форм дистанционного взаимодействия обеспечивает сохранение психологического комфорта, учета индивидуальных возможностей обучающихся, а также предоставляет возможность организовать доступное взаимодействие куратора со студентами. Современные технологии позволяют куратору учебной группы стать лидером для студентов, который будет способен задавать и корректировать вектор интересов обучающихся и заниматься воспитательной работой. Личностный аспект дистанционного воспитания способствует созданию условий для общекультурной и профессиональной подготовки обучающихся, а также обеспечивает выработку смысловых и жизненных ориентиров, конструктивного преодоления ситуаций жизненного кризиса, самоактуализации студентов своих ценностей. Интерес исследователей к теме дистанционного воспитания заметно растет. В этом контексте перспективным является создание единой коммуникативной площадки для куратора/педагога-обучающихся-родителей на региональном уровне.
Литература:
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. С. 196.
2. Арефьева И., Лазарев Т. Мотивация в дистанционном обучении. Образовательный проект «Мой университет» МИР «ЭкоПро». [Электронный ресурс] URL: http://www.moi-universitet.ru (дата обращения: 29.07.2020).
3. Илалтдинова Е.Ю., Фёдоров А.А., Фильченкова И.Ф. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 10.
4. Пронин Э.А., Положенцева И.В. Современное онлайн-образование в России: проблемы и перспективы. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т. 4. №2. С. 18-20.
5. Цифровая экономика 2020. Краткий статистический сборник. [Электронный ресурс] URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/323871553 (дата обращения: 13.08.2020).
Педагогика
УДК 37.018.1:371.314.6
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Асанова Зарема Ризаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Иваненко Елена Николаевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Концевич Наталья Андреевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
Аннотация. В статье обозначена проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей. Акцентировано внимание на проектной деятельности как одной из форм сотрудничества с родителями дошкольников. Определены организационно-педагогические условия использования проектной деятельности как формы взаимодействия воспитателей с родителями: формирование положительной мотивации у участников проектной деятельности (воспитателей, родителей, детей, обогащение знаниями педагогов и родителей) о требованиях и особенностях организации проектной деятельности с дошкольниками.
Ключевые слова: взаимодействие (сотрудничество), проектная деятельность, дошкольная образовательная организация, родители дошкольников.
Annotation. The article describes the problem of interaction between preschool educational organizations and families. Attention is focused on project activities as one of the forms of cooperation with parents of preschool children. Organizational and pedagogical conditions for using project activities as a form of interaction between educators and parents are defined: the formation of positive motivation among participants in project activities (educators, parents, children, enrichment of knowledge of teachers and parents) about the requirements and features of organizing project activities with preschoolers.
Keywords: interaction (cooperation), project activity, preschool educational organization, parents of preschool children.
Введение. В последнее время в дошкольных образовательных организациях (ДОО) становится популярной проектная деятельность, которая позволяет интегрировать разные виды деятельности и знания из различных предметных отраслей, а также дает возможность формировать у дошкольников умение получать новую информацию об окружающей действительности благодаря мини-исследованию. Проектная деятельность может способствовать целостному восприятию, осмыслению связей между предметами и явлениями, легкому запоминанию, что ведет к более глубокому усвоению учебного материала.
Однако, как указывают ученые и педагоги-практики, ребенок-дошкольник не может самостоятельно обозначить проблему, найти противоречия, поставить цель и организовать свою работу. В связи с этим, как правильно замечают Ю.В. Баева и Л.Н. Горобец, в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие воспитатели, дети, а также их родители [2]. Поэтому мы можем рассматривать проектную деятельность как форму взаимодействия ДОО с семьей.
Изложение основного материала статьи. Ведущими специалистами в области дошкольного образования отмечено, что развитие детей дошкольного возраста не может быть эффективным без взаимодействия семьи и образовательных организаций. Дошкольный возраст является первичным этапом становления ребенка как субъекта познания. Поэтому на семью и дошкольное образовательное учреждение возлагается особая ответственность.
Учитывая то, что в педагогическом взаимодействии ДОО и семьи заложен огромный потенциал, данная проблема рассматривалась отечественными учеными. Существенными являются положения о роли взаимодействия в становлении личности ребенка (К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев и др.), о взаимосвязи родителей с образовательной организацией в процессе педагогического сопровождения развития личности ребенка (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.), о необходимости создания совместными усилиями родителей и педагогов благоприятных условий для ребенка, которые бы содействовали его личностному развитию, формированию у него моральных ориентаций, его самоопределению (И.В. Гребенников, Г.Н. Филонов и др.)
