Научная статья на тему 'Уровни развития профессиональной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел'

Уровни развития профессиональной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / LEVELS OF DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базулина Анна Анатольевна

В статье раскрываются структура профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России, а также уровни ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базулина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Levels of Development of Professional Competence of Future Employees of Internal Affairs Bodies

The article reveals the structure of professional competence of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, as well as the levels of its development.

Текст научной работы на тему «Уровни развития профессиональной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел»

УДК 159.9 ББК 88.8

@ А.А. БАЗУЛИНА. 2019

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

LEVELS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

АННА АНАТОЛЬЕВНА БАЗУЛИНА,

старший преподаватель кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД РФ, кандидат педагогических наук, подполковник полиции Email: [email protected]

ANNA ANATOLYEVNA BAZULINA, Senior lecturer of Criminalistics of the Training and Scientific Complex of Preliminary Investigation in the Internal Affairs of the Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia, Candidate of pedagogical sciences Email: [email protected]

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: A.A. БАЗУЛИНА.. Уровни развития профессиональной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 29—31.

Аннотация. В статье раскрываются структура профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России, а также уровни ее развития.

Ключевые слова: уровни развития, профессиональная компетентность, компетенции

Annotation. The article reveals the structure of professional competence of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, as well as the levels of its development.

Key words: levels of development, professional competence, competences

Образовательные организации МВД России, осуществляя подготовку будущих сотрудников для решения задач в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью, формируют их компетенции в правоохранительной сфере. Сформулированные в государственных образовательных стандартах высшего образования основные требования к сотруднику органов внутренних дел, определяют требования к выпускникам образовательных организаций МВД России. Таким образом, на сегодняшний день, в качестве результатов образования рассматриваются компетентности (компетенции) и, в частности, профессиональная компетентность [1].

Под данным понятием понимают:

• уровень образованности специалиста, представляющий собой обобщенный показатель развития личностных и деловых качеств, отражающий знания, умения и навыки, необходимые для эффективной профессиональной деятельности;

• морально-психологическую готовность, обеспечивающую реализацию намеченных целей [2].

В качестве деятельностной характеристики компетентность выражается в способности будущего сотрудника органов внутренних дел эффективно выполнять задачи, относящиеся к его компетенции, а как психологический феномен отражает уровень самоорганизации его личности [3].

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

В процессе обучения у курсантов (слушателей) формируют компетенции: по профилактике, раскрытию и расследованию различных видов преступлений; использованию технических средств зашиты и охраны информации; принятию ответственных самостоятельных решений, способствующих доведению уголовного дела до процессуального завершения в требуемые законодательством сроки, ведению диалога с различными категориями граждан [4]. Также внимание уделяется соответствию выпускника социальным и культурным требованиям.

С учетом этого профессиональная компетентность будущего сотрудника органов внутренних дел может быть определена как уровень овладения им знаниями, умениями и способностями в области оперативно-служебной деятельности, достаточный для их эффективного применения в процессе решения служебных задач и для оценки результатов и качества своего труда.

В структуре профессиональной компетентности будущего сотрудника органов внутренних дел можно выделить ключевую, базовую и специальную компетенции. Ключевыми (общекультурные компетенции), согласно Федерального образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), являются компетенции выражающие уровень общекультурного развития, мировоззрение, умение использовать передовые информационные технологии в решении профессиональных задач.

Базовые (общепрофессиональные) компетенции выражают особенности правоохранительной деятельности, вытекающие из требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел.

Специальные (профессиональные) компетенции, связаны со спецификой конкретного вида и направления профессиональной деятельности будущего сотрудника, являясь системой интеллектуального, психологического и деятельного состояний, выражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта и других свойств в узкой сфере деятельности.

Также, выпускник должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, которые соответствуют специализации программы подготовки специалиста, содержание профессионально-специализированных компетенций специализаций определяется образовательной организацией самостоятельно [5]. Немаловажное значение имеет определение критериев данной компетентности. Анализ научной литературы, в качестве таких обобщенных критериев профессиональной компетентности будущего сотрудника органов внутренних дел, позволяет выделить следующие:

• профессионально-личностное самоопределение курсанта (слушателя) к использованию знаний и умений в оперативно-служебной деятельности (мотивацион-ный критерий);

• правовую и психолого-педагогическую грамотность курсанта (слушателя), степень владения умением использовать знания для решения оперативно-служебных задач (когнитивно — операционный критерий);

• способность курсанта (слушателя) адекватно оценивать уровень своей психолого-педагогической и правовой подготовленности и проектировать условия его повышения (рефлексивно-регулятивный критерий) [6].

Данные критерии могут конкретизироваться показателями, связанными со спецификой конкретного направления профессиональной деятельности.

В ее развитии можно обозначить следующие уровни.

Репродуктивный: мотивация определяется индивидуальными предпочтениями, удовлетворительные знания в области основ правоохранительной деятельности, самоанализ носит характер описания ситуации, критерии анализа выбираются интуитивно и имеют преимущественно эмоциональную направленность.

Продуктивный: осознание взаимосвязи между собственными мотивами профессиональной деятельности с социальными нормами,

30

№ 2/2019

углубленные специализированные знания, владение методами продуктивного решения профессиональных задач, самоанализ деятельности происходит в соответствии с профессиональными критериями.

Профессионально-творческий: осознание личной ответственности за результат деятельности, стремление к карьерному росту, владение новыми методами решения профессиональных задач, умение переосмысливать и расширять границы теоретических знаний и практического опыта, предметом самоанализа является уровень собственной компетентности, способность перейти от оценки отдельных умений к оценке результативности и качества своего труда в целом.

Таким образом, компетентность, являясь интегративным феноменом, включает как ценностно-смысловой аспект, так и когнитивный, мотивационный, поведенческий и эмоционально-волевой компоненты. Характеризуя специалиста, как компетентного профессионала выделяют: готовность к проявлению компетентности в стандартной и экстремальной ситуации; владение знанием ее содержания; наличие определенного опыта ее проявления; морально-психологическое отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения; саморегуляцию процесса и результата проявления компетентности.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1614 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.07.2017.

2. Байденко В.И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетентност-ного подхода // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 4—11.

3. Бастриков М.В. Педагогические условия развития профессиональной компетентности офицеров-руководителей МВД России в процессе повышения квалификации: дисс. ... к.п.н. Калининград, 1999. 168 с.

4. Кежов А.А. Социально-педагогическое сопровождение формирования карьерной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в вузе: дисс. ... к.п.н. Великий Новгород, 2015. 152 с.

5. Педагогика высшей школы: учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России. ООО «Р-КОПИ», 2017. 288 с.

6. Сергеева, С.Г. Профильная интеграция в информационной подготовке будущих юристов. дисс. ... к.п.н. В. Новгород, 2003. 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.