УДК 378
КУРАТОРСТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ И СЛУШАТЕЛЯМИ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
© 2015 С. С. Пиюкова
Аннотация. В статье рассматриваются организация и основные направления кураторской работы с курсантами ведомственного вуза как одного из средств формирования высоконравственной, толерантной, духовно развитой и физически здоровой личности сотрудника УИС, гражданина и патриота своей Родины, описывается опыт реализации данной работы в процессе привлечения курсантов к волонтерской деятельности.
Ключевые слова: воспитательная работа, кураторство, волонтерская деятельность.
TUTORSHIP AS A MEANS OF EDUCATIONAL WORK WITH CADETS AND STUDENTS OF THE DEPARTMENTAL INSTITUTE
© 2015 S. Piyukova
Summary. This article deals with the questions of work arrangement as well as general guidelines of a tutor's activity with cadets of the departmental institute as a means necessary for formation of a moral, tolerant personality of the Penal Service employee who is sound of body and mind, the citizen and patriot of his Motherland. In the article the practical experience of the involvement of the cadets in volunteer activity is also described.
Keywords: educational work, tutorship, volunteer activity.
Обучение сотрудников уголовно-исполнительной системы в ведомственном вузе предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, удовлетворяющими запросы руководителей учреждений УИС1.
В то же время продолжающееся реформирование УИС требует дальнейшего совершенствования работы с кадрами, подготовки сотрудников новой формации, обладающих гражданской зрелостью и глубоким чувством патриотизма, способных обеспечить деятельность УИС на качественно новом уровне .
Исследователи отмечают существование и некоторых иных противоречий, присущих системе профессиональной подготовки сотрудников УИС, например, между необходимостью формирования креативной, творческой личности курсанта как субъекта собственного развития и консерватизмом ведомственных учебных заведений с авторитарным стилем руководства3.
Существенный вклад в формирование личности будущего офицера, патриота, гражданина своей страны, высоконравственного, культурного человека, обладающего широкой эрудицией, может внести институт кураторства (от лат. curator - тот, кто наблюдает за ходом определенной работы или иным процессом).
Кураторская работа в Самарском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний регламентируется приказом ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной
1 Голуб Г. Б., Зимина Е. А. Потенциал обязательной части ООП для удовлетворения запросов руководителей учреждений УИС на профессиональные компетенции студентов ведомственных вузов // Уголовно-исполнительная система. - 2014. - № 5. - С. 11.
2 Дорожкин И. Б., Лебедев Г. П. О совершенствовании патриотического воспитания сотрудников УИС // Уголовно-исполнительная система. - 2014. - № 4. - С. 14.
3 Ощепкова О. В. Влияние стиля управления на профессиональную подготовку курсантов юридического вуза // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 2 (13)/2014. - С. 78.
системы», а также положением «О преподавателе-кураторе учебной группы Самарского юридического института ФСИН России»4.
За двадцать лет существования института был накоплен богатый опыт кураторской деятельности, сформированы уникальные традиции.
Ежегодно за каждым взводом учебно-строевого подразделения закрепляется куратор из числа профессорско-преподавательского состава, а за каждым курсом - сотрудники из числа руководства института и отдела по работе с личным составом, ответственные за работу кураторов.
В настоящее время более тридцати преподавателей института являются кураторами, что составляет около одной трети от штатной численности профессорско-преподавательского состава.
Преподаватель-куратор учебной группы Самарского юридического института ФСИН России (далее - куратор) - это сотрудник, состоящий на преподавательской должности, назначенный приказом начальника института для выполнения внеучебной, индивидуальной воспитательной работы в определенной учебной группе.
Подбор кураторов учебных групп осуществляется отделом по работе с личным составом по согласованию с заместителем начальника института по учебной работе и начальником факультета очного обучения. При этом куратором группы в целях усиления деловых связей с личным составом и эффективности деятельности, как правило, назначается сотрудник, который проводит или будет проводить в ней учебные занятия, предусмотренные учебным планом.
Основными задачами куратора являются: организация работы по улучшению качества подготовки специалистов юристов в конкретной учебной группе; повышение уровня дисциплины и успеваемости; раскрытие и развитие положительных деловых, нравственных, творческих, культурных и профессионально значимых качеств; привитие будущим офицерам правоохранительных структур организационно-управленческих навыков, стремления к постоянному совершенствованию, умения организовать свою деятельность по усвоению рабочей программы.
Деятельность куратора складывается из следующих этапов:
1. Куратор представляется учебной группе, знакомит учащихся с историей и традициями института, целями и организацией учебного процесса, общим порядком контроля знаний, навыков и умений обучающихся.
