Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ С КУРСАНТАМИ – БУДУЩИМИ ИНСПЕКТОРАМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ С КУРСАНТАМИ – БУДУЩИМИ ИНСПЕКТОРАМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / курсанты / воспитательная система / целостный педагогический процесс / педагогика смысложизненных ориентаций / инспектор по делам несовершеннолетних / education / cadets / educational system / holistic pedagogical process / pedagogy of life orientations / inspector for minors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Валентиновна Ульянова, Ирина Георгиевна Евсеева

Подготовка курсантов-будущих инспекторов по делам несовершеннолетних к профессиональной деятельности неразрывно связана со специально организованной воспитательной работой ведущей кафедры, интегрированной в общеуниверситетский образовательный дискурс. Воспитательная работа кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя условно дифференцирована на индивидуально-личностный, коллективистско-групповой, профессионально-культурологический уровни, что обеспечивает функционирование соответствующей воспитательной системы. Данная система опирается на методологию научного направления Педагогика смысложизненных ориентаций, где приоритетными воспитательными аспектами являются гуманистические ценности, целеполагание, творческая, рефлексивная, организаторско-управленческая деятельность. Организация воспитательной работы с курсантами требует идентичного диагностического инструментария, в который включены карты наблюдения, самооценивания, тестовый пакет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Валентиновна Ульянова, Ирина Георгиевна Евсеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK WITH CADETS – FUTURE INSPECTORS FOR MINORS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The training of cadets-future inspectors of juvenile affairs for professional activity is inextricably linked with the specially organized educational work of the leading department, integrated into the university-wide educational discourse. The educational work of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya.Kikot is conditionally differentiated into individual-personal, collectivist-group, professional-cultural levels, which ensures the functioning of the appropriate educational system. This system is based on the methodology of the scientific direction Pedagogy of life-meaning orientations, where the priority educational aspects are humanistic values, goal-setting, creative, reflexive, organizational and managerial activities. The organization of educational work with cadets requires identical diagnostic tools, which include observation cards, self-assessment, and a test package.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ С КУРСАНТАМИ – БУДУЩИМИ ИНСПЕКТОРАМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-327-333

NIION: 2015-0066-4/21-064 MOSURED: 77/27-011-2021-04-263

© Ульянова И.В., Евсеева И.Г., 2021

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ С КУРСАНТАМИ - БУДУЩИМИ ИНСПЕКТОРАМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Ирина Валентиновна Ульянова,

профессор кафедры педагогики Института психологии служебной деятельности,

доктор педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Е-таП: iva2958@mail.ru;

Ирина Георгиевна Евсеева, профессор кафедры педагогики Института психологии служебной деятельности,

кандидат психологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Е-таП: irina.evseeva14@mail.ru

Аннотация. Подготовка курсантов-будущих инспекторов по делам несовершеннолетних к профессиональной деятельности неразрывно связана со специально организованной воспитательной работой ведущей кафедры, интегрированной в общеуниверситетский образовательный дискурс. Воспитательная работа кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя условно дифференцирована на индивидуально-личностный, коллективистско-групповой, профессионально-культурологический уровни, что обеспечивает функционирование соответствующей воспитательной системы. Данная система опирается на методологию научного направления Педагогика смысложизненных ориентаций, где приоритетными воспитательными аспектами являются гуманистические ценности, целеполагание, творческая, рефлексивная, организаторско-управленческая деятельность. Организация воспитательной работы с курсантами требует идентичного диагностического инструментария, в который включены карты наблюдения, самооценивания, тестовый пакет.

