Соответственно, такие высокие требования к визуальным материалам влекут за собой объемную по времени предварительную подготовку преподавателя к лекции. Подготовка лекции-визуализации состоит в том, чтобы создать режиссуру лекции, изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). В этой работе можно задействовать и обучающихся, поставив их в положение не только воспринимающих, но и «создающих информацию». С этой целью преподаватель может дать задание слушателям подготовить наглядные материалы по лекции, определив их количество и способы представления информации.
Охарактеризуем этапы проведения лекции-визуализации.
1 этап заключается в создании положительной психологической установки на новую форму освоения материала. С целью мотивирования студентов и стимулирования их внимания с последующей активизацией познавательной деятельности либо приводится интересная ситуация, факт, интригующий обучаемых и предполагающий несколько вариантов решения, либо задается мотивирующий вопрос. Одно из возможных решений этой ситуации демонстрируется в форме материалов визуализации.
2 этап - последовательное изложение материала лекции в виде сформулированных вопросов темы. При этом вопросы следует излагать последовательно, друг за другом, формулировка вопросов транслируется на слайдах презентации, а в процессе развертывания информации применяются другие формы наглядности, отражающие основное содержание лекционного материала. Следует отметить, что лектор может делать паузы во время комментирования визуально предъявляемой информации для того, чтобы студенты могли осмыслить и записать ключевые моменты темы. Тем самым преподавателем контролируется осмысление обучаемыми основных дидактических единиц лекции. Заканчивая изложение каждого вопроса, возможно обращение к аудитории с предложением разрешить проблемную ситуацию, представленную в видеоматериалах лекции и направленную на развитие у слушателей способностей преобразования устной и письменной информации в визуальную форму и ее обратного раскодирования.
3 этап - заключительный, связан с подведением основных итогов лекции. Преподаватель может напомнить основные вопросы темы, еще раз воспроизведя их с помощью слайдов презентации. Возможно, если позволяет аудитория, подведение итогов в виде фронтальной беседы и ответов на ключевые вопросы темы.
Таким образом, лекция-визуализация является мотивирующим механизмом, направленным на интенсификацию познавательного интереса и познавательной активности студентов. Такая лекция дает своеобразную опору для мышления, развивает умения работы с информацией, служит основанием для дальнейшей самообразовательной деятельности обучаемых, - все это является способом повышения не только интеллектуального, но и профессионального потенциала обучаемых, средством достижения целей образования - формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
1 Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т. Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - С. 15.
2 Там же. С. 17.
3 http://nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/aktivnye-i-interaktivnye-formy-obucheniya-studentov-matematike.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УИС В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2014 С. С. Пиюкова
Аннотация. Обосновывается необходимость формирования духовно-нравственных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы как одного из элементов их профессиональной компетентности. Рассматриваются традиционные подходы к формированию духовно-нравствен-
ных основ личности сотрудника УИС, описывается опыт реализации данной работы в процессе привлечения курсантов к волонтерской деятельности.
Ключевые слова: профессионально важные качества личности сотрудника УИС, духовно-нравственные качества сотрудника УИС, волонтерская деятельность.
THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL PERSONAL QUALITIES OF A PENAL SYSTEM EMPLOYEE WITHIN A FRAMEWORK OF VOLUNTEER SERVICES
© 2014 S. Piyukova
Summary. In the article the necessity of the formation of spiritual and moral personal qualities of the penal system employees as an element of their professional competency is proved. Traditional approaches to the process of formation of spiritual and moral personality foundations of a penal system employee are examined. The experience of use this project in the cadets' volunteer services is describe.
Keywords. ■ professionally important personal qualities of a penal system employee, spiritual and moral qualities of a penal system employee, volunteer services.
Проблема формирования профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, неоднократно поднималась в работах отечественных исследователей1. Это связано с рядом объективных обстоятельств, негативно повлиявших на состояние дел в уголовно-исполнительной системе (изменение социально-экономической ситуации в обществе, ухудшение криминогенной ситуации, организационная реформа) и повлекших за собой появление новых, более высоких требований как к профессиональным знаниям и умениям, так и к личностным качествам сотрудников.
Повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников является одной из важнейших задач, решаемых в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы. Эффективность определяется как комплексная характеристика профессиональной деятельности, выраженная в ее количественно-качественных показателях, а также детерминированная интегральными свойствами человека как личности2.
Центральное место в структуре личности специалиста отводится профессионально важным качествам (ПВК) - индивидуальным свойствам субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения. ПВК являются и предпосылкой профессиональной деятельности, и ее новообразованием, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда.
К ПВК относят широкий спектр разных качеств - от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки.
К ПВК относят также особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности - даже анатомо-морфологические характеристики человека.
В числе профессионально значимых качеств отмечают интеллектульные качества (профессиональное мышление, образованность, культурный уровень, творческие способности, наблюдательность); эмоциональные качества (уравновешенность, самообладание; умение управлять своим поведением; стрессоустойчивость); волевые качества (выдержка, самообладание, целеустремленность; выносливость; решительность; мужество); коммуникативные качества и умения (общительность, умение быстро устанавливать необходимые контакты с людьми, понимать их, располагать к себе, устанавливать доверительные отношения; способность воздействовать на людей при помощи внушения и убеждения, личное обаяние, доброжелательность, вежливость, отзывчивость, тактичность) и духовно-нравственные качества.
В настоящее время российское общество остро нуждается в формировании духовно-нравственных основ личности сотрудника уголовно-исполнительной системы за счет принятия им духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качеств для последующего перехода в практику собственного поведения.
Рассмотрим более подробно нравственные требования к личности сотрудника уголовно-исполнительной системы и пути формирования данной категории ПВК.