2. Куратор изучает социально-психологические отношения в группе, индивидуальные особенности каждого курсанта, состояние успеваемости и дисциплины выявляет лиц с деструктивным поведением, обнаруживает недостатки в функционировании коллектива, отдельных курсантов и их причины.
3. Куратор вырабатывает конкретные меры по устранению выявленных недостатков, организует совместное использование сил и средств руководства курса и института, психологов, общественных формирований, семьи и добровольных помощников из числа курсантов.
4. Реализуются намеченные мероприятия, анализируются результаты их проведения, вносятся необходимые коррективы, а также представления и предложения руководству учебного отдела, отдела по работе с личным составом, подразделений служебно-боевой подготовки, поддерживается достигнутый высокий уровень состояния успеваемости и дисциплины.
5. Куратор подводит итог своей воспитательно-учебной деятельности, отмечает положительные и отрицательные элементы работы, при возможности - разрабатывает методические рекомендации для кураторов, основанные на собственном опыте и опыте коллег, намечает пути оптимизации последующей работы.
Работа куратора является составной частью его педагогической деятельности и отражается в индивидуальных планах как внеаудиторная воспитательная работа в объеме до 50 часов в год. Результаты кураторской деятельности учитываются руководством института при
4 Приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
решении вопроса о поощрении денежными премиями в течение учебного года, а также при определении размера единовременного денежного поощрения по итогам календарного года.
Ежегодно в институте проводится конкурс «Лучший куратор года», победители которого награждаются благодарственными письмами от руководства института.
Немало делают кураторы для всестороннего культурного развития курсантов, нередко подсказывая им, как интересно и с пользой провести свободное время. С помощью кураторов проводятся экскурсии по Самаре и ее окрестностям, походы в музеи, на выставки, в театры и на концерты.
Большое внимание уделяют кураторы патриотическому воспитанию молодежи. Среди наиболее ярких мероприятий - лекция «880 дней мужества», посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда, участие в ежегодном Параде Памяти, посвященном военному параду 1941 г., и в областной акции «Ветераны Победы» по вручению подарков к 9 Мая, участие в работе историко-патриотического лагеря «Наша Победа», встречи с ветеранами локальных войн и др.
Прививая любовь к своей профессии, вузу, подчеркивая неразрывность интересов отрасли и государства, мы, в конечном счете, воспитываем патриотов своей Родины, поэтому нельзя не сказать о подготовке и проведении праздничных мероприятий к юбилею института.
Традиционными и хорошо зарекомендовавшими себя являются такие формы кураторской работы, как проведение общественно-политического и государственно-правового информирования, индивидуально-воспитательные беседы с курсантами, дополнительные консультации и занятия с неуспевающими курсантами, дни здоровья, демонстрация и обсуждение кинофильмов, посещение кинотеатров.
Новым направлением кураторской работы, отвечающим духу времени и вызвавшим живейший интерес у курсантов, стала волонтерская деятельность (от лат. уо1ип1апш - добровольно). Это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, она осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольцы (с точки зрения закона РФ) - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг5.
С точки зрения организатора воспитательной работы, волонтерская деятельность -один из реальных путей воспитания гуманизма и формирования духовно-нравственных ценностей личности курсанта.
В 2013 г. в Самарском юридическом институте был создан отряд волонтеров, насчитывающий около 30 человек. Деятельность добровольцев института была направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (престарелые граждане, социальные сироты, люди с ограниченными возможностями и т.д.).
Основными направлениями работы отряда стали социальное патронирование учреждений для детей-сирот; помощь людям с ограниченными возможностями; пропаганда здорового и безопасного образа жизни, проведение военно-патриотических мероприятий.
Дети и люди с ограниченными возможностями - это одни из самых незащищенных категорий, которые нуждаются в духовной поддержке, милосердии и внимании. Персонал детских домов и интернатов для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, при всем своем желании не имеет физической возможности уделять достаточного внимания каждому ребенку. В рамках данного направления волонтерской деятельности добровольцы института осуществляют сотрудничество с областным социальным приютом для детей и подростков «Надежда», социально-реабилитационным центром для детей-сирот «Тополек», городским социально-реабилитационным центром для детей-сирот «Подросток» и др.
5 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_162618/.
Волонтеры института способствуют интеграции инвалидов Самарской области в общество, продвижению философии независимой жизни и социального подхода к инвалидности в сознание граждан, принимая активное участие в благотворительных акциях совместно с Самарской городской общественной организацией детей-инвалидов и инвалидов с детства «Парус надежды», Самарской городской общественной организацией «Ассоциация Десница», благотворительными фондами «Детские домики» и «Самарская губерния».
