Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ УНК ПСД МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ: ИТОГИ (2015–2020 ГГ.) И ПЕРСПЕКТИВЫ (2020–2025 ГГ.)'

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ УНК ПСД МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ: ИТОГИ (2015–2020 ГГ.) И ПЕРСПЕКТИВЫ (2020–2025 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты и слушатели / преподаватели кафедры / гуманистическое мировоззрение / постмодернизм / Педагогика смысложизненных ориентаций / воспитательная система / сотрудники ПДН / cadets and students / teachers of the Department / humanistic worldview / postmodernism / Pedagogy of life orientations / educational system / PD employees

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Валентиновна Ульянова, Ирина Георгиевна Евсеева

Развитие высшего образования гуманитарного профиля в России в постсоветский период во многом осложнено деструктивными тенденциями постиндустриализма, постмодернизма. Это в значительной мере провоцирует снижение качества подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к эффективной профессиональной деятельности. Важным ресурсом в преодолении указанных рисков авторами статьи определяется Программа кафедры, ориентированная на интегративный подход к организации образовательного процесса, в частности, кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Благодаря такой Программе подготовка будущих сотрудников ПДН ОВД осуществляется на основе устойчивого синтеза теории и практики; учебного, воспитательного, квазипрофессионального, служебного, досугового дискурсов; актуализации в педагогической деятельности научного направления «Педагогика смысложизненных ориентаций» (как методологического базиса); реализации двух взаимообусловленных векторов подготовки обучающихся: личностного и профессионально-служебного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Валентиновна Ульянова, Ирина Георгиевна Евсеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PROVISIONS OF THE INTEGRATED PROGRAM OF THE DEPARTMENT OF PEDAGOGY OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA NAMED AFTER V.YA. KIKOT: RESULTS (2015–2020) AND PROSPECTS (2020–2025)

The development of higher education in the Humanities in Russia in the post-Soviet period is largely complicated by the destructive tendencies of post-industrialism and postmodernism. This largely provokes a decrease in the quality of training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia for effective professional activities. An important resource in overcoming these risks, the authors determined the Program of the Department, focused on an integrative approach to organization of educational process, in particular – the Department of pedagogy UNK PSD of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot. Thanks to this Program, training of future employees PDN OVD is based on the sustainable synthesis of theory and practice; academic, educational, quasiprofessional, service, leisure discourses; the actualization of the pedagogical activities of the scientific field «Pedagogy of life-meaningful orientations» (as methodological basis); implementation

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ УНК ПСД МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ: ИТОГИ (2015–2020 ГГ.) И ПЕРСПЕКТИВЫ (2020–2025 ГГ.)»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10339 © И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ УНК ПСД МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ: ИТОГИ (2015-2020 ГГ.) И ПЕРСПЕКТИВЫ (2020-2025 ГГ.)

Ирина Валентиновна Ульянова,

профессор кафедры педагогики Института психологии служебной деятельности,

доктор педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: iva2958@mail.ru;

Ирина Георгиевна Евсеева, профессор кафедры педагогики Института психологии служебной деятельности,

кандидат психологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: irina.evseeva14@mail.ru

Аннотация. Развитие высшего образования гуманитарного профиля в России в постсоветский период во многом осложнено деструктивными тенденциями постиндустриализма, постмодернизма. Это в значительной мере провоцирует снижение качества подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к эффективной профессиональной деятельности. Важным ресурсом в преодолении указанных рисков авторами статьи определяется Программа кафедры, ориентированная на ин-тегративный подход к организации образовательного процесса, в частности, кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Благодаря такой Программе подготовка будущих сотрудников ПДН ОВД осуществляется на основе устойчивого синтеза теории и практики; учебного, воспитательного, квазипрофессионального, служебного, досугового дискурсов; актуализации в педагогической деятельности научного направления «Педагогика смысложизненных ориентацию» (как методологического базиса); реализации двух взаимообусловленных векторов подготовки обучающихся: личностного и профессионально-служебного.

Ключевые слова: курсанты и слушатели, преподаватели кафедры, гуманистическое мировоззрение, постмодернизм, Педагогика смысложизненных ориентаций, воспитательная система, сотрудники ПДН.