Ключевые слова: воспитание, курсанты, воспитательная система, целостный педагогический процесс, педагогика смысло-жизненных ориентаций, инспектор по делам несовершеннолетних

EDUCATIONAL WORK WITH CADETS - FUTURE INSPECTORS FOR MINORS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Irina V. Ul'yanova,

Professor of the Department of Pedagogy, Institute of Performance Psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Irina G. Evseeva,

Professor of the Department of Pedagogy, Institute of Performance Psychology, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The training of cadets-future inspectors of juvenile affairs for professional activity is inextricably linked with the specially organized educational work of the leading department, integrated into the university-wide educational discourse. The educational work of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya.Kikot is conditionally differentiated into individual-personal, collectivist-group, professional-cultural levels, which ensures the functioning of the appropriate educational system. This system is based on the methodology of the scientific direction Pedagogy of life-meaning orientations, where the priority educational aspects are humanistic values, goal-setting, creative, reflexive, organizational and managerial activities. The organization of educational work with cadets requires identical diagnostic tools, which include observation cards, self-assessment, and a test package.

Keywords: education, cadets, educational system, holistic pedagogical process, pedagogy of life orientations, inspector for minors

Для цитирования: Ульянова И.В., Евсеева И.Г. Воспитательная работа кафедры педагогики с курсантами - будущими инспекторами по делам несовершеннолетних в образовательном процессе. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):327-33.

Постановка проблемы. В процессе подготовки курсантов-будущих инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН) выявляется их недостаточная готовность к освоению актуальных профессиональных компетенций (ФГОС ВО по направлению

подготовки 44.05.01 Педагогика и психология де-виантного поведения)1, к реализации базовых про-

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 года № 1611 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагоги-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

фессиональных качеств, видов деятельности1 в целостном педагогическом процессе, что требует его условной редукции на воспитательное и учебное направления. Преподаватели кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (далее - Университет), педагоги-кураторы осваивают воспитательный арсенал, который содействует становлению гражданско-правовой позиции личности обучающихся, ее нравственному, профессиональному развитию. Целью статьи определяется описание актуальных педагогических форм, методов, средств воспитания, апробированных в процессе подготовки курсантов-будущих инспекторов ПДН.

Анализ последних исследований и публикаций. В современной системе высшего образования МВД России в настоящее время все больше внимания обращается на роль воспитания в подготовке кадров. Для органов внутренних дел (ОВД) значительный импульс этому был задан в научных трудах А.М. Столяренко [13], в которых подчеркивается важность индивидуального подхода к личности в условиях служебного коллектива; в работах Н.В. Сердюк и др. акцентируется компетентност-ный подход в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел [11]. А.В. Щегловым изучены моральные чувства курсантов (гражданских, патриотических, этико-эстетических) [17]. В.А. Дубов исследует этические вопросы в процессе воспитания курсантов [3]; О.Б. Алпатова, Н.Н. Маркелов и др. подчеркивают профессионально-личностный аспект в воспитании курсантов посредством досу-говой деятельности [1], Ю.А. Простакишина обосновывает значение подготовки курсантов к профилактической деятельности с несовершеннолетними, необходимость развития эмпатийности как профессионального качества [9], Е.П. Панкратова раскрыла специфику нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных ор-

ка и психология девиантного поведения (уровень специа-литета)».

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года; Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года: № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

ганизаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора [7]. В исследованиях В.Е. Нефедьевой, И.В. Ульяновой указывается на роль экзистенциального фактора в воспитании курсантов, комплекса векторов в образовательном пространстве [6], И.В. Власюк, В.Н. Черниговский раскрывают воспитательный потенциал вуза МВД России с учетом экстремальных ситуаций, переживаемых курсантами [2].

Вместе с тем проведенный анализ научной литературы по заявленной проблеме раскрыл дефицит специально ориентированной воспитательной работы с курсантами-будущими инспекторами ПДН.

Изложение основного материала исследования. В течение последних лет подготовки курсантов к деятельности в отделах ПДН ОВД профессорско-преподавательским составом кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя осуществлялось углубленное изучение их личностных характеристик, готовности к получению высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета).

