Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2004.
2. Капранова В.А. История педагогики. - М.: Новое знание, 2003.
3. Лекторский В.А. Теория познания. - М.: Мысль, 1995.
4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. Пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. -М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Пискунов А.И. История марксистской педагогики: некоторые пути и перспективы // Советская педагогика. - 1977. - № 11.
6. Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
7. Шерковин, Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973.
8. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978.
Педагогика
УДК 371
доктор социологических наук, доцент Курбанова Лида Увайсовна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); магистрант кафедры психологии и педагогики Басова Яна Сергеевна
ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации воспитательной работы со школьниками и их родителями в условиях дистанционного обучения, обозначаются основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Авторы статьи рассматривают опыт образовательных учреждений страны в процессе организации взаимодействия учителя, обучающихся и их родителей на расстоянии с помощью специфичных Интеренет-технологий.
Ключевые слова: дистанционное обучение, воспитательная работа, классный руководитель, образовательный процесс.
Annotation. The article deals with the organization of educational work with the class in the framework of distance learning, identifies the main difficulties that a teacher may face. In addition, the author of the article offers a number of forms and methods of interaction between teachers, students and their parents at a distance using special Internet technologies.
Keywords: distance learning, educational work, class teacher, educational process.
Введение. Дистанционное обучение становится привычной для большинства педагогов формой работы с классом. В пандемию 2020 г. проведение уроков на расстоянии постепенно стало нормой. Но нередко в этих условиях воспитательная работа как немаловажная часть педагогического процесса, реализуется в условиях дистанционной форму обучения недостаточно.
Между тем, и в такой форме обучения, есть определённый потенциал. Так, в процессе проведения онлайн-уроков учитель, сообщая знания в определенной направленности, формирует нравственные установки у учащихся. Тем самым реализуется принцип воспитывающего обучения [1- 3; 5; 7; 8 и др.].
Изложение основного материала статьи. В лучших традициях российской школы работа учителя, классного руководителя никогда не сводилась только к урочной деятельности. Многие задачи воспитания решались и должны решаться вне привязки к определенным темам урока.
Безусловно, в рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей (табл. 1):
Таблица 1
Трудности с организации воспитательной работы со школьниками в условиях дистанционного
формата
№ Система трудностей
1. невысокая мотивация со стороны учащихся, связанная с участием в воспитательных мероприятиях на расстоянии;
2. проблемы технического характера;
3. отсутствие у субъектов образовательного процесса (педагогов и самих учащихся) навыков цифровой этики;
4. определённая ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении и др.
Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно, как показывает анализ практики, большинство общеобразовтальеных школ и собственно педагогов с этими трудностями справились.
В целом можно отметить, что дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение многих задач. Среди них:
- индивидуализация воспитательного процесса с помощью индивидуальных планов для каждого ученика;
- обеспечение личного контакта с учениками;
- привлечение специалистов, интересных людей с профориентационной целью;
- включение родителей в общую деятельность для укрепления продуктивного сотрудничества.
Нельзя и недооценивать и возможность сохранения взаимодействия. при удаленной воспитательной работе. Причем, это взаимодействие в экстремальных условиях становится менее формальным, более тесным, личностным и участливым.
Но самое главное - при использовании форм и методов дистанционной воспитательной работы возникает возможность повысить цифровую грамотность участников образовательного процесса, на практике реализовать их умения и навыки в условиях цифровой среды, показать эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий.
Какие же воспитательные мероприятия можно повести для учеников с привлечением родителей дистанционно?
Самое простое - организовать конференц-связь при проведении тематических классных часов, мастер-классов, родительских собраний и др., учитывая ряд особенностей: соблюдение правил общения; необходимость обратной связи, рефлексии; возможность открытого разговора с педагогом, высказывания личного мнения.
Веб-квесты - актуальная для дистанта форма. В рамках данной технологии «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы» [8, С. 25-31].
Преимущества данной групповой формы воспитательной работы очевидны: развиваются коммуникативные, лидерские качества, повышается мотивация к процессу поиска информации.
Как отмечает Хромцова Ю.Н. [7], во время дистанционного формата обучения одним из эффективных способов объединения учащихся, а так же их родителей является создание общего творческого продукта. Это может быть создание видеороликов, электронного образовательного журнала различной тематики и т.д.
Дистанционный формат можно эффективно использовать и для проведения профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп: провести виртуальные экскурсии по наиболее популярным в регионе образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального образования, провести интервью с родителями - представителям разных профессий [9].
Так же интересной формой работы является культурное просвещение учащихся, их родителей -например, совместный просмотр видеофильмов, посещение виртуальных музеев России и мировых музеев, выставок творческих работ известных художников или одноклассников с последующим обсуждением и обменом эмоциями [9].
В качестве практического примера реализации данных и других направлений рассмотрим опыт организации воспитательных мероприятий в дистанционном формате в СОШ № 23 г. Томска (табл. 2) [4].
Таблица 2
План воспитательных мероприятий в дистанционном формате СОШ №23 г. Томска
(2-ое полугодие 2019-2020 гг.)