BASIC PROVISIONS OF THE INTEGRATED PROGRAM OF THE DEPARTMENT OF PEDAGOGY OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA NAMED AFTER V.YA. KIKOT: RESULTS (2015-2020) AND PROSPECTS (2020-2025)

Irina V. Ul'yanova,

Professor of the Department of Pedagogy of the Institute of Service Psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Irina G. Evseeva,

Professor of the Department of Pedagogy of the Institute of Service Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The development of higher education in the Humanities in Russia in the post-Soviet period is largely complicated by the destructive tendencies of post-industrialism and postmodernism. This largely provokes a decrease in the quality of training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia for effective professional activities. An important resource in overcoming these risks, the authors determined the Program of the Department, focused on an integrative approach to organization of educational process, in particular - the Department of pedagogy UNK PSD of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot. Thanks to this Program, training of future employees PDN OVD is based on the sustainable synthesis of theory and practice; academic, educational, quasiprofessional, service, leisure discourses; the actualization of the pedagogical activities of the scientific field «Pedagogy of life-meaningful orientations» (as methodological basis); implementation

Keywords: cadets and students, teachers of the Department, humanistic worldview, postmodernism, Pedagogy of life orientations, educational system, PD employees.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Ульянова И.В., Евсеева И.Г Базовые положения Интегрированной программы кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя: итоги (2015-2020 гг.) и перспективы (2020-2025 гг.). Вестник экономической безопасности. 2020;(5):291-6.

В последние годы все более масштабно выявляется проблема либерализации российского образования, что влечет за собой мировоззренческую неопределенность значительной части молодежи, включая курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России. Во многом это обусловлено деструктивными характеристиками постиндустриального общества - ней-ротизмом, экзистенциальным вакуумом личности, технократизмом жизни и проч. (Г. Маркузе, Э. Тоф-флер, К. Хорни, В. Франкл и др. [2]), интенсивной трансляцией на российское общество философии постмодернизма. Ее ведущие положения [10]: отказ от научного знания (включая вопросы устройства мира, назначения человека, смысла жизни и т.п.); пренебрежение к традиционному философскому понятийному аппарату; опора на постметафизическое мышление, «номадологический проект» («номад» -кочевник), когда мир - бесконечное пространство, не имеющее определенной организации, движения от прошлого к будущему, происходящие в нем события случайны, как и жизнь человека; установка на принцип множественности в противовес бинарной логике; приоритет парадоксальности, переоценке ценностей, сарказму и проч.

Все вышеперечисленное представляет собой глобальную проблему, ибо сотрудники силовых ведомств способны к эффективной профессиональной деятельности только при условии нравственной, гуманистической убежденности - т.е. при осознанной сформированности позиции защитника, специалиста с высоким уровнем профессиональной компетентности.. .Каким образом выстраивать образовательный процесс, чтобы он не был формальным, чтобы личностный и профессиональный аспекты у курсантов, слушателей не диссонировали друг с другом? В поисках и конкретизации ответов на данные вопросы сотрудники кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя реализуют Интегрированную программу, опирающуюся на положения Федеральных законов «О полиции» от 07.02.2011 N° З-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, ФГОС ВО по направлению подготовки 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета, специализация «Социальная педагогика»), план работы университета.

Интегративная сущность представленной программы заключается в объединении направлений, реализуемых профессорско-преподавательским составом кафедры: учебного, воспитательного, квазипрофессионального, служебного, досугового, - условно редуцированных в целостном педагогическом процессе и опирающихся на методологическую основу научного направления «Педагогика смысложизнен-ных ориентаций» (И.В. Ульянова) [7].

Указанное научное направление, стимулирующее развитие научной школы «Педагогика смыс-ложизненных ориентаций в условиях гуманистической парадигмы» (И.В. Ульянова, 2019), сопряжено с идеей формирования гуманистических смысло-жизненных ориентаций обучающихся в образовательном процессе. Смысложизненные ориентации представляют собой гуманитарный феномен, синтезирующий гуманистические ценности, цели, актуальные виды деятельности. В системе высшего образования он способствует взаимообусловленности двух аспектов: формирования гармоничной, гуманистически ориентированной личности и развития ее профессионального потенциала [7].

Первый этап Интегрированной программы кафедры педагогики УНК ПСД (2015-2020 гг.) был связан с разработкой инновационной системы работы преподавателей и конкретизации ключевых направлений образовательного процесса на основе запроса Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДГСК МВД России) на повышение качества служебно-профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций МВД России, их морально- нравственной зрелости, теоретико-практической компетентности, в том числе, в качестве сотрудников подразделений ПДН.

В течение указанного периода шла апробация технологий и методик, способствующих преодолению фиксируемых в образовательном процессе до того времени:

- слабого согласования теории и практики учебно-профессиональной подготовки обучающихся, их обучения и воспитания (приоритет отдавался формальным учебным показателям);

- разобщенности деятельности командного и преподавательского составов Института - факультета ПСД ОВД;

- недостаточного (преимущественно среднего и низкого) уровня учебно-профессиональной мотивации курсантов и слушателей к деятельности в области педагогики и психологии девиантного поведения несовершеннолетних (направление Социальная педагогика);

- депривационных настроений курсантов и слушателей в области удовлетворения потребностей личности в признании, самоактуализации, самоуважении.