Среди наиболее ярких мероприятий данного направления работы - экскурсии в историческую слободу и на вертолетную площадку. В рамках проекта по организации выходного дня волонтеры помогли людям с ограниченными возможностями ближе познакомиться с нравами и бытом людей, живших в древние времена, попробовать свои силы в стрельбе из лука и, самое главное, испытать радость общения со сверстниками.
Для некоторых курсантов это была первая волонтерская работа. Пообщавшись с ребятами-инвалидами, помогая им, они начали смотреть на многие вещи другими глазами. И хотя учеба в институте практически не оставляет свободного времени, они стараются посвящать часть своего личного времени тем, кому нужна их поддержка.
Волонтеры института с 2013 г. начали пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни. Выбор этого направления деятельности был обусловлен тем, что в настоящее время исследования ученых, результаты медицинских осмотров и социологических опросов убедительно показывают ухудшение здоровья молодежи.
В 2013 г. волонтеры впервые приняли участие в Самарской областной профилактической программе «Юность - территория, свободная от курения. За три месяца работы в рамках программы курсантами института были проведены различные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде: с первокурсниками на загородной учебной базе, с воспитанниками областного социального приюта для детей и подростков «Надежда».
Для того чтобы проанализировать, каким образом участие в волонтерской деятельности повлияло на мировоззрение курсантов института, мы предложили членам отряда добровольцев ответить на следующие вопросы.
1. «Изменились ли ваши взгляды на жизнь после того, как вы начали участвовать в волонтерской деятельности? Если да, то каким образом?»
2. «Зачем сотруднику УИС нужно заниматься волонтерской работой?»
Отвечая на первый вопрос, курсанты отмечали очевидные изменения в своем мировоззрении: многие из них поняли, что никогда не надо отчаиваться, надо идти в своих стремлениях и желаниях до конца, преодолевая трудности и не обращая внимания на неприятности.
В качестве примеров можно привести следующие ответы. «Волонтерство позволяет хотя бы на несколько дней, часов, минут почувствовать, что ты делаешь что-то важное. Твоя улыбка рождает улыбку ребенка, который с каждой встречей становится увереннее и счастливее! Ты находишься в окружении людей, таких же, как и ты - стремящихся что-то изменить вокруг и помочь тому, кому так нужна эта помощь». «Я познакомился с огромным количеством очень интересных и добрых людей. Как ни банально, но я вновь поверил в то, что вокруг не только одни озлобленные, равнодушные, бесчувственные и безынициативные люди».
Отвечая на второй вопрос, курсанты указали, что в процессе волонтерской деятельности они приобрели умения и навыки, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности: умение находить компромисс и сопереживать, решать проблемы; приобретать единомышленников; получать удовольствие от командной работы.
Таким образом, добровольчество дает возможность проявить свои способности, наладить новые контакты и определить приоритеты в профессии. Через участие в волонтерской деятельности будущие офицеры УИС реализуют свои альтруистические потребности, развивают гуманистические качества личности, приобретают профессиональные компетенции и жизненный опыт, который им пригодится в служебной деятельности, позволит реализовать свой потенциал, сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Следует отметить, что большинство кураторов института - личности незаурядные и творческие, у каждого из которых свой подход к курсантам и особые методы и формы работы с ними.
С целью обобщения и обмена опытом в институте регулярно проводятся методические семинары кураторов. В помощь кураторам разработан дневник куратора студенческой группы. По отзывам наших курсантов, усилия кураторов находят отклик в их душах. И это, безусловно, самая большая радость для педагога.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что широкие возможности для оказания воспитательного воздействия на личность будущего офицера - это лишь наиболее очевидный и востребованный временем аспект работы куратора. Не менее интересным и заслуживающим внимания эффектом кураторской деятельности является актуализация творческого потенциала и совершенствование профессиональных умений и навыков преподавателя, ответственного за данное направление работы.
Библиографический список
Голуб, Г. Б. Потенциал обязательной части ООП для удовлетворения запросов руководителей учреждений УИС на профессиональные компетенции студентов ведомственных вузов / Г. Б. Голуб, Е. А. Зимина // Уголовно-исполнительная система. - 2014. - № 5. - С. 11-16.
Дорожкин, И. Б. О совершенствовании патриотического воспитания сотрудников УИС / И. Б. Дорожкин, Г. П. Лебедев // Уголовно-исполнительная система. -2014. - № 4. - С. 14-21.
Ощепкова, О. В. Влияние стиля управления на профессиональную подготовку курсантов юридического вуза / О. В. Ощепкова // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 2 (13)/2014. - С. 75-78.
Приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_162618/.