УДК 343.83
Н. В. АНКУДИНОВ
заместитель начальника Академии ФСИН России по работе с личным составом, кандидат педагогических наук, профессор, полковник внутренней службы
Рязань
NIKOLAY V. ANKUDINOV
Deputy Chief for Work with the Personnel of the Academy of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Professor, Colonel of the Internal Service
Ryazan
В. В. ЛУКАНИН
заместитель начальника отдела по работе с личным составом Академии ФСИН России, подполковник внутренней службы
Рязань
VICTOR V. LUKANIN
Deputy Head of Department for Work with the Personnel of the Academy of the FPS of Russia, Lieutenant Colonel of the Internal Service
Ryazan
С. С. АВЕРИН
заместитель начальника отдела по работе с личным составом Академии ФСИН России, майор внутренней службы
Рязань
SERGEY S. AVERIN
Deputy Head of Department for Work with the Personnel of the Academy of the FPS of Russia, Major of the Internal Service
Ryazan
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020
13
Развитие добровольчества (волонтерства) в образовательных организациях ФСИН России на примере Академии ФСИН России: состояние и перспективы
Development of volunteering in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia on the example of the Academy of the FPS of Russia: status and prospects
#
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с привлечением курсантов образовательных организаций ФСИН России к добровольческой (волонтерской) деятельности. Уделяется внимание понятию «добровольческая (волонтерская) деятельность», ее разновидностям, а также значению в подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Раскрываются перспективы развития добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе в условиях ограничительных мер, направленных на противодействие распространению опасных вирусных инфекций.
Ключевые слова: образовательные организации ФСИН России, добровольчество, во-лонтерство, воспитательная работа, курсант, патриотизм, нравственные качества, духовно-нравственное воспитание.
Abstract. The article discusses issues related to the involvement of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia to volunteering activities. Attention is paid to the concept of «volunteer activity», its varieties, as well as its value in training specialists for the penal system of the Russian Federation. The prospects for the development of volunteer activities are considered, including in the context of limitations aimed at countering the spread of dangerous viral infections.
Key words: educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, volunteering, educational work, cadet, patriotism, moral qualities, spiritual and moral education.
#
Частью подготовки высококвалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы является духовно-нравственное воспитание личного состава, формирование таких важных личных качеств, как совесть, долг, ответственность, терпение, милосердие, готовность прийти на помощь, преодолевать жизненные трудности, гражданственность, патриотизм, стремление служить людям, Отечеству. В связи с этим в Академии ФСИН России большое внимание уделяется развитию добровольчества (волонтерства). К тому же навыки, полученные курсантами и студентами академии в ходе
осуществления добровольческой деятельности, будут востребованы и на службе, и в повседневной жизни.
Цель исследования - выявить формы добровольчества, которые наиболее целесообразно применять в образовательных организациях ФСИН России.
Задачи исследования:
1) определить специфику добровольческой деятельности;
2) изучить опыт Академии ФСИН России по организации добровольческой деятельности;
3) выяснить влияние добровольческой деятельности на развитие личности и
14
[email protected] www.or.fsin.su
профессиональное становление обучающихся.
На основании Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (во-лонтерстве)» (в редакции от 31.07.2020) под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг.
Ее значимость подчеркивается Всеобщей декларацией добровольчества, принятой в январе 2001 года на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (1^Е) в Амстердаме: «Добровольчество - фундамент гражданского общества. Оно привносит в жизнь устремления человечества к достижению мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов» [1].
Понятия «волонтер» и «доброволец» являются синонимами. «Волонтер» - слово французского происхождения, а «доброволец» - отечественного.
Вопросы благотворительности нашли свое отражение в работах В. Г. Бобров-никова, Н. Ф. Левина, Н. В. Родионовой, И. А. Толмачевой, Н. А. Цветковой, однако аспекты добровольчества (волонтер-ства) в научной литературе изучены недостаточно.
По мнению ученых, изучающих вопросы бескорыстной помощи, добровольчество оказывает положительное влияние на развитие человека: во-первых, это школа воспитания человечности, благодаря чему доброволец формируется зрелой личностью; во-вторых, это стартовая площадка для профессионального роста добровольца, расширения социальных связей и опыт осуществления «реальных» проектов [2].
