2. Веб-приложения для бизнеса и образования. Moodle - система дистанционного обучения. URL:www.opentechnology.ru/products/moodle
3. Дереча И.И., Кунгурова И.М. Совершенствование самостоятельной работы студентов в процессе изучения педагогических дисциплин // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 № 4 (23) [Электронный ресурс]. М.: Науковедение, 2014. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbomik 6/19.pdf.
4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. М., 1961.
5. Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. СПб.: БХВ-Петербург, 2010. 336 с.
6. Микельсон, P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р.М. Микельсон. М.: Учпедгиз, 1940. 96 с.
7. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польского. М.: Педагогика, 1990. 256 с.
8. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
9. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. 182 с.
10. Пидкасистый П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1973. 178 с.
11. Поворознюк О.А. Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза в контексте личностно ориентированного образования // Педагогическое образование и наука. 2012.№2. С. 91-93
12. Сущность и значение самостоятельной работы в познавательной деятельности. А.В. Волкотрубова // Вестник КРСУ. 2016. Том 16. № 12. С. 182-186
13. Федеральный Государственный образовательный высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование[Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г., № 126 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2018 г.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Арифулина Рамиля Умяровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Михеева Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРАТОРА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитательной работы в условиях дистанционного обучения, предлагаются способы решения. Актуальность исследования заключается в необходимости совершенствования воспитательной работы в условиях цифровизации образования и дистанционного обучения. Приведен опыт дистанционной воспитательной работы куратора учебной группы. Проведенный анализ позволил выделить преимущества дистанционного воспитания и обозначить перспективы его дальнейшего развития.
Ключевые слова: дистанционное обучение, воспитательная работа, куратор.
Annotation. The article deals with the problem of educational work in the conditions of distance learning, offers solutions. The relevance of the research is the need to improve educational work in the conditions of digitalization of education and distance learning. The experience of remote educational work of the curator of the study group is given. The analysis made it possible to highlight the advantages of distance education and identify the prospects for its further development.
Keywords: distance learning, educational work, curator.
Введение. В современных условиях глобализации и информатизации общества одним из перспективных направлений развития системы образования является переход на дистанционное образование и применение технологий дистанционного обучения. Целью внедрения дистанционного обучения является организация учебно-воспитательного процесса в удаленном режиме (на расстоянии) с использованием информационно-коммуникационных средств и открытым доступом к образовательным ресурсам. По определению А.А. Андреева «дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействие обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариативный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1, с. 196]. Несмотря на достоинства и активное применение технологий дистанционного обучения, проблема воспитания в условиях дистанционного обучения остается актуальной.
Изложение основного материала статьи. Формирование и развитие системы дистанционного воспитания представляет собой сложный процесс, который связан с решением комплекса проблем функционального и организационного характера [4, с. 18-20]. Опыт дистанционной воспитательной работы в период распространения короновирусной инфекции позволил выделить ряд проблем во взаимодействии кураторов и студенческих групп, нами были выделены следующие категории:
технические - сбои в сети Интернет, ограниченный доступ к компьютеру, низкий уровень цифровой грамотности;
методические - низкий уровень ИКТ-активности педагогов, необходимость повышения квалификации в сфере цифрового образования;
мотивационные - недостаточная заинтересованность обучающихся и педагогов в дистанционных мероприятиях;
коммуникативные - отсутствие «живого общения», в частности, невербального, между педагогом и обучающимися. В условиях «очной» воспитательной работы куратору учебной группы относительно несложно определить личностные характеристики студента, понять его настроения и интересы, однако в дистанционном формате это сделать крайне сложно.
Технические проблемы в полной мере позволяет решить проект «Цифровая образовательная среда», целью которого является современная и безопасная цифровая образовательная среда, обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех уровней [4, с. 18-20].
Внедрение системы профессионального роста педагогов и кураторов, повышение их профессионального мастерства в цифровой среде позволят решить методическую проблему дистанционного образования. Сегодня различные образовательные учреждения и организации предоставляют право повысить свою квалификацию без отрыва от преподавательской деятельности.
