тория, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Да-нилюк. - М.: Педагогика, 2006. - 464 с.
3. Дронова, Е.Н. Социально-психологическая поддержка личности / Е.Н. Дронова // Философия образования. - 2007. -№ 2. - С. 276 - 280.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
А. А. Базулина
В статье раскрываются особенности формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел в процессе повышения их квалификации с применением технологии личностно — развивающего обучения. Затрагиваются вопросы, связанные с оценкой этой компетентности в связи с особенностями правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностный подход, технология.
A competent approach to the projecting of qualification improvement of inner affairs employees. The article opens the peculiarities of forming professional competence of inner affairs employees in the process of their qualification improvement through the technology of personal developing education. It touches upon the questions connected with the evaluation of this competence according to some peculiarities of legal activity.
Key words: professional competence, competent approach, technology.
В настоящее время в практике повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов сложилось противоречие, связанное с попыткой перехода к парадигме личностно ориентированного образования, основанного на признании уникальности каждого сотрудника и недостаточным отражением индивидуальности учебной траектории в технологических моделях учебного процесса. Традиционно повышение квалификации работника рассматривается, как углубление его специализации. Альтернативой такому пониманию является представление о квалификации как о рефлексивной над-
стройке над деятельностью. Согласно основным положениям андрагогичес-кой науки, взрослые обучающиеся, испытывающие потребность в самостоятельности, должны играть ведущую роль в процессе своего образования [1]. Это требует такой организации процесса обучения, при котором приоритетным становится стимулирование и поддержка этой самостоятельности в ходе освоения знаний, умений и навыков. В реализации соответствующих образовательных технологий акцент должен делаться на создании и использовании методов, обеспечивающих вынужденную активность обучающегося, форми-
рование у него системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач [2]. Особую значимость приобретают технологии деятельностного типа, благодаря которым интегративным результатом обучения становится повышение профессиональной компетентности специалиста (выездные занятия, стажировки с исполнением должности, анализ и имитационное моделирование конкретных ситуаций и т.п.).
Теоретический анализ работ, раскрывающих сущность компетентнос-тного подхода позволяет выделить ряд положений, составляющих основу проектирования таких технологий:
- центральным элементом компетентности являются деятельностные способности в которых интегрируются знания, действия и мотивы их приме -нения для решения профессиональных задач и проблем;
- формирование компетентности происходит в процессе выполнения деятельности, воссоздающей или имитирующей разные ситуации профессионального труда;
- основным признаком сформи-рованности компетентности является степень успешности решения соответствующей профессиональной задачи или проблемы;
- важным общим показателем компетентности является умение осмыслить профессиональный опыт, способность к его рефлексии.
В качестве критериев профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел выделяют:
- мотивационный (профессионально-личностное самоопределение сотрудников);
- когнитивно-операциональный (знания профессиональной направлен-
ности в области правоохранительной деятельности и умения применять их для исследования и решения профессиональных проблем);
- рефлексивно-регулятивный критерий (способность адекватно оценивать уровень своей компетентности и проектировать условия её повышения).
Решая поставленные государством задачи, сотрудники ОВД занимаются организационной, профилактической, административно-надзорной, административно - процессуальной, оперативно -розыскной, уголовно - процессуальной и другой работой. Часто деятельность может осуществляться в сложных, экстремальных условиях, что требует дифференциации профессиональной компетентности по основным направлениям службы. Поэтому к общему списку профессионально важных способностей, следует добавить умение вырабатывать собственные методы решения проблемных ситуаций на основе осознания своих психологических особенностей. В целом, профессиональная компетентность сотрудника органов внутренних дел может быть определена как уровень владения им знаниями, умениями и способностями в области оперативно-служебной деятельности, достаточный для их эффективного применения в процессе решения служебных задач и для оценки результатов и качества своего труда. В структуре этой компетентности можно выделить ключевую, базовую и специальную компетентности.
К ключевой компетентности сотрудника относятся: способность работать с разными базами данных, консультироваться у экспертов, толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; способность
располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия, находить целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника, выбирать методы психологического воздействия; способность осуществлять защиту безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности.
Базовая компетентность предполагает знание способов защиты прав потерпевших и свидетелей, соблюдение правовых основ ограничения прав человека в деятельности правоохранительных органов, процессуально-правовых аспектов задержания и доставления лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Требуются умения пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы, специальных средств, использованием огнестрельного оружия, организовывать мероприятия по розыску и задержанию преступников «по горячим следам», разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Специальная компетентность определяется спецификой конкретных служебных задач, связанных с определённой должностью.
Основу построения модели формирования профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД составила идея, базирующаяся на принципах:
— компетентносто-ориентирован-ной направленности целей, содержания и методов обучения;
— обеспечения субъектной позиции обучающегося, предусматривающий организацию его учебного самоопределения на этапе предъявления заказа на обучение, в ходе самой курсовой подготовки и в послекурсовой период;
— совместной деятельности в обучении, предполагающий преимущественное применение диалоговых форм работы с учебным содержанием и создание ситуаций коллективно-распределённой деятельности при решении учебных задач;
— рефлексивной организации учебного процесса, означающий введение в этот процесс рефлексивного этапа, обеспечивающего соотнесение сотрудником требований программы и ожидаемых результатов обучения с собственным самоопределением.