Анализ видов профессиональной деятельности, к которым должны быть подготовлены выпускники (воспитательной (социально-педагогической); диагностико-коррекционной; правоохранительной; экспертно-консультационной; научно-исследовательской; организационно-управленческой; педагогической), показал необходимость усиления внимания педагогического корпуса кафедры к целостному педагогическому процессу как «внутреннему единству составляющих его компонентов, их гармоническому взаимодействию». В целостном педагогическом процессе «непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества» [12, с. 171]. «Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое» <...> «Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника [студента/курсанта - авт.] и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [12, с. 172].

Вместе с тем, учитывая вышесказанное, необходимо допущение условной редукции данной целостности, что позволяет более детально изучить проблематику воспитательного содержания. (Воспитание в абсолютно широком смысле трактуется нами как целенаправленное влияние педагога на воспитанника; гуманистическое понимание воспитания как конкретной мировоззренческой категории: это воздействие педагога на личность с целью оказания ей содействия в интериоризации гуманистических ценностей, формировании гуманистических целей, смысложизненных ориентаций, вовлечения в созидательную деятельность на благо себя и общества, реализации гуманистически ориентированного поведения. (При этом подчеркнем имманентную сущность воспитания, которое изначально присутствует в любой ситуации педагогического взаимодействия). Опираясь на методологический базис педагогики смысложизненных ориентаций (И.В. Ульянова, 2012), в воспитательном процессе, реализуемом преподавателями, актуализируются ведущие идеи философии светского гуманизма в совокупности с положениями диалектического материализма, позитивного экзистенциализма. Общенаучный подход раскрывается через положения системного, аксиологического подходов. Конкретно-научный подход представляет собой конгломерат таких подходов, как культурологический, личностно ориентированный, компетентностный, деятельностный, средовой, на что обращено внимание в диссертационных исследованиях Ю.А. Про-стакишиной [9], О.В. Свинаревой [10] и др. Наряду с этим в контексте учебной дисциплины «Общие основы педагогики» (раздел «Введение в профессию») курсантами изучаются личностные характеристики социального педагога как субъекта, максимально близкого по своему профессиональному функционалу к инспектору ПДН. Так, специалисту, ориентированному на социально-педагогическую деятельность, необходимо обладать следующими характеристиками: эмпатийностью, коммуникативностью, креативностью, стрессоустойчивостью, развитыми интеллектуальными, организаторско-управленческими, рефлексивными способностями. В соответствии с этим в образовательном процессе актуализируются следующие виды воспитания (по содержательному критерию): нравственное, интел-

лектуальное, гражданско-патриотическое, правовое, эстетическое, трудовое, интернациональное.

Благодаря этому выявляется реальная возможность содержательно и организационно планировать и осуществлять воспитательную работу с курсантами. При этом следует учитывать специфику направлений деятельности курсантов в образовательной организации МВД России. В частности, в работах В.Е. Нефедьевой [6], О.В. Свинаревой, И.В. Ульяновой [10] предлагается ориентироваться на учебное, воспитательное, служебное, квазипрофессиональное, досуговое направления, когда воспитательный вектор выступает в качестве идейно-нравственного основания целостного педагогического процесса.

Воспитательная работа кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя условно дифференцирована на индивидуально-личностный, коллективистско-группо-вой, профессионально-культурологический уровни. При этом специалисты учитывают классификацию методов воспитания, представленную В.А. Сла-стениным, Е.Н. Шияновым и др. [12], где методы сгруппированы следующим образом: «методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании [12, с. 405]. С одной стороны, методы обоснованно интегрируются в подгруппы с учетом специфики влияния на воспитанников, с другой стороны, - они, как правило, в зависимости от педагогических задач, интегрируются (например, в дискуссию может быть включен метод рассказа или примера и проч.).

Индивидуально-личностный уровень воспитания сопряжен с педагогическими условиями, максимально ориентированными на конкретного курсанта, обладающего специфическим набором психологических, социально-педагогических характеристик. В этом случае эффективна работа,

сосредоточенная на профиле личности, когда оцениваются особенности темперамента, гендерные характеристики, уровень развитости всех ее сфер: потребностно-мотивационной, морально-нравственной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной, деятельностной, экзистенциально-бытийной, - что далее соотносится с актуальными профессионально значимыми характеристиками (в данном случае приобретает значение сотрудничество специалистов кафедры с отделом психологической работы Университета).