Дистанционное образование диктует необходимость психологического сопровождения обучающихся и обеспечения их психологического комфорта, поэтому воспитательная работа куратора должна быть направлена на повышение мотивации у студентов. Проблема мотивации при дистанционном образовании рассмотрена в работе американского эксперта в области обучающих систем Джона Келлера, который создал свою модель мотивации. Авторская модель ARCS: attenrion (внимание), relevance (значимость), confidence (уверенность), satisfaction (удовлетворение), по мнению Келлера, способствует повышению мотивации обучающихся к процессу обучения и воспитания [2]. Сущность модели заключается в следующей последовательности действий:
1) привлечь внимание обучающихся к исследованию проблемы;
2) показать значимость проблемы;
3) придание уверенности в способности и силы обучающихся по средствам формирования позитивной образовательной среды, с помощью социально-эмоционального общения и т.д.;
4) обеспечение удовлетворения от результата деятельности (ситуация успеха, атмосфера доверия, психологический комфорт).
При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей; применять разнообразные формы работы со студентами; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами.
Сегодняшние студенты родились в эпоху информатизации и являются активными пользователями Интернета и социальных сетей. По результатам Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ каждый день в интернет заходят 88,9% молодежи 15-24 лет. При этом около 80% подростков проводят в Сети в среднем 3-4 часа, а каждый седьмой - 8 часов и более [5]. Среду дистанционного взаимодействия можно использовать как коммуникативный канал между куратором и студенческой группой. Веб-сервисы и Интернет-платформы позволяют решить проблему «живого общения». В Таблице 1 приведены примеры веб-сервисов, с помощью которых можно проводить видеоконференции - кураторские часы.
Таблица 1
Веб-сервисы для проведения кураторских часов
Веб-сервис Краткое описание Ссылка
Skype В бесплатной версии: до 50 участников, время групповой сессии — 4 часа. https://www.skype.com/ru/
Zoom В бесплатной версии: до 100 участников, время групповой сессии — 40 минут, наличие чата, функции демонстрации экрана и записи разговоров. https://zoom.us/
Discord До 50участников, время групповой сессии не ограниченно. https://discord.com/new
Google Hangouts Meet В бесплатной версии: до 10 человек, время групповой сессии не ограничено, для звонка нужен аккаунт Google. https://apps.google.com/me et/
CyberLink U Meeting В бесплатной версии: до 25 человек, время групповой сессии - 50 минут. https://uxyberiink.com/
Кроме перечисленных веб-сервисов набирают популярность социальные сети и мессенджеры. Социальная сеть ВКонтакте позволяет создать группу и беседу для взаимодействия куратора с учебной группой. На «стене» можно публиковать новости, важные объявления. Данная социальная сеть дает возможность оперативно обмениваться информацией, создавать обсуждения, голосования, опросы, хранить каталог ссылок, фотоальбомы и видеоролики, проводить конкурсы и мероприятия и следить за статистикой сообщества. Для взаимодействия с родителями большинством кураторов используются мессенджеры WatsApp и Viber, которые позволяют передавать сообщения различного формата, проводить конференции, совершать вызовы. Использование веб-сервисов и социальных сетей оправдано и эффективно, так как обучающиеся более активно вовлечены в общение с куратором в социальных сетях, чем в других формах, информация от куратора поступает оперативно, куратор учебной группы может контролировать аккаунты студентов, появляется возможность непрерывного взаимодействия с обучающимися и их родителями.
Проведенный опрос среди обучающихся и их родителей позволил определить потенциал инструментов дистанционного обучения. Результаты опроса представлены в диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1. Оценка потенциала инструментов дистанционного обучения родителями
обучающихся
Диаграмма 2. Оценка потенциала инструментов дистанционного обучения обучающимися
Анализ диаграммы 1 позволяет сделать вывод о том, что родители обучающихся выше оценивают потенциал применения инструментов дистанционного обучения, чем традиционные способы и формы взаимодействия. При этом дистанционное взаимодействие куратора с группой имеет преимущества в доступности и сохранении психологического комфорта. Большинство родителей считают, что дистанционное взаимодействие обеспечивает учет индивидуальных возможностей обучающихся. В тоже время по результатам опроса установлено, что мнение родителей о безопасности при традиционном и дистанционном взаимодействии разделились поровну.
Вопрос о безопасности является актуальным и среди обучающихся. В своем большинстве, за незначительным исключением, обучающиеся считают, что традиционное взаимодействие безопаснее дистанционного. По мнению респондентов, дистанционное взаимодействие благоприятно влияет на создание психологического комфорта и учитывает индивидуальные возможности обучающихся. Несмотря на то, что большинство опрошенных отмечают доступность дистанционного взаимодействия, многие студенты говорят об ограничениях такого взаимодействия, например, в техническом обеспечении. К особенностям дистанционного воспитания можно отнести многообразие и гибкость средств, способов и организационных форм. При этом ведущей идеей становится стремление к постоянному саморазвитию студентов как субъектов деятельности.
