УДК 378; ББК 74
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10088
© Никитина Е.О. 2020
RELEVANT ASPECTS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA NAMED AFTER V.YA. KIKOT STUDYING 44.05.01 «PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY OF DEVIANT BEHAVIOR» ON THE BASIS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.05.01 «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ», НА ОСНОВЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Eugenia O. Nikitina, Евгения Олеговна Никитина,
Deputy Head of the Department of Pedagogy at UNK PSD заместитель начальника кафедры педагогики УНК ПСД
of the Moscow University of the MIA of Russia Московского университета МВД России
named after V. Ya. Kikot, Candidate of Pedagogical Sciences имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук
Для цитирования: Никитина Е.О. Актуальные аспекты культурно-досуговой деятельности в профессиональной подготовке курсантов московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», на основе учебного процесса. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 118-120.
Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
Материалы III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.
Abstract. The article examines relevant aspects of cultural and leisure activities in the training of cadets to the Mos interior Ministry named after V. J. Kikot studying 44.05.01 «Pedagogy and psychology of deviant behavior» on the basis of the educational process. The author comes to the conclusion that Cultural and leisure activities containing a professional component have an impact on the emotional sphere of the cadet's personality, creating conditions for his active participation in various activities aimed at personal and professional development, the formation of an active professional position of students as the basis for their future professional achievements. In this case, the period of his higher education becomes the period of his personal and professional development.
Keywords: cadet, cultural and leisure activities, professional training, deviant behavior.
Российское общество на современном этапе предъявляет требования к выпускникам: быть готовым к профессиональной деятельности с первого
Аннотация. В статье исследуются актуальные аспекты культурно-досуговой деятельности в профессиональной подготовке курсантов МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», на основе учебного процесса. Автор приходит к выводу, что Культурно-досуговая деятельность, содержащая профессиональный компонент оказывает воздействие на эмоциональную сферу личности курсанта, создавая условия для его активного участия в разнообразных мероприятиях, направленных на личностное и профессиональное развитие, формирование активной профессиональной позиции обучающихся как основы их будущих профессиональных достижений. В этом случае период его обучения в высшей школе становится периодом его личностно-профессионального становления.
Ключевые слова: курсант, культурно-досуговая деятельность, профессиональная подготовка, девиантное поведение.
же часа после получения диплома; самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни, чтобы поддерживать высокий профессио-
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
нальный уровень. Данные требования возможно удовлетворить если, у обучающихся будут сформированы устойчивые интересы к выбранной профессии и представления о себе как профессионале, развиты умения применять индивидуальные возможности в соответствии с избираемой профессией, развиты способности определения жизненных и профессиональных планов, сформированы навыки применения теории в практической деятельности. Для достижения всего вышеуказанного важно углубить практико-ориентированный подход в обучении, актуализировать в культурно-досуговой деятельности профессиональный компонент.
Культурно-досуговая деятельность способствует обогащению учебного процесса в образовательных организациях МВД России, а также расширяет у обучающихся кругозор и увеличивает объем социокультурных знаний.
Проблемы личностного и профессионального формирования средствами культурно-досуговой деятельности отражены в работах: Ф.Э. Ахмедо-ва, Р.Н. Азарова, Д.М. Генкина, И.П. Гончарова, Г.А. Евтеева, А.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, Т.Г. Киселевой, М.Е. Кульпетдинова Е.И. Лонова, А.В. Липатова, Т.В. Рябовой, Ю.А. Стрельцовой, Н.Г. Тимакова, Б.А. Титова, И.Н. Чередниченко, А.А. Ярцева и др.
Досуговая деятельность - это вид внеаудиторной работы, совокупность занятий, которые существенным образом обогащают образовательный процесс в вузе, влияя на расширение общего кругозора обучающихся, диапазона их социокультурных знаний (А.А. Ярцев).
Принципы культурно-досуговой деятельности:
- принцип субъект-субъектного взаимодействия (организатор культурно-досуговой деятельности (преподаватель, куратор, курсовой офицер) стимулирует стремление обучающихся к профессионально-личностному развитию и самосовершенствованию);
- принцип доступности;
- принцип индивидуального творчества;
- принцип последовательности (планирование всей системы мероприятий в соответствии с целевой аудиторией и общей направленностью учебного процесса).
Функции культурно-досуговой деятельности: терапевтическая; развивающая; компенсаторная; коммуникативная; социализирующая; воспитательная; просветительская.
Формы культурно-досуговой деятельности: индивидуальная, групповая, массовая. Индивидуальные формы культурно-досуговой деятельности: беседы и консультации, мастер-классы,
вечера-встречи. Групповые формы культурно-до-суговой деятельности: клубные формирования, развлекательные и информационно-просветительские мероприятия. Массовые формы культурно-досуговой деятельности: зрелищные программы, рассчитанные на большое количество участников в мероприятиях.
Критериями оценки заданий, выполняемых курсантами в рамках реализации культурно-до-суговой деятельности и направленных не только на их личностное развитие, но и на формирование профессионального компонента, выступают: содержательность представленного ответа; доступность для аудитории; оригинальность, творчество, презентабельность; аргументированность оценки выполнения задания.
