УДК 378.147; ББК 74.48
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10071
© Базулина А.А., Дорошенко О.М. 2020
THE RESEARCH ACTIVITIES OF CADETS (STUDENTS) OF CERTAIN AREAS OF TRAINING IN THE LIGHT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Anna A. Bazulina,
Senior Lecturer of the Department of Pedagogy at UNK PSD of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Pedagogical Sciences E-mail: [email protected]
Анна Анатольевна Базулина,
старший преподаватель кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Olga M. Doroshenko,
Deputy Head of the Department of Pedagogy
at UNK PSD of the Moscow University of the MIA of Russia
named after V.Ya. Kikot, Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor
E-mail: [email protected]
Ольга Марковна Дорошенко,
заместитель начальника кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Для цитирования: Базулина А.А., Дорошенко О.М. Научно-исследовательская деятельность курсантов (слушателей) отдельных направлений подготовки в свете федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 62-64.
Научная специальность: 12.00.08 - теория и методика профессионального образования.
Abstract. The article is devoted to the consideration of topical issues in the formation of research competence of cadets of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the requirements for this competence in accordance with federal state educational standards of higher education. The author connects the success of this process with the choice of the direction of scientific research, which should fit into the general perspective of professional development, consistent with the tasks of the upcoming professional activity and the interests of the student himself.
Keywords: research work, professional competence, federal state educational standard of higher education.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов формирования исследовательской компетентности курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, а также требованиям к данной компетентности согласно федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Успешность данного процесса, автор связывает с выбором направления научного исследования, которое должно вписываться в общую перспективу профессионального развития, согласовываясь с задачами предстоящей профессиональной деятельности и интересами самого обучающегося.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, профессиональная компетентность, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
Одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники образовательных организаций МВД России по различным направлениям подготовки, является научно-ис-
следовательская деятельность. Она является самостоятельным видом учебного процесса, в процессе которого развиваются исследовательские компетенции, позволяющие использовать интеллектуальный
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
потенциал в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и мотивационной направленности к предстоящей профессиональной деятельности. Также научно-исследовательскую работу можно рассматривать как форму контроля, показывающего степень овладения курсантами и слушателями знаниями по гуманитарным и специальным дисциплинам.
Согласно федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 выпускник должен обладать такими профессиональными компетенциями как: способность обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию, отечественный и зарубежный опыт (ПК 35); применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать результаты (ПК 36), формулировать выводы, готовить отчёты и рекомендации (ПК 37). В этой связи, научно-исследовательская работа курсантов и слушателей, способствуя углубленному изучению проблемных вопросов дисциплин, научно-исследовательская работа создаёт условия для комплексного формирования общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с предъявляемыми требованиями1.
Федеральной государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 10.05.03 выделяет такие компетентности как: способность осуществлять поиск, обобщение и систематизацию научно-технической информации, нормативных и методических материалов в сфере профессиональной деятельности, в том числе и на иностранном языке (ПК -1); создавать и исследовать модели автоматизированных систем (ПК - 2); проводить анализ защищенности информационных систем (ПК - 3); разрабатывать модели угроз и нарушителя информационной безопасности автоматизированной системы (ПК - 4); проводить анализ рисков информационной безопасности автоматизированной системы (ПК - 5); проводить анализ, предлагать и обосновывать выбор решений по обеспечению эффективного применения автоматизированных систем в сфере профессиональной деятельности (ПК - 6); разрабатывать научно-техническую документацию, готовить научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных работ (ПК - 7)2.
Согласно федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.02 в области научно-исследовательской деятельности выпускник должен владеть способностью: обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологиче-
скую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК - 19); осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования (ПК - 20); планировать и организовывать проведение экспериментальных исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований (ПК - 21 ); готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований (ПК - 22); планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований (ПК - 23); выбирать и применять психологические технологии, позволяющие осуществлять решение новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК - 24)3.
В отечественной и зарубежной научной литературе по изучаемой проблеме указывается, что данный вид учебной работы осуществляется путем выполнения, предусмотренных учебными планами рефератов, курсовых, дипломных работ и проектов4. Основными направлениями организации и руководства научно-исследовательской работой курсантов и слушателей является:
1) разработка тем исследований (рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ).
