Научная статья на тему 'Система подготовки курсантов — будущих сотрудников ПДН ОВД к ведению полемики и участию в дискуссии'

Система подготовки курсантов — будущих сотрудников ПДН ОВД к ведению полемики и участию в дискуссии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика смысложизненных ориентаций / курсанты / сотрудники ПДН / несовершеннолетние / образовательный процесс / коммуникативно-речевая подготовка / полемика / дискуссия / pedagogy of life-meaningful orientations / students / staff of the juvenile Department / juvenile / educational process / communicative speech training / debate / discussion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Валентиновна Ульянова, Ирина Георгиевна Евсеева

Одна из ведущих функций профессиональной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД) — коммуникативно-речевая, в рамках которой в процессе получения высшего образования курсантам необходимо подготовиться не только к эффективному общению с несовершеннолетними, всеми субъектами профилактики, но и овладеть устойчивыми навыками налаживания речевых контактов, внушения, убеждения, продуктивной полемики, организации и ведения дискуссии, сохраняя этические нормы, транслируя профессиональную позицию. В рамках научного направления «Педагогика смысложизненных ориентаций» оформлена и реализуется субсистема коммуникативно-речевой подготовки курсантов (с конкретным набором форм, методов, технологий), ориентированная на конкретный профиль предстоящей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Валентиновна Ульянова, Ирина Георгиевна Евсеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Training of Cadets Future Staff of PDN OVD to the Conduct of Debate and Participate in the Discussion

One of the leading functions of the professional activity of employees of divisions for minors of internal Affairs bodies is communication and speech, in which, in the process of obtaining higher education, cadets need to prepare not only for effective communication with minors, all subjects of prevention, but also to master stable skills of establishing speech contacts, suggestion, persuasion, productive polemics, organization and discussion, maintaining ethical standards, broadcasting a professional position. Within the framework of the scientific direction “Pedagogy of life orientations", a subsystem of communicative and speech training of cadets (with a specific set of forms, methods, technologies) is designed and implemented, focused on a specific profile of the upcoming professional activity.

Текст научной работы на тему «Система подготовки курсантов — будущих сотрудников ПДН ОВД к ведению полемики и участию в дискуссии»

УДК 37 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10187

Система подготовки курсантов — будущих сотрудников ПДН ОВД к ведению полемики и участию в дискуссии

The System of Training of Cadets - Future Staff of PDN OVD to the Conduct of Debate and Participate in the Discussion

Ирина Валентиновна УЛЬЯНОВА,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Ирина Георгиевна ЕВСЕЕВА,

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Аннотация. Одна из ведущих функций профессиональной деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД) — коммуникативно-речевая, в рамках которой в процессе получения высшего образования курсантам необходимо подготовиться не только к эффективному общению с несовершеннолетними, всеми субъектами профилактики, но и овладеть устойчивыми навыками налаживания речевых контактов, внушения, убеждения, продуктивной полемики, организации и ведения дискуссии, сохраняя этические нормы, транслируя профессиональную позицию. В рамках научного направления «Педагогика смысложиз-ненных ориентаций» оформлена и реализуется субсистема коммуникативно-речевой подготовки курсантов (с конкретным набором форм, методов, технологий), ориентированная на конкретный профиль предстоящей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогика смысложизненных ориентаций; курсанты; сотрудники ПДН; несовершеннолетние; образовательный процесс; коммуникативно-речевая подготовка; полемика; дискуссия.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (уровень специалитета, специализация «Соци-

Abstract. One of the leading functions of the professional activity of employees of divisions for minors of internal Affairs bodies is communication and speech, in which, in the process of obtaining higher education, cadets need to prepare not only for effective communication with minors, all subjects of prevention, but also to master stable skills of establishing speech contacts, suggestion, persuasion, productive polemics, organization and discussion, maintaining ethical standards, broadcasting a professional position. Within the framework of the scientific direction "Pedagogy of life orientations", a subsystem of communicative and speech training of cadets (with a specific set of forms, methods, technologies) is designed and implemented, focused on a specific profile of the upcoming professional activity.