Анализ опыта использования описанной технологии показал, что принципиально важными условиями эффективности её применения являются:
- включение в процесс обучения субъектного опыта слушателя;
- сотворчество специалистов Центра профессиональной подготовки и слушателей в решении учебно-профессиональных задач;
- стимулирование познавательной активности обучающихся и их самоорганизации в учебной деятельности.
В разработанной нами технологической модели компетентностно-ориентированного учебного процесса выделены этапы: самоопределения в учебной деятельности, моделирования решения профессиональных задач и рефлексии учебной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Технологическая модель учебного процесса повышения квалификации
Содержание учебных задач Содержание и организация учебной деятельности
Этап самоопределения в учебной деятельности.
Актуализация противоречий в профессиональной деятельности. 1. Актуализация субъектного опыта слушателя, как самостоятельного объекта анализа и оценки: A) Организация самоанализа успешности решения профессиональных задач в практике служебной деятельности. Б) Организация обсуждения результатов самоанализа и аргументации слушателями своей точки зрения при оценке опыта профессионального поведения в конкретных ситуациях. B) Организация обмена информацией о критериях профессиональной компетентности путём использования информационной сети МВД РФ, Internet. Г) Организация критериальной самооценки слушателями уровня своей профессиональной компетентности.
Целеполагание в учебной деятельности. 2. Организация сопоставления обучающимися представлений об ожидаемом результате учебных сборов и собственных потребностей.
А) Анкетирование по выявлению содержания познавательных интересов.
Б) Организация выполнения заданий: - составьте перечень профессиональных задач, которые решаются наименее успешно, и сформулируйте ожидаемый результат обучения на сборах повышения квалификации в критериях успешности решения этих задач (для слушателей). - уточните ожидаемые результаты обучения с учётом уровня компетентности слушателей в решении профессиональных задач и ожидаемых ими эффектов обучения (для специалистов Центра). - сформулируйте общие и вариативные цели обучения в понятиях профессиональной компетентности (общее задание).
Этап моделирования решения профессиональных задач.
Построение и демонстрация варианта решения профессиональной задачи на основе актуализации имеющегося опыта. 144 Выбор ситуационного задания по результатам самоопределения.
Первичное построение варианта решения задачи.
Рефлексивный анализ решения задачи. Первичный анализ затруднений, возникающих в решении профессиональной задачи.
Критериальное моделирование решения профессиональной задачи. Анализ причин затруднений, связанных с отсутствием представлений о критериях деятельности.
Формирование (развитие) представлений о критериях решения задачи.
Критериальное моделирование решения задачи.
Этап рефлексии учебной деятельности.
Самоанализ успешности решения учебных задач и самодиагностика уровня профессиональной компетентности. Выполнение рефлексивного задания: «Продолжить предложения: а) В процессе повышения квалификации приобретены необходимые знания, умения и способности для успешного решения следующих профессиональных задач................ б) При изучении предмета.....................сформированы знания.................., умения................... и др. в) Учитывая возникавшие в ходе обучения трудности, связанные с «...............», в дальнейшем было бы целесообразно «.............»
Важную роль в компетентност-но-ориентированном обучении играет имитационное моделирование служебной деятельности в соотношении с теоретическим обучением. Это обусловлено тем, что:
- обеспечивается соответствие уче бно-познавательной деятельности характеру практических (должностных) задач и профессиональных функций обучаемого;
- интенсифицируется умственная работа слушателей, общение со специалистом центра и между собой, коллективное взаимодействие;
- создаются условия для формирования новых и более высоких форм мотивации, сознательного усвоения требований и содержания профессиональной деятельности;
- обеспечивается деятельностный (а не вербальный) характер обучения;
- оказывается значительное эмоциональное воздействие за счёт увлека-
тельности, состязательности, игрового, творческого характера деятельности
[3].
Для оценки эффективности реализации разработанной модели нами была изучена динамика показателей результативности обучения, характеризующих профессиональную компетентность слушателей.
Изучались три показателя - профессиональная подготовленность, профессиональная успешность и карьерный рост.
Значение показателя «профессиональной подготовленности» выявлялось с помощью экспертной оценки. Анализ полученных данных показал, что слушатели экспериментальных групп значительно успешнее овладевают теоретическим материалом, свободно ориентируясь в основных понятиях (средний балл по завершению обучения в экспериментальных группах - 4,0; контрольных группах - 3,4).
Показатель «профессиональной успешности» оценивался по наличию или отсутствию дисциплинарных мер и личному продвижению в профессиональной деятельности, проявляющемуся в повышении уровня мотивации достижений и результативности решения профессиональных задач. Установлено, что в последующей деятельности сотрудники из экспериментальных групп (58 %) работают лучше, в то время как среди сотрудников, обучавшихся по традиционной технологии, по выборочной средней таковых оказалось 12 %.
