Научная статья на тему 'К вопросу о формировании у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы'

К вопросу о формировании у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороздина О.С.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы. В качестве эффективного средства формирования указанной личностной позиции рассматривается социально-педагогическая волонтерская деятельность курсантов на базе детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бороздина О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы»

Щ Педагогические науки

81

УДК 378.6

К вопросу о формировании у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы

■ О.С. БОРОЗДИНА - доцент кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук

Статья посвящена актуальной проблеме формирования у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы. В качестве эффективного средства формирования указанной личностной позиции рассматривается социально-педагогическая волонтерская деятельность курсантов на базе детского дома.

Ключевые слова: личностная позиция сотрудника уголовно-исполнительной системы; социокультурная среда вуза; волонтерская деятельность.

On the formation by cadets of the departmental institute of personal position of the employee of the penal system

■ O.S. BOROZDINA - Associate Professor of the Department of the Legal Psychology and Pedagogy of the Vologda Institute of La w and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Pedagogics

The article is devoted to the actual problem of formation by cadets of departmental institute of personal position of the employee of the penal system. As an effective means of forming this personal position is social and educational volunteering of students on the basis of the children's home.

Keywords: personal position of the employee of the penal system; socio-cultural environment of the institute; volunteering.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. особое внимание уделяется сокращению рецидива преступлений за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка сотрудников, в частности формирование у курсантов ведомственного вуза ФСИН России личностной позиции, необходимой для достижения поставленной цели.

В современной отечественной психологии личность определяется как сложное

психическое новообразование духовной сферы человека, необходимое для обретения своего места в социуме и формирующееся в процессе социализации1. В концепции персонализации личность понимается как субъект межличностных отношений в единстве ее интраиндивидных свойств (мотивы, направленность), межиндивидных связей и «идеальной представленности» в жизнедеятельности других людей2. Личностная позиция - одно из ведущих подсистемных новообразований личности. Под личностной позицией сотрудника уголовно-исполнительной системы мы понимаем систему от-

ношений к людям, миру, которые являются источником и мотивом профессиональной активности сотрудника в процессе достижения цели исправления осужденных и выражаются в направленности его личности.

Для целенаправленного решения проблемы формирования у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы необходимы выявление сущностной характеристики личностной позиции и факторов социокультурной среды вуза, оказывающих влияние на процесс формирования у курсантов указанной позиции; выбор и реализация стратегии педагогического взаимодействия, способной усилить влияние позитивных и снизить влияние негативных средовых факторов.

Сущностная характеристика личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы обусловлена его деятельностью, направленной на достижение цели исправления осужденных. Общей особенностью осужденных является высокая степень девиантности (преступное поведение) и аномальное (деструктивное) развитие личности. В современной отечественной психологии характеристика личности, ее «нормальность» или «аномальность» связываются с выбором и осуществлением человеком главного, системообразующего отношения - отношения к людям и каждому отдельному человеку3. Б.С. Братусь отмечает, что, как и всякий жизненный процесс, отношение к другому несет в себе исходное, движущее противоречие: с одной стороны, рассмотрение человека как самоценности, как непосредственно родового существа, а с другой - понимание его как «вещи», средства реализации внешней для него цели. Приближение к первому и противостояние второму есть, по мысли ученого, основное условие нормального развития человека, его личности. Основываясь на данных исследований, ученые пришли к выводу, что деструктивное развитие личности тесно связано с эгоцентрической ориентацией человека, в то время как наиболее благоприятные условия для развития создает противоположная эгоцентрической просоциальная ориентация.

Деятельность сотрудника, содействующая исправлению осужденных, состоит в создании условий, побуждающих их к самоизменению и формированию в исправительном учреждении сообществ просоциальной направленности, участие в которых может сформировать у осужденных желание к обу-

стройству своей жизни на свободе честным трудом. Очевидно, что сотрудник с эгоцентрической личностной позицией таких условий обеспечить не сможет, а следовательно, не сможет способствовать и исправлению осужденных. По нашему мнению, сущность личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы должна определяться следующими критериями: отношение к другому человеку как к самоценности (центральное системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви к другим людям как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявле-нию; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими4. Интегрирующей основой такой личностной позиции является способность отодвинуть себя, свои сиюминутные желания, удовольствия на второй план, а на первый план поставить бескорыстную помощь нуждающемуся5.

