что все меньше остается непосредственных участников и свидетелей величайших событий в жизни нашей страны и участников важнейших этапов развития уголовно-исполнительной системы, целесообразно организовать скрупулезный сбор, обобщение и систематизацию сведений от непосредственных участников и их родственников, сослуживцев, выпускников образовательных организаций и других лиц путем создания видео- и аудиотек, сборников, альбомов, альманахов; взаимодействие с библиотеками образовательных организаций, например, оказание помощи в ремонте и восстановлении книжного фонда, оборудование популярных и востребованных ныне у молодежи буккроссингов. При этом курсант, студент, слушатель, сотрудник, прочитав книгу, оставляет ее в доступном, специально оборудованном месте (на контрольно-пропускных пунктах, в общежитиях и прочее) для того, чтобы другой участник образовательного процесса мог эту книгу прочитать [7].
Очевидно, что руководство и штаб волонтерского движения в процессе создания отряда по инициативе руководства образовательных, общественных организаций и самих обучающихся могут организовывать работу волонтеров и по другим направлениям, что должно получить нормативное закрепление в положении об отряде волонтеров образовательной организации ФСИН России.
В целях организационного оформления волонтерского отряда необходимо осуществить:
- разработку проекта положения о волонтерском отряде образовательной организации ФСИН России;
74
[email protected] www.or.fsin.su
- проведение разъяснительно-пропагандистской работы среди обучающихся;
- проведение организационного собрания отряда волонтеров и выборов его руководящего органа - штаба, командира, а также заместителей по направлениям работы;
- регистрацию отряда и его членов в региональных волонтерских центрах с выдачей личных книжек волонтера;
- организацию внутреннего (внутри отряда) и внешнего (с региональным волонтерским центром и другими отрядами) взаимодействия; обучение волонтеров практической работе, учет ее результатов, обобщение опыта, стимулирование наиболее активных из них.
На основе организационного совершенствования деятельности волонтерского движения образовательной организации ФСИН России необходимо, начиная с участия в проведении отдельных акций и разовых мероприятий, перейти к преимущественно системной работе, что должно
повысить ее качество и в конечном счете поднять уровень подготовки специалистов в образовательной организации.
Проведение предлагаемых мероприятий не потребует прямых материальных и финансовых затрат. Эта работа предполагает организаторские и интеллектуальные усилия инициативной группы сотрудников образовательных организаций и обучающихся в них, а также поддержку со стороны их руководства.
Работа по организации и развитию в образовательных организациях ФСИН России волонтерского движения в ближайшее время позитивно повлияет на качество образовательного процесса, подготовку и воспитание специалистов. Кроме того, эффективно организованное волонтерское движение повысит авторитет уголовно-исполнительной системы в целом и ведомственных образовательных организаций, в частности, будет способствовать формированию положительного имиджа службы у граждан нашей страны. ф
1. Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. Е. И. Холостовой. М. : Дашков и К°, 2016. С. 131-132.
2. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 27.12.2018 № 2950-р. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
3. Бороздина О. С. Воспитательная работа с курсантами ведомственного вуза ФСИН России: волонтерская деятельность // Социальная педагогика. 2014. № 3. С. 87-89.
4. Развитие добровольчества (волонтерства) в УИС // ФСИН России : [сайт]. URL: http: // фсин.рф /activity/volunteer/ (дата обращения: 10.08.2020).
5. Панарин Д., ЛуканинВ. Чтобы не прерывалась связь времен ... // Преступление и наказание. 2016. № 4. С. 6-8.
6. Бодько П. П., Кузнецов М. И., Лузгин С. А. Ветеранские организации образовательных организаций ФСИН России: опыт и перспективы совершенствования работы // Преступление, наказание, исправление (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России) : материалы Междунар. пенитенциарного форума (Рязань, 20-22 ноября 2019 г.). Рязань, 2019. В 10 т. Т. 6. С. 64-67.
7. Кузнецов М. И. Библиотеки вузов ФСИН России в гуманитарном образовательном процессе: опыт и пути совершенствования // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах : сб. мат. III межрегиональной науч.-практ. конф. с международным участием (Рязань, 24-25 мая 2019 г.). Рязань, 2019. С. 353-355.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 9/2020 75