Приведем примеры нескольких мероприятий культурно-досуговой деятельности, содержащей профессиональный компонент, организованных преподавателем кафедры педагогики УНК ПСД МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя с курсантами, обучающимися по специальности 44.05.01-Пе-дагогика и психология девиантного поведения, в рамках учебного процесса:
Мероприятие 1. Место проведения: ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова» Экскурсия по галерее, проведенная преподавателем кафедры. После экскурсии курсанты разбиваются на пары. Каждая пара выбирает одну картину, из наиболее понравившихся, в галерее для дальнейшей работы с ней.
Участники: курсанты МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности 44.05.01-Педагогика и психология девиантно-го поведения, преподаватель.
Задание: 1) Указать название картины, изучить историю создания картины (осуществить подборку информации).
2) Определите какое социальное явление отражено на картине.
3) Какие ощущения Вы испытываете смотря на эту картину?
4) Какие социальные проблемы отражены на картине?
5 ) Какие девиации отразил художник?
6) Имеют ли место данные социальные проблемы в современной жизни нашего общества?
7) Опишите алгоритм Ваших действий, как социальных педагогов, чтобы помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Общественные скульптуры, арт-объекты и инсталляции не только приобщают нас к миру искусства, но и часто заостряют наше внимание на проблемах общества. Делают они это, конечно, по-своему и каждый видит в них что-то свое.
Мероприятие 2. Место проведения: г. Москва, Болотная площадь скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» (художник и скульптор Михаил Шемякин).
Участники: курсанты МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности 44.05.01-Педагогика и психология девиантного поведения, преподаватель.
Преподаватель освящает основную информацию про скульптурную композицию «Дети - жертвы пороков взрослых». Далее курсанты получают задание для выполнения.
Задание:
1 ) Какие социальные проблемы общества Вы видите в представленной скульптурной композиции?
2) Напишите эссе. Отобразите в эссе наиболее опасные возрастные периоды развития (социализации) несовершеннолетнего в которые пороки, отображенные в скульптурной композиции, могут повлиять на человека. Обоснуйте Ваш выбор, почему именно в этот возрастной период данный порок в большей мере мешает гармоничной социализации несовершеннолетнего и способствует формированию у него девиантного, делинквентного поведения.
Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что курсантами решены следующие задачи, заложенные преподавателем в задания: формирование понимания курсантами содержания образовательных программ; развитие умений интерпретировать научный текст на основе его понимания; установление межпредметных связей при решении поставленных задач и практическое применение теоретических знаний по разным дисциплинам; стимулирование востребованности знаний по различным дисциплинам, преподаваемых в образовательной организации; развитие индивидуального творчества курсанта при решении интересных задач; развитие умений ориентироваться на гипотетического «клиента» и понимания практической значимости задания; поиск необходимой информации в литературе и Интернет, изучение и качественный анализ найденной информации для выполнения задания.
Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Актуализация культурно-досуговой деятельности, содержащей профессиональный компонент, является важным условием профессионального развития и формирования личности социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних. Культурно-досуговая деятельность, содержащая профессиональный компонент оказывает воздействие на эмоциональную сферу личности курсанта, создавая условия для его активного участия в разнообразных мероприятиях, направленных
на личностное и профессиональное развитие, формирование активной профессиональной позиции обучающихся как основы их будущих профессиональных достижений. В этом случае период его обучения в высшей школе становится периодом его личностно-профессионального становления.
Библиографический список
1. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М. : Просвещение, 2013.
2. Коныгина М.Н., Гузь Е.А. Культурно-до-суговая деятельность в вузе как фактор профессионального становления студентов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2017. - № 3 (60). - С. 195-200.
3. Ковров В.В. Стимулирование проявления субъектной позиции в процессе освоения курсантами содержания учебных дисциплин профессиональной подготовки в вузе [Электронный ресурс] URL:https:// interactive-plus.ru/e-articles/448/Action 448-466321. pdf (Дата обращения: 19 марта 2019 года).
4. Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10. - М., 2002. - С. 276-277.
5. Леонова Е.И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно-досу-говой деятельности : дис. ... канд. наук: 13.00.05. Казань, 2011.
6. Липатов А.В. Развитие творческой активности курсантов военных вузов в культурно-досуго-вой деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Пенза, 2010.
7. Никитская Е.А. Православная воскресная школа как воспитательная организация : автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2009.
8. Тимакова Н.Г. Социально-педагогические условия патриотического воспитания студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. Казань, 2012.
9. Технологии культурно-досуговых программ: технология рекреационно-развлекательных программ : учеб. пособие / авт.-сост. Н.В. Третьякова; АлтГАКИ; кафедра социально-культурной деятельности. Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2006.
10. Ульянова И.В. Методика рефлексивных проектов смысложизненноориентационного содержания как актуальное педагогическое средство // В сб.: Психологические проблемы смысла жизни и акме [Электронный сборник материалов XXIII Международного симпозиума].- 2018. - С. 220-225.
11. Ярцев А.А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2004.