Таким образом, развитие добровольческой деятельности в образовательных организациях ФСИН России направлено не только на оказание помощи нуждающимся, формирование у общества положительного мнения о деятельности уголовно-исполнительной системы, но и на развитие личности и профессиональное становление обучающихся. К тому же каждый курсант должен понимать, что он выбрал службу, предполагающую в существенной мере беззаветное служение государству и обществу, и поэтому должен в любое время быть готовым оказать помощь тем, кто попал в беду [3].
В целях улучшения механизмов взаимодействия добровольческих организаций с уголовно-исполнительной системой, реализации мер, направленных на развитие добровольчества (волонтер-ства) в уголовно-исполнительной системе, систематизации и упорядочения работы, проводимой в Академии ФСИН России по совершенствованию духовно-нравственного и патриотического воспитания работников УИС, утвержден План мероприятий Академии ФСИН России по развитию добровольчества (волонтер-ства) в 2020 году. В рамках плана предусматривается активизация взаимодействия академии и волонтерских организаций, действующих в Рязанской области.
На сегодняшний день в Академии ФСИН России функционируют восемь добровольческих общественных объединений:
- совет обучающихся;
- юридическая клиника;
- военно-патриотический клуб «Поиск»;
- педагогические отряды четырех учебно-строевых подразделений и института академии.
Добровольческая деятельность Академии ФСИН России известна не только в
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020
15
Рязанской области, но и за ее пределами. Проводимая волонтерская работа реализуется по нескольким основным направлениям:
1. Помощь ветеранам уголовно-исполнительной системы, Великой Отечественной войны, пожилым людям
Курсанты академии регулярно посещают ветеранов на дому, находящихся на лечении в госпитале, с целью оказания помощи в решении различных бытовых вопросов, оказывают помощь Рязанскому геронтологическому центру, организуют на базе данных учреждений концерты. В рамках празднования Дня Победы по инициативе Академии ФСИН России под эгидой Совета ректоров вузов Рязанской области ежегодно проводится совместная акция «Вместе мы можем больше», направленная на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, которая является уникальной и проводится только в городе Рязани.
Цель акции - отдать дань уважения подвигу советского народа и формировать нравственно здоровое поколение.
Задачи акции:
- чествование ветеранов Великой Отечественной войны, работавших в образовательных организациях города Рязани;
- формирование в молодежной среде установки на активную жизненную позицию, навыков социально-ответственного поведения;
- привитие учащимся высших образовательных организаций чувства патриотизма, гордости за выбранную профессию;
- создание условий для вовлечения молодежи в социально полезные мероприятия.
Значимость акции выражается в необходимости в преддверии великого праздника - Дня Победы, показать поколению
победителей свою заботу, а также уверить, что молодое поколение воспитывается в духе любви к Отечеству, уважения к старшим и достойно продолжения их дела, заложенным устоям и традициям.
Организаторы акции сформировали восемь команд из волонтеров, каждый участник имел определенную функцию:
- курсант Академии ФСИН России - консультирование ветеранов и их родственников по гражданско-правовым вопросам, помощь в быту и культурно-до-суговая деятельность;
- курсант Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища - помощь по дому;
- студент Рязанского государственного университета - организация чаепития, покупка продуктов питания (продуктового пайка);
- студент Рязанского государственного медицинского университета - проверка и пополнение домашней аптечки, измерение артериального давления, рекомендация посещения врача;
- студент Рязанского государственного радиотехнического университета - настройка телевизора, радио, проведение мелкого ремонта бытовой техники, консультирование по пользованию Интернетом и социальными сетями;
- студент Рязанского государственного агротехнологического университета -уход и пересадка растений;
- студент Рязанского института (филиала) Московского государственного машиностроительного университета - ремонт мебели и бытовой утвари;
- курсант Рязанского филиала Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации - оказание консультативной помощи на тему «Как не стать жертвой мошенников».
16
[email protected] www.or.fsin.su
Каждая образовательная организация назначает ответственных лиц и предоставляет по одной единице транспорта.
В результате проведения акции оказана комплексная помощь более 30 ветеранам Великой Отечественной войны. По итогам областного волонтерского конкурса «Марафон добрых дел 2016» акция была отмечена дипломом победителя в номинации «Добровольческий поступок».