Практика показала эффективность аналитической работы курсантов-первокурсников на основе Карты самооценивания, в которой в вертикальной колонке обозначены актуальные профессиональные характеристики, а горизонтально даны три колонки для выставления баллов самооценивания (от 3 до 0) и итоговая колонка под названием «Задачи на перспективу» (степень их решения, как итог, оценивается к концу учебного семестра).

Наряду с этим преподавателем/педагогом-куратором по аналогичным параметрам периодически оцениваются поведенческие характеристики курсантов, для чего используется соответствующая Карта наблюдения за учебным взводом (в ней фиксируются уровни взаимоотношений курсантов в учебном взводе, их готовность к квазипрофессиональному сотрудничеству и проч.).

Выделение данного уровня воспитания приобретает особую ценность для персонализации отношений в подсистемах «преподаватель-курсант», «курсовой офицер-курсант», что, в свою очередь, укрепляет доверие, эмпатию между субъектами образовательного процесса на основе совместного осмысления экзистенциальных вопросов бытия, сохраняя при этом служебно-иерархические отношения.

В этом случае приоритетными методами воспитания определяются метод примера, индивидуальная беседа личностного содержания, групповая рефлексивная беседа профессионально-личностного содержания, рассказ, эссе экзистенциальной, эмоциональной направленности («Я - человек-гуманист», «Мое незабываемое детство» и др.), выполнение проектов «Герб моей личности», «Любимый уголок Родины» и проч., моделирование воспитательных ситуаций в парах, индивидуальная/

парная работа по подбору методического материала для учебных занятий, тренинги личностного развития, персональные выступления на организованных досуговых мероприятиях, самооценивание по результатам конкретной деятельности и проч.

Коллективистско-групповой уровень воспитания сосредоточен на содействии курсантам в формировании коллектива, организации учебного взвода как дружелюбного, ответственного, профессионально ориентированного сообщества. В данном случае курсовым офицерам, преподавателям, педагогам-кураторам изначально необходимо выстроить систему профессионального взаимодействия с целью формирования коллектива взвода (используется концепция А.С. Макаренко [5], обогащенная идеями А.В. Петровского [8] и др.).

В качестве эффективного диагностического инструментария на данном уровне используются методика Дж. Морено «Социометрия», Тест «Диагностика конфликтности» В.Ф. Ряховского (наличие в учебном взводе «отверженных», «конфликтных» субъектов дает сигнал о явном неблагополучии в отношениях между курсантами).

Воспитательная работа в указанном случае трехпланова: а) формирование конструктивных навыков взаимодействия в учебно-служебном коллективе; б) профилактика конфликтов; в) коррекция конфликтов.

Приоритетные методы воспитания: учебные, трудовые, досугово-творческие дела; дискуссии; тренинги профилактики конфликтов; акции граж-данско-патриотического содержания («Учебный взвод - детям», «Учебный взвод - ветеранам боевых действий»); коллективные просмотры актуальных кинофильмов и их обсуждение; участие учебного взвода в университетских соревнованиях, экскурсиях; организация волонтерских акций, интеллектуальных игр на факультете и проч.

Профессионально-культурологический уровень воспитания курсантов отражает высокий уровень зрелости личности, когда у обучающихся сформирована профессиональная убежденность, нравственная устойчивость. В данном случае курсанты готовы к самоорганизации в условиях учебно-воспитательных, квазипрофессиональных, досуговых мероприятий, проектов (например, «Новый год в Центре временного содержания несовершеннолет-

них правонарушителей», «Модель подготовки курсантов к профилактической работе с подростками девиантного поведения», «Моя профессия - моя ответственность» и проч.).