Keyword: pedagogy of life-meaningful orientations; students; staff of the juvenile Department; juvenile; educational process; communicative speech training; debate; discussion.

альная педагогика») в конгломерате общекультурных компетенций, которые должны быть сформированы у будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД) — выпускников образователь-

ных организаций МВД России, указано на необходимость развить у обучающихся способность к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (общекультурная компетенция (ОК) 7) [11]. В данной формулировке синтезированы такие функции будущего специалиста, как мышление, речь, коммуникация, общение, которые являются фундаментальными для специалистов социально-педагогической сферы. Это обусловливает необходимость не переориентировать выполнение указанной задачи на специалистов кафедры русского языка, но систематически уделять обозначенной проблеме профессиональное внимание специалистов кафедры педагогики УНК ПСД на протяжении всех лет обучения курсантов и слушателей.

Диагностика коммуникативно-речевой готовности курсантов 1-го курса, проводимая в течение последних пяти лет, показала: в среднем не более 30% обучающихся готовы к продуктивному диалогу, имеют высокий уровень коммуникативно-речевой подготовки (показатели: ориентация на литературную речевую норму; богатый лексикон; дифференциация стилей речи и их целесообразное использование; высокий уровень культуры устной речи; высокий уровень культуры письменной речи; логичность и аргументированность высказываний; высокий уровень готовности к полемике и участию в дискуссии в учебно-квазипрофессиональных ситуациях [2; 4—6]).

Готовность к полемике и участию в дискуссии — это высший уровень коммуникативно-речевой подготовки курсантов, требующий масштабной предварительной работы в указанном направлении. Эффективным первичным ресурсом для этого является модуль «Введение в профессию», включенный в дисциплину «Общие основы педагогики», изучаемую в первом семестре [10]. В данном модуле освещается система функций деятельности социального педагога в целом и сотрудника ПДН в частности, среди которых отмечена и коммуникативно-речевая.

Во время проведения лекции преподаватель акцентирует внимание курсантов на актуальности коммуникативно-речевой подготовки сотрудника ПДН, без которой другие функции его деятельности (воспитательная, защитная и пр.) могут приобрести ущербность. На соответствующем семинарском занятии обучающимся предлагается Карта самооценивания курсанта «Уровень коммуникативно-речевой готовности», на основе которой сначала обсуждаются общие вопросы профессиональной подготовки специалистов социаль-

но-педагогической сферы, где эффективная коммуникация, речевой этикет выступают в качестве базисных основ взаимодействия взрослого и ребенка. Затем проводится индивидуальная работа, благодаря которой курсанты анализируют собственный коммуникативно-речевой потенциал, оценивая его по трехбалльной шкале (высокий, средний, низкий уровни). После этого идет коллективное рефлексивное обсуждение результатов, благодаря чему каждым субъектом объективируется представление о конкретной ситуации собственной профессиональной готовности и фиксируются задачи самосовершенствования. (В перспективе во время проведения каждого учебного занятия преподаватель актуализирует коммуникативно-речевой дискурс, содействуя курсантам в интериоризации понятийного аппарата учебной дисциплины, совершенствовании стилистических речевых норм, сохранении логики высказываний и т.п. Наряду с этим он корректно и целесообразно комментирует качество профессиональной речи отвечающих, дает советы, рекомендации по ее совершенствованию, фиксирует динамику речевого развития обучающегося, учебного взвода. На этапе завершения изучения «Общих основ педагогики» курсанты возвращаются к Карте самооценивания «Уровень коммуникативно-речевой готовности», проводя комплексный анализ своего коммуникативно-речевого развития, ставя перед собой конкретные актуальные задачи).

Наряду с вышесказанным преподаватель обращает внимание обучающихся на феномены «профессиональная полемика» и «профессиональная дискуссия».