2. Воспитание молодежи региона
Курсанты академии проводят: проф-ориентационную работу со школьниками, уроки мужества, оказывают шефскую помощь школам и другим образовательным организациям (ОГБОУ «Рязанская школа-интернат», ОГБОУ «Солотчин-ская школа-интернат для детей-сирот», ОГБОУ «Рыбновская школа-интернат», ГБУ РО Рязанский дом ребенка, МБУДО «ДЮЦ „Звезда"», МБУДО «РГСЮН» и другие). Ежегодно курсанты Академии ФСИН России принимают участие в региональной акции «Подари детям праздник» по сбору подарков для воспитанников школ-интернатов. В течение 25 лет на базе загородного учебного центра академии ежегодно организовывается спортивно-оздоровительный лагерь «Зарница». За эти годы в работе лагеря приняли участие более 1 500 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет. Работа лагеря организовывается во взаимодействии с Министерством образования и молодежной политики Рязанской области. По итогам областного смотра-конкурса на лучшую организацию шефской работы в системе образования академия заслужила звание лауреата.
3. Работа по восстановлению храмов и благоустройству их территории
Личный состав академии оказывает помощь восьми храмам Рязанской обла-
сти. Данная работа отмечена национальной премией «Культурное наследие», ведомственными наградами Министерства культуры Российской Федерации и епархиальными наградами.
4. Юридическая клиника
Сотрудники и курсанты, участвующие
в работе юридической клиники, оказывают безвозмездную правовую помощь малообеспеченным и социально незащищенным гражданам, а также лицам, отбывающим наказание, не имеющим возможности пользоваться платными юридическими услугами. Регулярно организуются дни оказания бесплатной юридической помощи.
5. Поисковая деятельность и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Данная работа проводится личным составом Академии ФСИН России во взаимодействии с Рязанским региональным отделением Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».
Курсанты академии принимают активное участие во всех проектах, реализуемых поисковым движением:
- «Вахта Памяти» - проведение поисковых работ на полях сражений;
- «Небо Родины» - поисковые работы на месте падения самолетов, установление судьбы членов экипажа;
- «Судьба солдата» - оказание помощи рязанцам в установлении судеб их родных, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Курсанты академии оказывают помощь Общественной приемной рязанских поисковиков по сбору и обработке заявок-анкет от населения. За время совместной работы их было собрано около 200, предоставлена запрашиваемая информация по более 50 гражданам.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020
17
- «Дорога к обелиску» - уход за местами захоронений участников Великой Отечественной войны, воинскими мемориалами, изучение их истории, увековечение на них имен погибших защитников Отечества. Курсанты академии совместно со школьниками регулярно организуют акции по благоустройству Скорбящен-ского мемориального комплекса, а также других воинских захоронений, в том числе в селе Пущино Рязанского района.
Ежегодно 3 декабря курсанты академии совместно с рязанскими поисковиками организуют празднование Дня Неизвестного Солдата. С каждым годом число участников мероприятия растет.
Военно-исторические реконструкции, проводимые в регионе, с каждым годом привлекают все больше поисковиков и зрителей. С 2017 года уже традиционно проводимая 9 мая на территории Кремлевского парка в городе Рязани военно-историческая реконструкция Рязанского регионального отделения ООД «Поисковое движение России» и курсантов Академии ФСИН России становится долгожданным зрелищем для жителей региона, уступающим, пожалуй, только параду войск Рязанского территориального гарнизона. Накануне Дня Победы на плацу Академии ФСИН России курсанты организовывают военно-исторические реконструкции.
- «Мощь и слава русского оружия» -курсанты проводят уроки мужества, посвященные дням воинской славы России, для школьников. Ежегодно проводится более 50 уроков мужества с просмотром презентаций, демонстрацией формы и оружия времен Великой Отечественной войны, поискового оборудования.
- «Экспонат с Вахты Памяти» - новый совместный проект курсантов академии и рязанских поисковиков, в рамках кото-
рого находки с полей сражения красиво оформляются и безвозмездно передаются в школьные музеи.
«В поисковых добровольческих отрядах работают уже тысячи людей, причем делают это абсолютно добровольно. Я хочу вас поблагодарить за эту инициативу и за такой выбор вашего хобби, если это можно так назвать - но это такое увлечение, которое интересно и важно не только для вас, но и для всей страны», -отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны и членами поисковых отрядов в феврале 2013 года [4].
6. Помощь бездомным животным, находящимся в приютах
Курсанты и студенты академии регулярно оказывают помощь приюту для животных - приносят корм, помогают в уходе.
7. Безвозмездная сдача крови
В целях популяризации донорства в академии установлен единый день сдачи крови, в который курсанты и студенты посещают станцию переливания крови без ущерба образовательному процессу.
8. Экологическое волонтерство
Личный состав академии регулярно
принимает участие в городских субботниках. Также курсанты принимают участие в региональных акциях по посадке деревьев.