Как показала практика, диагностика личностной, коллективной зрелости курсантов осуществляется на основе этапных методик (представлены выше), а также на основе реализации Теста смысложизненные ориентации (методика СЖО) -Д.А. Леонтьев [4]. Данный тест - адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо и Л. Махолика, разработанная на основе теории стремления к смыслу и логоте-рапии В. Франкла и, в свое время, одобренная им [15]. Субшкалы «цели в жизни», «процесс жизни», «результат жизни», «локус контроля - Я», «локус контроля - жизнь», а также общий показатель «осмысленность жизни» при высоких показателях раскрывают наличие у человека жизненной перспективы, эмоциональную насыщенность жизни, удовлет-

воренность самореализацией, готовность к свободе выбора, осмысленность бытия, деятельности, принимать адекватные решения, управлять жизнью. В частности, в учебных взводах, которые были включены в указанную воспитательную работу кафедры педагогики, средние значения и стандартные отклонения соответствуют норме (в частности, показатель ОЖ 103,10±15,03 95,76±16,54) [4].

В научных трудах В. Франкла, В.Э. Чудновского осмысленность жизни понимается не как устремленность к гедонизму, свобода от страданий, но как экзистенциальная исполненность, как реализация ответа на вопрос «Что я дал жизни?» [15; 16].

Средства воспитания презентуются курсантам как устойчивая совокупность идеальных (знания, опыт, методика и проч.) и материальных (физические объекты, дидактические ресурсы) средств, которые сначала активно подбираются преподавателями, педагогами-кураторами, далее - при активном участии самих обучающихся.

Таблица 1

План воспитательной работы кафедры педагогики

№ п/п Содержание Сроки

1 Тренинг «Познакомимся, взвод!» (1 курс) Сентябрь

2 Проект «Линия моей жизни» (1 курс)

3 Проект «Мое незабываемое детство» (1 курс)

4 День социального педагога (презентация песни учебного взвода, посвящение в кружковцев, концерт студентов Московского областного музыкального колледжа имени С.С. Прокофьева (1-4 курсы)

5 Проект «Читаем вместе» (2-4 курсы) Октябрь

6 КиноДиспутклуб (1 курс)

7 Проект «Герб моей личности» (2 курс)

8 Проект «Любимый уголок Родины» (2 курс) Ноябрь

9 КиноДиспутклуб (2 курс)

10 КиноДиспутклуб (3 курс)

11 Проект-плакат «Новогодние пожелания» (1 курс) Декабрь

12 Встреча со специалистом ПДН (1-5 курсы)

13 Мероприятие со школьниками «Наши ценности» (1-2 курсы) в рамках Молодежного образовательного проекта (Психологический институт РАО) Январь

14 Литературно-музыкальная гостиная «Все начинается с любви» (1-2 курсы) Февраль

15 Проект «Читаем вместе» (2-4 курсы)

16 КиноДиспутклуб (4 курс) Март

17 Встреча с ученым (1-5 курсы)

18 Брейн-ринг - межвузовская встреча (1-2 курсы) Апрель

19 Литературно-музыкальная гостиная. День Победы - день Памяти (1-5 курсы) Май

20 Проект «ПДН - День защиты детей» Июнь

21 Киноклуб «День сотрудника ПДН» (1-5 курсы)

22 Проект «Социально-педагогический календарь» (2 курс) Сентябрь-июнь

Универсализм организованной кафедрой педагогики воспитательной работы с курсантами выражается, прежде всего, в том, что она осуществляется в области всех реализуемых сфер: учебной, служебной, досуговой, квазипрофессиональной, включена во все виды практики, в занятия научного кружка (В.Е. Нефедьева, Ю.А. Простакишина, И.В. Ульянова и др.).

Для того чтобы воспитательная работа кафедры педагогики осуществлялась планомерно, поэтапно, был разработан соответствующий план, который интегрирован в план воспитательной работы Университета, учитывает специфические особенности каждого учебного взвода и его мероприятия, вместе с тем четко структурирован. Краткое содержание указанного плана воспитательной работы кафедры отражено в представленной ниже таблице (табл. 1).