Выводы. Таким образом, дистанционные формы воспитательной работы необходимо использовать не только во время вынужденной изоляции образовательной организации. В современное время представляется предельно актуальной интеграция традиционных и дистанционных способов взаимодействия. Многообразие
форм дистанционного взаимодействия обеспечивает сохранение психологического комфорта, учета индивидуальных возможностей обучающихся, а также предоставляет возможность организовать доступное взаимодействие куратора со студентами. Современные технологии позволяют куратору учебной группы стать лидером для студентов, который будет способен задавать и корректировать вектор интересов обучающихся и заниматься воспитательной работой. Личностный аспект дистанционного воспитания способствует созданию условий для общекультурной и профессиональной подготовки обучающихся, а также обеспечивает выработку смысловых и жизненных ориентиров, конструктивного преодоления ситуаций жизненного кризиса, самоактуализации студентов своих ценностей. Интерес исследователей к теме дистанционного воспитания заметно растет. В этом контексте перспективным является создание единой коммуникативной площадки для куратора/педагога-обучающихся-родителей на региональном уровне.
Литература:
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. С. 196.
2. Арефьева И., Лазарев Т. Мотивация в дистанционном обучении. Образовательный проект «Мой университет» МИР «ЭкоПро». [Электронный ресурс] URL: http://www.moi-universitet.ru (дата обращения: 29.07.2020).
3. Илалтдинова Е.Ю., Фёдоров А.А., Фильченкова И.Ф. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 10.
4. Пронин Э.А., Положенцева И.В. Современное онлайн-образование в России: проблемы и перспективы. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т. 4. №2. С. 18-20.
5. Цифровая экономика 2020. Краткий статистический сборник. [Электронный ресурс] URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/323871553 (дата обращения: 13.08.2020).
Педагогика
УДК 37.018.1:371.314.6
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Асанова Зарема Ризаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Иваненко Елена Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Концевич Наталья Андреевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
Аннотация. В статье обозначена проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей. Акцентировано внимание на проектной деятельности как одной из форм сотрудничества с родителями дошкольников. Определены организационно-педагогические условия использования проектной деятельности как формы взаимодействия воспитателей с родителями: формирование положительной мотивации у участников проектной деятельности (воспитателей, родителей, детей, обогащение знаниями педагогов и родителей) о требованиях и особенностях организации проектной деятельности с дошкольниками.
Ключевые слова: взаимодействие (сотрудничество), проектная деятельность, дошкольная образовательная организация, родители дошкольников.
Annotation. The article describes the problem of interaction between preschool educational organizations and families. Attention is focused on project activities as one of the forms of cooperation with parents of preschool children. Organizational and pedagogical conditions for using project activities as a form of interaction between educators and parents are defined: the formation of positive motivation among participants in project activities (educators, parents, children, enrichment of knowledge of teachers and parents) about the requirements and features of organizing project activities with preschoolers.
Keywords: interaction (cooperation), project activity, preschool educational organization, parents of preschool children.
Введение. В последнее время в дошкольных образовательных организациях (ДОО) становится популярной проектная деятельность, которая позволяет интегрировать разные виды деятельности и знания из различных предметных отраслей, а также дает возможность формировать у дошкольников умение получать новую информацию об окружающей действительности благодаря мини-исследованию. Проектная деятельность может способствовать целостному восприятию, осмыслению связей между предметами и явлениями, легкому запоминанию, что ведет к более глубокому усвоению учебного материала.
Однако, как указывают ученые и педагоги-практики, ребенок-дошкольник не может самостоятельно обозначить проблему, найти противоречия, поставить цель и организовать свою работу. В связи с этим, как правильно замечают Ю.В. Баева и Л.Н. Горобец, в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие воспитатели, дети, а также их родители [2]. Поэтому мы можем рассматривать проектную деятельность как форму взаимодействия ДОО с семьей.
Изложение основного материала статьи. Ведущими специалистами в области дошкольного образования отмечено, что развитие детей дошкольного возраста не может быть эффективным без взаимодействия семьи и образовательных организаций. Дошкольный возраст является первичным этапом становления ребенка как субъекта познания. Поэтому на семью и дошкольное образовательное учреждение возлагается особая ответственность.