Большое значение в развитии добровольчества в образовательной организации имеет взаимодействие руководства, сотрудников и органа самоуправления академии. Именно благодаря их слаженной работе возможно достижение значимых результатов.
Личный состав Академии ФСИН России неоднократно занимал призовые места во всероссийских и региональных
18
[email protected] www.or.fsin.su
волонтерских конкурсах, поощрялся за добровольческую деятельность ведомственными, региональными и другими наградами. Четыре представителя академии награждены нагрудным знаком губернатора Рязанской области «Доброволец Рязанской области».
В целях реализации Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 № 2950-р, в Академии ФСИН России утвержден план на 2020 год и проводятся мероприятия по развитию добровольчества (волонтерства). В перспективе запланирована разработка планов на последующие годы.
В начале 2020 года весь мир столкнулся с такой угрозой, как коронавирусная инфекция (СОУГО-19), в результате чего Правительством Российской Федерации были приняты меры по недопущению ее распространения. Ограничения коснулись всех сфер жизни и службы личного состава ФСИН России, в том числе добровольческой деятельности. В сложившихся условиях руководством Академии ФСИН России рассмотрен вопрос о возможности дальнейшего развития отдельных направлений добровольческой (волонтерской) деятельности. Особенно это актуально в связи с тем, что реализация образовательных программ в образовательных организациях ФСИН России продолжается в полном объеме, а приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.03.2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях
предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» предписано «активизировать с учетом изменившихся условий реализации образовательной программы воспитательную работу, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
К направлениям добровольческой деятельности, которые целесообразно развивать среди личного состава образовательных организаций ФСИН России, относится деятельность юридической клиники в части опосредованного (на расстоянии) получения обращения, обработки информации и передачи ответа гражданам. Таким же опосредованным способом продолжается реализация проекта «Судьба солдата» по оказанию помощи гражданам в установлении судеб родственников, пропавших в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом, в статье рассмотрены особенности добровольчества как специфического субъекта работника уголовно-исполнительной системы, безвозмездная деятельность которого в служебное и личное время направлена не только на формирование уважительного отношения общества к уголовно-исполнительной системе, проведение социальной работы с ветеранами УИС, оптимизацию личного времени обучающихся, оказание помощи нуждающимся гражданам, но и развитие личности обучающихся, их профессиональное становление, самоопределение и социализацию на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1 1/2020
19
в обществе правил. И эта работа может быть продолжена в условиях ограничительных мер, направленных на противо-
действие распространению опасных вирусных инфекций, когда возможна только опосредованная деятельность. ф
1. Всеобщая декларация добровольчества // Архивная версия: официальный портал органов власти Чувашской Республики : [сайт]. URL: http://gov.cap.ru/home/76/gorono/2005/school6 /dobrovoldvigenie_3.htm (дата обращения: 28.09.2020).
2. Полезно знать начинающему волонтеру // SOStudentru : [сайт]. 01.04.2012 URL: http: //sostudent.ru/obshhestvo/dobrovolchestvo/nachinayushhemu-volonteru (дата обращения: 28.09.2020).
3. Панарин Д. А., Луканин В. В. Опыт духовно-нравственного воспитания курсантов на примере Академии ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2017. № 4. С. 683.
4. Начало встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и членами поисковых отрядов // Официальный сайт Президента России [сайт]. 02.02.2013 URL: http://special.kremlin.ru /events/president/transcripts/17417 (дата обращения: 28.09.2020).
1. Universal Declaration of Volunteering // Archived version: official portal of the authorities of the Chuvash Republic : [site]. URL: http://gov.cap.ru/home/76/gorono/2005/school6/dobrovoldvigenie_3. htm [Accessed 28th September 2020].
2. Good to know for a novice volunteer // SOStudentru : [site]. 01.04.2012 URL: http://sostudent.ru/ obshhestvo/dobrovolchestvo/nachinayushhemu-volonteru [Accessed 28th September 2020].
3. Panarin, D. A., Lukanin, V. V. (2017) Experience of spiritual and moral education of cadets on the example of the Academy of the FPS of Russia // Man: crime and punishment. 4, 683.
4. Beginning of a meeting with veterans of the Great Patriotic War and members of search units // Official site of the President of Russia [site]. 02.02.2013 URL: http://special.kremlin.ru/events/ president/transcripts/17417 [Accessed 28th September 2020].
20 [email protected] www.or.fsin.su