Полемика (от греч. ро1вш1коБ — военный, враждебный) (книжн.) — спор в процессе обсуждения чего-нибудь [8]. Курсантам необходимо усвоить, что педагогика, социально-педагогические реалии — явления, субстанции изначально весьма противоречивые, в связи с чем социальные педагоги, сотрудники ПДН должны настойчиво овладевать культурой полемики, специальным мастерством. Традиционно полемика подразделяется на такие виды, как научная, политическая, дипломатическая и пр. Несмотря на содержательные различия, все виды полемики базируются на одном системном коммуникативно-речевом основании. Для сотрудника ПДН необходимо знать элементы полемики: субъекты-оппоненты, лексика, аргументы и доводы (доказательства). Наряду с этим курсанты осваивают требования, предъявляемые к эффективной полемике, — это тема, по которой идет спор, и осознание ее цели. Именно в этом случае участник полемики сможет четко формулировать те-

зисы, отражающие его позицию как своего рода идейный стержень конкретной коммуникации.

Формирование полемической компетенции — процесс пролонгированный, который, к сожалению, как показал проведенный мониторинг, не осваивается в школе и потому должен начать постигаться курсантами с первого года обучения в образовательной организации МВД России. Благодаря проведенной экспериментальной работе была выявлена следующая оптимальная траектория формирования данной компетенции:

(1) освоение курсантами элементарных теоретических основ эффективной полемики;

(2) создание преподавателем проблемной ситуации на основе содержания дисциплины «Общие основы педагогики» для учебного взвода (элемент полемики на лекции, семинаре) с параллельным комментированием со стороны преподавателя;

(3) пробная полемика в коллективной форме на учебном занятии по актуальной социально-педагогической проблеме как синтез теории и практики;

(4) распределение заданий полемического характера для семинарских / практических занятий для микрогрупп учебного взвода (формат «за» и «против», в условиях которого одна команда приводит защитную аргументацию, другая — опровергающую) с назначением компетентных курсантов-арбитров и реализация полемического процесса;

(5) подбор самими курсантами проблемных заданий и организация практикума-полемики с последующим анализом и оцениванием;

(6) творческое включение полемики, полемических элементов в образовательный процесс, квазипрофессиональные ситуации полемического характера.

На каждом из указанных этапов при завершении полемики преподаватель инициирует лич-ностно-учебно-профессиональную рефлексию, благодаря чему курсанты отвечают на вопросы типа «Как оценивается персональная успешность в полемике?», «Какие чувства вызвала полемическая ситуация?», «Чему научились в процессе именно данной полемики?», «Чья аргументация Вам показалась наиболее убедительной? Научно обоснованной?», «Каким образом конкретная полемическая ситуация может быть представлена в практической деятельности сотрудника ПДН?» и пр.

Обсуждая подобным образом актуальные педагогические вопросы, курсанты активно осваи-

вают навыки учебно-научных, профессиональных споров, ориентируясь при этом на ведущие принципы полемики [7]:

■ принцип демократизма («Полемика — самый демократичный вид диалога. Вступившие в полемический диалог добровольно отрекаются от всех своих внешних по отношению к спору преимуществ. Знания и логика рассуждений. Ничего больше! Не следует, просто запрещено в интеллектуальном соперничестве проявлять любой вариант неравноправия с собеседником»);

■ объективность арбитров («Принцип объективности арбитров требует, чтобы люди, случайно или закономерно оказавшиеся в этой роли, руководствовались общими, определяющими целями полемического поединка»);

■ тщательность отбора слов и выражений («Формулировка «тщательно выбирай слова (и выражения)» равно подходит к любому типу полемики, но и на самом этом выражении можно продемонстрировать богатство оттенков значений. Для каждого типа полемики единая формулировка приобретает специфический смысл»);

■ недопустимость ложных аргументов («Основания доказательства должны быть истинными»);

■ проявление выдержки и хладнокровия («Необозримы нюансы психологических состояний партнеров. Полемика тем и отличается от мирного обмена мнениями, что даже в благородном своем варианте, в познавательном типе является все же интеллектуальной дуэлью. Испуганный, растревоженный раздосадованный спорщик — уже не соперник. Мысль нервного человека разрывается на все менее связанные куски, логика уступает место эмоциям, доводы — лозунгам и обидным выпадам в сторону оппонента»).