В исследованиях по дошкольной педагогике также подчеркивается значимость взаимодействия педагогов ДОО и родителей в воспитании дошкольника (Р.С. Буре, Л.Н. Виноградова, Л.Р. Голубева, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская, О.Н. Урбанская и др.). Взаимодействие педагогов и родителей в ДОО - это целостная социально-психологическая система, которая составляет единство перцептивного (восприятие), коммуникативного (общение) и интерактивного (сотрудничество, сотворчество) компонентов, взаимосвязанных между собой, это сотворчество и сообучение, в котором педагог и родители - равноправные субъекты образовательно-воспитательного процесса.
Для успешного сотрудничества педагогов с родителями дошкольников в теории и практике дошкольного образования рекомендуется использовать разнообразные формы взаимодействия - как традиционные (родительские собрание, беседы, консультирование и др.), так и нетрадиционные (семейные вечера, квесты, проекты и др.).
Воспитатель, анализируя результаты изучения особенностей семьи и семейного воспитания, подбирает рациональные формы сотрудничества с родителями. Методическую помощь в этом вопросе может оказать старший воспитатель, определяя цель и задачи, которые необходимо решить совместными усилиями.
При организации проектной деятельности как одной из форм взаимодействия ДОО с семьей старший воспитатель может донести до сведения педагогического коллектива информацию о соблюдении необходимых организационно-педагогических условиях.
1. Формирование положительной мотивации у участников проектной деятельности (воспитателей, родителей, детей). Проектная деятельность может быть организована на высоком уровне, если у субъектов этого процесса сформированы мотивы заинтересованного участия. Равнодушие со стороны педагогов и/или родителей передается и ребенку, который видит их пассивное отношение к выполнению заданий, отсутствие воодушевления в работе. Это ведет не только к формализму и искажению результатов проектной деятельности, но и подавлению пытливости к исследованию - особенности детей, которая заложена у них с рождения.
Для повышения интереса у педагогов и родителей к проектной деятельности взрослые должны понимать потенциал данного вида деятельности в развитии ребенка. Работая совместно с ребенком над определенной темой проекта («Откуда хлеб пришел?», «Мои друзья - книги», «Птицы нашего края» и т.п.), педагоги и родители дают ему возможность получить объемный багаж знаний. Так, например, при работе над проектом «Откуда пришел хлеб?», ребенок не только узнает, что главный ингредиент хлеба - мука, знакомится с процессом выращивания пшеницы, но может и параллельно расширить свои знания о профессиях и содержании труда людей, участвующих в процессе создания хлеба (тракторист, комбайнер, агроном, мельник, водитель, селекционер, мукомол, булочник, пекарь и др.), разнообразных способах приготовления хлеба и его формах у разных народов (итальянская фокачча, мексиканская тортилья, израильская хала, турецкий симит, индийский наан и т.п.). Помимо образовательных задач и решаются и воспитательные -формирование бережного отношения и уважения к хлебу и людям, вырастившим его.
Для педагога организация проектной деятельности дает возможность проводить занятия в нетрадиционной форме, объединить различные виды деятельности вокруг определенной темы, повысить уровень собственной компетентности по выбранной проблеме, наладить работу с родителями, стать партнером детей в решении исследовательских задач, разнообразить образовательный процесс, сделать его интересным и увлекательным. Для родителей - увеличить время живого, яркого, незабываемого общения с ребенком.
2. Обогащение знаниями педагогов и родителей о требованиях и особенностях организации проектной деятельности с дошкольниками.
Обобщив требования к проектной деятельности, представленные в различных исследованиях [6; 7; 9], можно выделить следующие:
Во-первых, при выборе темы проекта необходимо ориентироваться на ту, которая сочетает в себе данные из различных предметных областей, содержит элемент исследования, будет для дошкольников теоретико-познавательной и практико-ориентированной. Тема проекта связана с определенным объектом тщательного изучения и исследования. Объектом проекта может стать предмет, проблема, дело.
В проектной деятельности с дошкольниками, чаще всего, исследуется материальный предмет, который со всех сторон рассматривается в проекте. Он может самостоятельно выбираться детьми, а воспитатель в таком случае будет способствовать активизации умственной деятельности участников проектной деятельности (поиск ответа на вопрос: что мы хотим узнать об этом предмете?). Например, могут быть такие темы, как «Волшебница вода», «Удивительный картофель», «Дельфин-доктор» и т.п.
Если в основе проекта лежит исследование проблемы, то в заголовке отмечается содержание вопроса, ответ на который необходимо найти в ходе проектной деятельности. Например, «Зачем птицам нужен клюв?», «Почему исчезли панцирные рыбы?», «Кто загрязняет воздух в нашем городе?» и т.п.