Исследователи отмечают необходимость наличия у сотрудников УИС таких значимых качеств, как:
- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
- строгое следование закону;
- понимание значимости своей профессии, своей ответственности перед государством за сохранение общественной безопасности, охрану жизни, здоровья, правовой защищенности граждан;
- верность долгу, порядочность, забота о профессиональной чести, общественной репутации сотрудника УИС;
- умение воспринимать чужую боль, способность верить в человека;
- разумное и гуманное использование сотрудником предоставленных ему законом прав;
- сознательная дисциплина, неподкупность, принципиальность и непредвзятость в принятии решений;
- профессиональная взаимопомощь;
- следование нормам служебного этикета;
- безупречность личного поведения не только на службе, но и в быту;
- постоянное профессиональное и нравственное самосовершенствование, повышение уровня культуры.
Выдвижение требований безупречной морали - это не просто желательные черты профессионального облика сотрудников, необходимость ее формирования закреплена в нормативных правовых актах ООН и ЮНЕСКО последних лет, а также в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования нравственных ценностей, связанных с такими понятиями, как совесть, доброжелательность, доброта, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость и т.д.
Традиционно для решения задачи формирования духовно-нравственных качеств личности сотрудника УИС в вузе предлагается реализация следующих условий:
- научно обоснованное педагогическое руководство процессом;
- повышение уровня педагогической компетенции и нравственной культуры сотрудников, состоящих на должностях командно-преподавательского состава;
- активное применение методов нравственного воспитания обучающихся;
- максимальное использование воспитательных возможностей учебной группы как коллектива;
- усиление направленности содержания учебного материала с позиций значимости нравственного воздействия на обучающихся.
С нашей точки зрения, формирование духовно-нравственных основ личности сотрудника УИС может осуществляться не только в рамках образовательного процесса, но и в различных формах внеучебной общественной деятельности, одной из которых является волонтерство.
Волонтерская деятельность (от лат. voluntarius - добровольно) - это широкий круг деятельности, включающей традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона РФ, - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
История развития волонтерства насчитывает не одно столетие. Происходящее от французского слова «воля» движение объединяло добровольцев, поступающих на военную службу. Развитие волонтерства на Руси начинается с принятия христианства. Добровольцы шли служить при монастырях, обучая детей-сирот или занимаясь сбором милостыни на содержание сиротских приютов, а также на содержание заключенных в тюрьмах. Добровольческое движение в России всегда поддерживало русское войско при нападении интервентов.
С 90-х гг. XX в. идеи волонтерства стали возрождаться в современной России. И сейчас во многих городах страны работают волонтерские организации, занимающиеся различными видами деятельности: помощью больным и нуждающимся, уборкой мест отдыха и посадкой растений, информационной работой среди населения. Старейшей мировой волонтерской организацией является Красный Крест.
Волонтерство имеет под собой высокую нравственную основу и позволяет по-другому взглянуть на существующие в современном мире отношения людей. Волонтеры совершают бескорыстные поступки по доброй воле, руководствуясь душевным порывом. Такой порыв основан на таких нравственных качествах, как сочувствие, милосердие, взаимопомощь, а также на глубокой духовной потребности любви к ближнему.
В 2013 г. в Самарском юридическом институте был создан отряд волонтеров, насчитывающий более 20 человек. Деятельность добровольцев института направлена в первую очередь на помощь остро нуждающимся слоям населения самим (престарелым, беспризорным детям, людям с ограниченными возможностями и т.д.).
Основные направления работы отряда:
- социальное патронирование учреждений для детей-сирот;
- помощь людям с ограниченными возможностями;
- пропаганда здорового и безопасного образа жизни.
Дети и люди с ограниченными возможностями относятся к одной из самых незащищенных категорий, они нуждаются в духовной поддержке, милосердии и внимании. Персонал детских домов и интернатов для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей-сирот позволяет им стать полноценными членами нашего общества. В рамках данного направления волонтерской деятельности добровольцы института осуществляют сотрудничество с областным социальным приютом для детей и подростков «Надежда», социально-реабилитационным центром для детей-сирот «Тополек», городским социально-реабилитационным центром для детей-сирот «Подросток» и др.
Волонтеры института способствуют интеграции инвалидов Самарской области в общество, продвижению философии независимой жизни и социального подхода к инвалидности в сознание граждан, принимая активное участие в благотворительных акциях совместно с Самарской городской общественной организацией детей-инвалидов и инвалидов с детства «Парус надежды», Самарской городской общественной организацией «Ассоциация Десница», Благотворительным фондом «Детские домики».
Новым направлением работы волонтеров института в 2013 г. стала пропаганда здорового и безопасного образа жизни. Участники отряда приняли участие в областной профилактической программе «Юность - территория, свободная от курения», реализованной Самарской региональной молодежной общественной организацией «Центр поддержки демократических молодежных инициатив» при поддержке департамента по делам молодежи Самарской области. В рамках программы, целью которой было формирование у молодежи ценностного отношения к здоровому образу жизни, негативного отношения к табакокурению за счет активных профилактических мер, программ обучения и просвещения, добровольцами были проведены различные просветительские акции и мероприятия.
Через участие в волонтерской деятельности будущие офицеры УИС реализуют свои альтруистические потребности, развивают гуманистические качества личности, приобретают профессиональные компетенции и жизненный опыт. Добровольчество дает им возможность проявить свои способности, наладить новые контакты и определить приоритеты в профессии.
1 Даниличева Т. П. Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Шуя, 2005.
2 Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: монография / под общ. ред. О. Н. Ракитской. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.
3 http://ethicscenter.ru/dobrovolstvo-volonterstvo.html