№ Тематика мероприятий Формы проведения
1. 7 апреля - Всемирный день здоровья Классные часы 5-8 кл. «Правила здоровой и успешной жизни»
2. День космонавтики • Классный час 5-9 кл. «День космонавтики» (виртуальная экскурсия по музею) • Фильм «Юрий Гагарин. Первый в космосе»
3. Правила дорожного движения • "Азбука безопасности. Пешеходные правила"(1-4 классы) • Дорога без опасности (федеральный каталог интерактивных образовательных программ)
4. Профилактика противоправного поведения и правонарушений • Интерактивный урок по профилактике жестокости «В дружбе -сила» (1-4 классы) Классный час «Всемирный день без табака" (5-11 классы) • Классный час «Всемирный день борьбы против наркотиков" (5-11 классы)
5. Гражданско-патриотическое направление «75 лет Великой Победы» • Всероссийский фестиваль детских эссе «Письмо солдату» • Всероссийская акция «Сад Памяти» • Всероссийский конкурс исследовательских работ «Правнуки Победителей-2020» • Фильмы о войне
6. Культурное просвещение обучающихся • Культурный код: произведения для школьников(фильмы, спектакли, книги и архитектурные памятники) • Кинопутешествие по Эрмитажу • Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) • Проект Гугла Arts and Culture • Московские театры онлайн спектакли • Томский ТЮЗ онлайн
7. Конкурсы различной направленности • Всероссийский конкурс «Доброволец России - 2020» • Конкурс компьютерного творчества, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне "Бессмертие подвига"
8. Профориентация • День открытых дверей ведущих вузов региона и страны -онлайн • Томский коммунально-строительный техникум Мобильное приложение Абитуриент • Приёмная кампания ТГПУ - 2020" • Территория интеллекта ПОРТАЛ "ПРОЕКТОРИЯ" Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников • Примерочная профессий • Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»
Как видно из приведённой таблицы - тематика мероприятий практически не претерпела существенных изменений от традиционной. Изменились только формы подачи материала в условиях дистанционного формата.
Приведём так же опыт организации воспитательной работы в условиях дистанционного формата обучение в МАОУ гимназии №5 г. Новороссийска [5].
В данном инновационном учебном учреждении ещё до пандемии был создан так называемый Штаб воспитательной работы. В него вошли учителя - классные руководители, социальные педагоги и практические психологи гимназии. В период пандемии и перехода деятельности гимназии в дистанционный формат, данный штаб стал координатором воспитательной, просветительской деятельности всех основных участников образовательного процесса - учителей, учеников, родителей учеников.
Для повышения эффективности выше обозначенных видов деятельности в условиях профилактики распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) специалистами Штаба был использован весь спектр имеющихся ресурсов, прежде всего, электронных, обеспечивающих дистанционный режим взаимодействия.
Штаб воспитательной работы, прежде всего, координировал работу всех участников по реализации Плана воспитательной работы МАОУ гимназии №5 г. Новороссийска в условиях дистанционного формата.
В целом в период дистанционного формата обучения так же были реализованы основные направления работы данной гимназии:
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- физкультурно-оздоровительное воспитание;
- пропаганда здорового образа жизни;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- эстетическое воспитание;
- мероприятия по антитеррористическому просвещению детей и молодежи;
- работа по организации ученического самоуправления;
- работа школы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений;
- методическая работа;
- контроль за воспитательным процессом [5].
В качестве примера одного из направлений воспитательной работы, которое осуществляется, прежде всего, социальными педагогами, приведём реализованные формы работы в рамках формирования у обучающихся социальной компетентности, опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей:
- реализация с учащимися различных возрастных групп образовательных проектов по развитию личностных качеств обучающихся в том числе в условиях on-line с элементами тренинга, проведение практических занятий с обратной связью;
- участие учащихся в дистанционных конкурсах социальной направленности на различных уровнях (личное участие, класс, школа);
- работа с одаренными детьми, развитие взаимодействия с РДШ (Российским движением школьников) в on-line режиме (площадки, участие в проектах, конкурсах) - рдш.рф;
- работа с обучающимися, находящимися под опекой - режим дистанционных консультаций, поддержка позитивного эмоционального состояния ребенка, законных представителей, помощь в решении возникающих затруднений [5].
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, на основе анализа опыта организации воспитательной работы можно отметить, что При организации воспитательной работы в дистанционном режиме учителю необходимо следующее:
- учитывать уровень цифровой грамотности детей и их родителей с целью ее повышения;
- прибегать к разнообразным формам работы, чтобы поддержать интерес детей к предлагаемым мероприятиям и мотивировать к активному участию в них;
- помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами [9].
Вынужденная изоляция от школы когда-то закончится. Но дистанционные формы воспитательной работы, активно используемые во время пандемии 2020 г., останутся в арсенале деятельности классного руководителя.
Те же социальные сети с неформальным общением между учениками, их родителями теперь навсегда в жизни школы.
Обучению сетевому этикету, повышение уровня цифровой грамотности участников образовательного процесса путем использования инновационных технологий прочно войдут (должны войти) в планы воспитательной работы учителя и классного руководителя в системе реализации ФГОС.