Нами была конкретизирована методология педагогической деятельности преподавателей, которая ориентировалась на философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический уровни (Г.К. Юдин и др.) [11].

На философском уровне в образовательном процессе был актуализирован синтез ключевых положений диалектического материализма (Г.В.Ф. Гегель, Э.В. Ильенков и др.), светского гуманизма (В.А. Кувакин, П. Куртц и др.) и позитивного экзистенциализма (В. Франкл, В.Э. Чудновский и др.), акцент на которые ставится в процессе реализации всех направлений и видов деятельности [9].

Общенаучный уровень выражался и выражается в системном подходе к организации подготовки специалистов - будущих сотрудников ПДН. Системность проявляется во взаимообусловленности всех элементов, включенных в образовательный процесс. В итоге образовательный процесс предстает в качестве педагогической системы, которая интерпретируется как:

1) сегмент социокультурного пространства общества, отражающий его противоречия и одновременно стабилизирующий и гуманизирующий социум;

2) уникальное автономное образовательное социокультурное пространство;

3) целостный процесс, в котором взаимообусловлены воспитание и обучение, в устойчивой взаимосвязи представлены компоненты: субъекты, отношения, содержание образования, его средства, цель и концепция как идеологическое ядро системы, технология и программа реализации [8].

В контексте педагогической системы формирования смысложизненных ориентаций курсантов и слушателей реализуется два взаимообусловленных направления (вектора): личностное развитие и учебно-профессиональное становление обучающихся, - благодаря чему все усилия преподавателей

центрируются на нравственном воспитании личности подопечных, ориентированных на гуманистическое осмысление смысла жизни как перспектив бытия, профессиональной, личностной и семейной самореализации.

На основе системного подхода объединяются теория и практика профессиональной подготовки курсантов и слушателей, что осуществляется на протяжении всего учебного периода (с 1 по 5 курсы), в том числе, посредством учебных (дискретных), далее - производственной практик (Приказ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя от 29 марта 2019 года № 399 «Об утверждении Положения об организации и проведении практик обучающихся по программам высшего образования и среднего профессионального образования в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя»). Кафедрой педагогики определены следующие площадки практики (включенные как в сетку занятий, так и в процесс самоподготовки курсантов и слушвтелей): 1 курс - Психологический институт РАО: годичный научно-образовательный проект «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» (взаимодействие с несовершеннолетними уровня поведенческой нормы на уровне тренингов, дискуссий, наблюдений); 2 курс - ГБПОУ «Первый Московский Образовательный Комплекс»; 3 курс - ГКОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 102» (диагностическая, просветительская, воспитательная, коррекуионная деятельность с несовершеннолетними). Особое место в профессиональной подготовке курсантов занимает социально-педагогическая практика в детском оздоровительном лагере «Русичи». Курсантами 4 курса осуществляется производственная практика в ПДН, пятикурсники выходят на преддипломную практику в ПДН. Вместе с тем практическая (аналитическая) составляющая профессиональной подготовки будущих сотрудников ПДН закономерно актуализируется во всех видах учебных занятий (лекциях, семинарах, практикумах), во время которых обсуждаются примеры из деятельности сотрудников ПДН, социальных педагогов, осуществляется групповая работа над кейсингами, выполняются индивидуальные профессионально ориентированные задания социально-педагогического, правового содержания.

Столь же важным на общенаучном уровне является аксиологический подход к образовательному процессу, благодаря которому в образовательном пространстве акцентируются традиционные гуманистические ценности в контексте гуманистической педагогической парадигмы [7, с. 41-113].

Конкретно-научный уровень педагогической деятельности не ограничивается компетентностным подходом, что определяется ФГОС ВО (в связи с его дефицитарностью в гуманитарном знании); он включается в качестве актуального элемента в инте-гративный подход к организации образовательного процесса, который объединяет, развивая отечественные педагогические традиции, деятельностный, личностно ориентированный, культурологический, средовой, смысложизненноориентационный подходы [5; 6]. Соответственно, педагогическими максимумами образовательного процесса имманентно являются: вовлечение всех обучающихся в рефлексивную, эмпатийную, диалогово-дискусси-онную, научно-исследовательскую, креативную, социально-педагогическую, просветительско-про-пагандистско-оформительскую, прогностическую, организаторскую деятельность; профессиональное взаимодействие преподавателей с командным составом факультета, университета, с научно-преподавательским корпусом страны, зарубежья.