На наш взгляд, одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на процесс формирования у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы, является определенная закрытость социокультурной среды ведомственного вуза. Есть все основания рассматривать данную среду как «закрытое сообщество добровольно-вынужденной изоляции» (термин М.Ю. Кондратьева). Поступив в вуз, курсанты оказываются в достаточно замкнутом круге общения и на несколько лет должны значительно ограничить свои контакты с привычным окружением. Если стремление к избранной профессиональной перспективе берет верх, неудобства изоляции рассматриваются ими, как правило, в качестве неприятного, но необходимого и добровольно принимаемого условия достижения своих целей.

При формировании у курсантов личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы необходимо учитывать риск актуализации эгоцентрической личностной позиции. По нашему мнению, для минимизации этого риска необходим анализ социокультурной среды, в которой осуществляется жизнедеятельность и профессиональная подготовка курсантов ведомственного вуза, с целью осознанного выбора педагогической стратегии преду-

Педагогические науки

83

преждения и коррекции формирования деструктивных качеств личности.

Н. Тюгаева отмечает, что в процессе обучения курсантов ведомственных вузов «акцент переносится на самостоятельность и ответственность обучающихся», необходимо «не просто расширить зону их самостоятельности, но и превратить это в важнейший принцип»6. Но как раз ситуаций самостоятельного и ответственного выбора и недостает в служебной, учебной и бытовой деятельности курсантов, вся жизнь которых подчинена установленному распорядку и жестко координируется. Это значительно затрудняет формирование у курсантов таких необходимых для сотрудника уголовно-исполнительной системы личностных качеств, как самостоятельность и ответственность, самоорганизация и способность к сотрудничеству в реализации совместно избранной цели.

К числу значимых проблем личностного развития курсантов следует отнести неорганизованность, разобщенность членов учебных групп, низкий уровень сотрудничества и взаимопомощи, индивидуализм. По нашему мнению, с целью коррекции личностной позиции курсантов необходимо целенаправленно создавать в образовательном процессе ситуации самостоятельного и ответственного выбора обучающимися целей своей деятельности и реализации этих целей в сотрудничестве с единомышленниками. Насыщенная такими ситуациями практико-ориентированная деятельность курсантов, позволяющая направлять их воспитание и самовоспитание, должна стать ведущим средством воспитательной работы в вузе.

Условием реализации данного средства является построение открытого воспитательного пространства, способствующего формированию у будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы активного отношения к жизни и избранной профессии, самостоятельного и ответственного выбора и реализации личностной позиции в социуме. Обобщение нашего опыта работы в данном направлении на базе психологического факультета ВИПЭ ФСИН России позволяет сделать вывод, что основным средством построения такого воспитательного пространства может стать волонтерская деятельность социально-педагогического содержания.

Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Волонтеры - это добровольцы, люди, бесплатно работающие

в государственной или негосударственной организации. Данное направление деятельности в России законодательно начало оформляться лишь с середины 90-х гг. (федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 1995 г.)7. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты, его мотивы не в материальном поощрении, а в удовлетворении духовных потребностей самих волонтеров. Отношения между волонтерами и организацией, выступающей адресатом оказываемой помощи, регулируются, как правило, договорами, определяющими виды и объем работ.

Организация волонтерского педагогического отряда курсантов ВИПЭ ФСИН России началась с заключения в феврале 2012 г. соглашения о сотрудничестве между институтом и Вологодским детским домом № 1, предусматривающего оказание различных видов социально-педагогической помощи воспитанникам детского дома, в частности кураторство курсантов над воспитанниками с девиантным поведением. Решение стать участниками волонтерского отряда принималось курсантами индивидуально и добровольно.

В работе с «трудными» воспитанниками детского дома была поставлена цель -помочь им самостоятельно преодолеть негативные личностные деформации, преобразовать деструктивный способ существования в конструктивный. Перед каждым участником волонтерского отряда стояла сложная задача: выполняя социальную роль старшего друга, быть для подростков ценностными ориентирами в реальных жизненных обстоятельствах.

Считаем, что «соучаствование» курсантов в судьбах воспитанников детского дома -эмоциональное и действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сопереживание, действенное сострадание бедам другого человека и активное сора-дование его успехам - способствует формированию «доминанты на другом» как интегрирующей основы личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы. При «соучаствовании» отношение одного человека к другому в своих деятель-ностных проявлениях совпадает с его отношением к самому себе. По сути, речь идет о нравственном императиве: защищать интересы другого, как если бы это были интересы свои. В этой ситуации между воспитанниками детского дома и курсантами возникают отношения взаимной значимости. Курсанты

являются для воспитанников «эмоционально значимыми другими». Но и воспитанники становятся для курсантов «значимыми другими» в качестве объектов заботы и «педагогического попечительства».