Данный процесс, с точки зрения ряда авторов, является наиболее значимым моментом. Это существенно в связи с тем, что выбранная тема исследования должна вписываться в общую перспективу профессионального развития, согласовываясь с задачами предстоящей профессиональной деятельности и интересами самого обучающегося. Тема выбранной работы также должна позволять курсантам и слушателям определить уровень своего личностного развития, компетентности, как профессионала, формировать мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию, ценности овладения избранной профессией.
2) детальная проработка отдельных научных проблем и подготовка научно-исследовательских работ;
3) участие в научно-практических конференциях и конкурсах.
Технология подготовки научно-исследовательской работы курсантов и слушателей предусматривала организацию:
1 ) самостоятельного изучения курсантами и слушателями области соответствующего знания (специальной литературы, другой научной информации);
2) принятия участия в проведении научных исследований;
3) работа с полученной информацией по теме исследования (подбор, обработка, анализ и систематизация);
4) подготовка отчетов по теме либо её разделу;
5) представление доклада на конференции;
6) оценивания результатов научно-исследовательской работы с привлечением работодателей, позволяющей уровень сформированных компетенций.
Таким образом, являясь важным средством эффективности подготовки будущих сотрудников полиции, научно-исследовательская работа способствует формированию творческой личности, способной к контролю и организации собственной деятельности, что является залогом успешности решения задач предстоящей оперативно-служебной деятельности.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016.). URL: www.base. consultant.ru.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1611 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1509 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем (уровень специалитета)».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета)».
5. Лыткин, Н. Н. Роль научно-исследовательской деятельности в развитии профессиональных качеств у курсантов вуза МВД / Н. Н. Лыткин, Л. М. Бабкин // Актуальные проблемы и перспективы развития духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи : сборник статей по материалам Х ежегодной межрегиональной научно-практической конференции, проводимой 24 ноября 2016 г. - Рязань, 2017. - С. 78-80.
6. Хамидова, И. В. Научно-исследовательская работа как фактор духовно-нравственного развития курсантов / И. В. Хамидова // Проблемы
и перспективы научно-исследовательской работы курсантов, слушателей и студентов [Электронный ресурс] : сб. статей по результатам IV ежегодного межвузовского научно-практтческого семинара, проводимого в рамках «Недели российской науки» в Рязанском филиале МосУ МВД России имени
B.Я. Кикотя / МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязанский филиал ; [редкол. : А. С. Ханахме-дов, И. В. Хамидова, С. В. Булатецкий и др.]. - Рязань : Ряз. фил. МосУ МВД России, 2015. - С. 5-7.
8. Маркелов, Н. Н. Формирование профессионально-личностных качеств у курсантов в условиях учебно-воспитательного процесса образовательной организации МВД России / Н. Н. Маркелов,
C. Н. Тихомиров, Ю. В. Чуманов // В сб.: Совершенствование профессиональной подготовки психологов для подразделений органов внутренних дел : сборник материалов межведомственной научно-практической конференции. - 2020. - С. 261-264.
9. Ерофеева, М. А. Гуманитаризация образовательного процесса вуза как условие эффективной социально-педагогической подготовки / М. А. Ерофеева, И. Г. Евсеева // В кн.: Воспитание личности в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки студентов : коллективная монография / [Гурьянова М. П. и др.] ; под ред. М. П. Гурьяновой. - М., 2019. - С. 149-158.
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1611 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)».
2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1509 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем (уровень специалитета)».
3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1613 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета)».
4 Хамидова, И. В. Научно-исследовательская работа как фактор духовно-нравственного развития курсантов / И. В. Хамидова // Проблемы и перспективы научно-исследовательской работы курсантов, слушателей и студентов [Электронный ресурс] : сб. статей по результатам IV ежегодного межвузовского научно-практтческого семинара, проводимого в рамках «Недели российской науки» в Рязанском филиале МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя / МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязанский филиал ; [редкол. : А. С. Ханахмедов, И. В. Хамидова, С. В. Булатецкий и др.]. - Рязань : Ряз. фил. МосУ МВД России, 2015. - С. 5-7.