Организационная составляющая технологического уровня методологии кафедры педагогики раскрывает специфику реализации широкого спектра актуальных технологий и методик, которые реализуются не только в сугубо учебных, квазипрофессиональных ситуациях, но и воспитательных, досуговых. В течение 2015-2020-х годов воспитательные и досуговые аспекты были интегрированы в реализуемый целостный педагогический процесс (учебные занятия, воспитательные мероприятия любого уровня: группового, массового). К технологическому уровню относится и разработанный инновационный формат государственной итоговой аттестации обучающихся, значительно повысивший качество их подготовки к профессиональной деятельности [2].

Важное место в деятельности кафедры педагогики стал занимать научный кружок как структурный компонент образовательного процесса, который ориентирован на:

- научно-исследовательскую деятельность обучающихся (в нее курсанты массово включаются с первого по пятый курсы обучения посредством первичных проб написания научных статей и участия с докладами в научных конференциях с потенциальным выходом на обучение в адъюнктуре);

- квазипрофессиональную (встречи с учеными, сотрудниками ПДН; организация работы Диспут-клуба, Кино-клуба, Библио-клуба; реализация научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» -Психологический институт РАО; защиты социально-психологических проектов совместно с несовершеннолетними; учебно-профессиональные экскурсии в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (г. Москва), Мемориальные комнаты В. Франкла, Я. Корчака -Московский институт психоанализа; межвузовская игра Брейн-ринг (гуманитарный профиль) и др.);

- культурно-досуговую (празднование Дня социального педагога, Посвящение в кружковцев, проекты «Читаем вместе», «Мой нравственный идеал», литературно-музыкальная композиция «Все начинается с любви» и др.);

- просветительскую (стендовые проекты «Социально-педагогический календарь», «Линия моей жизни», «Их имена как звезды», «День сотрудника ПДН», «Осваиваем интерактивное обучение» и проч.);

- информационно-отчетную (стендовые отчеты по результатам практики курсантов, различного рода мероприятий: «Фотоотчеты практики», «Весенний бал» и проч.);

- релаксационно-профилактическую (снятие напряжения, формирование стрессоустойчивости посредством тренингов, общения с высокохудожественным искусством, культурно-досуговых мероприятий).

Представленная выше общая характеристика Интегративной программы кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, реализованной в 2015-2020 гг., показала свою эффективность на уровне фундаментальных обобщений, что отражено в научных исследованиях О.Л. Мироненко, В.Н. Нефедьевой, Е.А. Никитской, Ю.А. Простакишиной, Ю.Г. Рус-сковой, О.В. Свинаревой, Н.В. Талановой и др.: у обучающихся значительно повысились мотивация к

учению и освоению выбранной профессии, уровень личностного развития, профессиональная компетентность, коммуникативный, креативный, смыс-ложизненноориентационный потенциал. Благодаря индивидуальному и групповому консультированию, совместному участию в проводимых мероприятиях значительно укрепилось сотрудничество преподавателей с курсовыми офицерами. Отмечается статусная динамика кафедры педагогики - в последние годы она входит в число лидеров среди кафедр Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по учебным, научным показателям.

Обращение к перспективам работы кафедры педагогики в рамках Интегративной программы (2020-2025 гг.) требует, закрепив достигнутые результаты, дальнейшего развития на уровне социально-педагогической теории и практики.

Так, теоретические аспекты Интегративной программы кафедры педагогики подтверждают актуальность разработанной методологии организации образовательного процесса при подготовке будущих сотрудников ПДН и необходимость ее детализации, углубления. Перспективной видится работа стационарного кафедрального семинара/круглого стола «Научная школа «Педагогика смысложизненных ориента-ций в гуманистической парадигме». Предполагаемая тематика встреч: «Теоретико-методологические основы гуманистической педагогики XXI века», «Педагогика смысложизненных ориентаций в деятельности сотрудника ПДН», «Специфика сотрудничества кафедры педагогики с сотрудниками ПДН» и проч.

Теоретические аспекты должны быть масштабно отражены в учебном, воспитательном, квазипрофессиональном, досуговом дискурсах, транслируемых кафедрой педагогики. Преподавателям, разрабатывающим специальные направления научно-исследовательской, научно-практической деятельности, важно систематически докладывать коллегам об этапных результатах проводимых исследований, внедрять в образовательную практику их положительные результаты, популяризировать актуальные идеи.