Важным является и то, что статусное место каждого участника волонтерского отряда в сообществе определяется его уникальными индивидуальными способностями, личностным вкладом в реализацию общих самостоятельно поставленных и значимых для каждого целей, а не властными полномочиями. Сами курсанты оценили значение волонтерской социально-педагогической деятельности для своего личностного и индивидуального развития следующим образом: «Во-первых, очень важно быть нужным, знать, что тебя ждут, что ты можешь кому-то помочь в жизни. Во-вторых, роль ''ориентира'' для другого человека вынуждает посмотреть критически на самого себя, осознать свои реальные жизненные установки и ценности, корректировать собственное поведение. В-третьих, именно в общении с воспитанниками детского дома мы, возможно впервые, осознали себя специалистами, ставящими профессиональные задачи и несущими ответственность за способы и результаты их решения»8.

Волонтерская деятельность курсантов на базе детского дома способствовала решению многих задач воспитательной работы в ведомственном вузе: установлению вза-

имосвязи учебной, исследовательской и общественной деятельности курсантов, повышению познавательной мотивации учебных занятий, их практической ориентации, формированию профессионально ценных личностных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы - самостоятельности, способности к совершению ответственного выбора, профессиональной и нравственной рефлексии. В этой связи важным представляется решение вопроса о месте волонтерской деятельности курсантов в образовательном процессе вуза. Существует достаточно много убедительных примеров, подтверждающих, что, именно пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов в вузе, молодые люди приобретают профессионально значимые ориентиры, умения и личностные качества. Нужны поддержка исследовательской и гражданской активности обучающихся, поощрение их социально ответственных действий. Для этого должна быть выстроена система взаимосвязей волонтерской и учебной деятельности курсантов с использованием позитивного потенциала внутренней и внешней среды вуза.

Таким образом, одним из значимых средств формирования у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы является социально-педагогическая деятельность в составе волонтерского отряда.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие. М., 1995.

2 См.: Петровский В.А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М., 1987.

3 См.: Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. С. 2729.

4 См.: Там же. С. 50.

5 См.: Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: Моногр. М., 2002. С. 25-28.

6 Тюгаева Н. Акцент на самостоятельность // Преступление и наказание. 2012. № 1. С. 11.

7 См.: Шелокова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения // Человек и труд. 2003. № 4. С. 38.

8 См. подр.: Бороздина О.С., Костоев М.Б. Опережающая педагогическая поддержка как средство предупреждения преступного поведения воспитанников детского дома // Проблемы выбора средств предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях реформирования УИС: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Вологда, 2012.

1 Sm.: Slobodchikov VI., Isaev Е.1. Osnovy psihologicheskoj апгороЬдН. Psihologija сЬю^ека. Vvedenie V psihologiju sub#ektivnosti: исЬюЬ. posobie. М., 1995.

2 Sm.: Ре:гс^ку V.A. Sistemno-dejatel'nostnyj podhod к lichnosti: копсерсуа регеопа^асИ // Psihologija razvivajushhejsja lichnosti. М., 1987.

3 Sm.: Вга:^' В^. АпотаШ lichnosti. М., 1988. S. 27-29.

4 Sm.: Tam zhe. S. 50.

5 Sm.: Florenskaja Т.А. Dialog V ргакюЬ^коу psihologii: Моподг. М., 2002. S. 25-28.

6 Tjugaeva N. АксеП: па samostojatel'nost' // Prestuplenie i nakazanie. 2012. № 1. S. 11.

7 Sm.: Shelokova Е. Dobrovol'cheskie trudovye otnoshenija: osnovnye opredelenija // Chelovek i trud. 2003. № 4. S. 38.

8 Sm. podr.: Вогс^па O.S., Kostoev М.В. Operezhajushhaja pedagogicheskaja podderzhka как sredstvo preduprezhdenija prestupnogo povedenija vospitannikov detskogo doma // Problemy ууЬога sredstv preduprezhdenija prestupnosti nesovershennoletnih v uslovijah reformirovanija и^: Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Vologda, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.