Показатель «карьерного роста» определялся по трём видам профессиональной карьеры: назначены на более высокую должность, чем занимаемая до сборов повышения квалификации (должностная карьера; получили общественное признание (социальная карьера); получили надбавки за интенсивность и качество труда (монетарная карьера). По итогам сравнительного анализа данных за 2008 - 2010 гг. о дальнейшем продвижении прошедших подготовку сотрудников, оказалось, что аттестовались на вышестоящую должность - 24 %, представлены к различным видам поощрений - 75 %, получили надбавки за интенсивность и качество труда - 69 %.
Нами были выделены уровни развития профессиональной компетентности:
Репродуктивный: мотивация определяется индивидуальными предпочтениями. Знание основ правоохрани-
тельной деятельности и их использование при решении типовых задач. Собственный анализ деятельности носит характер описания ситуации, средства анализа используются интуитивно и имеют эмоционально-чувственную направленность.
Продуктивный: осознание взаимосвязи между собственными установками и мотивами с социальными нормами. Специализированные знания в области административной, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Владение методами продуктивной, эвристической деятельности. Анализирует результаты своей деятельности и оценивает их в соответствии с профессиональными критериями.
Профессионально-творческий уровень: стремление к профессиональному росту, осознание личной ответственности за результат деятельности. Знания в области правоохранительной деятельности и смежных областях. Владение новыми методами решения профессиональных задач. Умение переосмысливать и расширять границы теоретических знаний и практического опыта. Предметом анализа является уровень собственной компетентности и пути его повышения. Может перейти от оценки отдельных умений к оценке результативности своего труда в целом.
Обобщенная количественная оценка распределения слушателей по этим уровням на начало формирующего эксперимента (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
Динамика профессиональной компетентности (диаграмма 2)
Диаграмма 2
□ Репродуктивный уровень - 35
%
■ Продуктивный уровень - 45 %
□ Профессионально • творческий уровень - 20 %
Наряду с объективными результатами, повысился также инновационный потенциал Центра профессиональной подготовки, а именно уровень готовности преподавателей курсов к инновационной деятельности (инновационно-методическая компетентность).
В качестве параметров, характеризующих уровень инновационно-методической компетентности выступала готовность специалистов центра к профессиональному саморазвитию.
Анализ динамики уровня способности к саморазвитию специалистов, отвечающих за профессиональную подготовку, показал, что 39% из них стали проявлять выраженную потребность в самообразовании и самоанализе своей деятельности, в развитии собственных интеллектуальных качеств. У 46 % проявилась адекватная самооценка своего труда, стремление к его совершенствованию. Ценность создания субъект -субъектных отношений в учебном процессе оказалась выраженной у 53%
специалистов Центра. Они проявляют умение актуализировать субъектный опыт сотрудников и строить обучение в зоне ближайшего развития. Общение с обучающимися носит конструктивный характер.
Кроме того, подтверждением эффективности модели явились изменение качества педагогической деятельности сотрудников самого Центра на основе коррекции ими реализуемой программы и внедрения в практику технологии личностно развивающего обучения (73%), а также рост умений специалистов центра использовать рефлексивный самоанализ собственных нововведений в учебный процесс, пользоваться научно-методическими источниками (60%).
Таким образом, теоретическо-экс-периментальное исследование проблемы повышения квалификации позволило сделать вывод об эффективности обучения, в ходе которого субъект сам принимает на себя функцию управления своим развитием, а специалист
центра профессиональной подготовки лишь обеспечивает овладение им способностью к самоорганизации и самоуправлению этим развитием. Такой подход способствует более полному осознанию перспектив собственного развития и оценки альтернатив своего поведения.
В целом, значимость проведённого исследования заключается в том, что:
- впервые в теории дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД раскрыт технологический аспект компетентностно-ориен-тированного личностно-развивающего процесса повышения их квалификации;
- уточнена сущность понятия «профессиональной компетентности сотрудника ОВД»;
- разработана технологическая модель процесса повышения профессиональной компетентности сотрудников.
В целом полученные результаты подтвердили эффективность разработанной модели. А разработанные в ходе исследования диагностические крите-
рии могут быть использованы при анализе и оценке качества курсового обучения в различных центрах переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел.
Литература:
1. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] /И.А. Колесёнкова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; Под ред. И. А. Колесёнко-вой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240с.
2. Каплунович, Т.А., Каплунович, С.И. Компетентностно-ориентированная технология обучения в системе повышения квалификации педагогов. [ Текст ] // Педагогическое образование и наука, 2008, № 5. - С. 87 - 89.
3. Казарцева, Г.А. Организация модульного обучения: в помощь преподавателям образовательных учреждений МВД России: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. О.Д. Нациевского. -Челябинск: ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008. - 90 с.