Организованная с учетом обозначенных позиций воспитательная работа кафедры педагогики в течение последних пяти лет позволила значительно сплотить коллективы учебных взводов, повысить общую и профессиональную культуру курсантов.

Выводы и перспективы исследования. Подводя итоги вышесказанному, следует заключить: в целостном педагогическом процессе, организуемом в образовательной организации МВД России, важна его условная редукция, в частности, выделение воспитательного направления в самостоятельный вектор. В содержательно-организационном плане он отвечает требованиям, предъявляемым к профессионально-личностной подготовке сотрудников ОВД.

В воспитательном дискурсе принципиален его методологический базис: в нашем случае речь идет педагогическом направлении Педагогика смысло-жизненных ориентаций, интегрирующем философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровни организации педагогического процесса, актуализирующем синтез индивидуального, экзистенциального и коллективистского начал.

При подготовке будущих инспекторов ПДН, помимо актуализации общекультурных, общепрофессиональных вопросов профессиональной подготовки, важен аспект специальной подготовки, в рамках которого фиксируются ведущие профессионально-личностные характеристики сотрудника ПДН, актуальные виды деятельности, компетенции. Нами подчеркивается интегративный характер осу-

ществляемой воспитательной работы, что означает ее включенность в учебный, служебный, квазипрофессиональный процессы, в организованный досуг курсантов.

Конкретизация уровней профессионально-личностной подготовки курсантов-будущих инспекторов ПДН (индивидуально-личностный, коллек-тивистско-групповой, профессионально-культурологический) позволяет уточнить перечень методов (организационных, диагностических), способствующих воспитанию обучающихся.

Особое место в образовательном процессе кафедры занимает система воспитательной работы, отраженной в соответствующем плане, согласованного с планом воспитательной работы факультета, университета.

Литература

1. Алпатова О.Б., Маркелов Н.Н. «Профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России и особенности их формирования // Проблемы современной наук и образования. 2016. № 31(73). С. 83-86.

2. Власюк И.В., Черниговский В.Н. Профессионально-нравственное воспитание в вузе мвд россии в системе подготовки курсанта к преодолению экстремальных ситуаций // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 1. С. 119-120; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=699 (дата обращения: 05.08.2021).

3. Дубов Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / под ред. А. В. Опалева. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. 384 с.

4. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

5. Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг. / Сост. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. Новгород, 2007. 536 с.

6. Нефедьева В.Е. Методика нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России. 1/2018. С. 17-21.

7. Панкратова Е.П. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России

в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Панкратова Екатерина Павловна; [Место защиты: ФГКОУ ВО Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя]. М., 2019. 28 с.

8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

9. Простакишина Ю.А. Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Простакишина Юлия Александровна; [Место защиты: ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»], 2019. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Свинарева О.В. Научная разработанность темы «Педагогическое сопровождение курсантов ведомственных образовательных организаций в период адаптации к образовательному процессу» // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3; иИ!: http://www.science-education.ru/article/ view?id=24448 (дата обращения: 12.02.2021).

11. Сердюк Н.В. Система подготовки кадров в органах внутренних Дел Российской Федерации // Прикладная психология и педагогика.2020. № 91 Т. 5. С. 205-220.

12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.

В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

13. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. 3-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 543 с. (Золотой фонд российских учебников). Доступ из локальной сети Финуниверситета(чтение, печать, копирование). - <URL:http://elib.fa.ru/ebook/ Stolyarenko-psychology-pedagogy.pdf>.

14. Формирование профессионально- личностных компетнций в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел (монография) / Тарасов Ю.Ю., Закатов В.В., Русаков В.К., Вахни-на В.В., Семченко А.С., Сердюк Н.В., Русаков В.К. [и др.]. Омск: Омская академия МВД России, 2017. 2З4 с.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

16. Чудновский В.Э. Обращение В.Э. Чуд-новского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Ки-сельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17-27. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/ labs/gporl/XXI-simpozium.pdf (дата обращения: 15.05.2021).

17. Щеглов А.В. Воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1994. 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.