Дело - это конкретное действие, мероприятие, которое будет полезным и интересным для участников проектной деятельности. Темы проектов могут быть «Интересные дела нашей семьи», «Как отмечали Новый год», «Мой режим дня» и т.п. При организации проекта-дела исследование не требуется. Вся работа носит творческий и организационный характер.
В целом, содержание проектной деятельности варьирует в пределах следующих основных тематических областей: «Ребенок и его семья», «Ребенок и природа», «Ребенок и рукотворный мир», «Ребенок, общество и его культурные ценности» [1].
Во-вторых, взрослые должны не только определить цель и задачи проекта, использовать разнообразие исследовательских методов, но и научить этому детей. Обучение детей приемам целеполагания и планирования - это одна из задач формирования активности, инициативности и самостоятельности как
значимых качеств личности. Обучая ребенка некоторым из приемов, воспитатели и родители должны помнить о составляющих элементах целеполагания и планирования.
При постановке цели проекта необходимо представить конечный результат. Обсуждая с ребенком конечный результат проекта, можно использовать такие приемы, как «наводящие вопросы», «домысливание», «обсуждение проблемной ситуации», в основе которых лежит беседа с ребенком - поиск ответов на вопросы «Что хотим получить в конце проекта?», «Что мы должны сделать?», «Что я могу сделать?», «Как это можно сделать?», «С помощью чего это можно сделать?» и т.п.
На помощь взрослым могут прийти SMART-критерии, которым должны соответствовать цели, где SMART - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов (specific - конкретный, measurable - измеримый, attainable - достижимый, relevant - значимый, time-bounded - соотносимый с конкретным сроком). Так, например, цель проекта на тему «Дружба начинается с улыбки» - установить дружеские взаимоотношения между сверстниками в группе на основе понимания детьми «что значит дружить». Данная цель конкретна (необходимо решить проблему дружеских взаимоотношений между детьми), измерима (с помощью определенного диагностического инструментария можно проверить уровень сформированности дружеских взаимоотношений между детьми), достижима (согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста проблема формирования дружеских взаимоотношений между детьми решаема), значима (дети дошкольного возраста понимают ценность дружбы - с другом интересней, веселей), соотносима с конкретным сроком (проект на заявленную тему осуществим в течение определенного времени - в рамках одной возрастной группы от недели (краткосрочный) до года (долгосрочный)).
При определении временных параметров проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста можно ориентироваться на календарь, а с детьми помладше, даже работая над краткосрочными проектами, определять временные границы словами «завтра», «утром», а также «скоро», «быстро», «долго» и др.
Ребенок старшего дошкольного возраста уже может понимать, что информацию для проекта он может найти в процессе общения с другими людьми (взрослыми и детьми), изучая необходимую литературу по теме и «правильных» интернет-источников (с помощью взрослых).
В-третьих, соблюдать этапы проектной деятельности - начиная с замысла и заканчивая презентацией проекта. По мнению Г.А. Романовой организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации представляет собой ряд последовательных шагов: целеполагание, структурирование деятельности, самообразование, поиск и выбор средств проектирования, рефлексия деятельности, анализ и оценка результата [11]. В целом соглашаются с ней В.А. Деркунская (разработка проектного задания, формирование проектных творческих групп, определение подтем в определенной теме, подготовка материалов к осуществлению исследовательской деятельности, определение форм представления итогов проектной деятельности, оформление результатов, рефлексия) [4] и Л.Д. Морозова (формулирование проблемы, организация творческих групп, планирование работы над проектом, поиск и сбор информации, анализ информации, оформление и представление проекта, анализ и оценка результатов работы над проектом) [8].
В-четвертых, предоставлять возможность осуществления самостоятельной деятельности детям в ходе реализации проекта, не выполняя все за них, в то же время, регулировать посильность упражнений и заданий согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Стоит отметить, что проектная деятельность может вестись с детьми всех возрастных категорий, но с определенными различиями в степени включенности детей в этот процесс. На наш взгляд, учет возрастных особенностей при организации проектной деятельности четко представлен в работах Е.С. Евдокимовой [5].
С дошкольниками от 3,5 до 5 лет необходимо организовывать подражательско-исполнительскую проектную деятельность. В данном возрасте дети принимают участие в проекте как «помощники» воспитателя, выполняя его поручения, подражая ему. В соответствии с возрастными особенностями они еще нуждаются в установлении и сохранении крепких связей со взрослым, могут выполнять только прямые указания либо подражать действиям педагога. В этом возрасте помощь родителей необходима в большей степени.