Необходимо заметить, что принцип демократизма крайне сложно сохранять в условиях диалога взрослого, педагога с детьми, несовершеннолетними в целом. Однако, культивируя эмпатию, уважение к личности ребенка, социальный педагог / сотрудник ПДН должен заниматься самосовершенствованием, развивая позитивные эмоции, эмоциональную отзывчивость, умение слушать тех, кто неравноправен в ходе спора (что не должно превращаться в заигрывание, подобострастие). В целом для курсантов — будущих сотрудников ПДН профессиональная полемика означает подготовленность к диалогу со всеми субъектами взаимодействия, несмотря

на их статусные, культурные различия, предполагает соблюдение педагогических норм в профессиональном общении.

В процессе профессиональной подготовки курсанты усваивают уровни полемики, которые разделяются на высокий, средний, низкий.

Высший уровень полемики — это дискуссия (от лат. (¿¿зсиввю — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Дискуссия отличается четкостью формулировки темы, строгостью соблюдения процессуальных норм [3]. Сотруднику ПДН необходимо различать дискуссию учебную и дискуссию профессиональную. Учебная дискуссия в большинстве случаев используется им как элемент профилактических бесед с учениками школ, педагогами образовательных организаций, в процессе которых он выступает и как равноправный участник коммуникации, и как наиболее компетентный специалист. В свою очередь, профессиональная дискуссия сопряжена с умением убедительно отстаивать свою профессиональную позицию при обсуждении социально-педагогических, правовых проблем, принятии максимально выверенных решений с коллегами, руководством, учеными в области социальной педагогики, права.

Средний уровень полемики — сама полемическая ситуация, кратко охарактеризованная выше.

Низкий уровень полемики связан с отказом субъектов (одного из субъектов) от этических норм общения, их пренебрежением к субъектно-сти собеседника, когда попираются его права, нередко возникают ситуации унижения, оскорбления; в этом случае общение определяется как свара, скандал. Сотрудники ПДН в своей практический деятельности часто имеют дело с людьми низкого уровня культуры, неспособными выстраивать конструктивный диалог, обосновывать свои суждения и т.п. У асоциальных субъектов, как правило, нарушены представления об этике общения, о соблюдении правил взаимодействия с представителями полиции, в связи с чем они позволяют некорректные выпады в их адрес. Очевидно, что сотрудники ПДН должны быть полноценно подготовлены к подобным моментам, обладать стрессоустойчивостью, сохранять самообладание. Следовательно, в процесс формирования у курсантов эффективной устной речи, навыков ведения полемики и дискуссии необходимо вводить упражнения на стрессоустойчи-вость, профилактику эмоциональной, речевой агрессии, утраты эмпатии к ребенку и пр.

В качестве выводов отметим значимость актуализации в процессе подготовки курсантов — будущих сотрудников ПДН ОВД коммуникатив-

но-речевой составляющей, которая сопряжена не только с конкретными речевыми навыками, но и личностным, профессиональным развитием обучающихся.

Список литературы

1. Евтюгина АА Русский язык и культура речи: курс лекций: учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 // URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0669-3. (дата обращения: 26.03.2019).

2. Казакова В.И., Вершинина H.A. Речевая культура студентов-первокурсников // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10458 (дата обращения: 26.03.2019).

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.

4. Левшин Е.О. Речь и культура общения // Молодой ученый. 2016. № 13.2 (117.2). С. 50— 52. URL: https://moluch.ru/archive/117/32402/ (дата обращения: 05.08.2020).

5. Плотникова Е.Б. Развитие интеллектуальной культуры студентов: монография. М.: Изд-во УРАО; Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2011.

6. Простакишина ЮА Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2019.

7. Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск: Томск. гос. ун-т им. В.В. Куйбышева, 1989.

8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935—1940. В 4 т.

9. Ульянова И.В. Актуальность и сущностные характеристики педагогики смысложизненных ориентаций как научного направления // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=28454 (дата обращения: 19.06.2020).

10. Ульянова И.В. Общие основы педагогики: курс лекций. М.: Моск. ун-т МВД России им. В.Я. Кикотя, 2019.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1611) // URL: fgosvo.ru (дата обращения: 17.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.