Обращаясь к практической составляющей подготовки курсантов и слушателей к профессиональной деятельности, необходимо стимулировать систематическое участие в учебных занятиях сотрудников ПДН, благодаря чему реальностью станут диадные лекции, семинары-дискуссии, семинары-пресс-

конференции, практикумы эффективного профессионального моделирования и проч. Весьма важными могут стать проводимые два раза в год кафедральные пресс-конференции «Диалог с профессионалом: служба в ПДН», когда приглашенный инспектор ПДН обсуждает с курсантами, слушателями, преподавателями проблемы, перспективы профессионально-служебной деятельности. Соответственно, в рамках учебного плана, базовых дисциплин профессиональной подготовки обучающихся предстоит планирование систематического проведения совместных занятий на основе разработанного графика.

В данном контексте приобретает значимость потенциальная ежегодная кафедральная пресс-конференция «Итоги производственной практики», проводимая по итогам прохождения практики в ПДН курсантами 4 курса, благодаря чему они смогут не только формально отчитаться о результатах своей деятельности посредством плановых отчетов, но и поделиться своими впечатлениями с преподавателями, обучающимися 1-3 курсов, высказать свои пожелания по совершенствованию практической части образовательного процесса.

В свою очередь, интенсивное развитие научного кружка кафедры педагогики требует дифференцировать его ресурс и разделить деятельность на несколько направлений:

1) научно-исследовательское (участие курсантов и слушателей в научно-исследовательской деятельности, научно-практических конференциях, симпозиумах, публикации научных статей - с 1 по 5 курсы);

2) учебно-квазипрофессиональное (научно-образовательный проект «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?»; Социально-педагогическая Мастерская «Что я дарю детству», социально-педагогический тренинг личностного роста и проч.)

3) культурно-образовательное (Диспут-клуб, Кино-клуб, Библио-клуб, информационно-просветительские, рефлексивные проекты, досуговые (в итоге - личностно развивающие) мероприятия).

Второе и третье направления логично объединить в общий профиль «Социально-педагогический клуб» (с гипотетическим названием «Вектор»), что даст импульс для творческого развития курсантов, слушателей, кафедры педагогики в целом.

Клуб - неформальное добровольное объединение обучающихся и преподавателей с целью интенсификации профессионально-личностного развития; это актуальная форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Именно в данном формате, наряду с вышеперечисленным, приобретает возможность систематическая реализация игрового моделирования профессиональных ситуаций, их театрализации. Игровое моделирование - уникальный метод активного обучения, благодаря которому у курсантов и слушателей появляется возможность осознать профессиональную проблему не только на уровне представлений, но и в контексте квазипрофессионального паттерна, воссоздавая и осваивая служебно-профессиональный, социально-педагогический опыт, рационализируя собственные эмоции, транслируя конкретные действия (М.М. Бирштейн, В.Н. Крутиков и др.) [1]. В настоящее время игровое моделирование реализуется преподавателями кафедры, однако это происходит эпизодически (во многом по причине отсутствия необходимого учебного пространства). Преподавателями кафедры обсуждается возможность развития клубной деятельности на уровне организации социально-педагогического театра «Перспектива», обладающего интегративным ресурсом развития личностного и профессионального потенциала обучающихся.

В качестве вывода отметим: наряду с утвержденными планами учебно-профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, деятельности профессорско-преподавательских составов кафедр архизначимым становится комплексное сопровождение личности, учебной группы, педагогического коллектива в образовательном процессе. Первостепенным инструментом в этом является, как показывает критически осмысляемый опыт кафедры педагогики, Интегрированная кафедральная программа, позволяющая диверсифицировать учебно-воспитательный, квазипрофессинальный, служебный, до-суговый потенциал образовательного процесса.

Литература

1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. 304 с.

2. Маркузе Г. Одномерный человек [Пер. с англ. А. А. Юдина]. М.: АСТ : Ермак, 2003. 331 с.

3. Никитская Е.А. Методические аспекты выездных занятий по педагогическим дисциплинам в университете МВД. Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 40-45.

4. Попова Т.А. ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ ОТ ПИ РАО - ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ // Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.М. Ми-тиной. 2018. М.: Издательство «Перо», 2018. С. 233-236.

5. Простакишина Ю.А. Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.А. Простакишина; Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя. М., 2019. 27 с.

6. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу: монография. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя». М.: Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2018. 255 с.

7. Ульянова И.В. Актуальность и сущностные характеристики педагогики смысложизненных ори-ентаций как научного направления // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. иИЕ: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28454 (дата обращения: 19.06.2020).

8. Ульянова И.В., Евсеева И.Г. Педагогическая система кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник экономической безопасности. № 2. 2019. С. 326-330.

9. Ульянова И.В. Общие основы педагогики: курс лекций. М.: Московский ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2019. 248 с.

10. Философия: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред.: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 2001. 704 с.

11. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.