Дети 5-7 лет могут участвовать в развивающей проектной деятельности. Старшие дошкольники в процессе осуществления проектной деятельности могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь, опираясь на свой опыт. Дети данной возрастной категории меньше обращаются к взрослым за помощью, проявляют инициативу, активны в организации совместной деятельности со сверстниками. Они не только понимают суть проблемы, но и способны уточнять свои задачи для достижения общей цели, конкретизировать выполнение необходимых действий, подбирать средства необходимые для достижения результатов проектной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут не только принимать участие в проекте, но и могут предлагать интересные темы для исследования и разработки. Однако, это не означает, что родители могут и не участвовать в проектной деятельности. Взаимодействие воспитателей с родителями по совместной реализации проектов должно происходить и в этом случае. Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса отмечают, что проектная деятельность в дошкольном возрасте осуществляется при обязательном участии взрослого (педагога и/или родителя) и его непосредственном руководстве и поддержке на всех этапах реализации проекта [3].
В-пятых, в процессе совместного (взрослых и детей) обсуждения продумать представление (презентацию) результатов проектной деятельности. Для этого вместе с ребенком продумать форму и вид презентации. Так, например, проект на тему «Куклы в национальных костюмах» может быть представлен по-разному - это и куклы-игрушки в изготовленных (пошитых) национальных костюмах, это и бумажные куклы с нарисованными национальными костюмами, это и подбор слайдов с фотографиями кукол в национальных костюмах). В любом случае необходимо учитывать, что презентация должна быть красивой и эстетично выглядеть.
Если ребенок будет самостоятельно представлять проект, учитывать его возрастные особенности. Продумывая речь для презентации, необходимо ориентироваться на то, что она должны быть понятной для слушателей, занимательной, познавательной.
В-шестых, на протяжении всех этапов организации проектной деятельности детей совместно с родителями воспитателю необходимо занимать активную методически руководящую позицию. Е.С. Полат выделяет три основных этапа методического руководства проектной деятельностью в дошкольной
образовательной организации [10], где на каждом этапе в соответствии с содержанием деятельности участников проектной деятельности обозначены основные функции педагога ДОО как руководителя и координатора проектов (см. табл. 1).
Таблица 1
Методическое руководство проектной деятельностью в ДОО
Этапы работы над проектом Содержание деятельности участников проектной деятельности Функции педагога ДОО
Подготовительный этап - обсуждение проблемы, определение темы, задач проекта; - планирование работы; - выбор способов сбора информации, методов анализа, вида презентации, критериев оценивания. - заявка замысла; - характеристика методов проектной деятельности; - знакомство с содержанием проекта; - мотивация поиска; - помощь в определении задач; - высказывание предположений; идей; - коррекция плана и задач.
Практико-исполнительский этап - сбор информации; - решение промежуточных задач; - наблюдение за объектами; - проведение экспериментов; - анкетирование; - работа с литературой; - анализ информации; - формулирование выводов; - оформление результатов; - коллективное обсуждение. - наблюдение за работой участников проектной деятельности; - косвенное управление деятельностью (советы, консультации и т.п.); - коррекция итоговых материалов; - наблюдение за ходом обработки результатов и анализа информации; - восприятие отчета; - постановка целесообразных вопросов (в роли участника).
Заключительный этап - показ результатов в презентации; - самооценка результатов (по установленным критериям); - защита проекта. - оценка усилий участников обучения, их креативности, качества использования источников, неиспользованных возможностей, творческого потенциала, качества отчета, презентации, защиты проекта.
Выводы. Таким образом, при умелом методическом руководстве и соблюдении требований к реализации проектов в детском саду, проектная деятельность может одной из востребованных форм взаимодействия ДОО и семьи, так как позволяет объединить и решить многие проблемы в развитии личности дошкольника. Литература:
1. Атмахова Л.Н. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ / Л.Н. Атмахова // Дошкольное воспитание. -2008. - № 3. - С. 15-17.
2. Баева Ю.В. Метод проекта: определения, подходы, методика обучения: монография / Ю.В. Баева, Л.Н. Горобец. - Армавир: АГПА, 2013. - 120 с.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
4. Деркунская В.А. Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду /
B.А. Деркунская // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9. - С. 26-33.
5. Евдокимова Е.С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе / Е.С. Евдокимова // Управление ДОУ. - 2005. - №3. - С 18-22.
6. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
7. Меркулова Т.В. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Т.В. Меркулова, Е.А. Дубинина. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 64 с.
8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 168 с.
9. Обремок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании / С.М. Обремок. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - 216 с.
10. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - № 9. - С. 9-17.
11. Романова Г.А. Психолого-педагогические основы руководства проектной деятельностью обучающихся / Г.А. Романова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. - № 4. -
C. 39-43.