Литература:
1. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании-Ставрополь, 2014.
2. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18.
3. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография / Ялта, 2017.
4. Воспитательная работа в школе в период дистанционного обучения [Электронный ресурс]: https://supervis.ru/content/37231074-andronnikova-o-o-kriterii-i-pokazateli-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения 21.12.2020) (дата обращения 21.12.2020)
5. Методические рекомендации по организации деятельности специалистов Штаба воспитательной работы в условиях дистанционного образования обучающихся [Электронный ресурс]: https://supervis.ru/content/37231074-andronnikova-o-o-kriterii-i-pokazateli-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения 21.12.2020) (дата обращения 21.12.2020)
6. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 263-265.
7. Сорокопуд Ю.В., Сиротина С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 187-189.
8. Щербина А.Н. Веб-квест - как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. - 2016. - №4 - С. 25-31
9. Хромцова Ю.Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 22.12.2020).
Педагогика
УДК 378
преподаватель Кургузов Антон Владимирович
Омская академия МВД России (г. Омск); преподаватель Латушкина Валерия Александровна
Омская академия МВД России (г. Омск)
СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ИСКУССТВЕННОГО
ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматриваются перспективы использования технологий виртуальной и дополненной реальностей в учебном процессе, а также способность их интеграции с технологиями искусственного интеллекта. Рассмотрен вопрос использования этих технологий при заочном или дистанционном формате получения образования. Целью данного исследования было повысить мотивацию обучающихся к учению, а также работе с рекомендованной учебной литературой. Для достижения указанной цели разрабатывается приложение для мобильных устройств на базе операционной системы Android, работа которого описана в данной статье. Идея нашего исследования заключается в создании системы, которая может разнообразить учебный процесс, дополняя рекомендованные учебники интеллектуальными функциями и визуальными эффектами. Для разработки приложения для мобильного устройства использовались языки программирования C# и JavaScript, для серверной части - Python. Для работы системы требуется минимум оборудования: смартфон (с операционной системой Android), сервер и VR-гарнитура (необязательно). Сделан вывод, что для повышения интереса к учебе, а также повышения качества усваиваемого материала целесообразно использование технологий виртуальной реальности и дополненной реальности совместно с элементами технологии искусственного интеллекта.
Ключевые слова: искусственный интеллект, дополненная реальность, виртуальная реальность, образование, дистанционное обучение, учебный процесс, мотивация, учебник, приложение, смартфон.
Annotation. The article discusses the prospects for the use of virtual and augmented reality technologies in the educational process, as well as the ability to integrate them with artificial intelligence technologies. The question of the use of these technologies in the correspondence or distance learning format is considered. The purpose of this study was to increase the motivation of students to learn, as well as to work with the recommended educational literature. To achieve this goal, an application for mobile devices based on the Android operating system is being developed, the operation of which is described in this article. The idea of our research is to create a system that can diversify the educational process, complementing the recommended textbooks with intellectual functions and visual effects. To develop an application for a mobile device, the programming languages C # and JavaScript were used, for the server side - Python. The system requires a minimum of equipment: a smartphone (with the Android operating system), a server and a VR headset (optional). It is concluded that in order to increase interest in learning, as well as to improve the quality of the assimilated material, it is advisable to use virtual reality and augmented reality technologies together with elements of artificial intelligence technology.
Keywords: artificial intelligence, augmented reality, virtual reality, education, distance learning, educational process, motivation, textbook, application, smartphone.
Введение. Основная проблема, с которой сталкиваются студенты сегодня - это снижение интереса к чтению учебников по мере перехода к другим методам электронного обучения. Только 20% студентов фактически используют учебники, в то время как остальные используют информацию, полученную из альтернативных источников, самым популярным из которых является интернет. Несмотря на то, что текстовая информация может быть полезна для заучивания, исследователями было обнаружено, что студенты лучше усваивают информацию с помощью мультимедийного контента. Традиционные приемы методики преподавания в том виде, в каком мы ее понимаем, становятся элементом прошлого. Они становятся все более и более цифровыми, развивающимися технологическими ноу-хау инновациями.
Изложение основного материала статьи. Современный мир развивается огромными темпами. Вычислительная техника постоянно совершенствуется, растет ее производительность. В 60-х прошлого века произошла очередная революция вычислительной техники, которая была связана с появлением компьютеров "третьего поколения". Начался бурный рост использования компьютеров. В 70-х годах появились компьютеры "четвертого поколения". Это был переход на совершенно новые технологии. После этого и до настоящего времени производительность компьютеров также продолжает увеличиваться. За последние пятьдесят лет она увеличилась в сотни тысяч раз. Сейчас компьютеры распространены практически во всех сферах человеческой деятельности. Система высшего образования не представляется возможной без современной вычислительной техники. В тоже время с развитием компьютерной техники развиваются различные технологии, использующие их вычислительные мощности. Виртуальная реальность (далее VR - от английского virtual reality), дополненная реальность (далее AR - от английского augmented reality), искусственный интеллект (далее ИИ) - все эти технологии постепенно интегрируются в повседневную жизнь и в систему образования, в частности [3].